12 мая 1997 года № 249
г. Орел
Об утверждении статуса предприятий торговли и общественного питания на территории области
В ходе проведения экономических реформ в торговле области произошли коренные преобразования. Изменилась форма собственности, расширилась сеть торговых предприятий, появились новые отраслевые структуры в виде отдельных товариществ, акционерных обществ, оптово-розничных объединений, фирменных магазинов, расширилась мелкорозничная торговая сеть.
Однако анализ состояния торгового обслуживания показывает, что большинство фирменных магазинов пищевой, перерабатывающей и легкой промышленности, продовольственные и промышленные торговые предприятия, в том числе и магазины потребительской кооперации, не всегда отвечают предъявляемым требованиям.
Товарный профиль предприятия определяется без учета нормативов обеспеченности населения торговыми площадями по товарным группам, не изжиты случаи продажи товаров несвойственного ассортимента, в предприятиях не организованы дополнительные услуги покупателям (демонстрация новых моделей, продажа товаров по образцам, отсутствие отделов "Кафетерий" и другие).
В фирменных магазинах отсутствуют фирменное оформление торгового зала и фасада магазина, упаковка товаров и одежда для работников не соответствует его статусу, нет в наличии полного ассортимента потребительских товаров, вырабатываемых предприятиями пищевой, перерабатывающей и легкой промышленности области.
В ряде мест торговля сложно-техническими товарами осуществляется в небольших торговых предприятиях, не имеющих условий для предпродажной подготовки.
В непосредственной близости от магазинов располагаются многочисленные ларьки, киоски, мини-рынки, работающие без соблюдения правил торговли, что приводит к оттоку покупателей из стационарной торговой сети, ослаблению взаимоотношений ее с производителями, снижению товарооборота и доходов.
Огульное наращивание мелкорозничной торговой сети, различного рода посредников ущемляет интересы бюджета, усиливает криминогенную ситуацию. Продаваемые товары зачастую представляют серьезную опасность для жизни и здоровья людей.
Аналогичное положение и в общественном питании, где отдельные рестораны, кафе, бары также не отвечают требованиям, предъявляемым к данному типу и классу предприятий - отсутствуют меню, ассортиментные перечни, при обслуживании используются граненые стаканы, алюминиевые столовые приборы и др.
В целях устранения отмеченных недостатков и доведения предприятий торговли и общественного питания до статуса соответствующего типа предприятия ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить статус основных типов продовольственных и непродовольственных предприятий розничной торговой сети согласно приложению № 1.
2. Утвердить Положение о фирменном магазине согласно приложению № 2.
3. Утвердить статус основных предприятий общественного питания согласно приложению № 3.
4. Руководителям предприятий торговли и общественного питания, а также предприятий промышленности, имеющим торговую сеть, в двухмесячный срок привести действующие объекты потребительского рынка и услуг в соответствие с утвержденным статусом и Положением о типе предприятия.
5. Управлению торговли и потребительских ресурсов (Агапов В.П.) на основании ранее принятых постановлений от 13 октября 1995 года № 415, от 4 марта 1996 года № 128 продолжить работу по аттестации торговых объектов.
Руководителям торговых организаций принять исчерпывающие меры по приведению магазинов в соответствие с требованиями, изложенными в вышеназванных и данном постановлениях.
6. Вновь открывающимся магазинам и предприятиям общественного питания согласовывать выбранный тип с аттестационной комиссией (по торговым объектам) и комиссией по подтверждению типов и классов по предприятиям общественного питания при управлении торговли и потребительских ресурсов.
Установить, что лицензии на право торговли алкогольной продукцией и табачными изделиями вновь открывающимися магазинам и предприятиям общественного питания выдавать по предъявлению свидетельства о присвоении категории (торговым организациям), типа (объектам общественного питания) указанными комиссиями.
7. Рекомендовать главам горрайадминистраций:
провести работу по упорядочению мелкорозничной торговли, исключить случаи размещения указанных предприятий в непосредственной близости от стационарных магазинов;
усилить контроль за обеспечением соблюдения предприятиями торговли и общественного питания соответствия организации торговли и предоставляемых услуг утвержденному статусу и типу.
8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на начальника управления торговли и потребительских ресурсов Агапова В.П.
Глава администрации Е.С. Строев
Приложение № 1
к постановлению
главы администрации области
от 12 мая 1997 года №249
СТАТУС
основных и дополнительных типов предприятий розничной торговли
Основные типы продовольственных магазинов:
"Универсам" - магазин продовольственных и непродовольственных товаров универсального ассортимента повседневного спроса с отделом заказов. Торговая площадь от 400 до 2000 кв. метров.
Для удобства покупателей 30% торговой площади "Универсама" должно быть отведено для организации торговли непродовольственными товарами повседневного спроса.
От 30 до 100 кв. метров отводится для организации дополнительных услуг (кафетерий, прием и выдача заказов).
"Универсам" дает возможность приобретать все необходимые товары повседневного спроса "под одной крышей", обеспечивает высокий уровень организации торгового процесса, характеризуется высокой культурой обслуживания.
"Супермаркет" - крупный магазин самообслуживания с универсальным ассортиментом как продовольственных, так и непродовольственных товаров. Торговая площадь составляет не менее 1000 кв. метров.
"Гастроном" - осуществляет торговлю универсальным ассортиментом продовольственных товаров (в том числе: хлеб, бакалея, кондитерские товары, мясо, рыба, молочные продукты, гастрономия, винно-водочные, пиво, безалкогольные напитки, овощи, фрукты). Торговая площадь от 300 до 2000 кв. метров.
В магазинах типа "Гастроном" выделяется площадь для организации дополнительных услуг, в том числе: зал приема и выдача заказов до 72 кв. метров и отдел "Кафетерий" - до 36 кв. метров торговой площади.
"Продукты" - магазин с универсальным ассортиментом продовольственных товаров (без сопутствующих непродовольственных товаров) с торговой площадью от 60 кв. метров.
"Хлебокондитерский" - специализированный магазин, осуществляющий торговлю хлебом и хлебобулочными изделиями, бакалейными товарами, кондитерскими изделиями, с торговой площадью от 40 до 400 кв. метров.
"Кондитерские товары" - магазин торговой площадью от 40 до 400 кв. метров, осуществляющий торговлю всеми группами кондитерских товаров в широком ассортименте. Обязательно наличие отдела "Кафетерий" по продаже разнообразных напитков (чай, кофе, прохладительные напитки), а также мучных кондитерских изделий, бутербродов, мороженого.
"Рыба" - специализированный магазин, торговой площадью от 100 до 400 кв. метров, осуществляющий торговлю рыбой, рыботоварами и рыбной гастрономией, рыбными консервами, пресервами из рыбы.
Дополнительные типы продовольственных магазинов:
"Овощи-фрукты" - специализированный магазин, торговой площадью от 40 до 200 кв. метров, по продаже овощей, фруктов, корнеплодов, овощных и фруктовых консервов, соков, сушеных и быстрозамороженных плодов и овощей. Предусматривается отдел "Соки" для продажи соков, фруктовых напитков в розлив.
"Молоко" - специализированный магазин, торговой площадью от 40 до 200 кв. метров, по продаже цельномолочной, кисломолочной продукции, творожных изделий, масла животного, жиров, маргарина, сыров, мороженого, яйца и яичных продуктов, молочных консервов.
"Вино-водочной" - специализированный магазин, торговой площадью от 60 до 250 кв. метров, по продаже алкогольных напитков, пива, минеральной воды, безалкогольных фруктовых напитков.
Основные типы непродовольственных магазинов:
"Универмаг" - это основной тип торговых предприятий с универсальным ассортиментом непродовольственных и продовольственных товаров, общегородского значения. Торговая площадь от 1650 до 2000 кв. метров.
Около 10% торговой площади "Универмага" отводится для организации торговли продовольственными товарами. Также предусматривается площадь для дополнительных услуг, в том числе:
раскрой тканей, подгонка готового платья, демонстрация новых моделей, гравировка, срочный ремонт часов, кафетерий и другие.
Торговля непродовольственными товарами организуется по потребительским комплексам:
товары для женщин, товары для мужчин, товары для спорта, товары для дома, товары для детей, галантерея, парфюмерия и другие.
Универмаг "Детский мир" - торговой площадью от 650 до 5600 кв. метров, осуществляющий торговлю, в основном, товарами детского ассортимента, в том числе:
одежда, белье, чулки-носки, головные уборы, белье постельное, одеяла, обувь, галантерея, парфюмерия, мебель, игрушки, спорттовары, канцелярские товары.
Предусматривается площадь для дополнительных услуг.
"Товары для детей" - магазин с универсальным детским ассортиментом, торговой площадью от 200 до 2000 кв. метров, осуществляющий торговлю детскими товарами, кроме мебели, предусмотрена площадь для дополнительных услуг и отдела "кафетерий".
"Бытовые машины и приборы" - специализированный магазин, торговой площадью от 250 до 1500 кв. метров, реализующий сложно-технические товары.
В ассортимент данных магазинов входят: бытовые машины и приборы, запасные части к ним, осветительная арматура, электроустановочные материалы.
В магазинах торговой площадью 1000 и 1500 кв. метров предусматривается площадь для дополнительных услуг, в том числе: демонстрация новых товаров, бюро обслуживания.
В данных торговых предприятиях выделяется площадь для организации предпродажной подготовки.
"Товары для дома" - специализированный магазин, реализующий товары для домашнего обихода, торговой площадью от 250 до 1500 кв. метров.
В ассортимент данных типов торговых предприятий входят: хозяйственные товары (инструменты, щепные товары, садово-огородный инвентарь, клеенка столовая и другие), посуда и предметы домашнего обихода, в том числе: стеклофарфоровая посуда, электротовары, стройматериалы, бытовая химия (моющие средства, товары бытовой химии), галантерея (щеточные, зеркальные, пластмассовые изделия), бумажно-беловые товары, фурнитурные товары, станки и инструменты.
"Мебель" - специализированный магазин, торговой площадью 400 - 2500 кв. метров, реализующий мебель, ковры, декоративные ткани, тюлегардинные изделия.
"Спорттуризм" - специализированный магазин, торговой площадью от 250 до 15000 кв. метров, осуществляющий торговлю спортивными товарами, товарами для туризма. Кроме спортивных и туристических товаров в магазинах данных типов организуется торговля мото, велотоварами, автомобилями и автозапчастями.
"Мелкорозничные предприятия" - это палатки, киоски, ларьки, павильоны. В основном они должны размещаться на площадях, вокзалах, парках, в местах массового скопления людей, а также, где недостаточно предприятий розничной торговой сети.
Мелкорозничные предприятия недостаточно удобны для показа и выбора товаров.
Объекты мелкорозничной сети могут быть стационарными (палатки, киоски, павильоны) и передвижными (тележки, корзины, лотки, автолавки, автоприцепы, цистерны по продаже пива, кваса, молока).
"Палатка" - торговое предприятие, располагающееся в сооружениях легкого некапитального типа, из сборно-разборных конструкций, что позволяет перемещать их без больших затрат средств. Палатка имеет торговую часть и помещение для хранения товаров, но не имеет торгового зала для покупателей. Ассортимент товаров, реализуемых в палатках: овощи, фрукты, штучные кондитерские и табачные изделия, напитки, мороженое, цветы, мелкая галантерея.
"Киоск" - торговое предприятие, расположенное в сооружениях из сборно-разборных конструкций. Имеет только торговую часть, без торгового зала и подсобного помещения.
В киосках реализуется печатная продукция, газеты, журналы, цветы и другие сопутствующие товары.
"Павильон" - торговое предприятие, располагающееся в сооружениях легкого некапитального типа, из сборно-разборных конструкций на фундаменте, имеет привязку к определенному архитектурой месту.
Павильон имеет торговую и подсобную часть, а также торговый зал для покупателей. Павильон может быть под одной крышей из отдельных изолированных частей и реализовывать различный ассортимент товаров.
Передвижная часть - не имеет постоянного месторасположения. Она необходима там, где нет стационарных магазинов, или где в определенное время сосредотачивается значительное количество населения. Передвижная сеть подразделяется на развозную и разносную.
Разносная торговля производится, в основном, в местах большого скопления людей, в местах массового отдыха, в праздничные дни, часы "пик", на вокзалах, рынках, стадионах, в парках с лотков, корзин, маленьких тележек и других простейших устройств. Через эту сеть продают мороженое, бутерброды, кондитерские изделия, пирожки и другие штучные товары.
Развозная торговля - осуществляется через автолавки, автоприцепы, различные передвижные тележки. Развозную торговлю организуют для населения отдаленных мест, работников железнодорожного транспорта, шоссейных дорог, строителей.
Положение о фирменном магазине
1. Фирменный магазин может быть открыт любым предприятием промышленности, производящим товары народного потребления, как в городе, где находятся предприятия - изготовители, так и в других городах и районах.
Фирменный магазин является образцовым розничным торговым предприятием.
2. Фирменный магазин в своей деятельности руководствуется действующим законодательством; настоящим Положением; Правилами работы предприятий розничной торговли; Правилами продажи товаров своей номенклатуры; Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей"; постановлениями, распоряжениями и другими нормативными документами администрации области (города, района).
3. Основные задачи фирменного магазина:
изучение и формирование спроса населения на товары номенклатуры производственного предприятия;
эффективное воздействие на изготовителей по обновлению, улучшению ассортимента и повышению качества товаров для максимального удовлетворения потребностей покупателей;
обеспечение высокой культуры торгового обслуживания населения;
внедрение прогрессивных торгово-технологических процессов;
образцовая постановка рекламы товаров.
В этих целях фирменный магазин:
изучает спрос и конъюнктуру на товары своей номенклатуры, особенно на товары, намечаемые к массовому производству;
проводит анкетные опросы, выставки, продажи, покупательские конференции, выставки - просмотры с указанием планируемого срока выпуска изделий и другие мероприятия;
анализирует ход продажи товаров по товарным группам и ассортименту;
осуществляет учет предложений покупателей по улучшению качества товаров применительно к каждому предприятию-поставщику, анализирует их и вносит соответствующие предложения производственным предприятиям, а также принимает участие в мероприятиях по изучению спроса, производимых оптовыми торговыми предприятиями и представляет им необходимую информацию;