С начала реформирования экономики произошла существенная дифференциация в оплате труда между различными отраслями и работниками одних и тех же профессионально-квалификационных категорий.
Если в условиях плановой экономики дифференциация в оплате труда допускалась за счет преобладания в отраслях вредных и тяжелых условий труда, влияния природно-климатических факторов, то сейчас она обусловлена финансовыми возможностями предприятий.
За пять лет (1991-1996 годы) реальная заработная плата в целом по области снизилась на 37.5 %.
Темпы роста средней заработной платы за эти пять лет в жилищно-коммунальном хозяйстве, на транспорте, в связи, кредитовании превысили в 1.5-3 раза темпы роста заработной платы в среднем по области и в отраслях социальной сферы, сельском хозяйстве.
Основные направления государственной политики в области оплаты труда, обязательные для реализации на региональном уровне, следующие:
обеспечение роста реальной заработной платы работников в тесной увязке с результатами их работы, квалификацией и профессионализмом с тем, чтобы оплата труда стала главным источником денежных доходов населения;
повышение уровня государственных гарантий оплаты труда с целью вывода работающих граждан из числа бедного населения;
достижение такого уровня заработной платы наемных работников, который позволил бы обеспечить устойчивый платежеспособный спрос населения и экономические стимулы для развития производства, а также активизировать личное участие работников в своем социальном обеспечении и страховании, стал бы надежным источником инвестиций на цели социального развития.
Реформирование оплаты труда будет осуществляться на основе:
экономических методов, преимущественно через налоговое регулирование денежных доходов;
использования механизмов социального партнерства и системы договоренностей между предпринимателями и наемными работниками;
повышения уровня государственных гарантий минимальной оплаты труда, ужесточения ответственности за нарушение трудового законодательства.
В ходе осуществления реформы оплаты труда в соответствии с Федеральной программой социальных реформ намечается предпринять следующие меры в области оплаты труда во внебюджетном секторе экономики:
создать систему гарантий минимальных уровней заработной платы для работников в зависимости от их квалификации на основе отраслевых тарифных соглашений и коллективных договоров между работодателями и работниками на всех уровнях социального партнерства;
усилить регулирующее воздействие государства на оплату труда руководителей государственных, казенных и муниципальных организаций, а также организаций со смешанной формой собственности.
На отраслевом уровне намечается ввести с учетом отраслевых особенностей рекомендуемые минимальные ставки, межразрядные тарифные коэффициенты для оплаты труда различных категорий работников, основные условия дополнительного стимулирования, виды и минимальные размеры компенсационных доплат и надбавок.
Предусматривается существенно повысить роль коллективных договоров, заключаемых непосредственно на предприятиях и в организациях, в регулировании вопросов оплаты труда.
Предстоит провести работу по реализации нормативных документов, устанавливающих через систему контрактов зависимость размера оплаты труда руководителей предприятий от результатов хозяйственно-финансовой деятельности и эффективности работы этих предприятий. В области оплаты труда в бюджетной сфере:
провести работу по внедрению уточненных параметров Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы на региональном уровне в увязке с активным использованием механизма надбавок и доплат, дополнительным стимулированием труда высококвалифицированных работников, в том числе за счет введения надбавок к должностным окладам за непрерывный стаж работы и высокую результативность труда;
проводить повышение ставок заработной платы работников бюджетной сферы.
При определении в бюджетах всех уровней размеров средств на оплату труда работников бюджетной сферы добиваться, чтобы средняя заработная плата была не ниже 80-85 процентов от средней заработной платы в промышленности при условии стабилизации работы промышленных предприятий и роста заработной платы в промышленности.
В области своевременной и полной выплаты заработной платы предполагается:
установить, что при наличии задолженности по оплате труда в акционерных обществах, активы, в том числе ликвидные основные фонды и оборотные средства, подлежат продаже на аукционе с направлением полученных средств на погашение задолженности по заработной плате;
обеспечить усиление мер экономической, административной и уголовной ответственности должностных лиц, собственников либо их представителей, осуществляющих функции работодателя, за нарушение прав трудящихся на полную, своевременную оплату выполненной работы;
установить права работника на возмещение материального вреда, причиняемого задержкой выдачи начисленной заработной платы;
расширить правоприменительную практику и упростить порядок рассмотрения обращений граждан по фактам задержек причитающейся заработной платы.
Введение механизмов регулирования оплаты труда на региональном уровне производить в соответствии с действующим законодательством.