АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 сентября 2010 года N 937
____________________________________________________________________
Документ утратил силу на основании
постановления Правительства Брянской области от 15.04.2024 N 163-п
____________________________________________________________________
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 691-р (пункты 2, 3), в целях совершенствования конкурентной политики в регионе
постановляю:
1. Внести в программу "Развитие конкуренции в Брянской области" (2010 - 2012 годы), утвержденную постановлением администрации области от 30 октября 2009 года N 1158 "Об утверждении программы "Развитие конкуренции в Брянской области" (2010 - 2012 годы)" (с учетом изменений, внесенных постановлением администрации области от 12 марта 2010 года N 237), следующие изменения:
1.1. В разделе I "Характеристика проблемы и необходимость ее решения программно-целевым методом":
в подразделе 1 "Анализ и оценка конкурентной среды в сфере розничной торговли" два последних абзаца исключить;
в подразделе 2 "Анализ и оценка конкурентной среды в агропродовольственном комплексе" абзацы девятнадцатый и двадцать четвертый исключить;
подраздел 3 "Анализ и оценка конкурентной среды в сфере здравоохранения, фармацевтической и медицинской продукции" изложить согласно приложению 1 к настоящему постановлению;
в подразделе 8 "Анализ и оценка конкурентной среды на рынке розничной реализации нефтепродуктов" в абзаце десятом слова "2009 года" заменить словами "2006 года".
1.2. Приложение к программе изложить согласно приложению 2 к настоящему постановлению.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на временно исполняющего обязанности заместителя Губернатора Брянской области Горшкова А.С.
Временно исполняющий
обязанности Губернатора
А.И. Касацкий
Анализ и оценка конкурентной среды в сфере здравоохранения,
фармацевтической и медицинской продукции
Анализ конкурентной среды в сфере здравоохранения
Медицинская деятельность на Брянщине представлена 174 учреждениями, в том числе: муниципальными учреждениями здравоохранения (МУЗ) - 57 учреждений (из них 19 - в г. Брянске), государственными учреждениями здравоохранения (ГУЗ) - 40 учреждений, 1 государственным автономным учреждением (ГАУ), 73 учреждениями негосударственной формы собственности (из них 50 - индивидуальные предприниматели). Структура рынка представлена на рисунке 3.
Во исполнение программы государственных гарантий оказания населению Брянской области бесплатной медицинской помощи на 2009 год в качестве страховых медицинских организаций выступают Брянский филиал ООО СК "Ингосстрах-М", Брянский филиал ОАО "СОГАЗ - Мед". Брянский филиал ОАО СМО "Сибирь", филиал ООО "РГС - Медицина" "Росгосстрах - Брянск - Медицина" (страхующий только работающее население). На рынке медстрахования нет ни одной региональной компании. Недавно покинул рынок Брянский филиал ОАО "Медицинская страховая компания "УралСиб".
Формирование конкурентной среды в медицине на настоящий момент весьма проблематично как на уровне России, так и на уровне субъекта Российской Федерации. Причем на федеральном и региональном уровнях факторы, не позволяющие сформировать конкурентную среду в , практически одинаковы:
система здравоохранения не может называться страховой, т.к. лишь часть поступающих финансовых средств проходят через ФОМС, остальные средства поступают из бюджетов разных уровней по принципу сметного финансирования. В Брянской области это соотношение в процентах составляет 53,1 к 46,9;
в системе ОМС в Брянской области за работающего делает выбор страховой компании работодатель, за неработающего - администрация области, что практически исключает непосредственного потребителя медицинских услуг из системы активного влияния на качество медицинской помощи и тормозит формирование конкурентной модели рынка здравоохранения;
норматив оплаты медицинских услуг не покрывает полностью расходов медицинских учреждений. По тарифам на медицинские услуги, разрабатываемым БТФОМС в соответствии с методикой расчета и утверждаемым межведомственной комиссией, производится компенсация затрат ЛПУ на оплату труда и начисления на оплату труда, мягкий инвентарь и обмундирование, медикаменты, перевязочные средства, прочие лечебные расходы, продукты питания из расчета на 1 койко-день. В условиях дефицита бюджетных средств эти тарифы нельзя считать полностью объективными. Ряд учреждений здравоохранения в области находится на сметном финансировании;
система ОМС Брянской области практически не включает в себя медицинских учреждений частной формы собственности. Лицензию на ОМС имеет только ООО "БАЛТиК-ДЭНТ" (оказание стоматологической помощи).
Кроме того, рынок медицинских услуг Брянской области обладает рядом специфических особенностей:
существенная часть населения области пострадала в результате аварии на Чернобыльской АЭС, в результате областного потребителя медицинских услуг отличает абсолютный приоритет сохранения жизни и здоровья - в этих условиях уменьшение числа учреждений и предприятий, подведомственных государственным органам власти, становится невозможным. И хотя наряду с ГУЗ "Брянский областной клинико-диагностический центр" услуги консультативно-диагностического характера оказывают коммерческие предприятия "Брянская семейная клиника", "Лаборатория "Инвитро" и другие, сокращение МУЗов, ГУЗов, ГУПов, а, следовательно, сокращение возможности получения бесплатных медицинских услуг, значительно снизило бы уровень качества жизни населения;
в коммерческих и государственных учреждениях здравоохранения, как правило, работает один и тот же персонал и др.
Все вышеперечисленное указывает на то, что в формирующейся сфере производства и потребления медицинских услуг, отсутствуют отношения субъектов, позволяющие практически реализовать такой механизм повышения качества медицинских услуг, как конкуренция.
Для исключения перечисленных проблем требуется:
более активное привлечение частных учреждений здравоохранения к исполнению программы государственных гарантий оказания населению Брянской области бесплатной медицинской помощи;
развитие аутсорсинга непрофильных функций лечебно-профилактических учреждений (питание, прачечные услуги, обслуживание коммуналь-ного хозяйства ЛПУ и т.д.);
привлечение частной медицины к выполнению государственного (муниципального) заказа на услуги по высокотехнологичной диагностике.
Анализ конкурентной среды в сфере розничной реализации
фармацевтической и медицинской продукции
Реализацию фармацевтической продукции осуществляют индиви-дуальные предприниматели, предприятия и организации государственной, муниципальной и частной форм собственности, крупнейшим из которых является ГУП "Брянскфармация" - 132 аптеки. В ведении обществ с ограниченной ответственностью (ООО "Мэтр", ООО "Ритм") находится 189 аптек. Всего на рынке реализации фармацевтической продукции действует 546 аптечных учреждений (рис. 4).
Рис. 4 Структура рынка фармацевтической продукции
На территории Брянской области действует 271 лицензия на осуществление фармацевтической деятельности в части розничной торговли лекарственными средствами.
Рынок услуг розничной торговли лекарственными средствами и сопутствующими товарами является динамично развивающимся сектором экономики области. Это обусловлено растущим спросом на лекарственные средства и инвестиционной привлекательностью данного вида деятельности. Однако платежеспособное население в основном сконцентрировано в областном центре и наиболее крупных городах. Это привело к неравномерному уровню конкуренции на рынках муниципальных образований и в труднодоступных сельских населённых пунктах - в труднодоступных районах рынок является высококонцентрированным.
Основными препятствиями развития конкурентной среды на рынке розничной торговли фармацевтической продукцией является малая численность населения в муниципальных образованиях и их низкая платежеспособность, особенно в отдаленных населенных пунктах.
Действующим законодательством не предусмотрена передвижная форма торговли лекарственными средствами и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере обращения лекарственных средств не наделены полномочиями для организации такой формы торговли.
В настоящее время в сельской местности на территории области осуществляется реализация лекарственных средств заведующими фельдшерско-акушерскими пунктами (ФАПами) на договорной основе, в том числе в прикреплённых на обслуживание ближайших поселениях. В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 22 июня 1998 года N 86-ФЗ «О лекарственных средствах» физические лица могут заниматься реализацией лекарственных средств при наличии высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста. В настоящее время фельдшерско-акушерские пункты не имеют лицензий на фармацевтическую деятельность и не могут ее получить в связи с отсутствием в законодательстве Российской Федерации иных фармацевтических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных требований к помещению, персоналу при осуществлении этого вида деятельности на ФАПе.
Правительством Российской Федерации подготовлен законопроект «Об обращении лекарственных средств», предусматривающий розничную торговлю лекарственными препаратами медицинскими организациями и их обособленными подразделениями (центрами или отделениями общей врачебной (семейной) практики, амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами), имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации. Перечень таких организаций будет устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Длительная и сложная процедура открытия бизнеса, получения лицензии, соблюдения требований к помещениям и персоналу является существенным барьером входа на фармацевтический рынок. Отсутствие законодательных норм организации выездной розничной торговли лекарственными средствами создает условия для монополизации рынка в границах муниципальных образований и снижает доступность лекарственных средств для жителей отдаленных населённых пунктов.
Для преодоления указанных барьеров требуется:
решение задач на федеральном уровне в части расширения региональных полномочий по процедурам лицензирования, получения сертификатов, регулирования деятельности в фармацевтическом бизнесе (унификация и упрощение процедуры лицензирования на фармацевтическом рынке с целью снижения административного барьера для входа потенциальных участников на рынок, унификация и упрощение системы получения сертификатов фармацевтическим персоналом);
создание условий для сокращения сроков выдачи разрешений на размещение аптек и аптечных пунктов в городах и районах области;
оптимизация требований к соблюдению санитарных норм;
организация проведения консультаций с фармацевтической ассоциацией Брянской области по вопросам осуществления деятельности в данном бизнесе;
сокращение числа фармацевтических предприятий, подведомственных государственным и муниципальным органам, с передачей прав собственности участникам фармацевтического рынка (при этом необходимо предусмотреть сохранение ассортиментного перечня и социальных функций аптечных учреждений);
развитие сети передвижных аптечных учреждений;
организация мониторинга динамики основных показателей фармацевтического рынка, обеспечение аналитического сопровождения (в т.ч. создание информационных сайтов в сети "Интернет" и профес-сиональных периодических изданий).
Перечень
ресурсных мероприятий программы "Развитие конкуренции
в Брянской области" (2010 - 2012 годы)
N пп | Наименование мероприятия | Срок реализации, | Ответственный | Ожидаемые результаты | Примечания |
Развитие малого и среднего предпринимательства | |||||
1. | Поддержка действующих и начинающих компаний - субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции - субсидии юридическим лицам в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг; гранты начинающим на создание инновационных компаний | 2010 -2012 | департамент экономического развития Брянской области | стимуляция инновационной деятельности малого и среднего бизнеса, поддержка не менее 30 субъектов малого и среднего бизнеса, развитие инновационной инфраструктуры | в рамках ВЦП "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства Брянской области" (2010 - 2012 годы). |
2. | Поддержка действующих компаний - субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих реализацию инновационной продукции, - организация участия в салонах, выставках, конференциях, ярмарках, «деловых миссиях» и иных мероприятих, предусматривающих экспонирование и показ новой продукции | 2010 -2012 | департамент экономического развития Брянской области | продвижение продукции, товаров и услуг на региональные и межрегиональные рынки, развитие и насыщение рынка инновационной продукции | |
3. | Создание и обеспечение деятельности информационно-аналитических центров (евро-, инфо-, корреспондентских центров) для проведения очных и заочных консультаций по выведению субъектов предпринимательства на рынки | 2010 -2012 | департамент экономического развития Брянской области | выведение на новые рынки не менее 20 субъектов предпринимательства | |
4. | Поддержка экспортно-ориентированных субъектов малого предпринимательства - проведение мероприятий, связанных с темой продвижения продукции на иностранные рынки, компенсация затрат, связанных с производством, реализацией товаров, работ, услуг | 2010 -2012 | департамент экономического развития Брянской области | выведение малых и средних предприятий на внешние рынки, увеличение объема производства экспортно- ориентированной конкурентоспособной продукции, подготовка квалифицированных специалистов по вопросам, связанным с экспортом продукции | |
5. | Разработка и реализация программ энергосбережения для субъектов малого и среднего предпринимательства; | 2010 -2012 | департамент экономического развития Брянской области | повышение энергоэффективности производства субъектов малого и среднего предпринимательства. Включение малого бизнеса в реализацию региональной политики энергосбережения и энергоэффективности, снижение себестоимости производимой продукции | |
6. | Содействие развитию микрофинансирования. Создание государственной микрофинансовой организации второго уровня | 2012 | департамент экономического развития Брянской области | расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым и материальным ресурсам; обеспечение микро-займами не менее 30 субъектов малого и среднего бизнеса | |
7. | Формирование инфраструктуры малого и среднего предпринимательства, предоставляющей услуги поручительства при привлечении предпринимателями банковских кредитов в условиях недостаточного собственного залогового обеспечения | 2010 -2012 | департамент экономического развития Брянской области | создание гарантийных фондов (фондов поручительства), увеличение капитализации гарантийного фонда, расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым и материальным ресурсам | |
8. | Поддержка и развитие молодежного предпринимательства: система обучения, медиа-поддержка, пропаганда молодежного предпринимательства, проведение конкурса бизнес-проектов с выделением грантов победителям | 2010 -2012 | департамент экономического развития Брянской области | переподготовка и обучение не менее 150 человек, стимуляция и | |
9. | Мониторинг проблем и препятствий, сдерживающих развитие малого и среднего бизнеса, проведение опросов и исследований. Ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки. Создание и обслуживание информационного Портала малого и среднего предпринимательства Брянской области | 2010 -2012 | департамент экономического развития Брянской области | формирование региональной конкурентной политики, сокращение административных барьеров и устранение ограничений | |
10. | Субсидирование субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов, пополнение оборотных средств и по лизинговым договорам | 2010.-2012 | департамент экономического развития Брянской области | расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к материальным ресурсам, стимулирование инвестиционной деятельности малого и среднего бизнеса | |
11. | Субсидии для реализации муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства | 2010 -2012 | департамент экономического развития Брянской области | развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях, вовлечение новых участников в бизнес | |
Сокращение административных барьеров | |||||
12. | Создание многофункциональных центров на территории Брянской области. | 2010-2011 | управление информационных технологий администрации области | качественное предоставление государственных и муниципальных услуг | в рамках ВЦП "Проведение административной реформы |
Повышение информационной прозрачности | |||||
13. | Разработка и внедрение электронных технологий, направленных на автоматизацию и упрощение деятельности участников рынка, и взаимодействие с регулирующими органами | 2011 | управление информационных технологий администрации области | разработка программного продукта и модернизация технических комплексов ИКТ | в рамках ДЦП "Информатизация Брянской области" (2007 -2010 годы) и "Развитие информационного общества и формирование электронного правительства в Брянской области" (2011 - 2015 годы) |
14. | Создание и развитие телекоммуникационной инфраструктуры органов власти на территории региона: | 2011-2012 | управление информационных технологий администрации области | эффективная работа всех элементов электронного правительства. Организация корпоративной IP-телефонии во всех органах власти; подключение к областному серверу инфокиосков в многофункциональных центрах; создание системы телемедицинских центров; подключение к сети других абонентов | |
Развитие инновационной инфраструктуры | |||||
15. | Интеграция инновационного и технологического потенциала через организацию выставок, экспозиций по инновационной деятельности, участие в форумах нанотехнологий. | 2011- 2012 | департамент экономического развития Брянской области | формирование инвестиционной инфраструктуры для обеспечения эффективного функционирования инновационной системы | в рамках ДЦП "Развитие научной и инновационной деятельности Брянской области" (2011 - 2013 годы) |