ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2017 года № 132-П
_____________________________________________________________________
Документ утратил силу в соответствии с
постановлением Правительства Кировской области
от 06.12.2019 № 621-П
_____________________________________________________________________
В соответствии со статьями 6, 13.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Правительство Кировской области
постановляет:
1. Утвердить региональную программу в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Кировской области на 2017 - 2027 годы (далее - Региональная программа) согласно приложению.
2. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Кочеткова М.Н.
3. Настоящее постановление вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области И.В. Васильев
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Кировской области
от 19.12.2017 № 132-П
Ответственный исполнитель Региональной программы | министерство охраны окружающей среды Кировской области |
Основание для разработки Региональной программы | Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" |
Соисполнители Региональной программы | министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области |
Цели Региональной программы | негативного воздействия отходов на окружающую среду; максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот |
Задачи Региональной программы | создание и развитие системы и инфраструктуры по обращению с отходами; создание и развитие инфраструктуры переработки отходов; предупреждение и ликвидация негативного воздействия на окружающую среду |
Целевые показатели эффективности реализации Региональной программы | численность населения, проживающего на территориях с неблагополучной экологической ситуацией, подверженных негативному воздействию, связанному с прошлой хозяйственной и иной деятельностью; доля рекультивируемых земель в общей площади земель, загрязненных в результате хозяйственной и иной деятельности; доля ликвидируемых отходов в общем объеме накопленных отходов в результате хозяйственной и иной деятельности; количество построенных мусоросортирочных заводов и полигонов размещения отходов. |
Этапы и сроки реализации Региональной программы | 2017 - 2027 годы, выделение этапов не предусматривается |
Объем финансового обеспечения Региональной программы | общий объем финансового обеспечения программы - 3 566 400,62 тыс. рублей. Источники финансирования: федеральный бюджет - 1 454 232,29 тыс. рублей; областной бюджет - 339 452,85 тыс. рублей; местные бюджеты - 69 177,36 тыс. рублей; внебюджетные источники - 1 703 538,12 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Региональной программы | к концу 2027 года: численность населения, проживающего на территориях с неблагополучной экологической ситуацией, подверженных негативному воздействию, связанному с прошлой хозяйственной и иной деятельностью, составит 670,26 тыс. человек; доля рекультивируемых земель в общей площади земель, загрязненных в результате хозяйственной и иной деятельности, за период реализации программы составит 12,61%; доля ликвидируемых отходов в общем объеме накопленных отходов в результате хозяйственной и иной деятельности составит 8,35%; количество построенных мусоросортирочных заводов и полигонов размещения отходов составит 13 единиц |
1. Общая характеристика сферы реализации Региональной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Одной из проблем современного общества является нарастание объемов отходов производства и потребления (далее - отходы). Темпы роста образования отходов опережают их переработку, обезвреживание и утилизацию. Ежегодно в Российской Федерации образуется более 7 млрд. тонн коммунальных, сельскохозяйственных, промышленных и иных видов отходов. Из них 30 млн. тонн (150 млн. куб. метров) - твердые коммунальные отходы (далее - ТКО). Около 85% ТКО складируется на полигонах различного типа и свалках, 5% проходит вторичную переработку, около 10% теряется при транспортировке.
С одной стороны, накопление отходов приносит огромный экологический, экономический и социальный ущерб.
С другой стороны, концентрация источников образования отходов, которые одновременно представляют собой вторичные материальные ресурсы, является фактором, способствующим организации перерабатывающих производств, способных значительно уменьшить загрязнение территории и обеспечить выпуск востребованной на рынке продукции.
Из коммунальных отходов можно использовать в качестве вторичных материальных ресурсов пищевые отходы, бумагу, картон, дерево, металлы черные и цветные, текстиль, стекло, кожу, резину, пластмассу, полиэтилен, бой керамики и т.д. Как показывают исследования открытого акционерного общества "Ордена Трудового Красного Знамени академия коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова" и зарубежный опыт, около 55% ТКО и более 70% коммерческих отходов (ТКО, образующихся в офисных зданиях, магазинах, бытовых помещениях предприятий и т.д.) может быть вовлечено в хозяйственный оборот в виде вторичного сырья.
В настоящий момент на территории Кировской области отсутствуют эффективные модели обращения с отходами производства и потребления. Положительные результаты внедрения опыта стран Европейского союза в сфере обращения с отходами, государств Восточной Европы (Германии, Чехии, Польши и пр.) и субъектов Российской Федерации (Республики Чувашии, Ульяновской и Пензенской областей) дают возможность применения передового опыта на территории Кировской области с учетом местных особенностей, действующей нормативной правовой базы, социально-экономической ситуации и тенденций их изменения.
Экологическая ситуация в сфере обращения с отходами в Кировской области по сравнению с другими субъектами Российской Федерации не является благополучной.
По данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, за 2015 год в Кировской области образовалось более 1,9 млн. тонн отходов. Более 0,55 млн. тонн из них представлены ТКО. Источниками образования ТКО на территории области являются организации и промышленные предприятия, население области и объекты инфраструктуры. Оценить количество ТКО, образованных населением, ввиду отсутствия на территории области установленных нормативов накопления отходов в настоящее время не представляется возможным. По данным администраций районов области, суммарный объем образования отходов от населения (исходя из численности) может достигать около 346 тыс. тонн в год.
Более 80% образующихся в Кировской области ТКО несанкционированно размещается в окружающей среде.
Существующая система сбора ТКО не позволяет в полной мере удалять их из мест образования. Это приводит к несанкционированному размещению ТКО в окружающей среде и значительным потерям вторичных ресурсов.
Объекты размещения ТКО, находящиеся возле крупных населенных пунктов, представляют собой свалки без природоохранных сооружений. Перекрыта проектная мощность первой карты полигона ТКО в пос. Костино, в связи с чем возникает необходимость закрытия и рекультивации данной карты.
Сортировка ТКО на территории области не осуществляется, поэтому все утильные фракции, содержащиеся в ТКО, отправляются на свалки и полигоны.
Анализ существующей ситуации в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории области позволил выделить ряд проблем:
1.1. Наличие большого числа объектов размещения коммунальных отходов и их функционирование с нарушениями природоохранного законодательства. В соответствии с Концепцией обращения с отходами производства и потребления на территории Кировской области, утвержденной распоряжением Правительства Кировской области от 25.01.2010 № 10 "Об утверждении Концепции обращения с отходами производства и потребления на территории Кировской области" (далее - Концепция обращения с отходами производства и потребления на территории Кировской области), наибольшая концентрация свалок отмечена в центральной части области (г. Киров и прилегающие к областному центру районы области) и районах, расположенных к югу и юго-западу от областного центра. Вновь построенные объекты размещения отходов при отсутствии генеральной схемы очистки территории решают проблему захоронения отходов лишь в районных центрах, тогда как на территории всего района количество свалок не сокращается. Бесконтрольная деятельность хозяйствующих субъектов (природопользователей) на несанкционированных объектах размещения ТКО ведет к увеличению площадей, занимаемых свалками. По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области, на 2015 год на объектах размещения ТКО захоронено около 81 млн. тонн отходов, ежегодно данная цифра увеличивается на 0,5 млн. тонн. В настоящее время лишь 18% ТКО захоронено на полигонах, отвечающих природоохранным требованиям.
1.2. Неэффективность системы сбора и удаления отходов на территории областного центра и ряда муниципальных образований вследствие значительного износа технической инфраструктуры, используемой в сфере обращения с отходами. Система сбора и удаления отходов исторически сложилась только на территории административных центров муниципальных районов и не развивается на всей территории муниципальных образований. Отсутствие системы двухстадийного вывоза отходов не позволяет охватывать близлежащие населенные пункты, прилегающие к районным центрам, несмотря на то, что именно в них образуется до 50% объема ТКО. Кроме того, отсутствие действенной системы учета и анализа потоков отходов на всех уровнях их образования приводит к недостатку достоверных сведений у органов исполнительной власти для принятия грамотных управленческих решений.
1.3. Низкая экологическая культура населения в сфере обращения с отходами из-за недостаточной информированности о необходимости раздельного сбора компонентов коммунальных отходов и способах их вторичного использования.
1.4. Отсутствие системы раздельного сбора ценных компонентов коммунальных отходов (в том числе отходов от использования товаров) и их переработки приводит к сокращению срока эксплуатации полигонов, увеличению объемов отходов, поступающих на захоронение, потере ценных вторичных материальных ресурсов и загрязнению окружающей среды. Сократить поток отходов на объекты их захоронения можно только одним способом - масштабным и своевременным выделением (сортировкой) из ТКО ресурсов, пригодных для вторичного использования, строительством мусоросортировочных комплексов и завода по переработке мусора.
1.5. Отсутствие системы сбора наиболее опасных для окружающей среды и человека ртутьсодержащих отходов (осветительных устройств) на территории области приводит к их поступлению в окружающую среду и ее загрязнению. По данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, на территории области ежегодно образуется около 79 тонн ртутьсодержащих отходов. По экспертным оценкам, масса образования таких отходов может быть в 2 - 3 раза больше. На территории г. Кирова имеется специализированное предприятие по обезвреживанию ртутьсодержащих отходов - акционерное общество "Куприт". Большинство природопользователей передает опасные отходы, в том числе и ртутьсодержащие, для утилизации на специализированных предприятиях, однако отсутствие на территории области систем сбора опасных отходов от населения создает предпосылки к неорганизованному размещению таких отходов в окружающей среде. В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" необходимо создавать системы сбора ртутьсодержащих отходов, в том числе для населения, поскольку в результате бытового применения люминесцентных энергосберегающих ламп возможно образование ртутьсодержащих отходов в количестве, превышающем статистические данные.
1.6. Отсутствие законодательного регулирования на федеральном уровне в сфере обращения с биологическими отходами. Необходимо проработать вопрос нормативного правового обеспечения в данной сфере.
Следовательно, на территории области не решается проблема ликвидации накопленного экологического ущерба. В сфере обращения с отходами накопленный экологический ущерб выражен свалками коммунальных отходов и нарушенными в результате эксплуатации свалок землями. Остаются нерешенными проблемы в сфере повышения уровня экологической культуры населения. Не созданы условия для развития переработки вторичных ресурсов. Сложившаяся в области система правового регулирования не выделяет переработку вторичных ресурсов в качестве автономного объекта управления. Следовательно, на обращение с вторичными ресурсами распространяются требования нормативных правовых документов, регламентирующих обращение с отходами в целом.
Анализ проблем в сфере обращения с отходами на территории области свидетельствует о том, что в ближайшей перспективе в случае непринятия соответствующих мер может произойти дестабилизация экологической обстановки. Экологическая ситуация в сфере обращения с отходами будет обостряться, произойдет рост негативного воздействия отходов на природные комплексы, что повлечет за собой отрицательные проявления состояния окружающей среды и ухудшение здоровья населения.
В долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, главная цель экологической политики государства на среднесрочную перспективу в сфере обращения с отходами производства и потребления определена как создание эффективной системы утилизации отходов производства и потребления, повышение экологических стандартов, улучшение состояния окружающей среды.
Региональная программа является одним из основных инструментов реализации региональной экологической политики в сфере обращения с отходами производства и потребления и представляет собой комплекс мероприятий, обеспечивающих ликвидацию накопленного экологического ущерба и восстановление природных систем, рациональное природопользование и развитие отрасли переработки вторичных ресурсов, улучшение качества жизни населения и комфортности среды проживания, благоприятное состояние окружающей среды в целом на весь период реализации Региональной программы.
В основу Региональной программы положена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО, на территории Кировской области, утвержденная распоряжением министерства охраны окружающей среды Кировской области от 15.12.2016 № 20.
Территориальной схемой предусмотрено строительство мусороперегрузочных станций, мусоросортировочных заводов с полигонами и предприятий по переработке отсортированных фракций ТКО.
Региональной программой также планируются мероприятия по раздельному сбору отходов и ликвидации накопленного экологического вреда окружающей среде в виде свалок ТКО.
На территории Кировской области приоритеты государственной политики в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, определены следующими стратегическими документами:
Федеральный от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации от 30.04.2012;
государственная программа Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы";
социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, принятая постановлением Правительства Кировской области от 12.08.2008 № 142/319 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Кировской области до 2020 года" (далее - Стратегия);
приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.08.2013 № 298 "Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации";
Кировской области от 06.06.2007 № 131-ЗО "Об отходах производства и потребления в Кировской области".
обозначила существующие проблемы в сфере обращения с отходами, к числу которых относится размещение и утилизация ТКО практически во всех населенных пунктах области.
определила, что целью региональной экологической политики является улучшение качества окружающей природной среды, обеспечение благоприятной среды проживания населения и формирование экологически ориентированной экономики, а также указала основные направления обеспечения экологической устойчивости региона посредством предотвращения негативных экологических последствий хозяйственной деятельности, строительства мусоросортировочного (мусороперерабатыва-ющего) комплекса для Кировской агломерации, внедрения установок по утилизации отходов, поддержки повторного использования и вторичной переработки промышленных товаров, стимулирования деятельности по сбору, сортировке, переработке и использованию отходов в качестве вторичного сырья и энергоносителей, повышения уровня экологической культуры населения области, внедрения технологий раздельного сбора коммунальных отходов.
Основными приоритетами государственной политики в сфере реализации Региональной программы являются:
сокращение образования отходов и снижение класса их опасности;
вовлечение отходов в повторный хозяйственный оборот;
создание и развитие инфраструктуры экологически безопасного удаления отходов.
Цель Региональной программы - уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду и максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот.
Для достижения цели Региональной программы должны быть решены следующие задачи:
создание и развитие системы и инфраструктуры по обращению с отходами (в том числе отходов от использования товаров);
создание и развитие инфраструктуры переработки отходов;
предупреждение и ликвидация негативного воздействия на окружающую среду.