Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2000 ГОДА (ОБЛАСТНОЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ)

II. ОБОБЩЕННАЯ ОЦЕНКА РЕГИОНАЛЬНЫХ МЕР ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ПРОБЛЕМАМИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИХ ДОСТАТОЧНОСТИ.


В общественном мнении жителей Орловской области сформировано понимание значимости проблемы и необходимости принятия мер по ее решению.

Принят ряд законодательных актов, предусматривающих оказание помощи семье, предпринимаются шаги по развитию специального обучения и воспитания детей с аномалиями в развитии, расширению возможностей их трудоустройства, совершенствованию социальной помощи, созданию учреждений и служб, ориентированных на социальную профилактику и коррекционно-реабилитационную работу с детьми, находящимися в неблагоприятных условиях жизни и воспитания.

Указ Президента РФ от 6.09.1993 года N 1338 "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав" положил начало принципиально новому подходу к защите прав детей, попавших в особо трудную ситуацию.

Новый подход предусматривает обеспечение психолого-педагогической поддержки, социальной коррекции и реабилитации детей с отклонениями в поведении, создание материальной базы для временного помещения детей, не имеющих нормальных условий жизни и воспитания, предупреждение ранней детской безнадзорности, профилактику семейного неблагополучия, воспитание сознательного и ответственного родительства. Новый подход исключает карательную практику в отношении детей и подростков с девиантным поведением.

В рамках областной программы "Семья", разработанной на основе Президентской программы "Дети России", осуществляется реализация трех целевых программ, затрагивающих интересы детей группы риска: "Дети-сироты", "Дети-инвалиды", Дети Чернобыля", разрабатываются программы "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев", "Одаренные дети".

Сохраняется сеть учреждений, решающих проблемы досуговой деятельности детей и подростков как необходимое условие профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Наряду с комиссиями по делам несовершеннолетних, органами образования, культуры, УВД, в работу по профилактике безнадзорности и правонарушений включаются органы и учреждения социальной защиты населения: малообеспеченным семьям для поддержания удовлетворительного уровня жизни детей в 1995 году в качестве льготной помощи выделено 3,068 млрд. рублей, 369,5 млн. рублей израсходовано на оздоровительные путевки для малообеспеченных детей, в т.ч. на целевые реабилитационные заезды детей с проблемами в поведении и здоровье, 958,6 млн. рублей - на развитие сети специализированных учреждений социальной помощи семье и детям осуществляются целевые благотворительные акции в интересах детей-сирот и детей с педагогически несостоятельными родителями.

В настоящее время в области действуют 28 специализированных учреждений и структур в системе социальной помощи семье и детству со стационарами на 260 мест, в т.ч.: 4 центра соцпомощи семье и детям, 1 социальный приют для детей и подростков, 4 отделения по работе с семьей и детьми в территориальных центрах соцобслуживания населения, 11 центров медико-социальной помощи семье и детям на 106 мет, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (со стационаром), центр психолого-педагогической реабилитации, областной телефон "Доверие", муниципальный социально-образовательный центр, центр психологической помощи и профориентации молодежи, областной кабинет медико-психологической помощи населению.

В целях профилактики детской безнадзорности работают 5 стационарных (с правами приютов) отделений в территориальных центрах социального обслуживания населения в г. Орел, Орловском, Верховском, Хотынецком, Покровском районах на 120 мест, где ежегодно, помимо ухода и питания, проходят социально-психолого-педагогическую реабилитацию более 400 детей дошкольного и младшего школьного возраста. Из них около 50% - дети-сироты и дети, лишившиеся опеки родителей. Всего же в системе социальной защиты социально-реабилитационными мероприятиями в течение 1995 года были охвачены более 21 тыс. детей и подростков.

Однако, практический результат предпринимаемых органами исполнительной власти мер по приостановлению негативных процессов в детской среде недостаточен, прежде всего вследствие недостаточности нормативно-правовой базы, рассогласованности ведомств.

Многие потенциально эффективные формы помощи этим детям только зарождаются и требуют пристального внимания, экономической и кадровой поддержки.