Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 июля 2009 года N 660


Об утверждении долгосрочной целевой программы
«Социальное развитие села» (2003 - 2013 годы)

(с изменениями на 17 мая 2012 года)

_________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Постановлением администрации Брянской области от 18.12.2009 N 1378,

Постановлением администрации Брянской области от 27.05.2010 N 529,

Постановлением администрации Брянской области от 10.11.2010 N 1123,

Постановлением администрации Брянской области от 09.03.2011 N 167,

Постановлением администрации Брянской области от 13.07.2011 N 641,

Постановлением администрации Брянской области от 17.05.2012 N 434.  

_________________________               


В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением администрации области от 16 мая 2008 года N 472 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации»

постановляю:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу «Социальное развитие села» (2003 - 2013 годы). (в ред постановления администрации Брянской области от 09.03.2011 N 167)

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Брянской области разработать аналогичные долгосрочные целевые программы и предусмотреть в местных бюджетах средства на их реализацию.

3. Настоящее постановление вступает в силу с момента его подписания и распространяется на правоотношения возникшие с 1 января 2009 года.

4. Признать утратившими силу постановления администрации области от 8 декабря 2006 года N 737 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий за счет, средств областного бюджета на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих и работающих в сельской местности» и от 19 февраля 2009 года N 140 «Об утверждении Порядка формирования и утверждения списков получателей государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья в сельской местности Брянской области за счет средств федерального и областного бюджетов и выдачи свидетельств о предоставлении социальной выплаты в рамках программы «Социальное развитие села».

5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Брянской области - председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области Сжмовенко Н.К.

Губернатор
Н.В. Денин



Утверждена
постановлением администрации
 Брянской области
от 1 июля 2009 г. N 660


Долгосрочная целевая программа
«Социальное развитие села»
(2003 - 2013 годы)

(название в ред постановления администрации Брянской области от 09.03.2011 N 167)


Паспорт
долгосрочной целевой программы
«Социальное развитие села»
 (2003 - 2013 годы)

(название в ред постановления администрации Брянской области от 09.03.2011 N 167)


Наименование программы
(в ред постановления администрации Брянской области от 09.03.2011 N 167)

- долгосрочная целевая программа «Социальное развитие села» (2003 - 2013 годы) (далее - программа)

Дата принятия решения о разработке программы

- постановление администрации области от 16 мая 2008 года N 472 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации»

Государственный заказчик программы

- администрация Брянской области

Заказчики программы

- комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области (координатор);

департамент по строительству Брянской области

Разработчики программы

- комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области;

департамент по строительству Брянской области;

департамент общего и профессионального образования Брянской области;

управление культуры Брянской области;  

департамент здравоохранения Брянской области;                               

комитет по молодежной политике, физической культуре и спорту Брянской области;

управление потребительского рынка и общественного питания Брянской области;

государственное учреждение «Управление дорожного хозяйства Брянской области»;

ОАО «Ипотечная корпорация Брянской области» (по согласованию);

ОАО "Брянскэнерго" (по согласованию);

Брянский филиал ОАО «Центр-Телеком" (по согласованию);

 Брянский областной союз потребительских обществ (по согласованию)

Цели программы

- основными целями программы являются:

повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности;

сокращение разрыва в уровне обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры между городом и селом, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности;

преодоление дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села

Задачи программы

- основными задачами программы являются:

улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов на селе;

повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения в сельской местности;

обеспечение развития телефонной и телекоммуникационной связи в сельской местности;

расширение сети автомобильных дорог с твердым покрытием в сельской местности и их благоустройство;

развитие сети учреждений первичной медико-санитарной помощи в сельской местности;

сохранение и создание новых рабочих мест

Сроки и этапы реализации программы
(в ред постановления администрации Брянской области от 09.03.2011 N 167)

-2003- 2013 годы:

I этап - 2003 - 2005 годы;

II этап - 2006 - 2010 годы;

III этап-2011-2013 годы

Основные программные мероприятия (в ред. постановления администрации Брянской области от 17.05.2012 N 434)

- обеспечение жильем, образование, здравоохранение, культура, торгово-бытовое обслуживание, информационно-консультационное обеспечение сельского хозяйства, газификация, водоснабжение, дорожное строительство, электрификация, телекоммуникационная связь, поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов

     
     Реализация мероприятий программы обеспечит:

улучшение жилищных условий сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов;

улучшение состояния здоровья сельского населения путем повышения доступности и качества предоставления первичной медико-санитарной помощи;

сохранение и развитие базы для занятий физической культурой и спортом в целях формирования здорового образа жизни сельского населения, профилактики правонарушений и алкоголизма, физической культуры и спорта (в ред. Постановления администрации Брянской области от 18.12.2009 N 1378);


повышение образовательного уровня учащихся общеобразовательных учреждений в сельской местности, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями;

активизация культурно-досуговой деятельности в сельской местности;

развитие и расширение информационно-консультационного обслуживания сельского населения;

повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения населенных пунктов, расположенных в сельской местности;

обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью;

расширение сети автомобильных дорог в сельской местности и их благоустройство;

повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения и создания рабочих мест

Исполнители основных программных мероприятий

- определяются на конкурсной основе в установленном законодательством Российской Федерации порядке

Объемы и источники финансирования программы
(в ред постановления администрации Брянской области от 17.05.2012 N 434)

- общий объем финансирования II этапа программы (2006 - 2010 годы) составляет 1156792,598 тыс. рублей, в том числе:

средства областного бюджета - 247307,0 тыс. рублей;

средства внебюджетных источников - 909485,598 тыс. рублей;

     объем финансирования III этапа программы (2011 - 2013 годы) составляет 279103,5 тыс. рублей, в том числе средства областного бюджета - 279103,5 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации программы, основные целевые индикаторы и показатели программы (в ред постановления администрации Брянской области от 17.05.2012 N 434)

- реализация программы позволит:

осуществить ввод и приобретение 68,7 тыс. кв. метров жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе 27,4 тыс. кв. метров для молодых семей и молодых специалистов;

повысить уровень газификации домов (квартир) сетевым газом до 53,3 процента;


улучшить снабжение сельских потребителей электроэнергией;

довести долю обучающихся в благоустроенных общеобразовательных учреждениях в первую смену до 96 процентов;

повысить уровень обеспеченности детскими дошкольными учреждениями до 40 процентов;

расширить сеть фельдшерско-акушерских пунктов на 37 единиц;

привлечь к регулярным занятиям физической культурой и спортом до 35 процентов учащейся сельской молодежи и 22 процентов работающих;

повысить обеспеченность клубными учреждениями до 215 мест на 1 тыс. населения;

Расширить территориальную сеть комплексных организаций торгово-бытового обслуживания;

улучшить информационно-консультационное обслуживание сельского населения;

повысить уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой до 47,3 процента;


ввести в действие 43,532 км автомобильных дорог общего пользования, связывающих сельские населенные пункты;

обеспечить введение 7,2 тыс. телефонных номеров;

сохранить на объектах социальной и инженерной инфраструктуры более 700 рабочих мест и дополнительно создать около 1000 рабочих мест;

создать условия для улучшения демографической ситуации в сельской местности, обеспечить АПК квалифицированными кадрами;

повысить производительность сельскохозяйственного труда;

осуществить реализацию одного пилотного проекта комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений

Система организации контроля за исполнением программы (в ред. Постановления администрации Брянской области от 27.05.2010 N 529)

- контроль за выполнением программы осуществляет администрация Брянской области через департамент экономического развития Брянской области, комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области и финансовое управление Брянской области.

Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, направляет в департамент экономического развития Брянской области справочную и аналитическую информацию о реализации долгосрочной целевой программы (нарастающим итогом)

     

1. Характеристика проблемы, анализ причин ее возникновения и
необходимость ее решения на региональном уровне
программно-целевым методом


Для решения задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», а с 2008 года - Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области на 2008 - 2013 годы, требуется принятие мер по повышению уровня и качества жизни на селе, привлечение специалистов и квалифицированных рабочих в сельскохозяйственное производство и другие отрасли экономики села. (в ред постановления администрации Брянской области от 09.03.2011 N 167)

На территории Брянской области располагается 27 сельских районов, 420 сельских администраций, 2699 сельских населенных пунктов. Около 52 процентов составляют малые населенные пункты с численностью от 1 до 50 человек, в которых проживает 6 процентов сельского населения.

Сложившаяся социальная ситуация на селе, выраженная в обесценивании сельскохозяйственного труда, ослаблении мотивационных механизмов его развития, отсутствии общественно приемлемых условий жизнедеятельности в сельской местности, подошла к пороговым значениям и является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий.

За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, демонтажа старых организационно-экономических механизмов социального развития села и социальной защиты населения социальная сфера села находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности, нарастают негативные изменения в образе жизни сельского населения.

Основная часть сельского жилого фонда не имеет элементарных коммунальных удобств: водопроводом оборудовано 35 процентов сельского жилого фонда, центральным отоплением - 21 процент, канализацией -27 процентов, горячим водоснабжением - 17 процентов.

Здравоохранение. Ухудшение социально-экономических условий в стране существенным образом отразилось на состоянии здравоохранения в сельской местности. Среди неблагоприятных факторов обращают на себя внимание низкий уровень финансирования, прогрессирующее ухудшение материально-технической базы, отсутствие транспорта, кадровые проблемы и сопряженное с этим снижение доступности медицинской помощи населению, проживающему в сельской местности. В этих условиях наблюдается нарастающая тенденция ухудшения медико-демографических показателей, смертность сельского населения в 1,5 раза превышает смертность городского населения.

Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа. За прошедшее десятилетие значительно сократилась сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, снизился уровень охвата сельского населения области занятиями физической культурой спортом. Увеличилось число учащихся и студентов, отнесенных во шстоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Образование. В сельской местности функционируют 608 общеобразовательных школ, в которых обучаются 55924 учащихся. Из общего числа — 517 школ основного и общего среднего образования, в которых обучаются 54660 учащихся. В две смены работают 63 общеобразовательные школы, где занимаются 3027 учащихся (5,4 процента). 18010 учащихся обучаются в 360 малокомплектных школах. Только 349 школьных зданий являются типовыми, более 200 общеобразовательных учреждений не имеют спортивных и актовых залов, столовых, отсутствуют водопровод и канализация. 30 процентов школьных зданий нуждаются в капитальном ремонте.

Культурно-досуговая деятельность. За последнее десятилетие значительно сократилось количество функционирующих клубов и домов культуры. Не функционирует система обслуживания жителей периферийных сельских поселений передвижными средствами культуры.

Значительная часть клубных учреждений (в большинстве из них размещаются и библиотеки) требует капитального ремонта или находится в ветхом или аварийном состоянии. Оборудование сельских учреждений культуры морально и физически изношено. Значительно сокращены финансирование культурно-воспитательной работы, комплектование фондов сельских библиотек, подписка на периодические издания.

Торгово-бытовое обслуживание. В связи с увеличением издержек и резким падением платежеспособного спроса сельского населения розничная торговая сеть на селе сократилась по сравнению с 1990 годом на 45 процентов. В общественном питании осталось менее половины предприятий от уровня 1990 года.

Снизились объемы закупочной и производственной деятельности потребительской кооперации.

Система электрификации села. К началу 2002 года значительная часть воздушных электрических линий и трансформаторных подстанций, находящихся на балансе предприятий и в муниципальной собственности, отработала свой нормативный срок и требует замены.

Газификация села. Несмотря на то, что в последние годы темпы строительства разводящих газовых сетей на селе значительно возросли, уровень газификации природным газом жилья на селе значительно ниже городского и составляет около 56,1 процента.

Водоснабжение. По данным инвентаризации 1991-1992 годов, в сельской местности находилось в эксплуатации 2999 артезианских скважин, 2817 водонапорных башен, 4805 км водопровода, 9275 шахтных колодцев. Амортизационный срок по скважинам в целом достиг 90 процентов, по водопроводным сетям - 80 процентов.

Телекоммуникационная связь. Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в условиях информационной изоляции. В части малочисленных сельских поселений телефонная связь отсутствует, не развита таксофонная связь на селе.

Дорожное строительство. Значительное число сельских населенных пунктов численностью до 100 человек и большинство численностью до 50 человек не имеет связи по дорогам с твердым покрытием с сетью путей сообщения общего пользования, в них отсутствует автобусное сообщение.

Необходимость разработки и реализации долгосрочной областной целевой программы социального развития села обусловлена:

социально-экономическим значением проблемы, определяемым широким спектром выполняемых селом функций;

межотраслевым, межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, органов местного самоуправления;

необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.

2. Цели и задачи программы


Программа разработана для достижения следующих основных целей:

повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности;

сокращение разрыва в уровне обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры между городом и селом, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности;

преодоление дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села;

расширение возможностей выполнения селом его общественных функций.

Решение проблемы социального развития села является важной составной частью процесса стабилизации и перехода к устойчивому развитию экономики, становлению и развитию местного самоуправления, повышению благосостояния сельского населения. При этом программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:

улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов на селе;

повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения в сельской местчости;

обеспечение развития телефонной и телекоммуникационной связи в сельской местности;

расширение сети автомобильных дорог с твердым покрытием в сельской местности и их благоустройство;

развитие сети учреждений первичной медико-социальной помощи в сельской местности;

сохранение и создание новых рабочих мест.

Основные пути решения программных задач:

формирование правового и методологического обеспечения социального развития села;

приоритетная поддержка развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских муниципальных образований на федеральном, областном, местном уровнях;

повышение сохранности имеющегося потенциала социальной и инженерной инфраструктуры на основе разработки и реализации эффективного правового, экономического и организационного механизмов, обеспечивающего содержание и эксплуатацию объектов социальной и инженерной инфраструктуры села на уровне нормативных требований;

повышение эффективности использования имеющихся материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий интегрированного типа, внедрения новых прогрессивных форм деятельности, организации услуговой деятельности на базе жилищного фонда;

разработка и внедрение в сельском строительстве новых экономичных проектов жилых домов, жилищно-производственных, жилищно-сервисных комплексов, общественных зданий, в том числе многопрофильного использования, адаптированных к различным типам сельских поселений, местоположению, демографической ситуации и другим условиям;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»