РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
О социальном партнерстве в Орловской области
(с изменениями на 24 марта 2004 г.)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
закона Орловской области от 6 июня 2016 года N 1950-ОЗ
____________________________________________________________________
Принят Орловским областным Советом народных депутатов 24 сентября 1999 г.
Настоящий Закон определяет правовые основы организации, функционирования и развития социального партнерства в Орловской области с целью регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений и достижения общественного согласия.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Социальное партнерство - система отношений, направленных на обеспечение согласования интересов работников, работодателей, органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в области социально-трудовых отношений;
Стороны соглашений - работники, работодатели, а также исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления Орловской области, в лице их полномочных представителей;
Система социального партнерства в Орловской области - совокупность постоянно действующих органов, формируемых социальными партнерами, определенного ими порядка взаимодействия и функционирования данных органов, совместных документов (соглашений, договоров), принимаемых социальными партнерами;
Организация - предприятие, учреждение, организация независимо от форм собственности и подчиненности;
Работник - физическое лицо, работающее на основе трудового договора (контракта);
Работодатели - организации (юридические лица) независимо от форм собственности и подчиненности, представляемые их руководителями (администрацией), либо физические лица, с которыми работники состоят в трудовых отношениях;
Представители работников - органы профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган профсоюза представлять их интересы в ходе коллективных переговоров, заключения, изменения, дополнения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;
Представители работодателей - руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений (ассоциации) работодателей, иные уполномоченные работодателями органы;
Представители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления - руководители этих органов или другие полномочные в соответствии с уставами (положениями) лица, иные уполномоченные этими органами лица.
Статья 2. Правовая основа социального партнерства
Правовую основу социального партнерства в Орловской области составляют Конституция Российской Федерации, Кодекс законов о труде Российской Федерации, Гражданский Кодекс Российской Федерации, федеральные законы: "О коллективных договорах и соглашениях", "Об общественных объединениях", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях", "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", Устав Орловской области, настоящий Закон и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации и Орловской области по вопросу регулирования социально-трудовых отношений.
Статья 3. Цели социального партнерства
Целями социального партнерства являются:
- объединение усилий государственных и муниципальных органов, профсоюзов, работодателей и работников в целях согласованных действий, направленных на совершенствование социально-экономической защиты жителей области;
- предупреждение негативных явлений в социально-трудовой сфере и содействие разрешению конфликтных ситуаций;
- регулирование оплаты труда в бюджетной сфере и внебюджетном секторе экономики;
- создание условий для обеспечения занятости населения и развития рынка труда.
Статья 4. Задачи системы социального партнерства
Система социального партнерства в Орловской области создается для выполнения следующих задач:
- обеспечения социально ориентированной политики экономических преобразований в Орловской области;
- обеспечение эффективного механизма регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;
- обеспечение стабильности общества на основе объективного учета интересов всех его слоев;
- проведение коллективных переговоров, взаимных консультаций сторон соглашений;
- совершенствование законодательства в установленном порядке;
- разработка и заключение соглашений, коллективных договоров в соответствии с Законодательством Российской Федерации и настоящим Законом;
- предотвращение коллективных трудовых споров и содействие разрешению конфликтов.
Статья 5. Принципы социального партнерства
Принципами социального партнерства являются:
Безусловное соблюдение участниками социального партнерства норм Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативно-правовых актов Орловской области;
уважение и учет интересов участников переговоров;
заинтересованность договаривающихся сторон в участии в договорных отношениях;
содействие государства укреплению и развитию социального партнерства на демократической основе;
равноправие сторон и доверие в отношениях;
невмешательство в дела друг друга;
свобода выбора и обсуждения вопросов, входящих в систему социального партнерства;
добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласия;
регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в систему социального партнерства;
реальность обеспечения выполнения принятых социальными партнерами обязательств;
обязательность исполнения достигнутых договоренностей;
систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений;
ответственность сторон, их представителей, должностных и иных лиц за не выполнение по их вине принятых обязательств, соглашений, договоров, решений;
соблюдение предусмотренных законом примирительных процедур при разрешении коллективных трудовых споров.
Статья 6. Сфера действия настоящего Закона
Действие настоящего Закона распространяется на:
работодателей, находящихся на территории Орловской области и их объединения;
всех работников организаций на территории Орловской области;
территориальные и первичные профсоюзные организации и их объединения, действующие в Орловской области;
исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления Орловской области.
Глава II. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья 7. Областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
(признана утратившей силу)
Областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее комиссия) является постоянно действующим органом системы социального партнерства в Орловской области и действует в соответствии с Положением, разработанным сторонами - администрацией Орловской области, объединением профсоюзов, объединениями работодателей и утвержденным Главой администрации Орловской области.
Комиссия формируется и действует на принципах добровольности, паритетности и полномочности представительства, равноправия и взаимной ответственности партнера.
Комиссия имеет право:
проводить консультации с администрацией Орловской области, Советом народных депутатов Орловской области при решении вопросов разработки и реализации социально-экономической политики и правотворчества в сфере труда, занятости, трудовой миграции, социального обеспечения;
давать рекомендации органам государственной власти Орловской области о принятии в установленном порядке нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений;
получать необходимую информацию и материалы об экономическом, социально-трудовом положении области, ее территориальных структур, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчиненности;
направлять в порядке, не противоречащем действующему законодательству, членов комиссии и экспертов на предприятия, в учреждения и организации, независимо от форм собственности и подчиненности для ознакомления с положением дел и необходимыми материалами, касающимися трехстороннего соглашения;
участвовать через создаваемые рабочие органы и группы в разработке муниципальных отраслевых (межотраслевых) тарифных, профессиональных тарифных соглашений;
оказывать практическое и методическое содействие заключению коллективных договоров, муниципальных отраслевых (межотраслевых) тарифных, профессиональных тарифных соглашений;
принимать решения по вопросам, входящим в ее компетенцию, которые обязательны для рассмотрения исполнительными органами государственной власти Орловской области и местного самоуправления, профсоюзами, работодателями, их объединениями;
осуществлять контроль за выполнением условий областного трехстороннего соглашения;
вносить предложения о привлечении к ответственности лиц, не выполняющих соглашения, коллективные договоры;
содействовать разрешению разногласий по поводу заключения и реализации соглашений, коллективных договоров;
обсуждать проекты законов Орловской области, иные нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти Орловской области по вопросам социально-трудовых отношений.
Статья 8. Координационный комитет содействия занятости населения Орловской области
Координационный комитет содействия занятости населения Орловской области создается в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" с целью выработки согласованных решений по определению и реализации политики занятости населения в области.
Координационный комитет содействия занятости населения Орловской области создается из представителей объединений работодателей, исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Орловской области, организаций и объединений профсоюзов, органов служб занятости, общественных организаций, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
Представленные в координационном комитете содействия занятости населения Орловской области стороны разрабатывают Положение о работе комитета. Положение о работе комитета и его состав утверждаются Главой администрации Орловской области.
Координационный комитет содействия занятости населения Орловской области:
принимает рекомендации в адрес администрации Орловской области, объединений профсоюзов, объединений работодателей, других общественных организаций по проблемам занятости населения в области;
содействует разработке и реализации программ по проблемам занятости населения, разрабатываемым в системе социального партнерства Орловской области;
проводит консультации, экспертизу проектов нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Орловской области по проблемам занятости населения.
На районном уровне, в гг. Орел, Мценск, Ливны могут создаваться муниципальные координационные комитеты. Положение о работе комитета и его состав утверждаются главой соответствующего муниципального образования.
Статья 9. Другие органы системы социального партнерства в Орловской области
В соответствии с целями социального партнерства органом, ответственным за положение дел в охране труда, является межведомственная комиссия по охране труда.
Глава III. ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья 10. Областное трехстороннее соглашение
Областное трехстороннее соглашение - правовой акт, устанавливающий:
общие принципы регулирования социально-трудовых отношений в Орловской области;
социальные нормативы, программы и другие условия труда;
социальные гарантии и льготы на территории Орловской области;
взаимные обязательства администрации Орловской области, объединения профсоюзов, объединения работодателей;
Областное трехстороннее соглашение:
разрабатывается на основе достигнутых переговоров между сторонами;
заключается администрацией Орловской области, Федерацией профсоюзов Орловской области, работодателями и их объединениями до принятия областного бюджета на соответствующий период;
распространяется на работников, работодателей, исполнительные органы государственной власти области, которые уполномочили своих представителей заключить соглашение от их имени.
Условия, содержащиеся в областном трехстороннем соглашении, не могут ухудшать положение работников применительно к Законодательству Российской Федерации, Генеральному соглашению, общероссийским отраслевым (межотраслевым) тарифным и профессиональным тарифным соглашениям на соответствующий период.
Регулирование разногласий в ходе переговоров при заключении и исполнении областного трехстороннего соглашения осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".