АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2011 года N 1295
(с изменениями на 21 октября 2013 года)
____________________________________________________________________
Документ утратил силу на основании
постановления Правительства Брянской области от 30.12.2013 N 769-п
____________________________________________________________________
________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением администрации Брянской области от 29.05.2012 N 464,
постановлением администрации Брянской области от 31.07.2012 N 682,
постановлением администрации Брянской области от 06.12.2012 N 1133,
постановлением администрации Брянской области от 11.12.2012 N 1141,
постановлением Правительства Брянской области от 01.07.2013 N 283-п,
постановлением Правительства Брянской области от 21.10.2013 N 592-п.
________________________________
В соответствии с постановлениями администрации области от 1 июня 2011 года N 494 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Брянской области", от 17 июня 2011 года N 544 "Об утверждении перечня государственных программ (подпрограмм) Брянской области"
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Экономическое развитие, инвестиционная политика и инновационная экономика Брянской области" (2012 - 2015 годы).
2. Опубликовать настоящее постановление на официальном сайте администрации Брянской области в сети Интернет.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Брянской области Пономарева А.А. (в ред. постановления Правительства Брянской области от 01.07.2013 N 283-п)
Губернатор
Н.В. Денин
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
"Экономическое развитие, инвестиционная политика
и инновационная экономика Брянской области"
(2012 - 2015 годы)
ПАСПОРТ
государственной программы
"Экономическое развитие, инвестиционная
политика и инновационная экономика
Брянской области" (2012 - 2015 годы)
Наименование государственной программы | - "Экономическое развитие, инвестиционная политика и инновационная экономика Брянской области" (2012 - 2015 годы) |
Ответственный исполнитель | - департамент экономического развития Брянской области |
Соисполнители государственной программы | - департамент финансов Брянской области; |
Перечень долгосрочных целевых программ | - "Повышение инвестиционной привлекательности Брянской области" (2011 - 2015 годы); "Развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Брянской области" (2011-2015 годы) |
Перечень подпрограмм | - "Инновационная деятельность и информационные технологии" (2012 - 2015 годы) "Управление в сфере экономического развития, инвестиционной политики и инновационной экономики" (2012 - 2015 годы); "Экономическое развитие" (2012 - 2015 годы) |
Цели государственной программы | - обеспечение устойчивого и качественного экономического роста региона как основы для достижения главной цели - повышения уровня и качества жизни населения региона; эффективное управление в сфере установленных функций |
Задачи государственной программы | - стратегическое планирование и координация выполнения целевых программ социально-экономического развития области; анализ и прогнозирование социально-экономического развития области; оценка эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; развитие инвестиционной деятельности и повышение инвестиционной привлекательности области; развитие инновационной деятельности и нанотехнологий в области; осуществление поддержки малого и среднего предпринимательства области; развитие внешнеэкономической деятельности; повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти области, органов местного самоуправления и гражданского общества; эффективная реализация полномочий в сфере установленных функций |
Срок реализации государственной программы | - 2012 - 2015 годы |
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы | - общий объем финансирования государственной программы составляет 1837735,8 тыс. рублей, общий объем бюджетных средств - 1806001,3 тыс. рублей, в том числе средства областного бюджета - 932016,5 тыс. рублей, из них: на 2012 год - 389195,0 тыс. рублей; на 2013 год - 320257,8 тыс. рублей; на 2014 год - 111 271,9 тыс. рублей; на 2015 год - 111 291,8 тыс. рублей. 873984,7 тыс. рублей - за счет поступлений из федерального бюджета (по согласованию) (в ред. постановления Правительства Брянской области от 21.10.2013 N 592-п) |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | - увеличение объема ВРП в расчете на 1 жителя до 203,3 тыс. рублей в 2015 году; повышение достоверности прогноза социально-экономического развития Брянской области (отклонение прогнозных показателей от фактических - не более 10 % к 2015 году); увеличение количества проектов, реализуемых при государственной поддержке, в том числе путем предоставления налоговых льгот - с 21 в 2011 году до 35 в 2015 году; увеличение количества соглашений о реализации инвестпроектов в рамках государственно-частного партнерства - 1 соглашение ежегодно; количество подписанных и реализованных соглашений, договоров, протоколов о сотрудничестве (в том числе зарубежных) - не менее 5 ежегодно; обеспечение ежегодного роста доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции не менее 1,3 % ; уровень инновационной активности предприятий области повысится с 9,4 % в 2012 году до 10,3 % в 2015 году; выполнение плана администрирования доходов - 100%; результаты выполнения долгосрочных целевых программ, ведомственных целевых программ и программ, включенных в подпрограммы, приведены в паспортах программ соответственно. |
Брянская область - это приграничный регион, находящийся на границе трех государств - России, Украины и Республики Беларусь. Брянщина - крупный узел железнодорожных магистралей, воздушных трасс, магистральных шоссе, нефте- и газопроводов. Она расположена на кратчайших транспортных путях, соединяющих Москву через Украину с Западной Европой, а Санкт-Петербург с южными районами России. Через территорию области проходят пассажиро- и грузопотоки из стран дальнего и ближнего зарубежья.
Брянская область расположена в лесной зоне. Лесами занято более 1,15 млн. гектаров. Наиболее ценные леса - хвойные - занимают 53 процента лесных площадей.
В области имеются значительные запасы природного сырья для промышленности строительных материалов и стекольной промышленности, освоенные запасы торфа, фосфорсодержащие руды для производства минеральных удобрений.
Научные исследования и разработки в Брянской области выполняют 7 вузов, 2 научно-исследовательских института, 4 опытные станции, 4 научно-технических центра, 5 специальных конструкторских бюро, 14 промышленных предприятий, 23 научно-производственные фирмы.
В 2008 году патентами были защищены 52 объекта интеллектуальной собственности, в 2009 году - 55, в 2010 году запатентованы 79 изобретений и полезных моделей, в 2011 году - 116 объектов.
При вузах создано 21 малое инновационное предприятие с целью коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.
Растет число участников региональных конкурсов научных работ: в 2008 году - 278, в 2009 году - 496, в 2010 году - 629, в 2011 - 692.
Брянская область - один из индустриальных регионов Центральной России с высоким экономическим потенциалом и развитой промышленностью.
Традиционно ведущее место в структуре производственного сектора области принадлежит предприятиям обрабатывающих производств, доля которых в общем объеме отгруженной продукции составляет более 80 процентов. Производством промышленной продукции на территории области занимаются около 400 крупных и средних предприятий и более 500 малых предприятий.
В 2011 году промышленными предприятиями Брянской области отгружено товаров собственного производства в действующих ценах на 100838,1 млн. рублей, что на 21,3 процента больше, чем в 2010 году. Индекс промышленного производства к уровню 2010 года составил в целом по данному сектору экономики 110,9 процента.
Отгружено полезных ископаемых на 308,5 млн. рублей (на 49,4 процента больше, чем в прошлом году в действующих ценах). Индекс производства по этому виду экономической деятельности составил 124,2 процента.
По группе обрабатывающих производств объем отгруженных товаров в действующих ценах увеличился на 23,1 процента и составил 86774,2 млн. рублей. Индекс промышленного производства по обрабатывающим производствам составил 113,1 процента.
Увеличился выпуск продукции на предприятиях по производству транспортных средств и оборудования - на 43,1 процента; на предприятиях по производству резиновых и пластмассовых изделий - в 2,8 раза; на предприятиях по обработке древесины - в 1,2 раза; в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий - на 4,7 процента; в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов - на 3,8 процента; в целлюлозно-бумажном производстве - на 3,4 процента; в производстве пищевых продуктов - на 2,5 процента; в производстве электрооборудования - на 5,3 процента; в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви - на 15,9 процента; в текстильном и швейном производстве - на 15,9 процента.
В структуре обрабатывающих производств выпуск транспортных средств и оборудования занимал в 2011 году 25,9 процента, производство машин и оборудования - 10,7, производство пищевых продуктов - 27 процентов, целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность - 5,4 процента. Предприятия этих видов деятельности оказывают определяющее влияние на развитие обрабатывающих производств в целом.
На предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды отгружено товаров собственного производства на сумму 13678,6 млн. рублей, или 110,3 процента к уровню 2010 года. Индекс промышленного производства составил 97,2 процента.
В 2011 году объем производства продукции сельского хозяйства в действующих ценах во всех категориях хозяйств составил 32 510,4 млн. рублей, или 128,2 процента в сопоставимой оценке.
В 2010 году на развитие экономики и социальной сферы использовано 41 988,9 млн. рублей инвестиций в основной капитал, индекс физического объема инвестиций в сопоставимых ценах составил 149,5 процента к уровню 2009 года. В расчете на душу населения объем инвестиций в основной капитал составил 31,354 тыс. рублей и увеличился к уровню 2009 года в 1,4 раза в сопоставимых ценах. Концентрация инвестиций в основной капитал наблюдалась в г. Брянске (38,9 процента). Улучшили свое положение по объему привлеченных инвестиций среди муниципальных образований области Жирятинский (в 54 раза), Карачевский (в 3,5 раза), Комаричский (в 3,2 раза), Трубчевский (в 3,2 раза) районы.
Росту объема инвестиций в основной капитал в 2010 году способствовало освоение капитальных вложений по следующим видам экономической деятельности: "Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство" - в 3 раза, "Обрабатывающие производства" - 1,6 раза, "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" - в 1,4 раза, "Транспорт и связь" - в 1,6 раза, "Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг" - в 1,5 раза.
Наибольший удельный вес в общем объеме инвестиций по крупным и средним предприятиям занимали капитальные вложения по виду деятельности "Транспорт и связь", их доля составила 32,6 процента и увеличилась к уровню 2009 года на 5 пунктов.
За 2011 год на развитие экономики и социальной сферы области направлено 48 617,2 млн. рублей инвестиций в основной капитал, или 101 процент к уровню прошлого года (в сопоставимых ценах).
Основным источником инвестиционной деятельности были привлеченные средства (около 60 процентов). Доля централизованных бюджетных средств - 16,2 процента от общего объема инвестиций. За счет этих средств на территории области проводилась реализация мероприятий 8 федеральных, 31 долгосрочной, 23 ведомственных и 6 аналитических целевых программ.
На территории Брянской области ведется реализация новых инвестиционных проектов: "Создание и освоение серийного производства автокранов военного назначения, гусеничных кранов, башенных кранов и стреловых кранов грузоподъемностью от 40 тонн и более" в ОАО "Клинцовский автокрановый завод"; "Модернизация и расширение производства силикатного кирпича в ЗАО "Брянский завод силикатного кирпича"; "Расширение производства в ЗАО "Клинцовский силикатный завод" - освоение выпуска блоков из ячеистого бетона; "Техперевооружение литейного цеха N 3 ООО "ПК "Бежицкий сталелитейный завод"; "Строительство завода по производству керамического лицевого кирпича методом полусухого прессования ООО "БрянскСтройКерамика"; "Организация конкурентоспособного высокотехнологичного отечественного производства модифицированных слоистых наносиликатов, мастербатчей (прекурсоров нанокомпозитов) и полимерных нанокомпозиционных материалов нового поколения" (ЗАО "Метаклэй"); "Реконструкция КДМ N 5 и модернизация цеха N 1 для расширения производства картонов ЗАО "Пролетарий", "Расширение производства пищевых смесей на основе сухого молока в ООО "Молоко" и др., финансирование которых будет осуществляться в значительной мере за счет привлеченных средств. Наибольшие объемы инвестиций будут направляться на модернизацию инфраструктуры и обновление основных фондов предприятий.
Развитие реального сектора экономики способствовало повышению уровня жизни населения.
В 2010 году на территории области осуществляли хозяйственную деятельность 7334 малых и микропредприятий, среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), занятых на них, составила 67,3 тыс. человек. Оборот малых предприятий по всем видам деятельности в 2010 году составил 94,3 млрд. рублей. Кроме того, на территории области действовало 124 средних предприятия, среднесписочная численность на них составила 15 тыс. человек. Оборот средних предприятий по всем видам деятельности составил 20,3 млрд. рублей.
По данным Госстата по итогам 2011 года, на территории региона вели хозяйственную деятельность 11 264 малых и средних предприятий со среднесписочной численностью 85,8 тыс. человек. Кроме того, более 42 тыс. человек занималось индивидуальной предпринимательской деятельностью. В области принята программа поддержки малого и среднего бизнеса, разрабатываются новые нормативные акты, направленные на поддержку предпринимательства. В 2011 году на мероприятия поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрено 400,4 млн. рублей, в том числе на предоставление субсидий - около 225 млн. рублей.
Проводимая работа в рамках программы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Брянской области" по дальнейшему развитию и поддержке малого предпринимательства обеспечила увеличение объемных показателей, рост численности занятых в этом секторе экономики, средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых предприятий. Основными во взаимоотношениях региональных властей и субъектов предпринимательской деятельности остаются формы финансово-кредитной, имущественной и информационной поддержки. Основные мероприятия программы направлены, прежде всего, на разрешение проблем, сдерживающих развитие предпринимательства, и предусматривают поддержку субъектов малого и среднего бизнеса, выделение грантов начинающим субъектам предпринимательства, субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по лизинговым договорам, ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и обслуживание информационного портала малого и среднего предпринимательства Брянской области. Планируется реализация мероприятий по развитию молодежного предпринимательства, увеличение капитализации Брянского гарантийного фонда и микрофинансовых организаций.
Внешнеэкономическая деятельность является одним из факторов, обеспечивающих стабилизацию и удовлетворение основных нужд социально-экономического комплекса области. За 2011 год внешнеторговый оборот области составил 1585,3 млн. долларов США (111,4 процента к 2010 году), в том числе экспорт - 324,2 млн. долларов США (102,9 процента), импорт - 1261,1 млн. долларов США (113,8 процента).
Основными странами, в которые вывозятся брянские товары, являются: Беларусь - 144,9 млн. долларов США (44,7 процента всего экспорта области), Украина - 56,6 млн. долларов США (17,5 процента), Казахстан - 37,2 млн. долларов США (11,5 процента), Литва - 18,1 млн. долларов США (5,6 процента).
В пятерку основных стран, из которых в область поступают товары, входят: Беларусь - 437 млн. долларов США (34,7 процента всего импорта), Украина - 335,5 млн. долларов США (26,6 процента), Турция - 158,7 млн. долларов США (12,6 процента), Германия - 60,7 млн. долларов США (4,8 процента), Польша - 32,7 млн. долларов США (2,6 процента).
Реализация направлений макроэкономической политики, которые определены в Стратегии социально-экономического развития Брянской области, во многом обеспечивается региональной конкурентной политикой.
Однако существуют системные проблемы, сдерживающие развитие экономики области.
Объем валового регионального продукта на душу населения остается значительно ниже среднероссийского показателя (14 место в Центральном федеральном округе).
Низкий уровень валового регионального продукта на душу населения объясняется отраслевой структурой производства. В структуре ВРП основную долю занимают низкозатратные виды экономической деятельности (сельское хозяйство, оптовая и розничная торговля, транспорт, бюджетная сфера). На долю обрабатывающих производств приходится 21,5 процента. Сдерживает развитие промышленного производства высокий уровень физического и морального износа производственного оборудования, средняя величина износа которого в ряде отраслей превышает 70 процентов. В сфере жилищно-коммунального комплекса износ инженерных сетей составляет более 80 процентов. Их модернизация возможна только при условии привлечения частного капитала на базе государственно-частного партнерства. С этой целью принят Закон Брянской области "Об участии Брянской области в государственно-частном партнерстве.
Негативным фактором в экономическом развитии является отсутствие в области значительного объема собственных генерирующих мощностей (предприятия электроэнергетической отрасли обеспечивают потребности области в электроэнергии менее 10 процентов).
Вложение существенных инвестиционных ресурсов в энергетику на протяжении десятков лет сдерживалось применением механизмов тарифного регулирования, которые, в свою очередь, были ограничены социальной составляющей, в частности, необходимостью соблюдения предельных индексов роста платы за жилищно-коммунальные услуги населением.
Вместе с тем существуют факторы, ослабляющие стимулирующую роль государственной поддержки инвестиционной деятельности. К ним относятся: