Недействующий


ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  

от 21 апреля 1998 года N 229

г. Орел

О ходе выполнения постановления главы администрации области от 21 июля 1996 г. № 408 "Об утверждении Основных направлений региональной социальной политики по улучшению положения детей в Орловской области до 2000 года (областной план действий в интересах детей)"

Насущная потребность в обеспечении социальной защищенности детей в области, определенная Основными направлениями региональной социальной политики по улучшению положения детей до 2000 года, позволила осуществить практические действия по комплексной социальной поддержке семей с детьми, создать реальные предпосылки к дальнейшему улучшению положения детей.

Принимаемые администрацией области меры по выполнению программы позволили в прошлом году не только сохранить, но и расширить сеть дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, учреждений социальной защиты, направленных на работу с детьми и подростками социального риска, улучшить состояние материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений детского здравоохранения.

Несмотря на сложные финансовые условия, в 1997 году 27 тысяч семей получили различные виды социальной помощи, 6.4 млрд. рублей областного бюджета было направлено на организацию летнего отдыха и оздоровление детей и 3.7 млрд. рублей для учреждений социальной защиты детей и подростков.

В то же время в области не удалось преодолеть тенденций к сокращению рождаемости, уменьшению числа здоровых детей, особенно подростков, растет количество детей-инвалидов, сирот. Произошло снижение числа детей, посещающих детские дошкольные учреждения, увеличивается количество отчисленных школьников, не получивших основного общего или среднего образования. Ослабление шефских связей между промышленными предприятиями и профессиональными училищами привело к ухудшению материально-технической базы системы профтехобразования.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации № 29 от 15 января 1998 года "О президентской программе "Дети России" на 1998-2000 годы", а также дальнейшего комплексного решения проблем, связанных с выполнением постановления главы администрации области № 408 от 21 июля 1996 года "Об утверждении Основных направлений региональной социальной политики по улучшению положения детей в Орловской области до 2000 года (областной план действий в интересах детей)", ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Согласиться с выводами и предложениями, изложенными в справке комитета по анализу и координации социальных программ по данному вопросу, согласно приложению № 1.

2. Утвердить областную целевую программу по улучшению положения детей на 1998-1999 годы согласно приложению № 2.

3. Поручить управлениям общего и профессионального образования (Копылова А.В.), социальной защиты населения (Лабейкин А.А.), здравоохранения (Широков М. В.), комитету по делам молодежи (Ливцов В.А.), труда (Рожков А.А.), внутренних дел (Савченко И.П.), культуры и искусства (Долягина О.М.), физической культуры и спорта (Стефанов А.Е.), юстиции (Новиков А.И.), департаменту федеральной государственной службы занятости (Шведов А.И.) обеспечить реализацию Основных направлений региональной социальной политики по улучшению положения детей в области и мероприятий целевой программы на 1998-1999 гг.

4. Управлению финансов и налоговой политики (Курганников В.Ф.) обеспечить приоритетное финансирование мероприятий по улучшению положения детей в 1998-1999 гг. в общих расходах ведомств.

5. Главам райгорадминистраций рассмотреть вопрос о положении детей в городах и районах области, наметить целостную систему мер по решению приоритетных задач жизнеобеспечения детей. Информировать областную администрацию о ходе выполнения Основных направлений региональной социальной политики по улучшению положения детей до 1 июня 1998 года.

6. Создать в гг. Орле, Мценске, Ливнах и в других районах детские приюты.

7. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителя главы администрации области Мосякина И.Я.

     Глава администрации                                   Е.С. Строев



Приложение № 1
к постановлению главы администрации области
от 21 апреля 1998 года № 229

СПРАВКА
о состоянии работы по выполнению постановления главы администрации области
№ 408 от 21 июля 1996 года "Об утверждении Основных направлений региональной
социальной политики по улучшению положения детей в Орловской области
до 2000 года (областной план действий в интересах детей)"

В соответствии с утвержденными главой администрации области Основными направлениями региональной социальной политики до 2000 года в области осуществляются практические меры по улучшению положения детей, стабилизации социально-экономической ситуации в семье.

В качестве приоритетных определены следующие основные направления:

укрепление правовой защиты детства;

поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей;

обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей;

улучшение питания детей;

обеспечение воспитания, образования и развития детей;

поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.

В городах и районах области органами исполнительной власти, в соответствии с вышеуказанным постановлением главы администрации области, утверждены и реализуются мероприятия по улучшению положения детей. Ход выполнения областного плана действий в интересах детей постоянно рассматривается на коллегиях управлений общего и профессионального образования ,здравоохранения, социальной защиты населения, культуры и искусства, физической культуры и спорта, внутренних дел, труда, департамента федеральной государственной службы занятости населения, в райгорадминистрациях.

Реализуя план действий по обеспечению правовой защиты детства и в целях закрепления прав детей во всех сферах жизнедеятельности в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, 27 июля 1997 г.

Орловской областной Думой принят Закон "О защите прав ребенка". 14 марта 1998 года в первом чтении принят Закон "Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Орловской области".

Анализируя выполнение мероприятий, обеспечивающих поддержку семьи, как естественной среды жизнеобеспечения детей, следует отметить, что сложилось острое противоречие между необходимостью обеспечить нормальную жизнедеятельность и развитие каждого ребенка с неадекватными экономическими возможностями большинства семей.

Исходя из этого, в области отработана система учета потребностей семей в различных видах социальной помощи, проводится систематическое изучение социально-экономического положения семей различных демографических типов, имеется постоянно обновляющийся компьютерный банк данных о необходимой и оказываемой помощи.

Проводимая работа позволила значительной категории семей стать получателями адресной социальной помощи, выделяемой в виде продуктов питания, одежды, оплаты лечения, топлива через органы социальной защиты населения. В 1997 г. 27 тыс. семей получили различные виды социальной помощи на общую сумму более 3 млрд. рублей.

Несмотря на сложные финансовые условия, система организации детского отдыха и оздоровления в 1997 г. была не только сохранена, но и расширена. Летнее оздоровление детей в области расценивается как адресная поддержка семей, поэтому оплата значительной части путевок производилась за счет средств областного бюджета. В загородных лагерях отдохнуло 11 тыс. детей, в т.ч. 3200 детей-сирот, 1400 детей из малообеспеченных семей. На эти цели было направлено 6.4 млрд. рублей средств областного бюджета.

В настоящее время в области действует 39 центров либо отделений специализированной социальной помощи семье и детям системы социальной защиты населения со стационарами на 364 места, в т.ч. 5 центров соцпомощи семье и детям, 4 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних, 9 отделений социальной реабилитации для детей и подростков со стационарами, действующими по принципу приютов, 1 центр и 9 отделений медико-социальной помощи и реабилитации. Созданы 2 - центр и отделение психолого-педагогической и правовой помощи семьям и детям.

Учреждениями социальной защиты населения в 1997 г. было обслужено около 36 тыс. детей и подростков.

По итогам 1997 года на нужды этих учреждений было выделено из областного бюджета 3.7 млрд. рублей, т.е. 103.1%. Кроме того, учреждения соцпомощи семье и детям получили в т.г. из Федерального бюджета в рамках республиканских программ реабилитационного и медицинского оборудования на сумму 362 млн. рублей.

В соответствии с областным планом действий в интересах детей, в 1997 г. продолжала расширяться сеть центров и служб социально-психологической и педагогической помощи детям, родителям и педагогам. Открыты Областной центр социально-психологической и педагогической помощи детям, родителям и педагогам, Мценский городской Центр социально - психолого-педагогической помощи, Ливенский городской и районный центры СППП, Новодеревеньковский, Троснянский Центры. В Кромском и Мценском районах были созданы локальные службы социально-психолого-педагогической помощи при Кромской и Тельченской вспомогательных школах-интернатах. Начинают действовать локальные службы (школьные психолого-педагогические консилиумы) и создаются предпосылки для их развития в образовательных учреждениях различных типов: лицеях, гимназиях, школах, где имеются классы коррекционно-развивающего обучения. Кроме того, значительно активизировали свою деятельность ранее созданные Центры СППП в Свердловском, Кромском, Дмитровском, Мценском районах, а также три специализированных центра в г. Орле.

В системе психолого-педагогической службы в образовании формируются, открываются новые подразделения: микрорайонные консультативные центры помощи семье на базе образовательных учреждений (Знаменская средняя школа, ДПК г. Орла, ДМЦ № 5, 85 г. Орла, № 2, 16 г. Ливны, № 4, 6 г. Мценска и т.д.).

Открыты и успешно работают разноуровневые, разновозрастные группы для детей от 3 до 7 лет с целью социально-психолого-педагогической помощи дошкольникам из семей группы риска ДМЦ "Малыш", детские сады № 2, 82 г. Орла, детские сады в п.г.т. Тросна, города Мценска. Эти и другие вновь созданные структуры, службы курируются Областным центром социально-психологической и педагогической помощи детям, родителям и педагогам, который осуществляет научно-методическое обеспечение инновационных процессов, отслеживает результаты, обобщает и пропагандирует опыт работы. Ряд этих учреждений являются экспериментальными творческими площадками областного и районных центров СППП.

Так, в дошкольном микрорайонном центре "Малыш" Заводского района г. Орла в 2-х специальных группах детей от 3 до 7 лет проводится работа по профилактике безнадзорности и беспризорности, психолого-педагогическая поддержка дошкольников из семей социального риска. В этих разновозрастных группах работают психолог, дефектолог, социальный педагог, инструктор по физической культуре, специально подготовленные воспитатели. Создан лекторий для родителей, семинар-практикум для педагогов.

В структуре службы социально-психологической и педагогической помощи образования Орловской области сложилась уникальная для Российской Федерации система медико-психолого-педагогических комиссий. Это позволяет органично соединить процессы медико-психолого-педагогической диагностики, психолого-педагогической коррекции и социально-психологической реабилитации детей и подростков.

В рамках федеральной целевой программы "Дети Чернобыля" области было выделено 108.7 млрд. рублей (лимит средств 184.0 млрд. руб.), которые были направлены на открытие новых центров социально-психологической и педагогической помощи (20 млрд. рублей), техническое оснащение существующих центров (12 млрд. руб.) дооснащение действующих "Школ здоровья" (10 млрд. руб.), подготовку и переподготовку кадров для этих служб, информационное обеспечение программы.

Система дошкольного образовался в области занимает значительное место в общей структуре образования и насчитывает 432 дошкольных учреждения разных ведомств, в том числе 163 в городской местности и 269 - в сельской местности.

Практически решена проблема обеспечения детских садов педагогическими кадрами. Высшее и среднее образование имеют 85.2% педагогов дошкольных учреждений.

Для сохранения сети дошкольных учреждений, их социальной поддержки администрацией области принят ряд постановлений, запрещающих закрытие дошкольных учреждений, их перепрофилирование не по назначению, а также об организации бесплатного питания детей в дошкольных учреждениях, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения и бесплатного содержания детей в зоне с правом на отселение.

Положительную роль сыграла своевременная передача ведомственных дошкольных учреждений в муниципальную собственность, в результате доля муниципальных дошкольных учреждений в общей сети увеличилась в три раза и в настоящее время составляет 62.2% от общего количества.

Вместе с тем, охват детей дошкольными учреждениями продолжает снижаться. Дошкольные учреждения посещают 27.6 тыс. детей, что составляет 44.8% от общего числа детей в возрасте 1-6 лет (это на 2% меньше, чем в 1995 г), в том числе 21.7 тыс. (79.0%) в городской и 5.9 тыс. (21%) в сельской местности.

36.3% ведомственных дошкольных учреждения области переуплотнены. Тем не менее сохраняется тенденция закрытия ведомственных детских садов в основном в сельской местности: из 179-ти закрытых - 94% колхозные.

В критическом положении оказались дети из неблагополучных семей. Около 70% детей, ушедших из детских садов, живут в семьях с низким материальным достатком и образовательным уровнем, а 30% из семей "риска".

Только в г.г. Орле, Ливнах, Мценске функционируют в садах группы с круглосуточным пребыванием детей из семей социального риска и группы социальной поддержки. В сельских районах в детских садах различных ведомств таких групп поддержки нет.

Отсутствие в селе дошкольных учреждений затрудняет подготовку детей к школе, уже в начальной школе у них проявляются признаки школьной дезадаптации, они испытывают трудности в усвоении учебного материала.

Вот почему каждое закрытие дошкольного учреждения должно рассматриваться местными органами исполнительной власти как чрезвычайное событие, которое увеличивает социальную напряженность населения, ухудшает нравственное, умственное, физическое развитие подрастающего поколения.

Проводя анализ выполнения мероприятий по обеспечению безопасного материнства и охраны здоровья детей, следует отметить, что в 1997 году улучшилось состояние материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений детского здравоохранения. Сдан в эксплуатацию родильный дом в г. Ливны, в стадии завершения строительство детской больницы в г. Мценске. Проведен капитальный ремонт детских и родильных отделений в г. Малоархангельске, Троснянском, Покровском, Новосильском, Колпнянском, Шаблыкинском, Верховском районах.

Обеспеченность больничными койками на 10 тыс.детского населения области составила 90.7 (в 1996 г. - 89.6). Увеличилась занятость стационарной койки по области до 309 дней против 295 дней в 1996 году.

Выделенные из федерального фонда обязательного медицинского страхования средства в размере 3 млрд.рублей позволили значительно улучшить техническую оснащенность детских родовспомогательных учреждений.

Во все родовспомогательные отделения центральных районных больниц были приобретены наборы на проведение первичной реанимационной помощи новорожденным, современные дыхательные аппараты для искусственной вентиляции легких. Пополнились медицинским оснащением областной и городской родильные дома, родильное отделение городского медицинского объединения им. Боткина. На базе реанимационного отделения детской больницы функционирует выездная реанимационная бригада.

Совместно с учеными Москвы в рамках реализации программы "Дети Чернобыля" отработана система мониторинга за состоянием здоровья детей из районов области, подвергшихся радиационному загрязнению вследствие аварии на ЧАЭС.

Реализация в области программы "Дети Чернобыля" на протяжении последних трех лет позволила во-первых, улучшить качество и обеспечить достаточно высокий уровень диспансерного наблюдения за установленным контингентом детей; во-вторых, укрепить материально-техническую базу детского здравоохранения, что в целом определили повышение качества диагностической и лечебной помощи в детских лечебно-профилактических учреждениях как районного, так и областного уровня.

Из средств федеральной программы "Дети Чернобыля", определенных лимитом на 1997 год (1.7 млрд. руб.) и выделенных области в размере 489.5 млн. руб. (28.7%), удалось улучшить оснащение детской областной больницы, областного родильного дома. В рамках программы решались вопросы улучшения оснащенности медицинским оборудованием детских домов области. Приобретено оборудование для вновь организовывающейся детской молочной кухни Троснянского района. 10 млн. рублей перечислено детскому противотуберкулезному санаторию "Красный Октябрь" для приобретения соков и фруктов.

Вместе с тем, основные показатели, характеризующие рождаемость и состояние здоровья детей имеют неблагоприятную тенденцию.

В настоящее время в области проживает 218.3 тыс. детей и подростков в возрасте до 18 лет (24% от общей численности населения). Общее число новорожденных за последние пять лет (1993-1997 гг.) по отношению к предыдущему пятилетию (1988 - 1992 гг.) сократилось более чем на 16 тыс.человек (29%). В 1987 году показатель рождаемости в области составил 14.7 на 1000 человек. За период с 1992 по 1997 гг. он снизился с 9.5 до 8.0. Одной из злободневных проблем по-прежнему остается младенческая смертность. И хотя средний ее показатель за последние 5 лет составляет 16.1 на 1000 случаев, что ниже показателя по России, однако уровень ее не имеет тенденции к снижению.

Высокой остается заболеваемость новорожденных. Так в 1993 году она составила 195 на 1000, а в 1997 году этот показатель возрос до 370 на 1000, что напрямую увязывается с состоянием здоровья женщины-матери.

Уменьшается число здоровых детей в возрасте от 0 до 14 лет. Причем отмечается рост заболеваемости почти по всем группам заболеваний (кроме болезней органов дыхания), зарегистрировано значительное увеличение заболеваний сахарным диабетом (в 3.2 раза), болезни крови и кроветворных органов (в 2.3 раза), болезни костно-мышечной системы и соединительных тканей (в 2.4 раза), болезни мочеполовой системы (на 73.9%).

В структуре соматических заболеваний самыми распространенными являются психические расстройства, неврозы. В шесть раз за пятилетний период возросла эндокринная патология за счет поражения щитовидной железы, в два раза - болезни органов пищеварения, в два раза по сравнению с 1990 г. выросла онкологическая заболеваемость среди детей. Если до 1989 года раки щитовидной железы у детей и подростков в области не регистрировались, то на 1 января 1998 г. их 19, в том числе у 10 детей и подростков, проживающих в условиях радиационного загрязнения.

Отмечается рост заболеваемости детей дизентерией. В то же время, следует отметить снижение заболеваемости детей коклюшем, корью, краснухой, на сокращение которых успешно повлияло проведение вакцинаций против этих болезней.

Продолжается рост социально-значимых заболеваний у детей: сифилисом, гонореей, туберкулезом. В 1997 г. было выявлено 22 случая заболеваний сифилисом, причем 8 детей заразились половым путем. Среди подростков заболело 108 человек.

Результаты проводимых профилактических осмотров свидетельствуют о росте количества детей с дефектами речи с 0.8% от числа осмотренных в 1991 году до 2.3% в 1997 г., со сколиозом соответственно с 1.2% до 4.9%, с нарушением осанки с 2.3% до 5.8%, снижением зрения с 6.3% до 10.5%.

Необходимо отметить, что наиболее неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья среди всех групп населения отмечаются в подростковом возрасте (15-17 лет). Именно в этой возрастной группе наблюдается самый значительный рост общей заболеваемости практически по всем классам заболеваний, преимущественно за счет хронических заболеваний, которыми страдают более 50% подростков. Среди девушек показатели заболеваемости на 10-15% превышают таковые среди юношей. Данные о заболеваемости подростков, получающих профессиональное образование, сопоставленные с перечнем медицинских противопоказаний к обучению и работе по соответствующим профессиям, свидетельствуют, что от 20 до 50% подростков по состоянию здоровья не могут обучаться и в дальнейшем работать по выбранным профессиям. Более 28% лиц призывного возраста не годны к военной службе. Растет количество детей и подростков, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой с 4.8 тысяч человек в 1994 г. до 7.0 тыс.человек в 1996 г. Увеличилось и количество выпускников 911 классов, освобожденных по причине заболеваний от итоговой аттестации с 7.4% в 1995-96 учебном году до 8.7% в 1996-97 учебном году.

Здоровье детей и подростков социально обусловлено и зависит от многих факторов, среди которых одним из главных является питание. Общее состояние питания детей в области характеризуется ухудшением его структуры. Снижается потребление наиболее ценных в биологическом отношении продуктов питания: мясо, рыба, молочные продукты, фрукты. Питание имеет углеводистую направленность, что обуславливает рост ожирения у детей с 1.5% в 1991 г. до 4.2% в 1997 г.

В соответствии с постановлением главы администрации области № 530 от 3 ноября 1997 года "О бесплатном обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами питания" в настоящее время используются различные формы организации бесплатного питания детей раннего возраста. В г. Орле и 11 районах оно выдавалось через молочные кухни, в Должанском, Троснянском, Хотынецком - с пищеблоков районных больниц, в Дмитровском, Свердловском приобретались овощные, мясные и сухие молочные смеси за счет средств отделов социальной защиты населения.

Горячим питанием в области охвачено 112 тыс. школьников, в т.ч. 19.5 тыс. человек в группах продленного дня. Причем охват учащихся 1-3-х классов составляет 100%, 5-11-х классов - 93%. В 1996-97 учебном году на организацию питания детей было выделено 34.9 млрд. руб. средств областного бюджета.

Но вместе с тем организацию питания детей раннего возраста в области нельзя признать удовлетворительной. Нерешенным остается вопрос организации цеха детского питания в г. Орле, отсутствует база для производства сухих молочных смесей, овощных, мясных консервов для детей раннего возраста. В 13 районах области нет детских молочных кухонь, в то время как 57.7% детей в возрасте до трех месяцев и 71.8% в возрасте до 6 месяцев находятся на искусственном вскармливании.

В соответствии с Основными направлениями региональной социальной политики по улучшению положения детей,особое внимание педагогических коллективов области было сосредоточено на реализации общих приоритетных направлений для системы народного образования:

обеспечение конституционных прав граждан на получение бесплатного общего среднего образования, сохранение и развитие сети общеобразовательных учреждений, дальнейшее совершенствование структуры и содержания всех уровней образования, обеспечения гарантированного государством качества образования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»