ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ОТ 12.05.2014 № 262/317
О внесении изменения в постановление
Правительства Кировской области от 26.02.2013 № 197/96
Правительство Кировской области
постановляет:
1. Внести изменение в постановление Правительства Кировской области от 26.02.2013 № 197/96 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Кировской области" на 2013 - 2018 годы" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 10.09.2013 № 226/592), утвердив план мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Кировской области" на 2013 - 2018 годы (далее - "дорожная карта") в новой редакции согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Врио Губернатора -
Председателя Правительства
Кировской области Н.Ю. Белых
Приложение
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Кировской области
от 12.05.2014 № 262/317
ПЛАН
мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности
и качества услуг в сфере социального обслуживания населения
Кировской области" на 2013 - 2018 годы
1. Общее описание "дорожной карты"
1.1. Государственная политика в сфере социального обслуживания населения в Кировской области определяется с учетом проблем социально-демографической ситуации в регионе - убыли населения, миграционного оттока, в котором преобладают лица молодого трудоспособного возраста, старения населения Кировской области.
Одним из закономерных последствий старения как социально-демографического процесса является рост потребности жителей Кировской области в социальных услугах, обусловливающий развитие системы социального обслуживания населения и определение объемов ее финансирования.
Реализация плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Кировской области" на 2013 - 2018 годы (далее - "дорожная карта") призвана обеспечить доступность, повысить эффективность и качество пре-доставления населению услуг в сфере социального обслуживания, увязанных с переходом на "эффективный контракт".
Для полного удовлетворения потребностей пожилых граждан в социальных услугах, отвечающих современным требованиям, необходима модернизация и развитие системы социального обслуживания населения, ее адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям, в том числе путем решения кадровых проблем отрасли.
С целью сохранения кадрового потенциала и повышения престижа профессии "социального работника" необходимо провести комплекс мероприятий, в том числе связанных с повышением оплаты труда.
1.2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания на-селения Кировской области, обусловлены следующими обстоятельствами:
1.2.1. Доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения Кировской области увеличивается и составляет 24,4%, при этом в сельской местности данный показатель выше, чем в городской.
Масштабный характер приобрели негативные изменения психического и духовного здоровья людей старшего возраста, ухудшается показатель физического и психического состояния их здоровья. Действующая сеть уч-реждений социального обслуживания населения не закрывает существующей потребности в стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими заболеваниями. На 01.01.2014 очередь в психоневрологические дома-интернаты составляла 474 человека. В стационарных учреждениях социального обслуживания до 25% выросло число граждан пожилого возраста и инвалидов, находящихся на постельном режиме.
Социальное обслуживание населения на 01.01.2014 в Кировской области осуществляют 62 учреждения социального обслуживания населения, из них 15 домов-интернатов, 41 центр социального обслуживания населения, 6 специализированных учреждений социального обслуживания населения. В каждом районе области имеется государственное учреждение социального обслуживания населения, оказывающее различные социальные услуги гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми.
Ежегодно социальные услуги получают около 400 тысяч нуждающихся жителей области. Так, за 2013 год социальные услуги получили 388395 человек, что составляет 29,7% населения Кировской области.
Структура спроса на социальные услуги постепенно меняется, необходимыми становятся дорогостоящие услуги по постоянному постороннему уходу на дому: социально-медицинские услуги, услуги сиделок.
1.2.2. Низкая заработная плата работников учреждений социального обслуживания не соответствует напряженности и интенсивности их труда и, как следствие, влечет за собой дефицит квалифицированных кадров.
Так, среднемесячная заработная плата работников государственных учреждений социального обслуживания населения в 2013 году составила 11423,0 рублей, что в 1,7 раза ниже среднемесячной заработной платы работников, занятых в сфере экономики Кировской области. При этом среднемесячная заработная плата социальных работников - 9420,0 рублей.
С целью дальнейшего стимулирования труда работников областных государственных учреждений Правительством Кировской области с 01.01.2014 фонд оплаты труда социальных работников областных государственных учреждений социального обслуживания населения увеличен на 43,8%, фонд оплаты труда иных работников планируется увеличить с 01.10.2014 на 5% в соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 24.12.2013 № 241/864 "О мерах по выполнению Закона Кировской области от 09.12.2013 № 352-ЗО "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
1.2.3. Материально-техническая база действующих учреждений социального обслуживания устарела и не соответствует стандартам качества предоставления социальных услуг различным категориям граждан.
12 зданий стационарных учреждений социального обслуживания на-селения нуждаются в реконструкции, 4 здания находятся в аварийном состоянии.
1.2.4. Недостаточно развит рынок поставщиков социальных услуг. На сегодняшний день в Кировской области работают две негосударственные организации, предоставляющие услуги:
по надомному обслуживанию 200 граждан пожилого возраста и инвалидов;
по стационарному социальному обслуживанию 11 граждан пожилого возраста и инвалидов в частном пансионате в городе Кирове.
Существующие проблемы требуют совершенствования всей системы социального обслуживания населения Кировской области.
1.3. Целью реализации "дорожной карты" является обеспечение дос-тупности, существенное повышение эффективности и качества предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания.
Достижению данной цели будут способствовать:
оптимизация структуры и штатной численности действующих учреж-дений социального обслуживания населения путем ликвидации отделений, оказывающих маловостребованные населением услуги, передачи организации ежедневного питания и иных обеспечивающих услуг на аутсорсинг;
совершенствование нормативной правовой базы, предусматривающей дифференцированное оказание социальных услуг населению с учетом оценки индивидуальной нуждаемости, внедрение независимой оценки качества предоставления социальных услуг, осуществление эффективного контроля за их предоставлением в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
внедрение и развитие инновационных технологий социального обслуживания населения, таких, как участковая служба, мобильные бригады, социальные экспедиции, службы сопровождения семей с детьми-инвалидами, приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов и другие;
проведение эффективной кадровой политики, повышение заинтересованности работников учреждений социального обслуживания населения в труде и повышение престижа профессии социального работника;
повышение в 2017 году средней заработной платы работников учреж-дений социального обслуживания населения до установленных контрольных показателей;
укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, выполнение мероприятий, обеспечивающих равный доступ к социальным услугам как городского, так и сельского населения, создание благоприятных условий жизнедеятельности граждан старшего поколения и инвалидов в рамках реализации долгосрочных целевых программ;
развитие рынка социальных услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;
предоставление гражданам, нуждающимся в получении социальных услуг, права выбора организации социального обслуживания для получения социальных услуг независимо от организационно-правовой формы.
1.4. Ожидаемые результаты реализации "дорожной карты" в Кировской области:
1.4.1. Принятие новых нормативных правовых актов Кировской об-ласти в сфере социального обслуживания населения в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
1.4.2. Повышение квалификации работников учреждений социального обслуживания путем ежегодного обучения до 30% кадрового состава сис-темы социального обслуживания населения.
1.4.3. Оптимизация структуры сети и штатной численности учреждений социального обслуживания населения на основе сокращения неэффективных, мало востребованных гражданами социальных услуг, непрофильных подразделений, перевод ряда обеспечивающих функций и услуг (в том числе медицинских) на условия аутсорсинга и привлечение сторонних организаций; сокращение на 5% численности работников, занятых в системе социального обслуживания населения (преимущественно работников административно-хозяйственного управления), в целях высвобождения средств на повышение оплаты труда работников учреждений социального обслуживания населения;
1.4.4. Доведение уровня оплаты труда работников учреждений социального обслуживания населения в 2017 году до установленных контрольных показателей.
1.4.5. Повышение уровня и качества предоставления социальных ус-луг, в том числе путём:
увеличения коечной мощности на 250 койко-мест к 2018 году;
укрепления материально-технической базы стационарных и полустационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов в рамках софинансирования региональных социальных программ, в том числе за счет субсидий Пенсионного фонда Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации;
привлечения негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев к предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания населения;
развития инновационных технологий (участковый принцип социального обслуживания, мобильное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, сопровождение семей с детьми-инвалидами, стационарозамещающая технология "Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов" и другое) с преимущественной ориентацией на пре-доставление социальных услуг на дому;
внедрение независимой системы оценки качества работы учреждений социального обслуживания населения в Кировской области.
Реализация мероприятий "дорожной карты" позволит развить сеть учреждений по оказанию социальных услуг населению, ликвидировать очередь на получение социальных услуг по всем формам социального обслуживания; укрепить материально-техническую базу учреждений социального обслуживания населения, повысить качество жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, обеспечить охват граждан указанных категорий всеми формами социального обслуживания, внедрить инновационные технологии социального обслуживания населения.
1.4.6. Контрольные показатели эффективности реализации "дорожной карты" представлены в приложении № 1.
1.4.7. Показатели повышения заработной платы социальных работников учреждений социального обслуживания населения представлены в приложении № 2.
2. План мероприятий
Характеристика мероприятий "дорожной карты" приведена в приложении № 3.
Приложение № 1 к "дорожной карте"
Контрольные показатели эффективности реализации "дорожной карты"
№ п/п | Наименование | Единица | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год |
1 | Доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания на-селения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения: | % | 99,8 | 99,8 | 99,8 | 99,9 | 99,9 | 100,0 |
в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов общего типа | % | 98,8 | 98,8 | 99,0 | 99,2 | 99,5 | 100,0 | |
в стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов психоневрологического профиля | % | 92,2 | 93,0 | 93,5 | 94,0 | 97,0 | 100,0 | |
в стационарных учреждениях социального обслуживания для детей | % | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | |
в полустационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания | % | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | |
в отделениях социального обслуживания, оказывающих услуги на дому | % | 99,7 | 99,7 | 99,8 | 99,8 | 99,9 | 100,0 | |
2 | Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в негосударственных и в немуниципальных уч-реждениях социального обслуживания, в общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), получивших услуги в учреждениях социального обслуживания всех форм собственности | % | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 1,0 | 2,0 | 5,0 |
3 | Удельный вес зданий стационарных учреж-дений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции, зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий от общего количества зданий стационарных уч-реждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий | % | 8,2 | 7,6 | 7,1 | 5,0 | 4,5 | 4,0 |
4 | Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества учреждений, оказывающих социальные услуги, всех форм собственности | % | 6,25 | 6,5 | 6,8 | 7,0 | 7,5 | 10,0 |
5 | Доля получателей социальных услуг от общего числа жителей области | % | 29,4 | 29,6 | 29,8 | 29,9 | 30,0 | 30,1 |
Приложение № 2 к "дорожной карте"
Показатели повышения заработной платы социальных работников
учреждений социального обслуживания населения
№ | Наименование показателя | 2012 год факт | 2013 год факт | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2014 - 2016 годы | 2014 - 2018 годы |
1 | Норматив числа получателей услуг на 1 работника отдельной категории (по среднесписочной численности работников) с учетом региональной специфики ** | Х | 7,5 | 7,7 | 8,7 | 8,9 | 9,1 | 9,4 | 118,7 | 125,3 |
2 | Число получателей услуг, человек ** | Х | 14 233 | 14 299 | 15 773 | 16 136 | 16 498 | 17 042 | 113,4 | 119,7 |
3 | Среднесписочная численность социальных работников, человек** | Х | 1 906 | 1 857 | 1 813 | 1 813 | 1 813 | 1 813 | 95,1 | 95,1 |
4 | Численность населения Кировской области, человек ** | 1 323 496 | 1 315 003 | 1 301 245 | 1 288 555 | 1 275 369 | 1 261 768 | 1 247 718 | 97,0 | 94,9 |
5 | Соотношение средней заработной платы отдельной категории работников и средней заработной платы в субъекте Российской Федерации: | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
6 | По Программе поэтапного совершенствования систем оплаты труда в государственных (муниципальных) учрежждениях на 2012 - 2018 годы, % | Х | 47,5 | 58,0 | 68,5 | 79,0 | 89,5 | 100,0 | Х | Х |
7 | По Кировской области, % | Х | 48,7 | 58,0 | 68,5 | 79,0 | 100,0 | 100,0 | Х | Х |
8 | Средняя заработная плата работников по Кировской области, рублей ** | 16 932,3 | 19 332,7 | 20 900,0 | 22 900,0 | 24 980,0 | 28 077,5 | 31 362,7 | 129,2 | 162,2 |
9 | Темп роста к предыдущему году, % | Х | 114,2 | 108,1 | 109,6 | 109,1 | 112,4 | 111,7 | Х | Х |
10 | Среднемесячная заработная плата социальных работников, рублей ** | 6778 | 9 420,0 | 12 122,0 | 15 686,5 | 19 734,2 | 28 078 | 31 362,6 | 209,5 | 332,9 |
11 | Темп роста к предыдущему году, % | Х | 139,0 | 128,7 | 129,4 | 125,8 | 142,3 | 111,7 | Х | Х |
12 | Доля средств от приносящей доход деятельности в фонде заработной платы по отдельной категории работников, % | Х | 3,0 | 3,1 | 3,1 | 3,2 | 3,2 | 3,2 | Х | Х |
13 | Размер начислений на фонд оплаты труда, % | 1,302 | 1,302 | 1,302 | 1,302 | 1,302 | 1,302 | 1,302 | Х | Х |
14 | Фонд оплаты труда с начислениями, млн. рублей | 220,7 | 280,5 | 351,7 | 444,3 | 559,0 | 795,3 | 888,4 | 1 355,0 | 3 038,8 |
15 | Прирост фонда оплаты труда с начислениями к 2013 году, млн. рублей | Х | 56,7* | 71,2 | 163,8 | 278,5 | 514,8 | 607,9 | 513,5 | 1 636,2 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
16 | За счет средств консолидированного бюджета Кировской области, включая дотацию из федерального бюджета, млн. рублей | Х | 48,3 | 60,3 | 150,0 | 260,6 | 489,3 | 579,5 | 470,9 | 1 539,7 |
17 | включая средства, полученные за счет проведения мероприятий по оптимизации, млн. рублей, из них: | Х | 3,4 | 21,4 | 57,8 | 95,6 | 113,0 | 121,0 | 174,8 | 408,9 |
18 | От реструктуризации сети, млн. рублей | Х | 0,0 | 0,0 | 8,4 | 8,9 | 9,3 | 9,9 | 17,3 | 36,5 |
19 | От оптимизации численности персонала, в том числе административно-управленческого персонала, млн. рублей: | Х | 3,4 | 21,4 | 35,4 | 42,0 | 53,6 | 59,1 | 98,7 | 211,4 |
19.1 | Объем средств от оптимизации за счет сокращения численности социальных работников, млн. рублей | Х | 0,0 | 9,3 | 22,8 | 28,7 | 40,8 | 45,6 | 60,7 | 147,1 |
19.2 | Объем средств от оптимизации за счет сокращения численности иных работников сферы социального обслуживания, млн. рублей | Х | 3,4 | 12,1 | 12,6 | 13,3 | 12,8 | 13,5 | 38,0 | 64,3 |
20 | От сокращения и оптимизации расходов на содержание учреждений, млн. рублей | Х | 0,0 | 0,0 | 14,0 | 44,8 | 50,1 | 52,1 | 57,1 | 161,0 |
21 | За счет средств от приносящей доход деятельности, млн. рублей | Х | 8,4 | 10,9 | 13,8 | 17,9 | 25,5 | 28,4 | 42,6 | 96,5 |
22 | За счет иных источников (решений), включая корректировку консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на соответствующий год, млн. рублей | Х | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
23 | Итого объем средств, предусмотренный на повышение оплаты труда, млн. рублей (стр. 16+21+22) | Х | 56,8 | 71,2 | 163,8 | 278,5 | 514,8 | 607,9 | 513,5 | 1 636,2 |
24 | Соотношение объема средств от оптимизации к сумме объема средств, пре-дусмотренного на повышение оплаты труда, % (стр. 17/стр. 15*100%) | Х | 5,9 | 30,0 | 35,3 | 34,3 | 22,0 | 19,9 | 34,0 | 25,0 |
25 | Среднесписочная численность иных работников, человек** | Х | 4 661,0 | 4 601,0 | 4 542,0 | 4 483,0 | 4 429,0 | 4 429,0 | 96,2 | 95,0 |
26 | Среднесписочная численность работников учреждений социального обслуживания, человек ** | Х | 6 546,0 | 6 458,0 | 6 355,0 | 6 296,0 | 6 242,0 | 6 242,0 | 96,2 | 95,4 |