Благополучие детей неразрывно связано с созданием необходимых условий для их воспитания, образования и развития.
На начало 1995 - 1996 учебного года в дневных общеобразовательных школах обучалось 119968 человек (в 1994 - 1995 учебном году - 117154). Развивается дифференцированная образовательная система, формируется многовариантная школа. Процесс развития может продолжается достаточно долго, многовариантная система образования становится реальностью.
Развивается сеть дошкольных учреждений разных типов. Она включает 450 дошкольных учреждений, в том числе: 10 микрорайонных центров разных направлений, 13 учебно-воспитательных комплексов "Детский сад - школа", 12 специализированных детских садов для детей, имеющих недостатки в физическом и психическом развитии, 89 групп для ослабленных и часто болеющих детей, 75 групп для детей с отклонениями в развитии.
Из 643 школ в 40 (с охватом 867 детей) осуществляется углубленное изучение отдельных учебных предметов, 11 школ работают по гимназическим и лицейским программам.
На многоуровневую систему профессиональной подготовки перешли педагогические коллективы и профессионально-технические училища.
В системе различных государственных и общественных институтов воспитания детская организация имеет важную роль в создании условий для активной социализации личности ребенка. Среди ряда детских общественных объединений Орловской области особое место занимает областная пионерская организация "Орлята", как наиболее многочисленная (20 000 человек) и активно функционирующая (в деятельности ее реализуется более 20 областных и районных авторских программ).
Однако остается острой проблема отсева учащихся из общеобразовательных школ.
В течение 1995 года из школ ушло 227 подростков, из них 135 перешли в профессиональные училища до завершения учебы в основной школе. Органами образования принято ряд мер по сокращению отсева. Создана сеть классов компенсирующего обучения, в них - 1425 школьников, разрабатываются новые формы учета детей школьного возраста, соответствующие социальной ситуации. Например, учитываются дети 7-летнего возраста, не посещающие дошкольные учреждения и нуждающиеся в дополнительной помощи дефектологов, психологов, логопедов и других специалистов для подготовки их к школе.
Органы управления образованием находят возможность поддержать те микрорайонные школы, которые работают с наиболее сложным составом учащихся и которые наиболее успешно решают задачи по их социально-педагогической защите.
Так, в Заводском районе г. Орла нашли поддержку школа N 17, где функционирует экспериментальная площадка "Классный воспитатель в воспитательной системе школы" и школа N 42 для проблемных подростков, где работают освобожденные классные воспитателя, классы компенсирующего обучения, заочные и вечерние классы.
В области имеется 6 типов учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 11 школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии.
В системе образования работают 11 центров и кабинетов социально-психолого-педагогической помощи, 59 учреждений дополнительного образования,, 33 спортивных школы (клуба), 119 филиалов спортивных школ и клубов на базе сельских школ, в 225 школах введены дополнительные уроки физкультуры.
Смысл создания многовариантной системы образования - формирование условий для достижения успехов в образовательной деятельности всеми детьми и подростками, для успешной педагогической деятельности по формированию личности каждого ученика, каждого воспитанника.
Вместе с тем, из-за недостатка учебных помещений в 1995/1996 учебном году 24737 учащихся обучаются во вторую смену и 79 - в третью.
Сокращено финансирование строительства, ремонта и реконструкции общеобразовательных учреждений всех типов.
Ввод в действие ученических мест уменьшился с 2217 в 1993 году до 1284 в 1995 году, а 57 зданий общеобразовательных школ в сельской местности находятся в аварийном и ветхом состоянии.
В течение 3 последних лет не введено в действие ни одно детское дошкольное учреждение. Более того, за последние 5 лет сеть дошкольных учреждений сократилась на 125 единиц или на 20,6%.
Охват дошкольными учреждениями снизился с 57,5% до 46,6%.
В целях сохранения сети дошкольных учреждений, администрацией области принят ряд распоряжений, запрещающих их закрытие и перепрофилирование. На бюджет местных органов управления образованием принято 115 ведомственных дошкольных учреждений.
Летом 1995 года более 36000 детей и подростков были охвачены оздоровительными мероприятиями. Это - столько же, сколько в 1994 году, но по сравнению с 1993 годом число отдохнувших в оздоровительных лагерях сократилось на 6%.
В связи с постоянно происходящим увеличением стоимости путевок и транспортных расходов на оплату проезда к месту отдыха, областной администрацией, местными органами власти, профсоюзными комитетами принимаются дополнительные меры по обеспечению доступности летнего отдыха.
Все более очевидной становится необходимость создания системы социально-педагогической защиты детей, их жизни, здоровья, личной безопасности, права на поддержку в кризисной ситуации.
В 1995 году зарегистрировано 57 несчастных случаев с детьми, происшедших во внеурочное время и 2 - в общеобразовательных учреждениях при проведении школьных мероприятий.
Нельзя признать положительным подмену углубленного медосмотра врачами-специалистами так называемым "скрининговым методом обследования" состояния здоровья детей. Это обследование не дает реальных показателей.
Психологические мониторинги, проведенные в 1993 - 1995 годах кафедрой психологии ОГПУ, областной службой социально-педагогической помощи детям, их родителям и учителям, сотрудниками Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга, показали тенденцию к ухудшению ряда значимых показателей психического здоровья дошкольников и младших школьников, проживающих на территории, загрязненной радионуклидами.
За прошедший год 167 подростков - учащихся школ совершили 281 преступление.
Выявлено детей и подростков, оставшихся без попечения родителей 613 человек, в том числе в возрасте до 7 лет 257 (в 1994 году соответственно- 210, 206). Отобрано детей у родителей, лишенных родительских прав, 116 и у родителей без лишения родительских прав 58 (в 1993 году соответственно - 50 и 36).
А настоящее время 1285 детей находятся под опекой и попечительством, 1768 - на усыновлении, 696 воспитываются в общеобразовательных школах-интернатах, из них 306 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 310 - в детских домах, 1704 - в школах и школах-интернатах для детей с проблемами в физическом и психическом развитии, в том числе 263 - детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.