Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 октября 2009 года N 1158


Об утверждении программы "Развитие
конкуренции в Брянской области"
(2010 - 2012 годы)

(с изменениями на 8 февраля 2012 года)


____________________________________________________________________
Документ утратил силу на основании
постановления Правительства Брянской области от 15.04.2024 N 163-п
____________________________________________________________________

________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Постановлением администрации Брянской области от 12.03.2010 N 237,

Постановлением администрации Брянской области от 10.09.2010 N 937,

Постановлением администрации Брянской области от 10.03.2011 N 173,

Постановлением администрации Брянской области от 26.01.2012 N 63,

Постановлением администрации Брянской области от 08.02.2012 N 113.

________________________________               


Во исполнение Распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 691-р (п. п. 2, 3), в целях создания необходимых условий для расширения товарных рынков в Брянской области

постановляю:

1. Утвердить прилагаемую программу "Развитие конкуренции в Брянской области" (2010 - 2012 годы).

2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на временно исполняющего обязанности заместителя Губернатора Брянской области Горшкова А.С.

Губернатор
Н.В.Денин



Утверждена
Постановлением
администрации Брянской области
от 30 октября 2009 г. N 1158

Программа
"Развитие конкуренции в Брянской области"
(2010 - 2012 годы)

Паспорт
программы "Развитие конкуренции
 в Брянской области"
(2010 - 2012 годы)

(в ред. Постановления администрации Брянской области от 12.03.2010 N 237)

Наименование программы

- "Развитие конкуренции в Брянской области" (2010 - 2012 годы)

Дата принятия решения о разработке программы, дата утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 691-р об утверждении Программы развития конкуренции в Российской Федерации, распоряжение администрации области от 7 августа 2009 года N 412-р "О создании рабочей группы по разработке  программы развития конкуренции в Брянской области"

Государственный заказчик

- администрация Брянской области

Разработчик и заказчик программы

- департамент экономического развития Брянской области

Цель и задачи программы, важнейшие целевые показатели

- цель:

реализация на региональном уровне конкурентной политики, направленной на создание экономически эффективных условий для улучшения конкурентной среды в Брянской области, обеспечения
потребностей граждан в товарах и услугах, улучшение качества жизни населения.

       
Задачи:

развитие конкурентной среды и обеспечение свободного доступа на рынок для всех участников;

содействие антимонопольному регулированию;

развитие конкуренции в отдельных отраслях путем использования инструментов стимулирования и   поддержки;

сокращение административного вмешательства в предпринимательскую деятельность;

развитие государственного заказа, расширение практики заказа социальных услуг на конкурсной основе;

поддержка предпринимательской деятельности, упрощение процедур ее начала;

сокращение прямого участия государства в хозяйственной деятельности;

повышение информационной прозрачности деятельности органов власти.

Целевые индикаторы программы приведены в таблице 3

Сроки и этапы реализации программы

- 2010 - 2012 годы

Перечень основных мероприятий

- перечень основных мероприятий программы приведен в приложении к программе

Исполнители основных мероприятий программы

- департамент экономического развития Брянской области, департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального  хозяйства Брянской области, департамент здравоохранения Брянской области, департамент промышленности, транспорта и связи Брянской области, комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области, управление ветеринарии Брянской области, управление потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции   Брянской области, управление имущественных отношений Брянской области, Брянское УФАС России   (по согласованию), территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Брянской области (по согласованию), администрации муниципальных образований (по согласованию)

Ресурсное обеспечение программы

- ресурсное обеспечение программы осуществляется на безвозвратной основе из областного бюджета (в   рамках действующих региональных целевых программ и сметного финансирования) и внебюджетных источников

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

- обеспечение условий для состязательности хозяйствующих субъектов, достижение показателей результативности программы

Система организации контроля за исполнением программы

- контроль за реализацией программы осуществляется в соответствии со сроками, установленными Минэкономразвития России

I. Характеристика проблемы и необходимость
 ее решения  программно-целевым методом


Программа "Развитие конкуренции в Брянской области" (2010 - 2012 годы) разработана в соответствии с положениями Распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 691-р об утверждении Программы развития конкуренции в Российской Федерации, Распоряжения администрации области от 7 августа 2009 года N 412-р "О создании рабочей группы по разработке программы развития конкуренции в Брянской области".

Брянщина занимает выгодное транспортно-географическое положение. Она расположена на кратчайших транспортных путях, соединяющих Москву через Украину с Западной Европой, а Санкт-Петербург - с южными районами России. Через ее территорию проходят пассажиро- и грузопотоки из стран дальнего и ближнего зарубежья. Транспортная система области представлена железнодорожным, автомобильным, авиационным транспортом. Область пересекают железнодорожные линии Москва - Киев, Рига - Орел - Воронеж, Санкт-Петербург - Харьков - Ростов, автомобильные дороги Москва - Киев, Орел - Витебск, Брянск - Кобрин и другие. В 1995 году получил статус международного аэропорт "Брянск", который осуществляет прием, обслуживание и обработку грузов, перевозимых самолетами всех типов. Через Брянскую область проходит нефтепровод "Дружба" и газопроводы.

На территории области функционирует более 300 крупных и средних и около 650 малых промышленных предприятий, выпускающих разнообразную продукцию производственно-технического назначения и широкий ассортимент товаров народного потребления.

По структуре ВРП Брянская область является индустриально-аграрным регионом. На современном этапе экономического развития доле промышленного производства в структуре ВРП принадлежит почти четверть всей произведенной продукции. Доля сельского и лесного хозяйства составляет 13,1 процента.

На Брянщине уделяется много внимания созданию благоприятного инвестиционного климата, содействию развитию малого и среднего бизнеса. В рамках ВЦП "Государственная поддержка малого предпринимательства в Брянской области" в г. Брянске создан и действует бизнес-инкубатор. Планируется создание и развитие сети региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков. Оказывается содействие развитию микрофинансовых организаций, осуществляется проведение консалтинговой работы, конференций и "круглых столов" по микрофинансовой деятельности, развитие действующих и создание новых центров информационной поддержки малого предпринимательства в центральных библиотеках городов и районов области и др.

В рамках программы проведения административной реформы в Брянской области предусматривается внедрение в органах исполнительной власти области управления по результатам, повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти области с населением, модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти области.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2008 года N КА-П11-2914 в Брянской области принята и реализуется программа "Развитие конкуренции на продовольственном рынке Брянской области" (2009 - 2013 годы).

Стало традицией ежегодное проведение Свенской ярмарки, экономических (инвестиционных) форумов и др.

Применяемые меры прямо или косвенно способствуют развитию конкуренции на Брянском рынке товаров и услуг. Однако для отбора эффективных региональных мер прямого и косвенного воздействия на конкурентную среду следует выяснить, к каким рынкам (конкретных товаров или услуг) необходимо применить нормы государственного регулирования и оценить возможное воздействие норм регулирования на уровень конкуренции на данном рынке.

Для освещения уровня развития конкуренции был проведен анализ и дана оценка состояния конкурентной среды на ключевых товарных рынках Брянской области:

1. Анализ и оценка конкурентной среды в сфере розничной торговли

Состояние и перспективы развития потребительского рынка в полной мере отражают экономические изменения, происходящие в области. Быстрому развитию потребительского рынка способствовали стабилизация экономического положения в регионе, создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, рост благосостояния населения. Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2008 году к уровню 2007 года составили 109,7 процента.

В розничной торговле области занято более 128 тыс. человек, или 21 процент от общей численности работников отрасли экономики. Ежегодно торговля обеспечивает рабочими местами от 5 до 8 тыс. человек.

На протяжении последних 9 лет наблюдается устойчивый рост товарооборота, в 2008 году он составил почти 84,4 млрд. рублей и в сравнении с 2007 годом вырос в сопоставимых ценах на 15,3 процента, это выше чем по Центральному федеральному округу. Динамика отдельных показателей розничной торговли в 2003 - 2008 годах представлена в таблице 1.

Ежегодно сеть предприятий розничной торговли области увеличивается в среднем на 250 предприятий. По состоянию на 1 января 2009 года в области функционирует 6537 предприятий торговли, 1605 предприятий общественного питания, 1510 предприятий бытового обслуживания, 47 рынков.

Существенное влияние на изменение структуры оборота розничной торговли продовольственными товарами по формам собственности (рис. 1 - не приводится) оказывает открытие магазинов новых форматов. В 2008 году в розничной торговле появился новый участник - предприятия среднего предпринимательства, и доля продаж на рынках и ярмарках снизилась на 2 процента и составила 17,6 процента.


Таблица 1

Динамика отдельных показателей розничной торговли

В 2003 - 2008 годах

(%)

Показатели

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Темп роста оборота розничной торговли к соответствующему периоду прошлого года в сопоставимых ценах

114,2

114,2

113,5

115,6

115,3

Удельный вес продажи в общем
товарообороте:
продовольственных товаров
непродовольственных товаров



49,6
50,4



48,0
52,0



46,9
53,1



46,8
53,2



48,8
51,2


Рис. 1. Формирование оборота розничной торговли

Рисунок не приводится.

Сфера торговли является инвестиционно привлекательной. В 2008 году инвестиции в основной капитал по крупным и средним предприятиям торговли составили более 693 млн. рублей. Основным источником инвестиций в основной капитал являются собственные средства инвесторов.

Привлечение инвесторов дает возможность осваивать новые прогрессивные формы торгового обслуживания, развивать сетевые торговые структуры. В настоящее время на продовольственном рынке области работает 8 крупных сетевых структур. Среди них крупные российские сетевые компании: ООО "Евролот-Запад" ("Свенская ярмарка"), ЗАО "Корпорация "ГРИНН" (гипермаркет "Линия"), ЗАО "Тандер" (сеть магазинов "Магнит"), ООО "Копейка-Москва", региональные сетевые компании эконом-класса: "Ритейл" (сеть магазинов "Кенгуру", "Калита" и др. - всего более 10 предприятий), ООО "Меркурий", ООО "Самохвал". В июне 2009 года на рынок пришел иностранный инвестор ООО "МЕТРО "Кэш энд Керри".

Сеть магазинов самообслуживания насчитывает 155 предприятий, в том числе 98 открыто в районных центрах.

Таким образом, можно сделать вывод, что рынок услуг розничной торговли на территории Брянской области относится к рынку с развитой конкурентной средой или низкоконцентрированному типу.

Несмотря на достаточно высокий уровень развития розничной торговли, в секторе имеются проблемы ценовой и территориальной доступности.

Процесс развития торговых сетей изменил систему взаимоотношений участников потребительского рынка. Для покупателей развитие предприятий современного формата несомненно является положительным фактором. Однако доминирование сетевой торговли, как правило, влечет за собой дискриминационные условия, предусмотренные в заключаемых контрактах на поставку продукции (высокие входные бонусы, плата за полку "горячей линии" (уровень глаз), обязательное удешевление товара при росте объема поставок и др.), что приводит к ограничению доступа товаропроизводителей.

Также значительные трудности в условиях монополизации рынка торговыми сетями испытывают мелкорозничные предприятия. Нехватка оборотного капитала, диспаритет поставщиков в отпускных ценах ставят их в неравные условия функционирования на потребительском рынке. Такая ситуация для магазинов "шаговой доступности" оборачивается падением оборота и угрозой прекращения деятельности.

Существуют и определенные проблемы торгового обслуживания жителей труднодоступных и малочисленных населенных пунктов.

На 1 января 2009 года в области имелось 2360 сельских населенных пунктов, из них 1260 (53 процента) - труднодоступных и малочисленных, не имеющих стационарной торговой сети. Численность жителей в этих поселениях более 36 тыс. человек. Торговое обслуживание населения в этих пунктах осуществляется посредством выездной торговли, так как содержание стационарных предприятий торговли в малочисленных населенных пунктах с числом жителей от 2 до 100 человек убыточно.

На Брянщине разработан комплекс мероприятий, направленных на улучшение торгового обслуживания жителей населенных пунктов, не имеющих стационарной торговой сети. В каждом районе утверждены графики выездной торговли, за населенными пунктами закреплены конкретные торговые предприятия и индивидуальные предприниматели.

Исходя из анализа рынка розничной торговли можно предложить следующие меры развития конкурентной среды:

предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

формирование, совершенствование и развитие инфраструктуры розничной торговли, в том числе логистической инфраструктуры;

создание условий для реализации сельхозпродукции и товаров местных производителей;

абзац исключен Постановлением администрации Брянской области от 10.09.2010 N 937;

абзац исключен Постановлением администрации Брянской области от 10.09.2010 N 937.

2. Анализ и оценка конкурентной среды в агропродовольственном комплексе

Развитие конкуренции во всех сферах рынка агропродовольственных товаров - от производства сырья до конечной реализации в розничной торговле - является важной задачей в кризисных экономических условиях.

Товарная насыщенность продовольственного рынка носит устойчивый характер и соответствует платежеспособному спросу населения с разным уровнем достатка на социально значимые продукты питания.

В 2008 году агропромышленным комплексом Брянской области произведено продукции сельского хозяйства на сумму 21,2 млрд. рублей (рост на 7,6 процента к уровню прошлого года в сопоставимых ценах).

Производство продукции сельского хозяйства в 2008 году осуществляли 442 сельскохозяйственные организации (СО), 873 крестьянских (фермерских) хозяйства (КФХ), 243809 личных подсобных хозяйств (ЛПХ).

Структура собственного рынка агропродовольствия представлена на сравнительной диаграмме (рис. 2 - не приводится).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»