АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 01 июля 2009 года N 660
(с изменениями на 17 мая 2012 года)
_________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением администрации Брянской области от 18.12.2009 N 1378,
Постановлением администрации Брянской области от 27.05.2010 N 529,
Постановлением администрации Брянской области от 10.11.2010 N 1123,
Постановлением администрации Брянской области от 09.03.2011 N 167,
Постановлением администрации Брянской области от 13.07.2011 N 641,
Постановлением администрации Брянской области от 17.05.2012 N 434.
_________________________
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением администрации области от 16 мая 2008 года N 472 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации»
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу «Социальное развитие села» (2003 - 2013 годы). (в ред постановления администрации Брянской области от 09.03.2011 N 167)
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Брянской области разработать аналогичные долгосрочные целевые программы и предусмотреть в местных бюджетах средства на их реализацию.
3. Настоящее постановление вступает в силу с момента его подписания и распространяется на правоотношения возникшие с 1 января 2009 года.
4. Признать утратившими силу постановления администрации области от 8 декабря 2006 года N 737 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий за счет, средств областного бюджета на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих и работающих в сельской местности» и от 19 февраля 2009 года N 140 «Об утверждении Порядка формирования и утверждения списков получателей государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья в сельской местности Брянской области за счет средств федерального и областного бюджетов и выдачи свидетельств о предоставлении социальной выплаты в рамках программы «Социальное развитие села».
5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Брянской области - председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области Сжмовенко Н.К.
Губернатор
Н.В. Денин
Утверждена
постановлением администрации
Брянской области
от 1 июля 2009 г. N 660
(название в ред постановления администрации Брянской области от 09.03.2011 N 167)
(название в ред постановления администрации Брянской области от 09.03.2011 N 167)
Наименование программы | - долгосрочная целевая программа «Социальное развитие села» (2003 - 2013 годы) (далее - программа) |
Дата принятия решения о разработке программы | - постановление администрации области от 16 мая 2008 года N 472 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации» |
Государственный заказчик программы | - администрация Брянской области |
Заказчики программы | - комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области (координатор); |
Разработчики программы | - комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области; |
управление культуры Брянской области; | |
Цели программы | - основными целями программы являются: |
Задачи программы | - основными задачами программы являются: |
улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов на селе; | |
Сроки и этапы реализации программы | -2003- 2013 годы: |
Основные программные мероприятия (в ред. постановления администрации Брянской области от 17.05.2012 N 434) | - обеспечение жильем, образование, здравоохранение, культура, торгово-бытовое обслуживание, информационно-консультационное обеспечение сельского хозяйства, газификация, водоснабжение, дорожное строительство, электрификация, телекоммуникационная связь, поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов |
сохранение и развитие базы для занятий физической культурой и спортом в целях формирования здорового образа жизни сельского населения, профилактики правонарушений и алкоголизма, физической культуры и спорта (в ред. Постановления администрации Брянской области от 18.12.2009 N 1378);
| |
Исполнители основных программных мероприятий | - определяются на конкурсной основе в установленном законодательством Российской Федерации порядке |
Объемы и источники финансирования программы | - общий объем финансирования II этапа программы (2006 - 2010 годы) составляет 1156792,598 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 247307,0 тыс. рублей; средства внебюджетных источников - 909485,598 тыс. рублей; объем финансирования III этапа программы (2011 - 2013 годы) составляет 279103,5 тыс. рублей, в том числе средства областного бюджета - 279103,5 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы, основные целевые индикаторы и показатели программы (в ред постановления администрации Брянской области от 17.05.2012 N 434) | - реализация программы позволит: осуществить ввод и приобретение 68,7 тыс. кв. метров жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе 27,4 тыс. кв. метров для молодых семей и молодых специалистов; повысить уровень газификации домов (квартир) сетевым газом до 53,3 процента;
|
Расширить территориальную сеть комплексных организаций торгово-бытового обслуживания; повысить уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой до 47,3 процента;
| |
Система организации контроля за исполнением программы (в ред. Постановления администрации Брянской области от 27.05.2010 N 529) | - контроль за выполнением программы осуществляет администрация Брянской области через департамент экономического развития Брянской области, комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области и финансовое управление Брянской области. Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, направляет в департамент экономического развития Брянской области справочную и аналитическую информацию о реализации долгосрочной целевой программы (нарастающим итогом) |
Для решения задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», а с 2008 года - Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области на 2008 - 2013 годы, требуется принятие мер по повышению уровня и качества жизни на селе, привлечение специалистов и квалифицированных рабочих в сельскохозяйственное производство и другие отрасли экономики села. (в ред постановления администрации Брянской области от 09.03.2011 N 167)
На территории Брянской области располагается 27 сельских районов, 420 сельских администраций, 2699 сельских населенных пунктов. Около 52 процентов составляют малые населенные пункты с численностью от 1 до 50 человек, в которых проживает 6 процентов сельского населения.
Сложившаяся социальная ситуация на селе, выраженная в обесценивании сельскохозяйственного труда, ослаблении мотивационных механизмов его развития, отсутствии общественно приемлемых условий жизнедеятельности в сельской местности, подошла к пороговым значениям и является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий.
За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, демонтажа старых организационно-экономических механизмов социального развития села и социальной защиты населения социальная сфера села находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности, нарастают негативные изменения в образе жизни сельского населения.
Основная часть сельского жилого фонда не имеет элементарных коммунальных удобств: водопроводом оборудовано 35 процентов сельского жилого фонда, центральным отоплением - 21 процент, канализацией -27 процентов, горячим водоснабжением - 17 процентов.
Здравоохранение. Ухудшение социально-экономических условий в стране существенным образом отразилось на состоянии здравоохранения в сельской местности. Среди неблагоприятных факторов обращают на себя внимание низкий уровень финансирования, прогрессирующее ухудшение материально-технической базы, отсутствие транспорта, кадровые проблемы и сопряженное с этим снижение доступности медицинской помощи населению, проживающему в сельской местности. В этих условиях наблюдается нарастающая тенденция ухудшения медико-демографических показателей, смертность сельского населения в 1,5 раза превышает смертность городского населения.
Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа. За прошедшее десятилетие значительно сократилась сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, снизился уровень охвата сельского населения области занятиями физической культурой спортом. Увеличилось число учащихся и студентов, отнесенных во шстоянию здоровья к специальной медицинской группе.
Образование. В сельской местности функционируют 608 общеобразовательных школ, в которых обучаются 55924 учащихся. Из общего числа — 517 школ основного и общего среднего образования, в которых обучаются 54660 учащихся. В две смены работают 63 общеобразовательные школы, где занимаются 3027 учащихся (5,4 процента). 18010 учащихся обучаются в 360 малокомплектных школах. Только 349 школьных зданий являются типовыми, более 200 общеобразовательных учреждений не имеют спортивных и актовых залов, столовых, отсутствуют водопровод и канализация. 30 процентов школьных зданий нуждаются в капитальном ремонте.
Культурно-досуговая деятельность. За последнее десятилетие значительно сократилось количество функционирующих клубов и домов культуры. Не функционирует система обслуживания жителей периферийных сельских поселений передвижными средствами культуры.
Значительная часть клубных учреждений (в большинстве из них размещаются и библиотеки) требует капитального ремонта или находится в ветхом или аварийном состоянии. Оборудование сельских учреждений культуры морально и физически изношено. Значительно сокращены финансирование культурно-воспитательной работы, комплектование фондов сельских библиотек, подписка на периодические издания.
Торгово-бытовое обслуживание. В связи с увеличением издержек и резким падением платежеспособного спроса сельского населения розничная торговая сеть на селе сократилась по сравнению с 1990 годом на 45 процентов. В общественном питании осталось менее половины предприятий от уровня 1990 года.
Снизились объемы закупочной и производственной деятельности потребительской кооперации.
Система электрификации села. К началу 2002 года значительная часть воздушных электрических линий и трансформаторных подстанций, находящихся на балансе предприятий и в муниципальной собственности, отработала свой нормативный срок и требует замены.
Газификация села. Несмотря на то, что в последние годы темпы строительства разводящих газовых сетей на селе значительно возросли, уровень газификации природным газом жилья на селе значительно ниже городского и составляет около 56,1 процента.
Водоснабжение. По данным инвентаризации 1991-1992 годов, в сельской местности находилось в эксплуатации 2999 артезианских скважин, 2817 водонапорных башен, 4805 км водопровода, 9275 шахтных колодцев. Амортизационный срок по скважинам в целом достиг 90 процентов, по водопроводным сетям - 80 процентов.
Телекоммуникационная связь. Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в условиях информационной изоляции. В части малочисленных сельских поселений телефонная связь отсутствует, не развита таксофонная связь на селе.
Дорожное строительство. Значительное число сельских населенных пунктов численностью до 100 человек и большинство численностью до 50 человек не имеет связи по дорогам с твердым покрытием с сетью путей сообщения общего пользования, в них отсутствует автобусное сообщение.
Необходимость разработки и реализации долгосрочной областной целевой программы социального развития села обусловлена:
социально-экономическим значением проблемы, определяемым широким спектром выполняемых селом функций;
межотраслевым, межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, органов местного самоуправления;
необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.
Программа разработана для достижения следующих основных целей:
повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности;
сокращение разрыва в уровне обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры между городом и селом, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности;
преодоление дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села;
расширение возможностей выполнения селом его общественных функций.
Решение проблемы социального развития села является важной составной частью процесса стабилизации и перехода к устойчивому развитию экономики, становлению и развитию местного самоуправления, повышению благосостояния сельского населения. При этом программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:
улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов на селе;
повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения в сельской местчости;
обеспечение развития телефонной и телекоммуникационной связи в сельской местности;
расширение сети автомобильных дорог с твердым покрытием в сельской местности и их благоустройство;
развитие сети учреждений первичной медико-социальной помощи в сельской местности;
сохранение и создание новых рабочих мест.
Основные пути решения программных задач:
формирование правового и методологического обеспечения социального развития села;
приоритетная поддержка развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских муниципальных образований на федеральном, областном, местном уровнях;
повышение сохранности имеющегося потенциала социальной и инженерной инфраструктуры на основе разработки и реализации эффективного правового, экономического и организационного механизмов, обеспечивающего содержание и эксплуатацию объектов социальной и инженерной инфраструктуры села на уровне нормативных требований;
повышение эффективности использования имеющихся материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий интегрированного типа, внедрения новых прогрессивных форм деятельности, организации услуговой деятельности на базе жилищного фонда;
разработка и внедрение в сельском строительстве новых экономичных проектов жилых домов, жилищно-производственных, жилищно-сервисных комплексов, общественных зданий, в том числе многопрофильного использования, адаптированных к различным типам сельских поселений, местоположению, демографической ситуации и другим условиям;