(с изменениями на 4 сентября 1995 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 24 октября 2007 года N 700
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 года N 880.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Настоящее постановление с 26 октября 2006 года (со дня вступления в силу Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ) и до приведения в соответствие с указанным Федеральным законом применяется в части, не противоречащей Федеральному закону от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ, - пункт 2 статьи 53 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ.
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
В целях реализации Программы Совета Министров - Правительства Российской Федерации на 1993 - 1995 годы "Развитие реформ и стабилизация российской экономики", создания необходимых правовых, организационных и экономических условий для развития конкуренции на рынках Российской Федерации Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры), далее именуемую Государственной программой.
2. Реализацию Государственной программы возложить на Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, его территориальные управления (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 года N 880 - см. предыдущую редакцию).
3. В целях обеспечения согласованности мер, направленных на демонополизацию экономики и развитие конкуренции на рынках Российской Федерации, координации деятельности министерств, других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации Государственной программы образовать Межведомственную комиссию по конкурентной политике.
Утвердить прилагаемое Положение о Межведомственной комиссии по конкурентной политике.
Утвердить председателем Межведомственной комиссии по конкурентной политике Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Сосковца О.Н., поручив ему в 2-недельный срок сформировать и представить на утверждение Правительства Российской Федерации состав указанной Комиссии.
Возложить организационно-техническое обеспечение работы Межведомственной комиссии по конкурентной политике на Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.
4. Министерству экономики Российской Федерации совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом до 1 мая 1994 г. разработать методические рекомендации по краткосрочному и долгосрочному прогнозированию экономических последствий проведения на отраслевом и региональном уровнях специальных мероприятий, направленных на развитие конкуренции на рынках Российской Федерации.
5. Государственному комитету Российской Федерации по статистике совместно с Центральным банком Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур до 1 мая 1994 г. разработать формы и порядок представления статистической отчетности о развитии конкуренции на рынках Российской Федерации.
6. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществить в I квартале 1994 г. корректировку региональных программ демонополизации в соответствии с Государственной программой.
7. Государственному комитету Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур ежегодно представлять в Правительство Российской Федерации отчет о развитии конкуренции на рынках Российской Федерации.
8. Министерству финансов Российской Федерации совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в I квартале 1994 г. рассмотреть вопрос о финансировании в 1994 году мероприятий по созданию нормативно-методического, информационного, кадрового и технического обеспечения Государственной программы и проведению экспертизы осуществляемых в ее рамках проектов.
9. Министерству финансов Российской Федерации предусматривать при формировании проектов федерального бюджета необходимые финансовые ресурсы для реализации Государственной программы.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
демонополизации экономики и развития конкуренции
на рынках Российской Федерации
(основные направления и первоочередные меры)
Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры), далее именуемая Государственной программой, устанавливает цели, приоритеты и место демонополизации экономики и развития конкуренции в общей государственной политике экономических реформ, этапы и методы формирования и развития конкурентной среды, задания и мероприятия по демонополизации экономики и развитию конкуренции на федеральном, отраслевом и региональных уровнях, а также ограничения в этой области.
Целью государственной политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации является повышение эффективности общественного производства на основе рыночного регулирования экономических процессов.
Основной задачей демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации в 1994 - 1995 годах является снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции на рынках Российской Федерации по приоритетным группам товаров (работ, услуг).
Реализация этой задачи предусматривает:
анализ сложившихся товарных рынков, поведения на них предприятий и различных их объединений, не являющихся субъектами естественной монополии;
формирование необходимых организационно-экономических предпосылок для эффективной конкуренции на рынках Российской Федерации;
установление и поддержание единого экономического пространства на территории Российской Федерации;
создание системы государственного контроля и регулирования деятельности субъектов естественной и государственной монополии;
создание правовых и организационно-экономических условий для включения рыночных механизмов оптимизации товаропотоков, формирования цен и тарифов на социально значимые товары и услуги, отнесенные к сфере временной монополии;
учет структуры рынка при приватизации предприятий в целях повышения конкурентоспособности и эффективности их деятельности;
развитие предпринимательства.
Демонополизация экономики и развитие конкуренции на рынках Российской Федерации взаимосвязаны с финансовой стабилизацией, антиинфляционными мерами, а также инвестиционной и экспортно-импортной политикой. Положения Государственной программы используются при формировании других федеральных программ, в том числе программ структурной перестройки и развития экономики в целом и отдельных ее секторов, а также программ социально-экономического развития регионов.
Прямая защита конкурентной среды и хозяйствующих субъектов от монополистической деятельности осуществляется на основании Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и не является предметом настоящей Государственной программы.
Процесс формирования и развития конкурентной среды рынков рассчитан на долгосрочную перспективу с ежегодным уточнением приоритетов.
Отраслевые программы демонополизации экономики и развития конкуренции являются неотъемлемой частью Государственной программы. Они включают в себя анализ структуры товарных рынков по продукции отрасли, уровня и форм проявления отраслевого монополизма, обоснованные предложения по перечню субъектов естественной монополии, планы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках временных монополий на федеральном уровне. Планы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках временных монополий, имеющих географические границы рынка в пределах национально-государственных и административно - территориальных образований, согласовываются с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части мероприятий, затрагивающих экономические интересы национально-государственных и административно-территориальных образований.
Региональные программы демонополизации экономики и развития конкуренции входят в состав программ социально-экономического развития региона и являются их неотъемлемой частью. Они включают анализ структуры товарных рынков, обоснованные предложения по перечню субъектов естественной монополии, планы демонополизации и развития конкуренции на рынках временных монополий на местном уровне. В составе региональных программ формируются предложения по демонополизации и развитию конкуренции на межрегиональных товарных рынках.
Процесс демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации предусматривает учет следующих общих требований:
ориентация на создание конкурентного рынка, защиту прав и интересов потребителей;
комплексность решения задач демонополизации, приватизации и структурной перестройки экономики;
дифференцированный подход к объектам демонополизации с учетом социальных интересов, отраслевых (продуктовых) и региональных особенностей;
взаимосвязанность решения проблем демонополизации и развития конкуренции на федеральном, отраслевом и региональном уровнях;
учет факторов интеграции российской экономики в мировую систему хозяйства, открытости товарных рынков для международной конкуренции в сочетании с мерами по защите отечественных товаропроизводителей;
мониторинг изменения структуры рынка и соответствия программно-реализационного механизма демонополизации и развития конкуренции его структуре;
обеспечение гласности проводимых мероприятий и их результатов.
Не подлежат демонополизации в течение пяти лет временные монополии, возникшие в результате использования изобретений, внедрения патентов, лицензионного оборудования, считая с момента приобретения лицензии, патента или регистрации изобретения.
Государственная программа не включает в число мер по демонополизации установление государственного контроля и регулирование цен временных монополий. При установлении монопольно высоких (низких) цен пресечение этого злоупотребления осуществляется в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Для целей Государственной программы используются следующие понятия:
товарный рынок - рынок по каждому товару, виду работы, услуги (далее именуется - товар) или по каждой группе взаимозаменяемых товаров;
взаимозаменяемые товары - товары, близкие по потребительским свойствам и удовлетворяющие в основном одинаковые потребности;
товарные границы рынка - набор (перечень) взаимозаменяемых для удовлетворения конкретной потребности товаров;
географические границы рынка - сфера обращения товара и его заменителей, определяемая исходя из экономических возможностей покупателей в приобретении товара на соответствующих территориях и отсутствия этих возможностей за их пределами (под соответствующими территориями наряду с национально-государственными и административно-территориальными образованиями понимаются также группы населенных пунктов или иные территории, находящиеся в пределах границ этих образований);
демонополизация - снижение концентрации производства товаров и создание необходимых условий для развития конкуренции на товарных рынках;
естественная монополия - монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке (в том числе путем ввоза продукции на данный рынок) независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса;
государственная монополия - монополия, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа;
временная монополия - монополия в условиях временного отсутствия конкуренции;
группа предприятий - совокупность хозяйствующих субъектов, имеющих отношения, основанные на прямом или косвенном имущественном контроле одного хозяйствующего субъекта над другим (другими) посредством обладания контрольным пакетом акций (паев, долей) в уставном капитале либо оказания решающего воздействия на принимаемые решения иными средствами. Применительно к целям демонополизации группа предприятий рассматривается как единый хозяйствующий субъект.
На ближайший период определяются следующие приоритетные направления политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации:
создание нормативно-правовой и организационной базы государственного контроля и регулирования деятельности субъектов естественной и государственной монополий;
осуществление первоочередных мероприятий по демонополизации хозяйственных комплексов: торгового, строительного, связи, транспортно-дорожного (за исключением железнодорожного), машиностроительного;
осуществление государственного контроля за ходом приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях соблюдения антимонопольных требований и предупреждения создания новых монопольных структур, не относящихся к естественной монополии;
устранение экономических и административных барьеров для свободного перемещения товаров, услуг и капиталов на рынках Российской Федерации;
снижение финансово-экономических, организационных и правовых барьеров для входа на рынок новых конкурирующих структур*;
пропаганда политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации и подготовка кадров для реализации антимонопольного законодательства и демонополизации различных сфер экономики.
________________
* Под финансово-экономическими, организационными и правовыми барьерами понимаются обычно безвозвратные издержки при организации и осуществлении производства, разного рода ограничения при инвестировании проектов и предоставлении кредитов, аренде помещений, землепользовании, доступе к источникам сырья, технологиям, рынкам сбыта, коммерческой информации.
Закон Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" предусматривает отсутствие противодействия структурам, доминирующим на российском рынке, если:
их деятельность экономически оправдана, отвечает интересам потребителей и не приводит к сужению конкурентной среды рынка;
они не злоупотребляют доминирующим положением на российском рынке и не допускают монополистических действий, квалифицированных статьями Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".