РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 августа 2001 г. № 21-ра
Об итогах социально-экономического развития и исполнения бюджета Сахалинской области в первом полугодии 2001 года
_____________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
постановления адимнистрации области от 15 ноября 2001 г. № 62-па
________________________________________________________________
Отметить, что комплексный подход и необходимая координация действий администрации области, муниципальных образований и территориальных федеральных органов власти во многом способствовали тому, что в первом полугодии 2001 года удалось в основном справиться с поставленными задачами. Принятые меры по реализации постановлений и распоряжений губернатора области, направленные на стабилизацию социально-экономического развития, в первом полугодии текущего года оказали позитивное влияние на улучшение основных показателей во многих отраслях экономики и социальной сферы области.
В истекшем периоде отраслями народнохозяйственного комплекса области продолжалось наращивание производства промышленной продукции и ликвидация допущенного с начала года отставания.
За 6 месяцев удалось преодолеть отставание в объемах промышленного производства. Прирост в июне 2001 года составил к июню прошлого года - 36%. Это позволило выйти по итогам полугодия по объему промышленного производства на уровень 105,7%.
В нефтедобывающей промышленности с начала года добыто нефти на 27% больше уровня прошлого года, добыча газа возросла на 3,3%, производство бензина и мазута превысило прошлогодний уровень в 1,8 и 1,4 раза соответственно.
В угольной промышленности прирост добычи угля за 6 месяцев к уровню прошлого года составил 113,6%,
На развитие экономики и социальной сферы области за счет всех источников финансирования направлено средств на 4,6% больше к соответствующему периоду прошлого года.
Коммерческий грузооборот увеличился на 20,9%, пассажирооборот - на 6,8%.
Объем реализации услуг связи составил 489,3 млн.руб., что на 23,6% превышает показатель 2000 года.
В сельском хозяйстве в январе-июне объем продукции во всех категориях возрос на 5,1%. На 9,6% увеличено производство скота и птицы, на 14,5% -производство яйца. Сохраняется стабильная обстановка в птицеводстве, несколько увеличилась численность поголовья свиней ( на 1%).
Оборот розничной торговли превысил 5,4 млрд.рублей, по сравнению с первым полугодием прошлого года в сопоставимых ценах возрос на 20,2%, оборот общественного питания - на 21,5%.
На 35% увеличилась сеть предприятий бытового обслуживания, расширяется перечень предлагаемых услуг, объем услуг к уровню прошлого года составил 100,8%.
Несколько возросла собираемость налогов. По состоянию на 1 июля т.г. поступило налоговых и неналоговых платежей в бюджет области на 19,4% больше уровня предыдущего года.
Рост налоговых и неналоговых поступлений в абсолютном исчислении обеспечен в 15 муниципальных образованиях, наибольший рост достигнут в Курильском районе - 331,9%, Южно-Курильском районе - 194,6%, Ногликском районе - 184,3%.
Заметно возросла активность кредитных организаций области. Предприятиям и организациям предоставлено кредитов на сумму 626,9 млн.рублей, в том числе в иностранной валюте - 85,0 млн.рублей, что в 1,8 раза выше уровня прошлого года,
В январе-июне среднемесячный доход в расчете на душу населения возрос на 26,9%, среднедушевой доход в реальном выражении - на 5,4%, реальный размер среднемесячной начисленной заработной платы и назначенной месячной пенсии увеличился соответственно на 11 и 11,5%.
Улучшилась ситуация на рынке труда. Уровень официальной безработицы сократился с 3 до 2,4%,
Значительно снижена миграционная убыль населения. Миграционный отток в результате закрепления позитивных тенденций в экономике и роста уровня жизни сократился в 2,3 раза.
В устойчивом режиме функционировали отрасли социальной сферы.
Преступность в области снижена в первом полугодии на 3,2%.
Вместе с тем еще не во всех сферах социально-экономического развития преодолены отрицательные тенденции.
Производство электроэнергии в области снизилось к уровню прошлого года на 0,4%, теплоэнергии (отпущенной)" на 16%.
Сократились производство и вывозка деловой древесины. Неудовлетворительно обстоит дело с ее переработкой, в результате чего снизилось к уровню прошлого года производство картона (64%), целлюлозы по варке (96%), пиломатериалов (84%).
В рыбопромышленном комплексе в первом полугодии т.г. снижены показатели по улову рыбы - 86,5% к соответствующему периоду прошлого года, по выпуску товарной пищевой рыбопродукта - 81,7% и производству консервов -35,1%.
Ежемесячно снижается производство ликероводочной продукции - 79,8% за I квартал, 76,7% за 5 месяцев и 69% за первое полугодие в сравнении с аналогичными периодами 2000 года. Идет спад производства спирта, цельномолочной продукции, колбасных изделий, выработки муки.
Снижены почти наполовину объемы производства всех видов продукции в промышленности строительных материалов.
Наряду с увеличением объема бытовых услуг, общий уровень оказания платных услуг заметно снизился.
В крайне напряженном режиме функционировало в первом полугодии жилищно-коммунальное хозяйство. На 1 июня 2001 года кредиторская задолженность здесь превышает дебиторскую почти в 2 раза, при чем кредиторская задолженность выросла еще на 2% , дебиторская - на 3%.
Внешнеторговый оборот к уровню прошлого года по предварительным данным сократился на 41,1% в основном за счет сокращения экспорта на 45.9%. Наблюдается сокращение объемов по всем основным наименованиям экспортируемой продукции - нефти, рыбе, лесу.
По сравнению с прошлым годом с 51,6 до 55,3% увеличился удельный вес убыточных предприятий.
Остаются проблемы с поступлением налогов. Снижение налоговых поступлений к соответствующему периоду предыдущего года допущено в Холмском районе - 89,6%. Анивском - 92,2%, Смирныховском - 72.8%, Северо-Курильском -86,1%.
Снизилось поступление налоговых платежей к уровню предыдущего года в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (81,6%), пищевой промышленности (97,9%), строительстве (77,7%).
По-прежнему сохраняется высокий уровень регистрируемой безработицы в Макаровском (14,4%), Томаринском (8,6%), Углегорском (6,5%), Смирныховском (6,3%) районах.
Далеко не все благополучно в ценовой политике. Вызывает беспокойство опережающий рост индекса цен на промышленную продукцию и отдельные виды услуг, что стимулирует инфляцию издержек в реальном секторе и крайне отрицательно сказывается на финансовой и экономической стабилизации, уровне бюджетных расходов и жизни населения.
Во многом причиной указанных проблем стала недостаточная работа отраслевых структурных подразделений администрации области, низкая организующая их роль в процессах социально-экономического развития области,
В целях закрепления положительных тенденций в социально-экономическом развитии, укрепления финансово-бюджетной сферы области и устранения отмеченных недостатков:
1. Принять к сведению информацию первого вице-губернатора области, председателя комитета экономики администрации области Малахова И.П. и первого заместителя начальника главного финансового управления администрации области Карповой Т.В. об итогах социально-экономического развития и исполнения бюджета Сахалинской области в первом полугодии 2001 года.
2. Вице-губернаторам области, руководителям структурных подразделений администрации области:
- обеспечить необходимое нормативно-правовое сопровождение выполнения постановления губернатора области от 27 марта 2001 г. № 131 “Об утверждении основных задач и направлений деятельности администрации Сахалинской области по модернизации экономики и социальной сферы области на 2001 -2004 годы”, до конца текущего года разработать и внести в установленном порядке в Сахалинскую областную Думу соответствующие законопроекты, направленные на улучшение социально-экономического развития области;
- разработать комплекс мер по маркетингу товаров, работ и услуг, производимых предприятиями области, повышению на этой основе их качественных и объемных показателей с целью создания конкурентоспособной среды и условий для обеспечения качественными товарами, работами и услугами предприятий и населения в связи с предстоящими широкомасштабными работами по освоению шельфа Сахалина.
3. Согласиться с критериями оценки работы отраслей экономики и социальной сферы и соответствующих структурных подразделений администрации области (прилагаются), считая их основой для оценки деятельности.
Исходя из этого, структурным подразделениям администрации области в срок до 20 ноября т.г. внести необходимые изменения и дополнения в их Положения. (В редакции постановления адимнистрации области от 15 ноября 2001 г. № 62-па)
4. Управлению топлива, энергетики и недропользования администрации области (Ким С.Н.):
- совместно с руководителями угледобывающих компаний и предприятий принять меры по устранению факторов, сдерживающих развитие угледобычи, сосредоточив при этом первостепенное внимание на реализации конкретных мероприятий, намеченных в этих целях постановлением губернатора области от 21.05.2001 № 206 “О мерах по совершенствованию работы угольной промышленности Сахалинской области";
- совместно с руководством ОАО “Сахалинэнерго” принять дополнительные меры по недопущению необоснованного спросом снижения производства электрической и тепловой энергии, организовать безусловное выполнение задач, поставленных распоряжением губернатора области от 23 июля 2001 г. № 255-р по вопросам подготовки к работе в осенне-зимний период 2001/2002 годов;
- в целях подготовки предложений по обоснованности тарифной политики, сокращению издержек производства совместно с РЭК и ОАО “Сахалинэнерго” организовать проведение независимого технического и экономического аудита энергосистемы области.
5. Департаменту лесопромышленного комплекса (Креминь М.М.) совместно с комитетом экономики администрации области (Тулинов А.Т.):
- в срок до 1 октября т.г. разработать программу развития и модернизации деревообрабатывающего и лесопильного производства на 2002-2004 годы;
- -проанализировать ситуацию в лесозаготовительном производстве и внести предложения о возможности и источниках оказания финансовой поддержки за счет привлеченных средств для создания межсезонных запасов сырья, материалов ГСМ и решения социальных вопросов;
- в месячный срок внести изменения в Положение о департаменте лесопромышленного комплекса администрации области, имея в виду закрепление за ним функций анализа состояния рынка и спросовых характеристик в лесопромышленном комплексе области.
6. Вице-губернатору области Гомилевскому В.Е. и управлению сельского хозяйства и продовольствия администрации области (Лапин Е.В.) обеспечить реализацию намеченных мер по уходу за посевами и сохранности урожая сельскохозяйственных культур, росту численности поголовья скота и птицы, их продуктивности, снабжению населения области продовольствием за счет наращивания сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств.
7. Комитету по промышленности и торговле Сахалинской области (Карлов Г.А.):
- совместно с администрациями муниципальных образований в срок до 1 октября т.г. завершить разработку Программы развития бытовых услуг в Сахалинской области на 2002-2004 годы;
- продолжить работу по расширению налогооблагаемой базы потребительского рынка путем принятия мер по легализации розничного товарооборота и платных услуг.
8. Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации области (Ким В.Н.), главам муниципальных образований области:
- в целях оздоровления финансового состояния предприятий жилищно-коммунального хозяйства в срок до 1 октября т.г. провести инвентаризацию кредиторской и дебиторской задолженностей, принять необходимые меры по их сокращению до минимальных размеров;
- в срок до 10 октября т.г. подготовить предложения по созданию и внедрению новых форм управления, содержания и эксплуатации жилищного фонда, способствовать снижению себестоимости обслуживания жилья и экономии бюджетных средств;
- в срок до 10 сентября т.г. внести предложения о порядке и источниках финансирования разработки программ энергосбережения в муниципальных образованиях области;
- в целях создания конкурентной среды в жилищно-коммунальном хозяйстве в срок до 1 октября т.г. внести предложения по реорганизации предприятий жилищно-коммунального хозяйства городов и районов области, предусмотрев в их структуре подразделения по маркетингу сбытовой деятельности.
9. Отраслевым структурным подразделениям администрации области в срок до 25 августа т.г. представить в комитет экономики администрации области инвестиционные предложения, способствующие развитию соответствующих отраслей экономики, имея в виду их дифференциацию по уровню инвестиционной поддержки,
10. Главному финансовому управлению администрации области (Новикова Н.М):
- внести предложения по корректировке проекта соглашения с Управлением Министерства российской Федерации по налогам и сборам по Сахалинской области (Самсонов А.П.), предусмотрев в нем для УМНС положения о необходимости продолжения работы по выявлению и признанию задолженности, невозможной к взысканию, для списания ее в установленном порядке.
О результатах проводимой работы ежеквартально докладывать Совету экономической безопасности области;
- внести предложения по установлению налоговым органам задания по мобилизации платежей в областной бюджет на второе полугодие 2001 года;
- в срок до 20 августа т.г. провести анализ и выявить причины возникновения задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетных учреждений области; '
- совместно с главами муниципальных образований области обеспечить выплату текущей заработной платы работникам бюджетных учреждений и принять меры к погашению образовавшейся на июль 2001 года кредиторской задолженности.
11. Комитету экономики администрации области (Тулинов А.Т.) подготовить и провести в сентябре т, г. заседание Совета экономической безопасности области, на котором заслушать руководителей крупных предприятий - недоимщиков о мерах, принимаемых ими по погашению задолженности по налоговым платежам в бюджет области.
12. Главному финансовому управлению администрации области (Новикова Н.М.), главам муниципальных образований ускорить подготовку нормативных актов, необходимых для проведения реструктуризации задолженности организаций по обязательным платежам в областной и местные бюджеты.
Вице-губернаторам области- руководителям отраслевых комитетов, департаментов и управлений администрации области совместно с Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Сахалинской области провести с предприятиями всех форм собственности, имеющими недоимку по налогам и сборам, разъяснительную работу по вопросу необходимости реструктуризации задолженности по обязательным платежам.
13. Комитету экономики администрации области в целях уточнения содержания статей, регулирующих порядок направления и использования средств внебюджетного фонда области, в срок до 1 сентября т.г. внести в соответствии с установленным порядком в Сахалинскую областную Думу проект закона Сахалинской области “О внесении изменений и дополнений в Закон Сахалинской области “О внебюджетном фонде Сахалинской области”.
14. Управлению по труду администрации области (Шмелева М.А.) в срок до 1 сентября т.г. разработать проекты законов Сахалинской области “Об обеспечении своевременной выплаты заработной платы за счет бюджетов всех уровней” и “О минимальной заработной плате во внебюджетном секторе экономики Сахалинской области”.
15. Управлению государственной службы и наград администрации области (Белоносов В.И.) проанализировать квалификационный уровень кадрового состава отраслевых структурных подразделений администрации области и в срок до 20 ноября т.г. внести предложения по созданию концепции кадровой политики администрации области. (В редакции постановления адимнистрации области от 15 ноября 2001 г. № 62-па)
16. Предложить руководителям территориальных федеральных органов власти в Сахалинской области через имеющиеся районные структурные подразделения обеспечивать администрации муниципальных образований оперативной и полной информацией, необходимой для принятия мер по оздоровлению финансово-экономического положения на предприятиях и улучшения социально-экономического развития городов и районов области.
17. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого вице-губернатора области Малахова И.П.
Губернатор область
И.П. Фархутдинов
Критерии
оценки работы отраслей экономики и социальной сферы и соответствующих структурных подразделений администрации области на 2001 год
Нефтегазодобывающий комплекс
1. Добыча: нефть, газ.
2. Переработка нефти.
3. Производство нефтепродуктов по номенклатуре.
4. Средняя себестоимость за единицу продукции (суша, шельф)
5. Чистая прибыль (суша).
6. Полнота уплаты налогов и платежей.
7. Снижение задолженности по налогам и платежам.
8. Уплата налогов и платежей на 1 тонну углеводородов, руб./т
9. Задолженность по заработной плате-
10. Общая численность персонала.
11. Средняя заработная плата на человека по отрасли.
12. Экспорт продукции (нефть).
13. Средняя цена за единицу продукции.
14. Стоимость основных фондов.
15. Инвестиции: суша - млн.руб., шельф - млн.долларов.
Топливно-энергетический комплекс
1. Увеличение объемов добычи (переработки) угля, выработки тепло" и электроэнергии.
2. Реализация угля за пределы области. Спрос. Цены.
3. Внешнеэкономическая деятельность. Экспорт угля. Цены-4, Полезный отпуск электроэнергии.
5. Полезный отпуск теплоэнергии.
6. Уплата налоговых платежей в бюджеты всех уровней, в тон числе на 1 тонну.
7. Снижение задолженности по налогам и платежам,
8. Производительность труда на одного работающего, тонн/мес.
9. Себестоимость добычи (переработки) I тонны угля. Меры по снижению себестоимости-