(с изменениями на 30 января 2023 года)
принят Саратовской областной Думой
22 февраля 2005 года
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
Законом Саратовской области от 30.03.2007 N 28-ЗСО,
Законом Саратовской области от 06.06.2007 N 92-ЗСО,
Законом Саратовской области от 28.05.2008 N 136-ЗСО,
Законом Саратовской области от 25.02.2009 N 21-ЗСО,
Законом Саратовской области от 03.07.2012 N 103-ЗСО,
Законом Саратовской области от 24.09.2013 N 153-ЗСО,
Законом Саратовской области от 28.03.2016 N 32-ЗСО,
Законом Саратовской области от 17.12.2019 N 134-ЗСО,
Законом Саратовской области от 30.06.2020 N 81-ЗСО,
Законом Саратовской области от 06.10.2021 N 107-ЗСО,
Законом Саратовской области от 09.03.2022 N 23-ЗСО,
Законом Саратовской области от 12.08.2022 N 110-ЗСО,
Законом Саратовской области от 30.01.2023 N 6-ЗСО.
_______________________________________________________________
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством определяет общие для Саратовской области организационно-правовые нормы в сфере защиты населения Саратовской области (далее - население), земельного, водного, воздушного пространства в пределах Саратовской области или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации) (преамбула с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 25.02.2009 N 21-ЗСО, см. предыдущую редакцию).
Законодательство области в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон), других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации и состоит из Устава (Основного Закона) Саратовской области, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов органов государственной власти области.
1. Целями настоящего Закона являются:
а) предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
б) снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
в) ликвидация чрезвычайных ситуаций.
2. Настоящим Законом не регулируются отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, не связанные с перечисленными в части 1 настоящей статьи целями.
1. В соответствии с Федеральным законом границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством области руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с Правительством области и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации (часть с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 28.03.2016 N 32-ЗСО, см. предыдущую редакцию).
2. В соответствии с Федеральным законом границы зон экстренного оповещения населения определяются нормативными правовыми актами Правительства области по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, в полномочия которого входит решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также с органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых может возникнуть чрезвычайная ситуация.
1. В соответствии с Федеральным законом органы государственной власти области, органы местного самоуправления и администрации организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них (часть с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 30.03.2007 N 28-ЗСО, см. предыдущую редакцию).
2. Руководитель, иное уполномоченное должностное лицо организации, на территории которой возникла угроза или произошла чрезвычайная ситуация, обязаны немедленно уведомить соответствующий орган управления областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - орган управления) о возникшей на объекте или подведомственной территории чрезвычайной ситуации (часть с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 03.07.2012 N 103-ЗСО, см. предыдущую редакцию).
3. При угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах организация оповещения работников этих объектов, работников иных организаций и населения, органа управления, на территории которого действуют потенциально опасные объекты, осуществляется руководителями данных объектов в соответствии с законодательством.
4. Орган управления, в распоряжение которого поступила информация об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, обязан:
немедленно оповестить население, руководителей организаций, расположенных в опасной зоне, о характере и масштабах чрезвычайной ситуации, реальной угрозе для жизни, здоровья и имущества граждан;
осуществить комплекс первоочередных мер предупредительного характера или мероприятий по снижению последствий возникшей чрезвычайной ситуации;
проинформировать вышестоящий орган управления, специально уполномоченный для решения задач в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, соответствующий орган местного самоуправления об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации (абзац с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 28.05.2008 N 136-ЗСО, см. предыдущую редакцию).
1. Губернатор области:
а) принимает решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
б) устанавливает региональный уровень реагирования в порядке, установленном Федеральным законом.
2. Областная Дума (абзац с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 03.07.2012 N 103-ЗСО, см. предыдущую редакцию):
а) принимает в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
б) утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности и мероприятий в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в законе области об областном бюджете на очередной финансовый год.
3. Правительство области (абзац с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 03.07.2012 N 103-ЗСО, см. предыдущую редакцию):
а) принимает нормативные правовые акты в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своей компетенции;
б) осуществляет подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций (пункт с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 28.03.2016 N 32-ЗСО, см. предыдущую редакцию);
в) обеспечивает проведение эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера;
г) осуществляет информирование населения о чрезвычайных ситуациях;
д) организует проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддержание общественного порядка в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращается к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;
е) осуществляет финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ж) создает резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
з) содействует устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;
и) содействует федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций (пункт дополнительно включен Законом Саратовской области от 30.03.2007 N 28-ЗСО).
к) создает и поддерживает в постоянной готовности системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;
л) осуществляет сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивает, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;
м) осуществляет создание обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", обеспечивает ее эксплуатацию и развитие;
н) утверждает положение о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, порядок государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
о) разрабатывает и утверждает планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории области;
п) принимает решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены;
р) устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с пунктом "а" части 1 настоящей статьи;
с) с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории области или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных Правительством Российской Федерации, может устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а_1" статьи 10 Федерального закона.
(статья признана утратившей силу Законом Саратовской области от 28.05.2008 N 136-ЗСО, см. предыдущую редакцию)
(статья признана утратившей силу Законом Саратовской области от 28.05.2008 N 136-ЗСО, см. предыдущую редакцию)
Финансовое обеспечение установленных Федеральным законом, настоящим Законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера является расходным обязательством области.
В соответствии с Федеральным законом Правительство области вправе осуществлять расходы, связанные с реализацией мероприятий, направленных на оказание единовременной материальной помощи, финансовой помощи и выплату единовременных пособий гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в случаях ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера. Финансовое обеспечение понесенных Саратовской областью расходов на указанные цели может обеспечиваться за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
1. Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
2. Порядок создания и использования указанных в части 1 настоящей статьи резервов (резервных фондов), порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются Правительством области.