САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
От 06.02.98 N 12/2/47-2
О Программе улучшения условий и охраны труда в Сахалинской области на 1998-2000 годы
В соответствии с пунктом "в'' статьи 20 Устава Сахалинской области Сахалинская областная Дума
ПОСТАНОВЛЯЕТ.
1. Утвердить Программу улучшения условий и охраны труда в Сахалинской области на 1998-2000 годы"
2. Администрации Сахалинской области обеспечить финансирование в 1998 году указанной Программы из областного бюджета.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на председателя постоянной комиссии Сахалинской областной Думы по труду и социальной защите П.М.Алборова.
Председатель областной Думы
Б.Н.Третяк
Утверждена
Постановлением Сахалинской областной Думы
от 06.02.98 N 12/2/47-2
Программы улучшения условий и охраны труда
Сахалинской области на 1998-2000 годы
Наименование Программы | Программа улучшения условий и охраны труда Сахалинской области на 1998-2000 годы |
Наименование, дата и номер принятия решения о разработке Программы | Постановление губернатора от 19.09.96 г. №437 "О реализации в Сахалинской области постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 года №843 "О мерах по улучшению условий и охраны труда". |
Государственный заказчик Программы | Администрация области |
Основные разработчики Программы | Управление по труду Департаменты, управления, организации |
Цели и задачи Программы | Цели: |
Сроки реализации Программы | 1998-2000 годы |
Перечень основных мероприятий охраны труда | Нормативное правовое обеспечение |
Исполнители основных мероприятий | Департаменты, управления, комитеты |
Объемы и источники финансирования | 14115 млн. руб. областной бюджет - 110 млн. руб. Средства от штрафов за нарушение законодательства о труде и охраны труда - 90 млн. руб. Средства организаций - 13915млн.руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Снижение производственного травматизма, профессиональной и общей заболеваемости, сокращение на этой основе государственных расходов и сохранения здоровья работников. |
Система организации контроля за исполнением Программы | Администрация области Управление по труду Государственная инспекция по труду по Сахалинской области |
За последние два года в Российской Федерации и в Сахалинской области принят ряд важных документов в области охраны труда. Постановлением правительства Российской Федерацией от 26.08.95. № 843 "О мерах по улучшению условий и охраны", принята Федеральная программа первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда на 1995-1997 годы. Постановлением губернатора от 16.09.96. № 437 намечены мероприятия по реализации государственного управления охраны труда на территории Сахалинской области, в соответствии с которыми проведены областное, отраслевые совещания по улучшению условий и охраны труда. Обучены вопросам охраны труда и проверены знания у 260 человек, в том числе 68 специалистов прошли обучение в региональном центре охраны труда при Государственном Южно-Сахалинском педагогическом институте. Совместно с областным объединением профсоюзов разработаны рекомендации для предприятий и организаций по подготовке коллективного договора с учетом требований охраны труда. Органами Госсанэпидемнадзора выявлены и изучены рабочие места на предприятиях области, вызывающие профессиональные заболевания. Усилен контроль за условиями труда со стороны Государственной экспертизы условий труда управления по труду и Государственной инспекции труда. Однако, принимаемыми мерами, пока не удалось добиться значительных изменений в области улучшения условий и охраны труда. В большинстве организаций условия труда продолжают оставаться неудовлетворительными, высоким - производственный травматизм.
Производственный травматизм в Сахалинской области хотя и несколько снизился ( уровень травматизма в 1996 составил 6,4 на 1000 работающих), но остается еще выше среднего показателя по России (5,5 на 1000 работающих). В 1996 г. от травм на производстве в области пострадало 1063. человека, 33 человека погибли. Самый высокий уровень травматизма отмечается в угольной (20,9 на 1000 работающих), в топливной (16,4), в лесозаготовительной (8,3 ) промышленности. Недостаточно внимания уделяется вопросам охраны труда на предприятиях частной формы собственности, где уровень травматизма со смертельным исходом составил 36,4 процента от всего количества погибших. Экономические потери от неблагоприятных условий труда ежегодно возрастают. Материальные последствия от несчастных случаев на производстве возросли в 1996 году по отношению к 1995 году в 4 раза и составили в расчете на одного работающего 4214,4 тыс. рублей.
На начало 1997 года 21,9 тыс. сахалинцев работали в условиях, не отвечающих саннтарно-гигиеническим нормам. Удельный вес работающих во вредных и опасных условиях труда в общей численности работников остается на уровне 1994 года и составляет 24.5 процента, до 40 процентов
он достигает в угольной, целлюлозно-бумажной отрасли, до 50 процентов всех занятых - в рыбной промышленности.
306 человек в области работает на морально устаревшем оборудовании, не отвечающим требованиям безопасности труда. В целом по Сахалинской области износ основных фондов составляет 38,3 процента.
Более 3 тысяч работников промышленных предприятий испытывают в процессе труда физическую перегрузку, при этом 438 человек из них -женщины. Половина всех занятых тяжелым и физическим трудом приходится на предприятия рыбной промышленности, где доля таких работников достигает 8,7%, в пищевой промышленности - 7,1%, в лесозаготовительной -12,4%.
Неудовлетворительное состояние рабочих мест, необеспечение работодателями своевременных медицинских предварительных и периодических осмотров и низкое качество их проведения привели к росту профессиональных заболеваний. Всего в 20% случаев профзаболевания выявлены при медицинских осмотрах, остальные при обращении больных в медучреждения. В 1996 году с впервые установленным профессиональным заболеванием зарегистрировано 106 человек, это в три раза выше чем в 1995 году и в 11,8 раза - чем в 1994 году.- Тревожная ситуация увеличения профессиональных заболеваний сложилась в Углегорском, Невельском, Поронайском районах.
97,3 процентов всех профзаболеваний приходятся на предприятия угольной промышленности. Преобладают среди профзаболеваний вибрационная болезнь, заболевания органов дыхания, перефирической нервной системы, при этом болеют люди наиболее работоспособного возраста от 41 до 60 лет (86%). В 31% случаях заболевания наступили при длительном контакте с вредными производственными факторами.
Прогнозы в отношении возможности уменьшения негативного влияния на здоровье работающего населения факторов производственной среды, в случае сохранения сложившейся ситуации в области охраны труда, остаются на ближайшие годы неблагоприятными. По экспертным оценкам к 2005 г. на рабочих местах с вредными условиями труда в промышленности, в строительстве и на транспорте будет работать каждый второй -третий работник сферы материального производства. Удельный вес занятых в частном секторе на рабочих местах с неблагоприятной производственной средой, тяжелым физическим и интенсивным трудом достигнет 70-80 процентов. На предприятиях базовых отраслей государственного сектора народного хозяйства этот показатель увеличится до 60-70 процентов. В результате может возрасти уровень профессиональной заболеваемости. 80-90 процентов оборудования и машин окажутся физически устаревшими, это приведет к росту аварий и производственному травматизму.
В целях кардинального улучшения условий труда необходима серьезная перестройка всей системы формирования благоприятных условий труда на производстве, принятие в области программы по улучшению условий и охраны труда на 1998-2000 годы.
Проект Программы включает важнейшие мероприятия , направленные на совершенствование системы управления охраной труда в области и координацию деятельности служб охраны труда департаментов, управлений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, по реализации Основ законодательства Российской Федерации об охране труда.
Целью программы является практическая реализация государственной политики в области охраны труда, включая :
создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
повышение уровня гарантий правовой и социальной защиты работников от профессиональных рисков.
В этой связи в программу включены следующие приоритетные направления:
1. Нормативно-правовое обеспечение.
2. Организационное и техническое обеспечение охраны труда.
3.Профессиональное образование, пропаганда, информационное обеспечение охраны труда.
4. Улучшение условий и охраны труда женщин и подростков.
5. Научное обеспечение охраны труда.
При финансировании программы предусматривается использование следующих источников:
областной бюджет;
средства полученные от штрафов, налагаемой инспекцией труда по Сахалинской области за нарушения законодательства о труде и об охране труда;
средства организаций.
Общий объем предполагаемого финансирования программы составляет 14115 млн. рублей в ценах на 01.01.97 г.
Для реализации программы намечено привлечь специалистов администраций городов и районов, департаментов, управлений, организаций, профсоюзных комитетов, широкий круг специалистов работающих в области приоритетных направлений охраны труда, экономистов, юристов.
Контроль за исполнением программы осуществляет управление по труду администрации области, в задачу которого входит оказание содействия в своевременном выполнении предусмотренных программой мероприятий, оценка эффективности выполняемых работ.
6. Социально-экономические результаты реализации программы.
Реализация предусматриваемых программой мероприятий позволит:
усовершенствовать государственную систему управления охраной труда на территории Сахалинской области;
сформировать с учетом требований рыночной экономики нормативную базу обеспечения охраны труда;
решить целый ряд конкретных технических проблем по улучшению условий труда и повышению его безопасности;
повысить эффективность информационного обеспечения и пропаганды охраны труда.
В результате проведения мероприятий ожидается снижение производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, сокращения на этой основе государственных расходов и улучшения социального положения работников.
Социально-экономический эффект реализации программы будет выражаться, прежде всего, в сохранении здоровья и повышении работоспособности работников, а также в экономии денежных средств за счет:
экономии средств фонда социального страхования от сокращения потерь, связанных с производственно обусловленной заболеваемостью;
экономии материальных затрат в связи с сокращением производственного травматизма;
сокращения части недополученного общественного продукта в связи с несчастными случаями на производстве.
Наименование мероприятий | Финансовые затраты всего (млн. руб.) | В том числе по источникам финансирования (в млн. руб.) | Сроки проведения работ | Исполнитель | |||||||||
|
| Областной бюджет | Средства от штрафов за нарушение законодательства о труде и охраны труда | Средства организаций | Начало | Окончание |
| ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||
1. Нормативное правовое обеспечение охраны труда. | |||||||||||||
1.1. Для проведения работ по сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда разработать : - положение об органе по сертификации (ОС), - руководство по качеству ОС, - программу проведения работ по подготовке к сертификации, - рекомендации по подготовке организаций к сертификации. |
|
|
|
| I кв 1998 г. | I кв. 1998 г. | Управление по труду | ||||||
1.2. Разработать положение о порядке обеспечения в области средствами индивидуальной защиты работников предприятий. |
|
|
|
| II кв. 1998 г. | IIIкв. 2000 г. | Управление по труду Департамент потребительского рынка, торговли и услуг | ||||||
1.3. Создать банк данных: |
|
|
|
|
|
|
| ||||||
1.3.1. Потребности предприятий, организаций области, в средствах индивидуальной защиты. |
|
|
|
| 1998 г. | 2000 г. | Управление по труду Департаменты, управления, предприятия, организации | ||||||
1.3.2.Норматнвно-правовых актов по охране труда. |
|
|
|
| 1998 г. | 2000 г. | Управление по труду Государственная инспекция труда по Сахалинской области. | ||||||
1.3.3. Потенциально-опасных химических и биологических веществ используемых в производстве предприятий области. |
|
|
|
| 1999 г. | 2000 г. | Областной центр Госсанэпиднадзора | ||||||
1.4. Разработать гигиенические рекоментации для светокопировальных работ. |
|
|
|
| I кв. 1998 г. | II кв. 1998 г. | Областной центр Госсанэпиднадзора | ||||||
2. Организационное и техническое обеспечение охраны труда. | |||||||||||||
2.1. Обеспечить координацию и методическое руководство работой служб охраны труда на предприятиях, в организациях, учреждениях области. |
|
|
|
| 1998 г. | 2000 г. | Управление по труду Департаменты, управления, предприятия, организации совместно с администрациями городов и районов | ||||||
2.2. Проводить экспертизы условий труда и оценку их состояния на предприятиях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. |
|
|
|
| 1998г | 2000 г. | Управление по труду Областное объединение профсоюзов | ||||||
2.3. В целях улучшения условий труда работающих: 2.3.1. Внедрить на предприятиях АООТ "Сахалннморнефтегаз" | 700,0 |
|
| 700,0 | 1998 г. | 2000 г. | АООТ "Сахалинморнефтегаз" Департамент по освоению минерально-сырьевых ресурсов континентального шельфа | ||||||
2.3.2. Построить, реконструировать бытовые помещения на предприятиях АО "Сахалинэнерго". | 11445 |
|
| 11445 | 1998 г. | 2000 г. | АО "Сахалинэнерго" Управление топлива, энергетики и недропользования | ||||||
2.3.3. Провести в подразделениях ГП Авиакомпании "Сахалинские Авиатрассы": -монтаж приточно-вытяжной вентиляции и системы освещенности; -реконструкцию бытовых помещений. Организовать работникам горячее питание, отдых и лечение в профилактории (санатории). | 1340 |
|
| 1340 | 1998 г. | 2000 г. | ГП Авиакомпания "Сахалинские Авиатрассы" Управление транспорта и связи | ||||||
2.3.4. Приобрести установки суховоздушного обогрева и массажа рук для профилактики виброболезни на предприятиях АО "Сахалинуголь". | 90,0 |
|
| 90,0 | 1998 г. |
| АО "Сахалинуголь" Управление топлива, энергетики и недропользования | ||||||
2.4.Проводить сертификацию новых, реконструируемых и действующих производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда. | 130,0 |
|
| 130,0 | 1998 г. | 2000 г. | Управление по труду Областной центр Госсанэпиднадзора Органы контроля и надзора * | ||||||
2.5. Провести работу по установлению организациям класса профессионального риска. |
|
|
|
| 1998 | 2000 | Управление по труду Сах. регион. отделение фонда социального страхования Органы надзора и контроля | ||||||
2.6.Проводить экспертизу проектов производственных объектов на соответствие требованиям нормативных, правовых актов по охране труда | 80,0 |
|
| 80,0 | 1998 | 2000 | Управление по труду Бюро государственной вневедомственной экспертизы Областное объединение профсоюзов | ||||||
2.7.Ежегодно проводить анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний. |
|
|
|
| 1998 | 2000 | Управление по труду Государственная инспекция труда по Сахалинской области Областной центр Госсанэпиднадзора Областное объединение профсоюзов Областной комитет государственной статистики Департаменты, управления | ||||||
2.8.Ежегодно представлять доклад в Минтруда РФ, в администрацию области о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда в области |
|
|
|
| 1998 г. | 2000 г. | Управление по труду Государственная инспекция труда по Сахалинской области | ||||||
2.9.Органюовать мониторинг за состоянием профессиональной заболеваемости населения области. |
|
|
|
| I кв. 1998 г. | 4кв. 2000 г. | Областной центр Госсанэпиднадзора | ||||||
2.10. Разработать областную программу улучшения условий и охраны труда на 2001-2005 г. г. |
|
|
|
| 2000 г. | 2000 г. | Управление по труду Департаменты, управления совместно с администрациями городов и районов | ||||||
2.11. Оснастить исследовательскую лабораторию гос. экспертизы условий труда управления по труду приборами для обследования электромагнитных полей и ионизирующего излучения производственной Среды. | 70,0 |
| 20,0 | 50,0 | I кв. 1998 г | IV кв. 2000 г. | Финансовое управление Комитет экономики Управление по труду | ||||||
3. Профессиональное образование, пропаганда, информационное обеспечение охраны труда. | |||||||||||||
3.1 . Организовать издание нормативно-правовой литературы по вопросам условий и охраны труда. | 50,0 |
| 50,0 |
| 19981 | 2000 г. | Управление по труду | ||||||
3.2. Организовать компьютерную систему обучения руководителей и специалистов в региональном центре охраны труда при Государственном педагогическом институте. | 30,0 |
|
| 30,0 | 1999 г. | 2000 г. | Южно-Сахалинский государственный педагогический институт Управление по труду | ||||||
3.3. Организовать проведение семинаров, выставок, отраслевых конкурсов по охране труда. | 20,0 |
| 20,0 |
| 1998 г. | 2000 г. | Департаменты, управления совместно с администрациями городов и районов Управление по труду | ||||||
3.4. Организовать и провести обучение уполномоченных (доверенных) лиц, членов совместных комитетов (комиссий) предприятий, организаций, учреждений по охране труда |
|
|
|
| 1998 г. | 2000 г. | Областное объединение профсоюзов Управление по труду Региональный центр по охране труда при Южно-Сахалинском Государственном педагогическом институте | ||||||
З.5. Обобщать и распространять в организациях передовой опыт работы по улучшению условий и охраны труда. |
|
|
|
| 1998 г. | 2000 г. | Управление по труду Государственная инспекция труда по Сахалинской области Департаменты, управления | ||||||
3.6. Организовать обучение специалистов управления по труду в Ивановском научно исследовательском институте охраны труда на право проведения работ по сертификации производств на соответствие требованиям по охране труда | 40,0 | 40,0 |
|
| 1998 г. | 2000 г. | Финансовое управление Комитет экономики Управление по труду | ||||||
3.7. Провести обучение глав администраций городов и районов и их заместителей основам положений законодательства об охране труда Российской Федерации. |
|
|
|
| 1998 г. | 1998 г. | Управление по труду Государственная инспекция труда по Сахалинской области Регион. центр по охране труда при ЮСГПИ | ||||||
4. Улучшение условий и охраны труда женщин и подростков | |||||||||||||
4.1 . С учетом медико-биологических критериев оценки условий труда , разработанных Минтрудом РФ определить перечень организаций с которых намечается поэтапный вывод женщин с тяжелых, вредных и опасных работ. |
|
|
|
| IIIкв. 1999 г. | 2000 г. | Управление по труду Департаменты, управления Областной центр Госсанэпиднадзора | ||||||
4.2. Изучить влияние вредных факторов производственной среды на патологию беременности и родов, плод и новорожденных. Разработать профилактические мероприятия. | 100,0 | 50,0 |
| 50,0 | 2кв. 1998 г. | 4кв. Г.2000 | Областной центр Госсанэпиднадзора Департамент здоровья населения | ||||||
4.3. Проанализировать заболеваемость персонала отделений лучевой терапии и выявить ее зависимость от лучевой нагрузки и факторов нерадиационной природы. | 20,0 | 20,0 |
|
| 2кв. 1998 г. | 4кв. 2000 г. | Областной центр Госсанэпиднадзора Департамент здоровья населения | ||||||
5 Научное обеспечение охраны труда. | |||||||||||||
5.1. Разработать долгосрочный прогноз изменений в условиях и охране труда с учетом прогноза социально-экономического развития Сахалинской области до 2010 года |
|
|
|
| 1998 г. | 1999 г. | Управление по труду Областной комитет государственной статистики | ||||||
ИТОГО: | 14115 | 110 | 90 | 13915 |
|
|
|
Органы надзора и контроля: Госгортехнадзор, Госатомнадзор, Энергонадзор, Госсанэпиднадзор, Госпожнадзор, ГАИ.