Недействующий

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 июля 1996 года N 408

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2000 ГОДА (ОБЛАСТНОЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ)

{Утратил силу:
ст. 62 Закона Орловской области от 15.04.03 г. N 319-ОЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области";
См. также:
Постановление главы администрации от 21.04.1998 г. N 229}

В целях определения долгосрочной социальной политики по улучшению положения детей в Орловской области, а также, руководствуясь Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы и национальным планом действий в интересах детей, ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить Основные направления региональной социальной политики по улучшению положения детей в области до 2000 года (областной план действий в интересах детей).

2. Местным органам самоуправления руководствоваться Основными направлениями региональной социальной политики по улучшению положения детей в области до 2000 года (планом действий в интересах детей).

3. Утвердить план мероприятий по улучшению положения детей на 1996 год.

Поручить комитету по высшей школе и народному образованию (Копылова А.В,), управлению социальной защиты населения (Лабейкин А.А.), облздравотделу (Широков М.В.), управлению труда (Рожков А. А.), областному центру занятости населения (Шведов А.И.), управлению внутренних дел (Савченко И.П.), управлению юстиции (Зенова Т.Н.) обеспечить реализацию Основных направлений региональной социальной политики по улучшению положения детей в области и плана мероприятий по улучшению положения детей на 1996 год.

4. Финансовому управлению (Курганников В.Ф.) обеспечить приоритетное финансирование мероприятий по улучшению положения детей в Орловской области в 1996 г. в общих расходах ведомств.

5. Администрациям городов, районов утвердить мероприятия по улучшению положения детей в городах и районах на 1996 г. в качестве первого этапа реализации Основных направлений региональной социальной политики по улучшению положения детей в области до 2000 года.

Глава администрации Е. С. Строев.

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
главы администрации области
23 июля 1996 г. N 408

ОСНОВНЫЕНАПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2000 ГОДА

(ОБЛАСТНОЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ)

г. Орёл, 1996 год

ВВЕДЕНИЕ


Ежегодные справки о положении детей в Орловской области характеризуют снижение практически всех параметров общепринятых стандартов детства, включая материальное обеспечение, потребление услуг здравоохранения, образования (особенно в части дополнительного, внешкольного и профессионального), культуры и др., что связано с увеличением доли населения, оказавшейся на грани или за чертой бедности, заметным ослаблением инфраструктуры социальных отраслей.

Признавая в связи с этим необходимость определения приоритетных целей и задач по обеспечению выживания, защиты и развития детей и стратегии их реализации как на долгосрочный, так и на текущий период, а также необходимость усиления социально-правовой защищённости детей, обеспечения их конституционных прав на выживание, защиту и развитие, ориентируясь на приоритет общечеловеческих ценностей и соотношение Основных направлений региональной социальной политики по улучшению положения детей в Орловской области с Основными направлениями социальной политики в интересах детей в Российской Федерации и такими международно-правовыми актами как Конвенция ООН о правах ребёнка и Всемирная декларация об обеспечения выживания, защиты и развития детей в 90-е годы, разработаны и принимаются Основные направления региональной социальной политики по улучшению положения детей Орловской области до 2000 года как долгосрочная программа и план мероприятий улучшения положения детей области на 1996 год в качестве первого этапа реализации Основных направлений.

Утверждённые Основные направления и мероприятия на 1996 год являются составной частью социальной политики области и представляют целостную систему мер по обеспечению приоритетных задач жизнеобеспечения детей области.

Предполагается также ежегодное утверждение мероприятий по реализации Национального плана действий в интересах детей на территории области на соответствующий год.

Основные цели и задачи региональной социальной политики по улучшению положения детей в Орловской области до 2000 года


Общая цель региональной социальной политики по улучшению положения детей в Орловской области состоит в преодолении нарастания негативных тенденций и стабилизации положения детей, создании реальных предпосылок дальнейшей положительной динамики процессов жизнеобеспечения детей.

Необходимость реализации прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и международными обязательствами, Основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ, а также конкретные проблемы современного положения детей обусловили выбор в качестве приоритетных следующие основные направления региональной социальной политики по улучшению положения детей в Орловской области:

укрепление правовой защиты детства;

поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей;

обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей;

улучшение питания детей;

обеспечение воспитания, образования и развития детей;

поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.

Реализация Основных направлений региональной социальной политики по улучшению положения детей в Орловской области предусматривает решение всех вышеназванных задач при участии администрации городов, районов, посёлков и сёл, ведомств социальной сферы, нуждается в широкой пропаганде в средствах массовой информации и поддержке населения области.

3. Основные направления социальной политики по улучшению положения детей в Орловской области Укрепление правовой защиты детства. Цели, задачи и меры


Закрепление прав детей во всех сферах их жизнедеятельности в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституцией Российской Федерации является основной целью в области правовой защиты детства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

предотвратить распространение любых форм эксплуатации, жестокого обращения с детьми, обеспечить их защиту от физического и психологического насилия;

обеспечить правовое регулирование защиты детей, находящихся в особо трудных условиях (в том числе пострадавших вследствие вооруженных конфликтов, экологических и природных бедствий и катастроф, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев);

установить гарантии по обеспечению прав несовершеннолетних в процессе их трудоустройства в новых экономических условиях, защите их от эксплуатации со стороны работодателей, охране их труда.

1. ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА


Дума

1996-2000

Дума

1996-1997

по общеобразовательным школам всех видов.

1996-1997

3.2. Поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей Обобщённая оценка состояния проблемы в Орловской области


95,2% всех детей или 199,7 тысяч человек области воспитываются в семьях, причём 27% семей с детьми и неполные. Около трети детей являются единственным ребёнком в семье, 14% растут в многодетных семьях с тремя и более детьми.

Перемены, происходящие в экономике, политике, культурной жизни области в течение последних лет, оказывают значительное влияние на семью как естественную основу жизнеобеспечения детей. Возник целый ряд серьёзных проблем во всех областях жизнедеятельности семьи. Сложилось острое противоречие между необходимостью обеспечить нормальную жизнедеятельность и развитие каждого ребёнка с неадекватными экономическими возможностями большинства семей.

По итогам второго этапа мониторингового обследования социально-экономического потенциала семей различных социально-демографических типов, проведённого в 1995 году управлением соцзащиты под руководством ВНИКа Минсоцзащиты России "Территориальные социальные службы", число обеспеченных граждан за 1994 начало 1995 года сократилось в 9,4 раза, а социальная группа малоимущих выросла в 2,7 раза и составляет 76,8% населения области. Повышение уровня бедности, в основном, произошло за счёт резкого обеднения городского населения и наблюдается по всем без исключения демографическим и социальным типам семей. Преимущественную долю среди бедных семей (70%) составляют семьи с детьми или 101,5 тыс. семей.

Низкие доходы семей с детьми являются непосредственной причиной недостаточного по качеству, а в 8,8% семей для 12 тыс. детей и по количеству питания, проведение некачественного лечения, снижения потребления услуг сферы образования, слабой организации досуга и отдыха во время каникул, зрелищных, культурных мероприятий для детей, особенно в связи с коммерциализацией деятельности культурно-досуговых учреждений и ростом цен на их услуги.

Полномасштабное решение вопросов материального положения семей с детьми лежит в русле макроэкономической политики, трансформации распределительных и производственных отношений в обществе. В их числе реформа оплаты труда, социального обеспечения, становление института частной собственности и развитие предпринимательства. Вместе с тем должен быть выделен и реализован блок социальных задач, решение которых необходимо для обеспечения нормального развития детей, в том числе, потребления социальных благ и услуг.

Важной проблемой семьи является полноценная реализация воспитательной функции. У родителей остаётся всё меньше времени для воспитания детей в связи с необходимостью дополнительной работы для обеспечения потребностей семьи, а также возвращением в семью многих видов работ, ранее выполнявшихся сферой услуг. Существующее законодательство о льготных режимах работы для женщин, воспитывающих детей, практически не действуют, вступая в противоречие с экономическими интересами работодателей и самой работницы.

В настоящее время из 9744 зарегистрированных безработных 18% составляют женщины - матери несовершеннолетних детей. Отцы, за исключением тех, кто воспитывает ребёнка без матери, права на такого рода льготы не имеют вообще.

Серьёзного внимания требует повышение педагогической и психологической культуры родителей.

В сложной социально-психологической ситуации оказываются дети в семьях, находящихся на грани развода, в тех семьях, где родители ведут аморальный образ жизни. В области ежегодно с одним из родителей вследствие разводов остаётся 3,2 тысячи детей, 4,2 тысячи детей живут в семьях алкоголиков, 1,7 тысячи - в семьях осуждённых родителей. В результате нарушаются психологические связи между ребёнком и родителями, что приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям, росту безнадзорности детей и влияет на криминализацию подростковой среды.

Особого внимания требуют проблемы дошкольного воспитания детей. Сочетание семейного и общественного воспитания наиболее соответствует целям всестороннего развития ребёнка.

В настоящее время всё больше ограничивается возможность использования семей детских дошкольных учреждений. В г. Орле 250 семей стоят на очереди на определение детей в детские дошкольные учреждения. Это связано с сокращением числа таких учреждений (за 1994 год их число сократилось на 125 единиц) и возросшей платой за содержание в них детей. Это является одной из причин, вынуждающих женщин оставлять место работы и влияющих на сокращение дохода семьи. Кроме того, длительные перерывы в работе влияют на трудоустройство женщин в будущем, понижая их конкурентоспособность на рынке труда. В области 1773 женщин, имеющих детей дошкольного возраста, состоят на учёте служб занятости. Задача сохранения и развития системы детских дошкольных учреждений остаётся чрезвычайно актуальной. Однако сама эта система должна претерпеть существенные изменения и ориентироваться на расширение видов представляемых услуг, форм организации ухода и присмотра за детьми и повышение их качества, в том числе, через учреждения социальной помощи семье и детям.

В области растёт число детей-сирот и детей, лишившихся по разным причинам родительского попечения, воспитывающихся вне семейной среды в специальных воспитательных учреждениях. На 01.01.1996 г. их насчитывается 1050. Необходимо планомерно предпринимать усилия по изменению сложившейся практики жизнеустройства этих детей, развития новых форм и процедур передачи их на воспитание в семьи.

Обобщённая оценка государственных мер с точки зрения достаточности.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Концепцией государственной семейной политики утверждённой Правительством, семья находится под защитой государства. Принимаются меры по установлению приоритета интересов детей при проведении социальной политики. Введена система единых государственных социальных пособий семьям, имеющим детей. Интересы семей с детьми учитываются в пенсионном обеспечении, социальном страховании, при наступлении безработицы. Осуществляется социальная поддержка семей с детьми в рамках областной комплексной программы "Семья". Началось развитие системы социального обслуживания, создание сети социальных учреждений по оказанию социальной помощи семьям и детям, в том числе: предоставление консультативно-психологической, психолого-педагогической, реабилитационной помощи семье и детям, подготовка профессиональных кадров социальных работников и социальных педагогов. В настоящее время на территории области действуют 27 специализированных учреждений социальной помощи семье и детям, в 1996 году планируется открыть ещё 11 таких учреждений и структур. За 1995 год ими было обслужено 21440 детей и 12260 семей.

Вместе с тем совместные усилия семьи и государства пока недостаточны для обеспечения каждому ребёнку уровня жизни, необходимого для его полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития.

Цели, задачи и меры


Основная цель в области поддержки семьи как естественной сферы развития детей - обеспечить экономическими, социальными, правовыми и административными мерами право детей на жизнь в семье.

Поддержку возможностей семьи по воспитанию и содержанию детей, улучшение семейного образа жизни.

Это предполагает последовательное развитие семьи на основе самообеспечения, совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами каждого человека, стимулирование роста реальных доходов семьи, а также дальнейшее развитие системы основных социальных гарантий для семей с детьми, содействие в поддержании благоприятного психологического климата в семье и выполнении воспитательных функций.

Областная Дума, администрация области ориентируют органы исполнительной власти на местах на поддержку и развитие промышленного и сельскохозяйственного производства с учётом новой экономической ситуации, содействие предпринимательству, малому и среднему бизнесу, фермерству на реализацию Указов Президента РФ, постановлений Правительства составляющих законодательную базу этих проблем.

Рекомендуют создавать условия, позволяющие семье обеспечить достаточный для нормального развития ребёнка - уровень доходов на основе трудовой деятельности родителей:

обеспечивать реализацию государственных социальных гарантий поддержки уровня благосостояния семей с детьми лишёнными по объективным причинам (в случаях нетрудоспособности родителей, высокой иждивенческой нагрузки и др. причин) средств для создания нормальных условий развития и воспитания детей;

сохранять семейную среду и создавать её для детей, лишённых попечения родителей, как наиболее гуманную и результативную форму воспитания подрастающего поколения;

содействовать семьям в реализации её воспитательной функции.

Решение поставленных задач требует поэтапной реализации следующих мер:

совершенствование систем оплаты труда, налогообложения граждан с учётом иждивенческой нагрузки; поддержка усилий семьи в получении дополнительных доходов (от дополнительной занятости, личного подсобного, дачного хозяйства, сбережений и ценных бумаг); экономическая, правовая и информационная поддержка становления и развития малого семейного бизнеса, фермерских хозяйств; предоставление различных видов кредитов семьям с детьми.

При безусловной приоритетности этих мер осуществление их возможно с наступлением финансовой стабилизации и началом экономического роста;

предоставление пособия на каждого ребёнка на базовом уровне независимо от доходов семьи; учёт интересов детей при развитии систем социального и медицинского страхования; проведение пенсионной реформы; формирование адекватных новым социально-экономическим условиям гарантий алиментного обеспечения детей при разводе родителей; разработка и внедрение основных социальных нормативов обеспечения детей услугами систем образования, здравоохранения, культуры, обеспечение доступности предусмотренных гарантий, в том числе, предоставление семьям частичной компенсации расходов в связи с обучением детей, летним оздоровительным отдыхом, проездом детей к месту отдыха на время школьных каникул или на санаторно-курортное лечение; создание системы прямой денежной и натуральной помощи бедным семьям с несовершеннолетними детьми, дифференцированной в зависимости от условий жизни;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»