АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 1995 года N 169
____________________________________________________________________
Документ утратил силу на основании
постановления Правительства Брянской области от 26.10.2015 N 544-п
____________________________________________________________________
В целях реализации программы администрации области по развитию реформ и стабилизации экономики на 1995-1996 гг., создания необходимых правовых, организационных и экономических условий для развития конкуренции в области
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую программу демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках области (основные направления и первоочередные меры) (далее именуемую программой).
2. Реализацию программы возложить на Брянское территориальное управление Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России), комитеты и управления администрации области в пределах их компетенции и органы исполнительной власти.
Настоящую программу считать составной частью программы администрации области по развитию реформ и стабилизации экономики на 1994-1995 гг., утвержденной постановлением администрации области от 23.02.94 N 94.
3. В целях обеспечения согласованности мер, направленных на демонополизацию экономики и развитие конкуренции на рынках области образовать региональный совет по конкурентной политике:
3.1. Утвердить прилагаемый персональный состав регионального совета по конкурентной политике.
3.2. Утвердить председателем регионального совета по конкурентной политике генерального директора департамента экономики и финансов администрации области Овсянникова О.Л.
3.3. Утвердить прилагаемое Положение о региональном совете по конкурентной политике.
4. Департаментам администрации области - экономики и финансов (Овсянников), агропромышленного комплекса и торговли (Симоненко) разработать уточненные отраслевые программы демонополизации и развития конкуренции с учетом результатов экономических реформ за 1994 год. При их разработке использовать программу, составной частью которой они являются.
4.1. Разработанные программы согласовать с Брянским теруправлением ГКАП России и направить в региональный совет по конкурентной политике. Рассмотренные и одобренные советом отраслевые программы представить в установленном порядке на утверждение. (срок 3 квартал 1995 года).
4.2. Реализацию разработанных отраслевых программ демонополизации возложить на соответствующие комитеты и управления администрации области и местные органы власти.
5. Комитету по экономике (Овсянников) совместно с наблюдательным советом и исполнительной дирекцией АО "Фонд ППБО" (Кибальчич, Ляльков) в двухмесячный срок разработать и представить на утверждение в установленном порядке предложения по формированию необходимых инвестиционных и кредитных ресурсов для реализации мероприятий программы.
6. Организационно-техническое обеспечение по реализации программы возложить на руководителя аппарата администрации области Леонова В.Д.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на генерального директора департамента экономики и финансов Овсянникова О.Л.
Глава администрации
Брянской области
В.А.Карпов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
администрации области
от 29.05.95 N 169
Программа
демонополизации экономики и развития
конкуренции на товарных рынках Брянской
области на 1995-1996 г.г.
1. Введение
1.1. Программа демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках в Брянской области на 1995 - 1996 гг. (далее по тексту - программа) является составной частью Государственной программы демонополизации экономики Российской Федерации, разработанной ГКАП России и одобренной Правительством Российской Федерации.
1.2. Программа устанавливает цели и приоритеты политики демонополизации экономики и ее место в общей региональной политике экономических реформ, правила анализа и типовой перечень задач демонополизации товарных рынков, взаимосвязь мероприятий по демонополизации на областном, отраслевом и региональных уровнях, задания и ограничения в области проведения политики демонополизации.
1.3. Программа состоит из организационных и экономических рекомендаций и мероприятий по дальнейшему развитию конкуренции и созданию условий, препятствующих возникновению или продолжению монополистической деятельности на товарных рынках области.
1.4. При разработке программы использовались следующие законодательные акты Российской Федерации:
Закон РФ от 22.03.91 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках";
Федеральный закон от 21.10.94 "Гражданский Кодекс Российской Федерации" (часть первая);
Закон РФ от 03.07.91 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации";
Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденная постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.92, Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента России от 24.12.93, Государственная программа демонополизации экономики Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 09.03.94 N 191.
1.5. Демонополизация экономики осуществляется на базе и во взаимосвязи с процессами финансовой стабилизации, инвестиционной и экспортно-импортной-антиинфляционной государственной политики. Положения программы учитываются при формировании других программ, в том числе структурной перестройки и развития экономики и отдельных ее секторов, а также программ социально-экономического развития регионов.
1.6. Прямая защита хозяйствующих субъектов от монополистической деятельности и создание конкурентной среды осуществляется на основании Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и не является предметом программы.
1.7. Процесс демонополизации рассчитан на долгосрочную перспективу с ежегодным уточнением приоритетов демонополизации.
1.8. Отраслевые подпрограммы демонополизации экономики входят в состав программы, включают анализ структуры индивидуальных товарных рынков по продукции отрасли, уровня и форм проявления отраслевого монополизма, обоснованные предложения по перечню хозяйствующих субъектов, отнесенных к сфере естественной и разрешенной монополии, проекты демонополизации временных монополий на федеральном уровне, согласованные с органами местной власти и управления в части мероприятий, затрагивающих экономические интересы региона.
1.9. Региональные программы демонополизации экономики входят в состав программ (планов) социально-экономического развития региона и являются их неотъемлемой частью, включают анализ структуры индивидуальных товарных рынков, обоснованные предложения по перечню хозяйствующих субъектов, отнесенных к сфере естественной и разрешенной монополии, проекты демонополизации временных монополий на местном уровне, предложения по демонополизации межрегиональных товарных рынков для включения в программу.
1.10. Программа рассчитана на 1995-1996 гг. и не может в полной мере охватывать решение всех задач, связанных с разрушением монополизма в экономике и ликвидации последствий его проявления.
2. Основные понятия и определения
2.1. Товарный рынок - рынок по каждому товару, виду работ, услуги (далее именуется - товар) или по каждой группе взаимозаменяемых товаров.
2.2. Взаимозаменяемые товары - товары, близкие по потребительским свойствам и удовлетворяющие в основном одинаковые потребности.
2.3. Товарные границы рынка - набор (перечень) взаимозаменяемых для удовлетворения конкретной потребности товаров.
2.4. Географические границы рынка - сфера обращения товара и его заменителей, определяемая исходя из экономических возможностей покупателей в приобретении товара на соответствующих территориях и отсутствие этих возможностей за их пределами (под соответствующими территориями наряду с национально-государственными и административно-территориальными образованиями понимаются также группы населенных пунктов или иные территории, находящиеся в пределах границ этих образований).
2.5. Демонополизация - снижение концентрации производства товаров и создание необходимых условий для развития конкуренции на товарных рынках.
2.6. Естественная монополия - монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке (в том числе путем ввоза продукции на данный рынок) независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса.
2.7. Государственная монополия - монополия, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.
2.8. Временная монополия - монополия в условиях временного отсутствия конкуренции.
2.9. Группа предприятий - совокупность хозяйствующих субъектов, имеющих отношения, основанные на прямом или косвенном имущественном контроле одного хозяйствующего субъекта над другим (другими) по средствам обладания контрольным пакетом акций (паев, долей) в уставном капитале либо оказания решающего воздействия на принимаемые решения иными средствами. Применительно к целям демонополизации группа предприятий рассматривается как единый хозяйствующий субъект.
3. Приоритеты, цели и задачи программы демонополизации
экономики и развития конкуренции на рынках Брянской
области (программы)
3.1. На ближайший период определяются следующие приоритетные направления политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Брянской области:
создание нормативно-правовой и организационной базы государственного контроля и регулирования деятельности субъектов естественной и государственной монополий в пределах полномочий региона как субъекта Федерации;
осуществление первоочередных мероприятий по демонополизации хозяйственных комплексов: торгового, строительного, связи, транспортно-дорожного (за исключением железнодорожного), машиностроительного;
осуществление государственного контроля за ходом приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях соблюдения антимонопольных требований и предупреждения создания новых монопольных структур, не относящихся к естественной монополии;
устранение экономических и административных барьеров для свободного перемещения товаров, услуг и капиталов на областном и межрегиональных рынках Российской Федерации;
снижение финансово-экономических, организационных и правовых барьеров для входа на рынок новых конкурирующих структур;
пропаганда политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Брянской области и подготовка кадров для реализации антимонопольного законодательства и демонополизации различных сфер экономики области.
3.2 Целью государственной политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Брянской области является повышение эффективности экономики области на основе рыночного регулирования экономических процессов.
3.3 Основной целью программы являются развитие и совершенствование рыночных отношений, создание конкурентной среды и конкуренции на товарных рынках области, пресечение и предупреждение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов на товарных рынках, создание альтернативных производств товаров-заменителей, демонополизации, диверсификации и разукрупнения хозяйствующих субъектов-монополистов, при необходимости принудительное разделение таких субъектов.
3.4. Долгосрочной целью демонополизации экономики является создание условий для рыночного регулирования экономических процессов путем развития конкурентных отношений хозяйствующих субъектов в региональных и федеральных границах товарных рынков.
3.5. Основной задачей демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Брянской области в 1995-1996 годах является снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции на рынках Российской Федерации по приоритетным группам товаров (работ, услуг).
Реализация этой задачи предусматривает:
анализ сложившихся товарных рынков, поведение на них предприятий и различных их объединений, не являющихся субъктами естественной монополии;
формирование необходимых организационно-экономических предпосылок для эффективной конкуренции на рынках Брянской области;
установление и поддержание единого экономического пространства на территории Брянской области;
создание системы государственного контроля и регулирования деятельности субъектов естественной и государственной монополии;
создание правовых и организационно-экономических условий для включения рыночных механизмов оптимизации товаропотоков, формирования цен и тарифов на социально значимые товары и услуги, отнесенные к сфере временной монополии;
учет структуры рынка при приватизации предприятий в целях повышения конкурентоспособности и эффективности их деятельности;
развитие предпринимательства в области.
3.6. Для реализации программы необходимо решение следующих основных задач:
определение уровня концентрации производств различных отраслей экономики области;
анализ и контроль за уровнем монополизации данных отраслей; устранение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках, создание условий, предусматривающих невозможность возникновения новых монополизированных структур;
выявление и контроль за деятельностью на товарных рынках естественных, разрешенных и временных монополий;
разработка и реализация механизма содействия развитию предпринимательской деятельности и формированию конкурентной среды.
3.7 Объектами демонополизации, кроме хозяйствующих субъектов, являются монополизированные товарные рынки, субъекты государственной и негосударственной форм собственности, а также органы управления, если они своей деятельностью создают условия для монополизации рынка. К этим объектам следует также отнести рынки финансовый и ценных бумаг.
3.8. Процесс демонополизации должен отвечать следующим общим требованиям:
ориентация на создание конкурентной среды рынка, защиту прав и интересов потребителей;
комплексность решения задач демонополизации, приватизации и структурной перестройки экономики;
дифференцированный подход к объектам демонополизации с учетом социальных интересов, отраслевых и региональных особенностей, уровня дефицитности продукции, платежеспособного спроса;
взаимосвязанность решений проблем федеральной, отраслевой и региональной демонополизации;
постоянный мониторинг изменения структуры рынка и соответствия программно-реализационного механизма демонополизации этой структуры;
обеспечение гласности проводимых мероприятий и их результатов.