КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
30 сентября 2004 г. № 152
г. Орел
О развитии социального партнерства в Орловской области
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Орловской области от 06.12.2017 N 511.
____________________________________________________________________
Социальное партнерство является одним из важнейших общественно-государственных механизмов в системе управления социально-трудовыми процессами. В области социальное партнерство обеспечивается взаимодействием работников (представителей работников), работодателей (представителей работодателей), органов государственной власти, органов местного самоуправления, направленным на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений. Система социального партнерства в области формируется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О коллективных договорах и соглашениях", Законами Орловской области "О социальном партнерстве в Орловской области" и "Об Орловской областной и территориальных трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений".
Постоянно действующим органом, обеспечивающим социальное партнерство в области, является областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Социальное партнерство в муниципальных образованиях обеспечивается городскими и районными трехсторонними комиссиями.
Главным документом социального партнерства в Орловской области является Соглашение между Коллегией администрации, федерацией профсоюзов и объединением работодателей Орловской области на 2002-2004 годы, охватывающее все наиболее важные аспекты социально-трудовой сферы. В области действует 70 соглашений всех уровней, что на 2,9% больше, чем по состоянию на 1 января 2004 года.
Ведущая роль в системе социального партнерства принадлежит коллективным договорам. По состояние на 1 июля 2004 года коллективные договоры заключены в 1320 предприятиях и организациях, что составляет 62,9 % от числа крупных и средних предприятий. В коллективно-договорное регулирование вовлечены 180,3 тыс. человек или 68,5 % от среднесписочной численности работников крупных и средних предприятий. Из общего числа коллективных договоров - 479 (36,3%) заключены в организациях производственной сферы. На предприятиях промышленности коллективные договоры заключают 55,5 % крупных и средних предприятий, в сельском хозяйстве - 44,3 %, на предприятиях транспорта и связи, строительства, торговли и общественного питания от 36 до 46 % крупных и средних предприятий соответствующих отраслей. В непроизводственной сфере коллективные договоры заключены в 841 организации. Наибольшая приверженность коллективно-договорному регулированию свойственна предприятиям государственной и муниципальной форм собственности.
Уведомительную регистрацию прошли 1188 коллективных договоров, или 90,0 % от общего их числа.
В соответствии с требованиями статьи 50 Трудового кодекса Российской Федерации с целью недопущения нарушения положениями коллективных договоров и соглашений законодательства о труде в управлении труда, а также в городских и районных администрациях, кроме г. Орла, организована экспертиза поступающих на регистрацию коллективных договоров.
Действующая в области система социального партнерства активно способствует позитивным сдвигам в экономике, социально-трудовой сфере, сохранению стабильной обстановки в обществе.
Вместе с тем коллективно-договорное регулирование социальнотрудовых отношений все еще недостаточно развито. В текущем году в организациях производственной сферы наметилась тенденция к сокращению числа коллективных договоров. Сдерживающими факторами заключения коллективных договоров являются неустойчивое финансовое положение целого ряда организаций, отсутствие на многих предприятиях профсоюзных организаций, инициативы со стороны работников. В значительном улучшении нуждается организация экспертизы коллективных договоров в городских и районных администрациях.
Из-за отсутствия организационных структур работодателей снижается результативность выполнения областного, отраслевых и территориальных соглашений. Областная, городские и районные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений все еще недостаточно эффективно влияют на вопросы обеспечения роста заработной платы и недопущения задолженности по ее выплате, улучшения условий и охраны труда работников.
В целях дальнейшего развития и совершенствования социального партнерства в области, повышения его эффективности Коллегия администрации области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Координатору областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Цикореву Н.Н. обеспечить дальнейшее развития социального партнерства в Орловской области.
2. Управлениям Аппарата Губернатора и администрации области: труда (Медведев В.И.), промышленности, производственной и научно-технической инфраструктуры (Морозов Б.А.), строительства и ресурсоэнергосбережения (Кисляков А.Г.), транспорта (Кореньков М.В.), торговли и потребительских ресурсов (Агапов В.П.), по реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Миронов В.С.), управлениям администрации области: сельского хозяйства и продовольствия (Серов В.М.), здравоохранения (Широков М.В.), общего и профессионального образования (Копылова А.В.), культуры и искусств (Долягина О.М.) совместно с федерацией профсоюзов Орловской области (Евтеев А.Н.) и Союзом предпринимательских сил Орловской области (Володкин А.А.) содействовать заключению коллективных договоров в организациях и отраслевых соглашений.
3. Управлению труда (Медведев В.И.):
- при осуществлении уведомительной регистрации коллективных договоров выявлять условия, ухудшающие положение работников по сравнению с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями, сообщать об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, а также в Государственную инспекцию труда по Орловской области;
- добиваться изъятия из коллективных договоров, локальных нормативных актов организаций, являющихся неотъемлемой частью коллективного договора, противоречащих трудовому законодательству положений;
- обеспечить проверку полномочий сторон коллективных договоров и соглашений;
- проводить в ходе уведомительной регистрации и контроля за исполнением коллективных договоров целенаправленную работу по обеспечению индексации заработной платы;
- устанавливать ставку 1 разряда рабочего основной профессии для определения должностного оклада руководителя областного государственного унитарного предприятия (учреждения) на основании коллективного договора.
4. Рекомендовать главам городских и районных администраций, городским и районным трехсторонним комиссиям содействовать развитию социального партнерства в муниципальных образованиях и коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в организациях, представлению коллективных договоров и соглашений на уведомительную регистрацию, повышению качества экспертизы коллективных договоров и соглашений, созданию городских и районных объединений работодателей.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на члена Коллегии, заместителя Губернатора области Н.Н. Цикорева.
Председатель Коллегии Е.С. Строев