ПРАВИТЕЛЬСТВО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2015 года N 538-п
(с изменениями на 4 апреля 2016 года)
____________________________________________________________________
Документ утратил силу на основании
постановления Правительства Брянской области от 03.04.2017 N 135-п
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Брянской области от 04.04.2016 N 176-п.
____________________________________________________________________
Во исполнение Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", постановления Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 года N 599 "О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности" Правительство Брянской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
план мероприятий ("дорожную карту") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Брянской области на 2015 - 2020 годы;
состав должностных лиц, ответственных за координацию работы по выполнению Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" и мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг в курируемой сфере.
2. Опубликовать постановление на официальном сайте Правительства Брянской области в сети "Интернет".
3. Постановление вступает в силу с момента официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителей Губернатора Брянской области Щеглова Н.М., Филипенко Ю.В., Жигунова А.М., Кобозева М.С., Коробко А.М., Мокренко Ю.В., Резунова А.Г. (в ред. постановления Правительства Брянской области от 04.04.2016 N 176-п)
Губернатор
А.В. Богомаз
Утвержден
постановлением Правительства
Брянской области
от 26 октября 2015 г. N 538-п
ПЛАН
мероприятий ("дорожная карта") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Брянской области на 2015 - 2020 годы
I. Общее описание "дорожной карты"
1. Общие положения
1.1. План мероприятий ("дорожная карта") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Брянской области (далее - "дорожная карта") устанавливает мероприятия, реализуемые для достижения запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Брянской области, и этапы их реализации.
1.2. Основной целью реализации "дорожной карты" является обеспечение беспрепятственного доступа к объектам и предоставляемым на них услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов (1) в Брянской области.
Достижению данной цели будет способствовать повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории региона в течение переходного периода, в рамках которого исполнительные органы государственной власти Брянской области утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и предоставляемым на них услугам в пределах установленных полномочий.
"Дорожная карта" разработана во исполнение:
Конвенции о правах инвалидов;
Конституции Российской Федерации;
поручения Председателя Правительства Российской Федерации Медведева Д.А. от 12.12.2014 N ДМ-П12-9175;
свода правил СП 59.13330.2012 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", включенных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1521 в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требования Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
______________________________
(1) Под приоритетными сферами жизнедеятельности инвалидов определены: здравоохранение, культура, транспортная инфраструктура, информация и связь, образование, социальная защита, занятость, спорт и физическая культура, торговля и бытовые услуги, градостроительство.
2. Характеристика и проблемы,
сложившиеся в сфере обеспечения
беспрепятственного доступа инвалидов к объектам
и предоставляемым на них услугам на территории области
2.1. Характеристика.
Улучшение условий жизни инвалидов, их реабилитации, абилитации и интеграции в общество входят в число приоритетных государственных задач.
В Брянской области на 01.10.2015 проживает около 119 тыс. инвалидов, что составляет около 9 % населения региона.
С 2001 года в регионе применяется комплексный программный подход к решению проблем инвалидов. Это позволило создать модель комплексной реабилитации инвалидов всех категорий, основанную на реализации индивидуальной программы реабилитации инвалидов, содержащей весь спектр мер социальной защиты и поддержки, способствующих их социальной адаптации. Эффективное функционирование указанной модели позволило повысить активность самих инвалидов, увеличило численность людей с ограниченными возможностями здоровья, которые вернулись к труду и независимому образу жизни, что в целом оказало положительное влияние на основные индикаторы состояния инвалидности в регионе.
Одним из основополагающих условий этого стало создание безбарьерной среды жизнедеятельности.
Принят Закон Брянской области от 10 ноября 2009 года N 95-З "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной, инженерной, производственной инфраструктуры, средствам информации и связи в Брянской области".
В 2013 году распоряжением Правительства Брянской области проведена паспортизация объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур. Утвержден перечень приоритетных социально значимых объектов Брянской области (далее - перечень приоритетных объектов), который включил в себя 389 объектов из различных сфер жизнедеятельности инвалидов (социальной защиты населения, труда и занятости, образования, культуры, физкультуры и спорта, здравоохранения и т.д.). Приоритетные объекты были паспортизированы и включены в план адаптации с учетом доступности для инвалидов в рамках реализации государственной программы "Социальная и демографическая политика Брянской области" (2014 - 2020 годы) в подпрограмму "Доступная среда" (2014 - 2020 годы) (далее - подпрограмма "Доступная среда").
К 2015 году по итогам реализованных мероприятий подпрограммы "Доступная среда" с учетом доступности для людей с ограниченными возможностями здоровья оборудовано 135 объектов социальной инфра-структуры, входящих в перечень приоритетных объектов.
Работа по паспортизации объектов социальной инфраструктуры в социально значимых сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения продолжается, в том числе объектов коммерческого сектора.
Информация о степени доступности социально значимых объектов Брянской области, в том числе утвержденных перечнем приоритетных объектов, размещается в государственной информационной системе "Жить вместе".
В целях реализации государственной политики в сфере социально-трудовых отношений и охраны труда, содействия в трудоустройстве и обеспечении социальной поддержки безработных граждан в Брянской области действует государственная программа "Содействие занятости населения и государственное регулирование социально-трудовых отношений и охраны труда в Брянской области" (2014 - 2020 годы), в рамках которой реализуются дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, включающие в себя содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места. Работодателям, организующим рабочие места для инвалидов, предоставляется государственная поддержка в виде субсидии на возмещение затрат по приобретению, монтажу и установке оборудования для оснащения рабочего места, целями которой является расширение возможностей трудоустройства инвалидов и стимулирование работодателей к созданию рабочих мест для инвалидов. Рабочие места для трудоустройства инвалидов оборудуются строго в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации инвалидов (ИПРИ). В зависимости от профессии (специальности), по которой трудоустраивается инвалид, осуществляется техническое и организационное оснащение рабочего места.
В целях расширения возможностей трудоустройства инвалидов, проживающих на территории Брянской области, в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" принят Закон Брянской области от 9 марта 2005 года N 7-З "Об установлении квоты для приема на работу инвалидов в организации, расположенные на территории Брянской области". Организациям, расположенным на территории Брянской области, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере двух процентов от среднесписочной численности работников. Организациям, расположенным на территории Брянской области, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере четырех процентов от среднесписочной численности работников.
В целях привлечения инвалидов к занятиям физической культурой и спортом управлением физической культуры и спорта Брянской области проводятся спортивные и физкультурные мероприятия по видам спорта и дисциплинам, включенным во Всероссийский реестр видов спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
На 1 января 2015 года численность инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом, составляла 6,4 % от общей численности инвалидов Брянской области. Из числа инвалидов, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, молодежь в возрасте до 18 лет составляет 9,5% от общей численности этой категории.
Однако привлечение инвалидов к занятиям физической культурой и спортом невозможно без создания соответствующих условий на спортивных объектах, развития современной инфраструктуры, проведения реконструкции существующих объектов с целью обеспечения их доступности для инвалидов, занимающихся и для зрителей с ограниченными возможностями.
Департаментом образования и науки Брянской области 175 детей-инвалидов охвачены дистанционным обучением и обеспечены комплектом компьютерного оборудования и доступом в "Интернет" по месту их проживания. Охват детей-инвалидов дистанционным образованием составил 100 %.
В регионе ведется активная работа по формированию сети базовых образовательных учреждений, обеспечивающих совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития. В рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" (2011 - 2015 годы) департаментом образования и науки Брянской области с 2012 года реализуется проект по формированию в субъекте сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, обеспечивающие совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. За 3 года в проекте приняли участие более 50 школ.
По состоянию на 1 января 2015 года муниципальный пассажирский автомобильный и городской наземный электрический транспорт общего пользования в муниципальных предприятиях городских округов Брянской области насчитывал 860 единиц подвижного состава.
С 2014 года в рамках реализации подпрограммы ежегодно приобретается низкопольный пассажирский транспорт.
2.2. Проблемы.
В Брянской области, как и в России в целом, остаются актуальными ряд проблем в сфере доступности объектов и услуг для инвалидов, требующие дальнейшей проработки, систематизации и комплексного решения.
Актуальной для Брянской области остается проблема трудоустройства инвалидов. Подбор вариантов работы для граждан с ограниченными по состоянию здоровья возможностями осложняется тем, что имеющиеся в распоряжении службы занятости населения вакансии не всегда соответствуют профессиям, рекомендуемым учреждениями медико-социальной экспертизы для их трудоустройства, к тому же работодатели, как правило, в качестве вакансий, подходящих для трудоустройства инвалидов, предлагают свободные рабочие места по профессиям, требующим низкого профессионально-квалификационного уровня, с невысокой заработной платой, что значительно снижает мотивацию к труду у самих инвалидов.
Не происходит массового включения инвалидов Брянской области в процесс систематических занятий физической культурой и спортом. Этому способствует неприспособленность материальной спортивной базы к особенностям спорта среди инвалидов, недостаточное количество спортивных мероприятий, отсутствие специалистов по адаптивной физической культуре.
Большинство учреждений культуры Брянской области также недоступны для отдельных категорий инвалидов, поскольку требуют комплексного дооснащения техническими средствами адаптации, специальной литературой.
Существует высокая потребность в обустройстве и приспособлении государственных учреждений здравоохранения с целью обеспечения их доступности для инвалидов.
Несмотря на формирование в Брянской области системы инклюзивного образования, количество образовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда жизнедеятельности, находящихся в шаговой доступности от места жительства детей-инвалидов, недостаточно для удовлетворения существующей потребности.
Система общественного транспорта нуждается в приобретении низкопольных автобусов и троллейбусов, оснащенных специальным оборудованием для перевозки инвалидов (аппарелью для посадки/высадки и специальными креплениями для инвалидных колясок, визуальными и звуковыми средствами информации). Часть уже существующего парка общественного транспорта необходимо оборудовать средствами визуального и звукового оповещения.
Так, по-прежнему имеется от 20 до 60 процентов объектов или помещений частично или полностью недоступных для инвалидов, в которых им предоставляются услуги.
Продолжают иметь место факты разработки технических заданий, согласования проектно-сметной документации и заключения договоров о строительстве (актов о приемке) новых зданий, осуществлении капитального ремонта (реконструкции) существующих объектов, закупке новых транспортных средств, использующихся для оказания услуг инвалидам, не соответствующих требованиям об обеспечении их доступности для инвалидов, установленных частью 1 статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", положениями свода правил СП59.13330.2012 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", включенных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1521 в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Существуют объекты, которые невозможно до их реконструкции и/или капитального ремонта полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов и на которых собственниками объектов не принимаются предусмотренные частью 4 статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, по предоставлению услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
В неполном объеме объекты оснащены приспособлениями, средствами и источниками информации в доступной форме, необходимыми для получения инвалидами услуг наравне с другими лицами.
Значительное количество сотрудников органов и организаций, предоставляющих услуги инвалидам, не прошедших инструктирование или обучение по вопросам, связанным с обеспечением их доступности и оказанием при этом помощи инвалидам, и не владеющих необходимыми для этого знаниями и навыками.
В административных регламентах государственных и муниципальных услуг, а также в должностных регламентах (инструкциях) сотрудников (специалистов) отсутствуют положения, определяющие их обязанности и порядок действий по оказанию инвалидам помощи и содействия в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Поэтому особенно актуальным в настоящее время является разработка и реализация мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Брянской области.
3. Цели "дорожной карты"