АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 марта 2009 года N 266
(с изменениями на 29 марта 2011 года)
________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением администрации Брянской области от 15.07.2009 N 727,
Постановлением администрации Брянской области от 25.12.2009 N 1460,
Постановлением администрации Брянской области от 08.04.2010 N 354,
Постановлением администрации Брянской области от 08.09.2010 N 925,
Постановлением администрации Брянской области от 22.10.2010 N 1070,
Постановлением администрации Брянской области от 30.12.2010 N 1431,
Постановлением администрации Брянской области от 29.03.2011 N 245.
________________________________
В соответствии с постановлением администрации области от 16 мая 2008 года N 472 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации», в целях обеспечения устойчивого развития региональной системы образования, доступности, повышения качества и эффективности образования
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу «Развитие образования Брянской области» (2009 – 2013 годы).
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на временно исполняющего обязанности заместителя Губернатора Брянской области – председателя комитета по экономической политике Брянской области Ковалевского В.В.
Временно исполняющий
обязанности Губернатора
А.Н.Теребунов
Утверждена
постановлением
администрации Брянской области
от 24 марта 2009 г. N 266
Паспорт
долгосрочной целевой программы
«Развитие образования Брянской области»
(2009 - 2013 годы)
Наименование программы | долгосрочная целевая программа «Развитие образования Брянской области» (2009 - 2013 годы) |
Дата принятия решения о разработке (наименование, дата и номер соответствующего нормативного акта) | распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 года N 1340-р о Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, Закон Брянской области от 11 августа 2005 года N 59-З «О начальном и среднем профес-сиональном образовании в Брянской области на 2006 - 2010 годы», Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» |
Государственный заказчик | администрация Брянской области |
Заказчик программы | департамент общего и профессионального образования Брянской области |
Разработчик программы | департамент общего и профессионального образования Брянской области |
Цель и задачи программы | цель программы: |
Срок реализации программы | 2009 - 2013 годы |
Перечень программных мероприятий | капитальное строительство объектов образования; |
Исполнители основных мероприятий | департамент общего и профессионального обра-зования Брянской области, органы исполнительной власти муниципальных образований (по согласованию), департамент по строительству Брянской области, департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области |
Объемы и источники финансирования (в ред. Постановления администрации Брянской области от 30.12.2010 N 1431) | общая сумма затрат - 406113,6 тыс. рублей, в том числе: 2009 год - 89590,8 тыс. рублей; 2010 год - 104069,7 тыс. рублей; 2011 год - 66536,0 тыс. рублей; 2012 год - 75536,0 тыс. рублей; 2013 год - 70381,1 тыс. рублей. |
Ожидаемые социально- экономические результаты реализации программы (в ред. Постановления администрации Брянской области от 08.04.2010 N 354) | - увеличение количества специальных школьных автобусов со 134 до 158 шт.; |
Система организации контроля за исполнением программы | контроль осуществляет департамент общего и профессионального образования Брянской об-ласти в соответствии с п. 4.2 Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, утвержденного постановлением администрации области от 16 мая 2008 года N 472 |
В области организационно и структурно сложилась система образовательных учреждений, позволяющая удовлетворить потребности населения в образовательных услугах различной направленности и содержания.
Дошкольное образование в области осуществляют:
378 дошкольных образовательных учреждений. Контингент детей в 2007-2008 годах составил 38,7 тыс. детей в возрасте от 1,5 до 6 лет;
16 образовательных учреждений «начальная школа - детский сад», функционирующих в сельской местности и райцентрах (673 чел.);
165 общеобразовательных учреждений основного и среднего образования, на базе которых открыто 158 групп для детей дошкольного возраста (3,2 тыс. детей).
Определяющими направлениями в работе органов власти, педагогических коллективов по реализации задач в области дошкольного образования являются:
сохранение и развитие сети образовательных учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования;
удовлетворение потребности населения области в услугах дошкольного образования для всех слоев населения и равных возможностей его получения, ориентированных на развитие личности ребенка, охрану и укрепление здоровья.
На территории области функционирует 756 общеобразовательных учреждений (включая школы-интернаты), в которых обучается около 117 тыс. школьников. Из них учреждений:
начального общего образования - 79;
основного общего образования - 210;
среднего общего образования - 467.
В сельской местности расположено 575 школ, что составляет 76 % от общего количества общеобразовательных учреждений области, с контингентом учащихся 33,9 тыс. человек, что составляет 29 % от общего количества учащихся.
Обучение и воспитание обучающихся в общеобразовательных школах области обеспечивают 14718 педагогов. В целом по области растет образовательный уровень учителей. В настоящее время 82,5 % педагогов имеют высшее образование.
Сеть учреждений начального профессионального образования включает в себя 11 профессиональных лицеев и 26 профессиональных училищ со среднегодовым контингентом обучающихся 14300 человек. В них осуществляется подготовка по 60 интегрированным профессиям начального профессионального образования и 125 специальностям.
Коэффициент наполняемости составляет 0,7.
Позитивно изменилось содержание образовательного процесса с целью адаптации профессионально-квалификационных структур подготавливаемых профессий к региональным условиям.
Отмечается тенденция к уменьшению количества выпускников профессиональных училищ и лицеев, обратившихся в службу занятости по вопросу трудоустройства.
Ежегодный выпуск учащихся составляет около 6 тысяч человек. Наибольшее число выпускаемых рабочих в учреждениях начального профессионального образования сосредоточено в сфере строительства, сельского хозяйства, общественного питания и торговли, промышленности и транспорта. В связи с развивающимся процессом информатизации появился спрос на специалистов, владеющих компьютерными технологиями.
В системе среднего профессионального образования области функционирует 28 государственных и 2 негосударственных учебных заведения (Брянский кооперативный техникум и социально-правовой колледж), в которых обучается более 20 тысяч человек.
В ведении департамента общего и профессионального образования Брянской области находится 5 учреждений среднего профессионального образования: 4 педагогических колледжа и Клинцовский текстильный техникум, в которых обучается 2536 человек, в том числе 1660 человек - в средних специальных учреждениях педагогического профиля.
Система высшего профессионального образования представлена 4 государственными образовательными учреждениями, 1 негосударственным, 12 филиалами государственных вузов, 7 филиалами негосударственных. В вузах и филиалах обучается около 55 тысяч человек. В области действуют университетские комплексы, созданные на базе Брянской государственной сельскохозяйственной академии и Брянского государственного технического университета. В 2007 году получила развитие контрактно-целевая подготовка специалистов по направлениям муниципальных образований.
Дальнейшее реформирование системы профессионального образования ставит задачу создания единой региональной системы, обеспечивающей непрерывность образовательных систем всех уровней.
В системе образования области функционирует 69 учреждений дополнительного образования, в которых занимается 42 % учащихся области. Практически в каждом районе области работают станции, дома, центры детского и юношеского творчества по разноплановым образовательным программам по 10 направлениям деятельности.
В результате реализации мероприятий областных и федеральных целевых программ, приоритетного национального проекта «Образование» произошли качественные изменения в состоянии информатизации системы образования области, созданы необходимые условия для поэтапного перехода к качественно новому уровню образования на основе информационных технологий.
Создана материально-техническая компьютерная база системы образования, насчитывающая более 9 тыс. компьютеров и другого периферийного оборудования. Все общеобразовательные учреждения области получили высокоскоростной доступ к сети «Интернет», обеспечены до конца 2010 года лицензионными программными продуктами, необходимыми для реализации государственных образовательных стандартов.
В образовательный процесс внедряются современные аппаратно-программные комплексы, интегрированные образовательные среды.
Для внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс в области реализована система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 года N 1340-р, образование определено как важнейший фактор, обеспечивающий экономический рост, социальную стабильность, становление в нашей стране институтов гражданского общества. В Брянской области региональная система образования, включающая дошкольное, общее, дополнительное, профессиональное образование, также рассматривается как одно из основных условий развития региона и средство удовлетворения образовательных потребностей обучающихся.
Для того, чтобы реализовать свое предназначение, региональная система образования должна:
обеспечивать высокий уровень качества и доступности образовательных ресурсов и услуг, создать условия для максимальной реализации личного потенциала обучающихся;
гибко реагировать на запросы государства, социума и самих обучающихся;
открыто сотрудничать с партнерами из государственного, общественного и частного сектора, осуществлять реализацию приоритетов государственной политики в сфере образования;
обеспечить эффективное использование финансовых и материальных ресурсов системы образования, оптимальную организацию образовательного пространства территории.
Программа является основным механизмом реализации региональной государственной политики в области образования и формирования системы образования Брянской области как единого образовательного комплекса. Программа определяет стратегию и основные направления развития региональной системы образования на 2009 - 2013 годы.
Несмотря на ряд позитивных изменений, произошедших в ходе реализации программы «Развитие образования Брянской области на 2007 -2010 годы», по-прежнему сохраняются проблемы повышения качества образования, его эффективности. Существует разрыв между реальными и требуемыми образовательными результатами, прежде всего, изменениями образовательных потребностей населения.
Выделяемые бюджетные ассигнования не позволяют обеспечить высокий уровень качества и доступности образования, внедрение новых педагогических технологий, современных образовательных программ, развитие учебной, материально-технической базы образовательных учреждений, повышение квалификации и педагогического мастерства педагогов, поддержку одаренных детей, обеспечить доступность населению услуг дошкольного образования в полном объеме.
Сегодня около 40 % основных фондов учреждений образования Брянской области приходится на здания, построенные свыше 30 и более лет назад. Более трети школ расположены в приспособленных зданиях.
Решение проблемы несоответствия материально-технической базы задачам обеспечения условий для организации качественного учебно-воспитательного процесса возможно прежде всего за счет строительства и реконструкции объектов образования. В целях создания условий для приобщения молодежи к занятиям физической культурой и спортом, реализации программ по физическому воспитанию требуется строительство современных спортивных залов для образовательных учреждений областного подчинения.
Объем бюджетных ассигнований, выделяемых из местных бюджетов на проведение капитального ремонта объектов образования, приобретение мебели, типовых учебных кабинетов, спортивного оборудования, недостаточен и не удовлетворяет реальным потребностям современных образовательных учреждений.
Для обеспечения успешной модернизации системы образования необходимо продолжить обновление учебно-наглядного оборудования: лабораторных и демонстрационных приборов и приспособлений, печатных и аудиовизуальных пособий, технических средств обучения, школьной мебели, спортивного оборудования и инвентаря.
В настоящее время около 3000 школьников ежедневно пользуются маршрутной сетью пассажирского транспорта. В целях улучшения доставки сельских школьников к месту учебы требует пополнения парк специальных школьных автобусов. В условиях дефицита средств местных бюджетов решить данную проблему возможно только за счет целевой финансовой поддержки из областного бюджета.
В системе начального и среднего профессионального образования отмечаются проблемы, не позволяющие удовлетворить возрастающие запросы экономики области.
На дальнейшее функционирование и развитие системы профессионального образования негативно влияют следующие факторы:
несоответствие имеющейся учебно-материальной базы требованиям государственных образовательных стандартов;
старение преподавательского и мастерского состава и отсутствие социальных гарантий для их обновления;
недостаточное обеспечение преемственности подготовки специалистов разных уровней;