АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 декабря 2012 года N 1121


Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Брянской области



В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом Брянской области от 15 марта 2007 года N 28-З "О градостроительной деятельности в Брянской области"    

постановляю:

1. Утвердить прилагаемые региональные нормативы градостроительного проектирования Брянской области.

2. Настоящее постановление опубликовать в средствах массовой информации.

3. Контроль за исполнением Постановления возложить на временно исполняющего обязанности заместителя Губернатора Брянской области Жигунова А.М.

Губернатор
Н.В. Денин


Утверждены
постановлением администрации
Брянской области
от 4 декабря 2012 г. N 1121

     

Региональные нормативы
градостроительного проектирования Брянской области


Введение


Настоящий документ "Региональные нормативы градостроительного проектирования Брянской области" (далее нормативы) разработан в соответствии с требованиями статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ и Закона Брянской области от 15.03.2007 N 28-З "О градостроительной деятельности в Брянской области".

Разработка нормативов осуществлена в соответствии со статьей 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях реализации полномочий Администрации Брянской области, а также создания нормативной базы градостроительного проектирования для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека на территории Брянской области.

Настоящие нормативы конкретизируют и развивают основные положения действующих федеральных норм.

По вопросам, не рассматриваемым в настоящих нормативах, следует руководствоваться законами и нормативно-техническими документами, действующими на территории Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании". При отмене и/или изменении действующих нормативных документов, в том числе тех, на которые дается ссылка в настоящих нормах, следует руководствоваться нормами, вводимыми взамен отмененных.

Настоящие нормативы устанавливают требования, обязательные для всех субъектов градостроительных отношений, осуществляющих свою деятельность на территории Брянской области, независимо от их организационно-правовой формы.

Утверждение нормативов и внесение в них изменений осуществляется в соответствии с требованиями статьи 10 Закона Брянской области от 15.03.2007 N 28-З "О градостроительной деятельности в Брянской области".

Нормативы, принятые на муниципальном уровне, не могут содержать минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека ниже, чем расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, содержащиеся в настоящих нормативах.

Достижение значений нормативов осуществляется последовательно (на среднесрочную перспективу - 2020 год и расчетный срок - 2030 год) в соответствии с планами реализации документов территориального планирования муниципальных образований Брянской области.

Показатели, содержащиеся в региональных нормативах градостроительного проектирования Брянской области, распределяются на группы по видам градостроительной документации, приведенной в п. 1.4.3 настоящих нормативов, которая утверждается органами государственной власти Брянской области (статья 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных в границах региона (статья 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Показатель может относится одновременно к нескольким видам градостроительной документации.

Применение региональных нормативов градостроительного проектирования Брянской области для подготовки документов территориального планирования и документации по планировке территории в соответствии с требованиями статей 19, 23, 42, 43, 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует осуществлять на основании приложения 27 настоящих нормативов.

При разработке документов территориального планирования Брянской области (схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов городских округов, поселений и входящих в их состав населенных пунктов) графические материалы рекомендуется выполнять в масштабах в соответствии с приложением 26 настоящих нормативов.

1. Общие положения


1.1. Анализ нормативно-правовой базы в сфере градостроительного проектирования

Нормативная правовая база в области градостроительной деятельности состоит из федеральных законов и иных нормативных правовых и нормативных актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Основополагающими документами в области градостроительства являются Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. N 190-ФЗ и Федеральный закон от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а также нормативные правовые акты, принятые на их основе.

27 декабря 2002 года был принят Федеральный закон N 184-ФЗ "О техническом регулировании". До вступления в силу данного закона существовала практика технического регулирования в строительстве, в том числе градостроительстве, базировавшаяся на системе нормативно-правовых, а также федеральных, ведомственных и региональных нормативно-технических документов (ГОСТы, СНиПы, СП, РДС, МДС и др.). Основные положения Федерального закона "О техническом регулировании" направлены на установление соответствия национальной системы технического регулирования международным нормам, ограничение государственного регулирования и концентрацию его на вопросах, связанных с безопасностью. Федеральный закон "О техническом регулировании" внес принципиальные изменения в существующую систему технического регулирования, в результате которых ее нормативно-техническую основу должны составлять технические регламенты, а существующие нормативные документы (ГОСТы, СНиПы, СП, РДС, МДС и др.) были переведены в категорию рекомендательных и применяющихся на добровольной основе. Таким образом, на переходный период до вступления в силу соответствующих технических регламентов использование существующих нормативных документов было допустимо лишь в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Учитывая, что вышеназванные нормативные документы оказались вне правового поля, в них невозможно было внести изменения и/или дополнения, также оказалось невозможным ввести в действие новые СНиПы, не смотря на содержание в них обязательных требований по безопасности зданий, строений и сооружений.

На сегодняшний момент в области градостроительства действую лишь три технических регламента: Федеральный закон от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Федеральный закон от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 870 "Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления".

Федеральным законом от 01.05.2007 г. N 65-ФЗ в Федеральный закон "О техническом регулировании" были внесены поправки, которыми к документам, регулирующим отношения в области проектирования (включая изыскания), отнесены своды правил - документы в области стандартизации, в которых содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания) и которые применяются на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов).

Таким образом, в соответствии с положениями Федерального закона "О техническом регулировании" технические регламенты устанавливают обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации), то есть требования к характеристикам данных объектов, а не к техническим или конструктивным решениям, позволяющим выполнять обязательные требования безопасности. Набор требований к решениям, позволяющим выполнять обязательные требования безопасности (а именно: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечения энергетической эффективности), содержится в документах в области стандартизации, используемых на территории Российской Федерации, к которым отнесены национальные стандарты (в том числе ГОСТы) и своды правил (в том числе СНиПы, СП, РДС, МДС и др.).

Следом за законом "О техническом регулировании" был принят новый Градостроительный кодекс Российской Федерации (от 29.12.2004 N 190-ФЗ), который совместно с другими федеральными законами регулирует деятельность по организации и развитию территорий, осуществляемую в частности, в виде территориального планирования. Согласно Градостроительному кодексу невозможно осуществлять подготовку и принимать решения об утверждении документов территориального планирования без технических регламентов, которые на сегодняшний день введены в действие не в полном объеме.

Однако следует отметить, что пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" гласит, что до вступления в действие технических регламентов по организации территории проверка соответствия проектов документов территориального планирования (и соответственно их подготовка) требованиям законодательства, нормативным техническим документам проводится в части, не противоречащей Федеральному закону "О техническом регулировании" и Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Градостроительным кодексом в нормативную базу также были введены новые документы субъектов Российской Федерации - региональные и местные нормативы градостроительного проектирования.

Таким образом, вся совокупность обязательных к выполнению требований, обусловленных соблюдением мер безопасности при градостроительном проектировании, будет содержаться в технических регламентах, принимаемых посредством нормативных актов федерального уровня, а за пределами технических регламентов содержится оставшаяся нормативно-техническая база, в том числе и региональные и местные нормативы градостроительного проектирования. Региональные и местные нормативы градостроительного проектирования разрабатываются на основе федерального и регионального законодательства, федеральных и отраслевых нормативно-технических документов Системы нормативных документов в строительстве (градостроительстве), действующих в части требований Федерального закона "О техническом регулировании" с учетом природно-климатических, геологических, социально-демографических, национальных, историко-культурных и других особенностей городских округов и поселений субъекта Российской Федерации (Брянской области).

При этом следует отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 42 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "О техническом регулировании" и Градостроительного кодекса Российской Федерации, то есть данные документы служат основанием для разработки нормативов градостроительного проектирования.

В данный перечень входят 8 национальных стандартов (ГОСТ) и 83 наименования Сводов правил (СНиП) или их частей, в том числе СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (разделы 1-5, 6 (пункты 6.1-6.41, таблица 10*), 7-9, приложение 2).

С 20 мая 2011 года приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 28.12.2010 N 820 введена в действие и зарегистрирована Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, которая в настоящее время отнесена к своду правил - СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений". Вместе с СП 42.13330.2011 с 20 мая 2011 года введены в действие ряд актуализированных редакций нормативно-технических документов, регламентирующих градостроительную (строительную) деятельность.

В соответствии с требованиями статьи 24 Градостроительного кодекса и Технического задания на выполнение научно-исследовательских работ по разработке проекта "Региональные нормативы градостроительного проектирования Брянской области", являющегося неотъемлемой частью Государственного контракта от 27.09.2011 N 1 (приложение N 1), выполнение данной работы основано на использовании федеральных нормативных правовых актов, нормативно-технических документов и нормативных правовых актов Брянской области, регулирующих вопросы градостроительной деятельности.

1.2. Нормативные ссылки

1.2.1. Полный перечень законодательных и нормативных документов Российской Федерации, нормативных правовых актов Брянской области, используемых при разработке нормативов, приведен в справочном приложении 1.

1.3. Цели и задачи

1.3.1 Целью подготовки нормативов градостроительного проектирования Брянской области является установление региональных минимальных расчетных показателей обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной, транспортной инфраструктур, благоустройства территории) для устойчивого развития территории, обеспечение ее пространственного развития, соответствующего качеству жизни населения, предусмотренному стратегией социально-экономического развития Брянской области до 2025 года, предупреждения и устранения негативного воздействия факторов среды обитания на население, безопасности функционирования формируемой среды, а также устойчивости в чрезвычайных ситуациях.

1.3.2. Основными задачами разработки нормативов являются:

установление минимального набора показателей, расчет которых необходим при разработке документов территориального планирования (схем территориального планирования муниципальных районов и генеральных планов поселений, городских округов) и документации по планировке территории;

распределение используемых при проектировании показателей на группы по видам документов территориального планирования и документации по планировке территории;

распределение используемых при проектировании показателей на группы в зависимости от типа муниципального образования;

обеспечение оценки качества градостроительной документации в плане соответствия ее решений целям повышения качества жизни населения;

обеспечение постоянного контроля соответствия проектных решений документов территориального планирования и документации по планировке территории изменяющимся социально-экономическим условиям в регионе.

1.4. Область применения

1.4.1. Настоящие нормативы применяются при подготовке, согласовании, экспертизе, утверждении и реализации документов территориального планирования муниципальных образований (схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов городских округов и поселений) с учетом перспективы их развития, документации по планировке территории (проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков), а также используются для принятия решений органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, осуществляющими контроль за градостроительной (строительной) деятельностью на территории Брянской области, физическими и юридическими лицами, а также судебными органами, как основание для разрешения споров по вопросам градостроительного проектирования.

1.4.2. Нормативы разработаны в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности Российской Федерации и Брянской области, технических регламентов, нормативных документов, регулирующих градостроительство, на основании статистических и демографических данных с учетом природно-климатических, социальных, национальных, территориальных, расселенческих и других особенностей Брянской области, а также с учетом особенностей городских округов и поселений для осуществления градостроительного проектирования на территории области.

Особенности населенных пунктов Брянской области характеризуются типом населенного пункта (городской или сельский населенный пункт), статусом населенного пункта в соответствии с законодательством Брянской области (городской округ, городское поселение, сельское поселение), численностью населения и ролью в системе расселения (административный центр области, муниципального района, городского или сельского поселения, уровень центра обслуживания, размещение в системе расселения), уровнем урбанизации (интенсивным, умеренным, незначительным), уровнем экономического развития (полюса роста, зоны экономической активности, приоритетные инвестиционные проекты зон), формированием историко-культурного каркаса, зонами с особыми условиями использования территории, формированием природно-экологического каркаса и другими особенностями.

1.4.3. Структура (содержание) нормативов соответствует видам функциональных зон, определенных в статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Показатели, содержащиеся в нормативах, относятся одновременно к нескольким видам градостроительной документации. Применение показателей для подготовки документов территориального планирования (схем территориального района муниципальных районов, генеральных планов поселений, городских округов) и документации по планировке территории (проектов планировки территории, проектов межевания территории, градостроительных планов земельных участков) следует осуществлять в соответствии с приложением 27 настоящих нормативов.

1.5. Термины и определения

1.5.1. Основные термины и определения, используемые в настоящих нормативах, приведены в справочном приложении 2.

1.6. Общая организация и зонирование территории городских округов и поселений Брянской области

1.6.1. Пространственная организация территории Брянской области осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом Брянской области от 05.06.1997 N 13-З "Об административно-территориальном устройстве Брянской области", Законом Брянской области от 09.03.2005 N 3-З "О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области.
     
     1.6.2. Территория Брянской области общей площадью 34,9 тыс. км(2), как субъект Российской Федерации, делится на 289 муниципальных образования, в том числе: 6 городских округов, 27 муниципальных районов, в границах которых расположены 30 городских и 226 сельских поселений.
     
     1.6.3. Брянская область граничит с двумя государствами и четырьмя субъектами Российской Федерации: на западе - с Республикой Беларусь (Гомельской и Могилевской областями), на юге и юго-западе - с Украиной (Черниговской и Сумской областями), на севере - со Смоленской, на северо-востоке - с Калужской, на востоке - с Орловской, на юго-востоке с Курской областями.
     
     Транспортно-географическое положение области: нахождение территории области на транзитных направлениях европейской части России "Север - Юг"
(Панъевропейский транспортный коридор N 9) и коридор "Запад - Восток" предопределило высокий транспортный потенциал проектируемой территории. Сложившийся в области транспортный комплекс, объединяющий железнодорожный, автомобильный и воздушный транспорт, играет важную роль в осуществлении международных (Украина, Белоруссия, Западная Европа), межрегиональных и внутрирегиональных грузовых и пассажирских связей.

1.6.4. При подготовке документов территориального планирования городских округов и поселений и определении перспектив их развития необходимо исходить из демографических, совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения укрепления сложившейся системы расселения путем формирования внутриобластного расселенческого каркаса, устойчивого развития территории, улучшения условий жизнедеятельности населения, экономического развития инженерной, транспортной, производственной и социальной инфраструктуры, сохранения историко-культурно и природного наследия с учетом охраны среды жизнедеятельности для существующего и будущих поколений. При этом следует:

учитывать административный статус городских округов и поселений, роль в системе расселения, роль в системе формируемых центров обслуживания (регионального, межрайонного, районного и местного уровня), их историко-культурное значение, прогнозируемую численность населения, экономическую базу и другие местные особенности, в том числе воздействие опасных геологических и гидрологических процессов и наличие на западе и юго-западе области радиационно-загрязненных территорий ряда районов, обусловленных аварией на ЧАЭС в 1986 году;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»