По оценкам экспертов современным производствам нужны три основных типа технических специалистов: "техник" (работа на высокотехнологичном оборудовании, обслуживание и ремонт), "линейный инженер" (обслуживание основных технологических процессов), "инновационный инженер", в том числе "инженер-исследователь" (разработка и внедрение новых технических изделий и технологий). Однако сколько-нибудь обоснованного прогноза для большинства отраслей производства по соотношению и направленностям подготовки выделенных типов специалистов не существует. Тому есть субъективные и объективные причины. К последним относится трудно прогнозируемая смена требований к специалистам, связанная с темпами изменений технологий и оборудования самого производства. Этот вызов, по-видимому, должна принять система образования, соответствующим образом изменяя подходы к проектированию образовательных программ и образовательным технологиям. Прежде всего, речь идет об отказе от привычной для высшей школы узкой профилизации подготовки, в особенности в условиях массового перехода на уровневую систему обучения (бакалавриат - магистратура - подготовка кадров высшей квалификации). Следует признать также, что традиционная в основном лекционно-семинарская система преподавания должна смениться большей самостоятельностью обучающихся в достижении результатов образовательного процесса, активными формами обучения, такими, например, как выполнение образовательных проектов на всех этапах обучения. Такие изменения позволят готовить специалистов способных быстро адаптироваться к изменениям в выбранной отрасли, проявлять инициативу, брать на себя ответственность за принятые решения, эффективно работать в команде.
При подготовке инженерных кадров нового качества остается актуальным вопрос сочетания фундаментальной и практико-ориентированной части образовательной программы. Введение в действие новой редакции федерального государственного образовательного стандарта предлагает решение вопроса в разделении программ на академический и прикладной (практико-ориентированный) типы. Эти новые возможности дадут положительный результат только при осмысленном, согласованном подходе к разработке образовательных программ, причем участвовать в этом должны не только преподаватели вузов, но и академические ученые, представители потенциальных работодателей из промышленности, другие заинтересованные в успехе процесса стороны.
Успешная модернизация технического образования требует системной и масштабной переподготовки и повышения квалификации преподавательских кадров. Направления подготовки преподавателей включают освоение новых образовательных технологий, основанных на информационных сервисах, активных методах обучения, проектном обучении, актуализацию профессиональных компетенций путем участия в научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках, регулярных стажировках в ведущих российских и зарубежных образовательных и исследовательских центрах.
Эффективности процесса повышения квалификации преподавателей будет способствовать развитие конкуренции за работу в вузе, что возможно при изменении существующих условий труда (структуры учебной нагрузки, условий материального стимулирования, создания возможностей для плодотворной научной работы преподавателей и др.).
Проблема мотивации всех участников образовательного процесса к переменам является наиболее остро и трудноразрешимой. В преподавательской среде корни проблемы: высокий средний возраст, низкий уровень заработной платы, достаточна большая учебная нагрузка, не оставляющая времени и сил для полноценной научной работы и методологического роста.
Потенциальные работодатели во многих случаях не информированы о происходящих в системе образования переменах, либо разделяют сложившуюся негативную оценку работы образовательных организаций. В 2013 году в ходе опроса работодателей они оценивали подготовку выпускников вузов по инженерным профессиям на 3,7 балла по пятибалльной системе; по их мнению, примерно 40 процентов поступающих на работу нуждаются в дополнительной подготовке. (Стенографический отчёт о заседании Совета при Президенте по науке и образованию 23.06.2014).
Проблема мотивации школьников к выбору инженерных профессий должна решаться через усиление профильного технологического обучения в школе, через развитие системы инженерных олимпиад, конкурсов, соревнований, развитие дополнительного образования технической направленности. Имеет значение и популяризация инженерной профессии, повышение престижности инженерного труда, в том числе через создание на базе общеобразовательных школ и вузов центров технического образования, для стимулирования интереса учащихся 8 - 11-х классов к предметам физико-математического направления. К решению данной проблемы присоединилась и Ассоциация промышленных и коммерческих предприятий Брянской области, которая оснастила центры технического образования оборудованием для лабораторных работ по физике на общую сумму 910,0 тыс. рубля. (в ред. постановления Правительства Брянской области от 28.12.2017 N 758-п)
В 2017 году в Брянской области функционирует 9 центров технического образования, в которых получает дополнительное образование по математике, физике и информатике 2341 человек. Выпускники ЦТО получают сертификат о прохождении обучения, дающий дополнительные баллы к результатам ЕГЭ при поступлении в вузы Брянской области. (в ред. постановления Правительства Брянской области от 28.12.2017 N 758-п)
Одним из эффективных путей преодоления существующего недостатка в практической части подготовки выпускников основных профессиональных образовательных программ технической направленности является интеграция образовательных организаций и крупных промышленных компаний - потенциальных работодателей будущих специалистов.
Сущностной стороной интеграции является совместная разработка и реализация образовательных программ. Сотрудничество на стадии разработки программы предполагает взаимосогласованное формирование результатов обучения по программе в целом и составляющим её модулям. Основой для определения результатов обучения являются профессиональные стандарты, соответствующие технологическим процессам предприятия-партнера, федеральные государственные образовательные стандарты или стандарты, установленные образовательной организацией самостоятельно, а так же лучшие мировые практики создания подобных программ, мнение недавних выпускников, работающих по специальности, профессорско-преподавательского состава вуза и авторитетных экспертов в данном направлении подготовки.
Сотрудничество на стадии реализации программы выражается в непосредственном участии ведущих специалистов предприятия-партнера в процессе обучения, наставничестве во время прохождения различных видов практик, разработке и контроле выполнения учебных заданий, основанных на реальных задачах производства.
Организационной стороной интеграции в соответствии с новым законом "Об образовании в Российской Федерации" становится создание кафедр или иных структурных подразделений вуза на территории предприятия-партнера для реализации практической части подготовки обучающихся. Преподаватели университета, работающие в составе таких базовых кафедр, глубже погружены в деятельность предприятий-партнеров, постоянно работают над решением научных и технологических задач производства, естественным образом, привлекая к этой работе и будущих специалистов. Базовые кафедры будут активизировать и встречный процесс привлечения к педагогической деятельности ведущих специалистов предприятия, способствовать росту их преподавательских компетенций.
Существующие в регионе положительные практики подобной интеграции (например, БГТУ - Завод "Кремний") показывают, что совместная разработка программы и обучения выделенной целевой группы студентов в интересах конкретного предприятия-партнера позволяют актуализировать образовательные программы, существенно интенсифицировать и углубить практическую составляющую обучения и обеспечить требуемое заказчиком качество подготовки выпускников.
В рамках реализации положений закона "Об образовании" Министерством образования и науки РФ инициирована работа по созданию базовых кафедр на производстве, организации сетевого обучения, целевого приема и целевого обучения. Разработаны необходимые нормативные документы профессиональной и общественно профессиональной оценки качества. Необходимо внедрение в практику предложенных механизмов. Однако не сняты нормативные барьеры, лежащие в сфере бюджетного законодательства, нет ресурсной поддержки этих форм.
Удовлетворение текущих потребностей промышленных предприятий в квалифицированных, подготовленных "под заказ" специалистов не снимает проблему подготовки специалистов на будущее, "на вырост" нашей промышленности. Необходима генерация программ нового типа, которые будут формировать у выпускников компетенции системной инженерии, которую отличает целостный подход к восприятию инженерных проблем, развитие креативного мышления, способностей к командной работе в формируемых под заказ развивающихся прорывных технологических направлений инжиниринговых команд. Должна решаться задача подготовки технической элиты, специалистов мирового уровня, в том числе способных управлять крупными техническими проектами.
Такой подход может быть реализован на уровне инженерных магистерских программ, посвященных освоению "продвинутых" технологий и реализуемых в немногих, имеющих достаточный потенциал университетах. Эффективности создания и воплощения подобных программ может способствовать сетевая форма их реализации с привлечением потенциала ряда ведущих, в том числе и зарубежных университетов. Отличительными особенностями программ является выраженный мульти- и междисциплинарный подход, возможность их постоянного обновления и перенастройки.
Характерной особенностью программ являются новые подходы к их проектированию и реализации, основанные на тесном взаимодействии с предприятием - заказчиком обучения. Взаимодействие включает совместную работу над определением требуемых результатов обучения по программе, подготовку практических заданий, основанных на реальных потребностях предприятия, участие специалистов предприятий в промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Реализация Президентской программы показала высокую потребность в постоянном повышении квалификации специалистов промышленных предприятий, обновлении их технических компетенций, обмене лучшим производственным опытом.
Зарубежный опыт показывает, что существенным стимулом для постоянного совершенствования профессионального мастерства является сертификация профессиональных квалификаций. Такая сертификация, как правило, проводится авторитетными профессиональными сообществами для молодых инженеров, имеющих определенный опыт успешной работы над реальными производственными проектами. Успешно прошедшие сертификацию попадают в престижный реестр инженеров, что повышает их рыночную конкурентоспособность и перспективы карьерного роста.
Профессиональные сообщества в соответствии с Законом об образовании в Российской Федерации имеют право на профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ, по которым готовятся специалисты интересующих их направлений. Такая аккредитация является гарантией качества и актуальности программы.
Одной из сторон проблемы кадрового обеспечения промышленности является процесс вхождения молодых специалистов в производственную среду, адаптации к условиям трудовой деятельности. Этот период требует повышенного внимания и разноплановой поддержки молодых специалистов. Следует предусмотреть систему мер, обеспечивающих возможность молодому специалисту реализовать свой творческий потенциал, закрепиться на предприятии. Такие меры достаточно хорошо известны - создание отдельных молодежных творческих коллективов для решения актуальных инновационных задач и реализацию проектов, конкурсы инженерных проектов и т.п. Существенным фактором является и обеспечение необходимых социальных условий для молодых специалистов.
Таковы основные аспекты проблемы кадрового обеспечения экономики Брянской области и имеющиеся заделы ее решения. Для развития и расширения этих точек роста целесообразно в рамках программно-целевого подхода разработать и реализовать систему мероприятий, оформленную в комплексную государственную программу "Развитие инженерно-технического образования".