ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ОТ 26.02.2013 № 197/96
(с изменениями на 8 февраля 2017 года)
________________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
постановлением Правительства Кировской области от 10.09.2013 № 226/592
постановлением Правительства Кировской области от 12.05.2014 № 262/317
постановлением Правительства Кировской области от 05.12.2014 № 14/162
постановлением Правительства Кировской области от 09.06.2015 № 42/291
постановлением Правительства Кировской области от 15.09.2015 № 60/594
постановлением Правительства Кировской области от 08.02.2017 № 44/75
________________________________________________________________________________
В целях реализации Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 28.12.2012 № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.12.2012 № 650 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)", в соответствии с распоряжением Председателя Правительства Кировской области от 25.01.2013 № 10-пр "Об утверждении мероприятий и ответственных исполнителей по реализации Соглашения об условиях предоставления бюджету Кировской области дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы" Правительство Кировской области
постановляет:
1. Утвердить план мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Кировской области" на 2013 - 2018 годы. Прилагается.
2. Контроль за выполнением постановления возложить на и.о. заместителя Председателя Правительства области Курдюмова Д.А.
(п. 2 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 09.06.2015 № 42/291, от 08.02.2017 № 44/75)
Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области Н.Ю. Белых
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства Кировской области
от 26.02.2013 № 197/96 (с изменениями, внесенными
постановлением Правительства Кировской области
от 12.05.2014 № 262/317, от 08.02.2017 № 44/75)
I. Общее описание "дорожной карты"
1. Реализация плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Кировской области на 2013 - 2018 годы" (далее - "дорожная карта") направлена на развитие, повышение уровня, качества и эффективности системы социального обслуживания в Кировской области. Для решения указанных задач планируется проведение мероприятий по:
совершенствованию деятельности государственных организаций социального обслуживания;
привлечению организаций негосударственного сектора к оказанию социальных услуг;
проведению эффективной кадровой политики, повышению престижа профессии социального работника;
развитию материально-технической базы организаций социального обслуживания Кировской области;
сокращению очередности на стационарное социальное обслуживание в дома-интернаты, в том числе путем развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому, и недопущению возникновения очередности на получение социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому;
обеспечению доступности и качества услуг в сфере социального обслуживания в соответствии с современными требованиями;
повышению в 2018 году средней заработной платы социальных работников до 100,0% от среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности).
В Кировской области по состоянию на 01.01.2016 проживает 1300,58 тыс. человек, из них 363,32 тыс. человек, или 27,9%, старше трудоспособного возраста, получателей социальных услуг - 250,17 тыс. человек, что составляет 19,2% от общего количества проживающих в области граждан.
В Кировской области сохраняется тенденция старения населения: в 2013 году в области проживало 1315,0 тыс. человек (25,9% старше трудоспособного возраста), из них получателей социальных услуг - 388,2 тыс. человек (29,5%), в 2014 году - 1307,6 тыс. человек (26,8% старше трудоспособного возраста), из них получателей социальных услуг - 311,3 тыс. человек (23,8%), в 2015 году - 1300,9 тыс. человек (27,3% старше трудоспособного возраста), из них получателей социальных услуг - 302,6 тыс. человек (23,3%). В связи с продолжающимся процессом старения населения области увеличивается нагрузка на систему социального обслуживания.
2. Характеристика системы социального обслуживания в Кировской области.
Развитие сети организаций социального обслуживания в Кировской области осуществляется исходя из возрастного состава населения, географических особенностей области, плотности населения и транспортной доступности организаций социального обслуживания.
В номенклатуру организации социального обслуживания включены организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания.
В целом сеть государственных организаций социального обслуживания в Кировской области удовлетворяет существующую потребность населения Кировской области в социальных услугах. По результатам оценки с использованием методических рекомендаций по развитию сети организаций социального обслуживания в субъектах Российской Федерации и обеспеченности социальным обслуживанием получателей социальных услуг, в том числе в сельской местности, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2016 № 219 "Об утверждении методических рекомендаций по развитию сети организаций социального обслуживания в субъектах Российской Федерации и обеспеченности социальным обслуживанием получателей социальных услуг, в том числе в сельской местности", потребности в расширении сети государственных организаций социального обслуживания в Кировской области не установлено.
По состоянию на 01.01.2016 в Кировской области социальные услуги предоставляют 60 организаций социального обслуживания, подведомственных министерству социального развития Кировской области и входящих в реестр поставщиков социальных услуг Кировской области:
организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания: 40 комплексных центров социального обслуживания населения (в структуру 19 комплексных центров социального обслуживания населения входят 23 стационарных отделения для граждан пожилого возраста и инвалидов на 710 койко-мест. В структуру 5 комплексных центров социального обслуживания населения входят 5 отделений временного пребывания для несовершеннолетних на 163 койко-места);
организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания: комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства на 50 койко-мест; 1 центр социальной помощи семье и детям;
организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания: 2 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями на 108 мест;
организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, на 4298 койко-мест: 10 организаций для лиц, страдающих психическими расстройствами, на 2565 койко-мест; 3 организации для граждан пожилого возраста и инвалидов на 1283 койко-места; 1 дом-интернат для умственно отсталых детей на 345 койко-мест; 1 реабилитационный центр инвалидов на 70 койко-мест; 1 социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних на 35 мест.
Сложившаяся в Кировской области система социального обслуживания граждан позволяет своевременно и качественно предоставлять гражданам широкий спектр социальных услуг.
По состоянию на 01.01.2017 численность штатных единиц в организациях социального обслуживания составляет 6871,34 единицы, из них социальных работников - 1716,78 единицы (на 01.01.2014 - 7285,85 единицы, из них социальных работни- ков - 2233,65 единицы, на 01.01.2015 - 7033,7 единицы, из них социальных работников - 1957,4 единицы, на 01.01.2016 - 6952,34 единицы, из них социальных работников - 1954,85 единицы).
Расходы на социальное обслуживание ежегодно предусматриваются в бюджете Кировской области, а также осуществляются за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Объем средств бюджета Кировской области, средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направленных на социальное обслуживание в период 2013 - 2018 годов, приведен в таблице 1.
Таблица 1
Объем средств бюджета Кировской области, средств
от предпринимательской и иной приносящей доход
деятельности, направленных на социальное обслуживание
в период 2013 - 2018 годов
Годы | Областной бюджет | Средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (млн. рублей) | Всего (млн. рублей) | ||||
всего | в том числе фонд | всего | в том числе фонд | всего | в том числе фонд | Доля средств, направляемых на оплату труда, % | |
2013 | 1506,5 | 1021,4 | 131,1 | 24,2 | 1637,6 | 1045,6 | 63,8 |
2014 | 1595,4 | 1134,5 | 148,1 | 36,4 | 1743,5 | 1170,9 | 67,2 |
2015 | 1551,8** | 1125,3 | 150,9 | 36,1 | 1702,7 | 1161,4 | 68,2 |
2016* | 1512,8** | 1059,4 | 261,0 | 49,6 | 1773,8 | 1109,0 | 62,5 |
2017 | 1618,7 | 1205,4 | 270,7 | 51,0 | 1889,4 | 1256,4 | 66,5 |
2018 | 1601,6 | 1181,8 | 284,2 | 54,6 | 1885,8 | 1236,4 | 65,6 |
* Сведения по оперативным данным по стоянию на 24.01.2017.
** Снижение расходов областного бюджета на социальное обслуживание населения в 2015 и 2016 годах к уровню 2014 года обусловлено тем, что в целом расходы областного бюджета в указанный период формировались в условиях снижения собственных доходов областного бюджета и необходимости соблюдения ограничений по дефициту областного бюджета (не более 10%). При утверждении областного бюджета в 2015 году все расходы были сокращены на 18%, в 2016 году - на 10%. При этом указанное сокращение было проведено в основном за счет снижения расходов на материально-техническое обеспечение организаций социального обслуживания в связи с необходимостью выплаты заработной платы работникам в полном объеме. Снижение расходов на выплату заработной платы в 2015 и 2016 годах к уровню 2014 года обусловлено проведенными в 2015 году мероприятиями по оптимизации сети организаций социального обслуживания, а в 2016 году - переносом срока выплаты заработной платы за вторую половину декабря 2016 года и уплату страховых взносов за октябрь - декабрь 2016 года на 2017 год.
За период с 2013 по 2016 годы общий объем средств областного бюджета увеличился на 136,2 млн. рублей (в части расходов на оплату труда с начислениями на 63,4 млн. рублей) за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, что позволило своевременно и в полном объеме выплачивать заработную плату работникам организаций социального обслуживания, оказывать социальные услуги, соответствующие стандартам качества.
В 2013 - 2016 годах проведен ряд мероприятий, направленных на повышение эффективности и качества предоставления социальных услуг населению.
В 2014 - 2015 годах внедрено и использовалось в тестовом режиме новое программное обеспечение "Единая автоматизированная информационная система социальной защиты населения Кировской области" (далее - ЕАИС), с 2016 года оно переведено на эксплуатацию в организациях социального обслуживания в полном объеме. Новое программное обеспечение позволило повысить эффективность функционирования организаций социального обслуживания путем автоматизации основных видов их деятельности, таких как: персонифицированный учет получателей социальных услуг, создание регистра получателей социальных услуг; регламентация процесса обслуживания населения; подготовка аналитических отчетов и статистических справок о состоянии сферы социального обслуживания населения в области.
С 2013 года осуществлялись мероприятия по созданию многопрофильных организаций социального обслуживания и концентрации источников финансового обеспечения, ликвидации отдельных организаций социального обслуживания либо их структурных подразделений в связи с маловостребованностью, а также организаций, не соответствующих требованиям пожарной безопасности и санитарным нормам. Проведены мероприятия по оптимизации сети и штатной численности работников организаций социального обслуживания области.
Во-первых, оптимизирована структура и штатная численность отделений социального обслуживания на дому организаций социального обслуживания. Указанные отделения были укомплектованы излишними штатными единицами социальных работников. По результатам анализа штатной численности социальных работников и нагрузки на одного социального работника, в первую очередь, сокращены вакантные штатные единицы социальных работников, количество отделений сокращено с 144 до 122 отделений. С внедрением ЕАИС в организациях социального обслуживания была усовершенствована работа заведующих отделений и социальных работников, что позволило сократить временные затраты на составление ежемесячных отчетов социальных работников в среднем с 2 - 3 дней в месяц до 1 - 2 часов в месяц.
С применением индивидуального хронометража рабочего времени социального работника проведена оценка деятельности каждого социального работника, фактических условий оказания услуг, установлено среднее время выполнения социальных услуг, предоставляемых получателю социальных услуг, и определены трудозатраты социального работника при предоставлении социальных услуг. Это позволило увеличить нагрузку на одного социального работника с не менее 4 до не менее 8 человек в сельской местности, с не менее 10 до не менее 12 человек в городской местности в соответствии с индивидуальной нуждаемостью получателя социальных услуг, с сокращением рабочего времени на оказание одной социальной услуги в результате оптимизации процессов предоставления услуг (оказание одинаковых услуг одновременно нескольким гражданам, например оплата коммунальных услуг, приобретение лекарственных средств). Таким образом, произошло увеличение количества предоставленных социальных услуг одному получателю социальных услуг с 17 услуг до 19 услуг в месяц без снижения качества их предоставления. Жалоб на качество предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому не зафиксировано.
Рациональное использование нагрузки на социальных работников позволило увеличить показатель "Норматив числа получателей услуг на 1 социального работника (по среднесписочной численности работников) с учетом региональной специфики" в 2014 году по сравнению с 2013 годом с 7,5 человека до 8,4 человека обслуживаемых граждан. В 2015 году показатель составлял 8,9 человека, в 2016 году - 9,5 человека. Прогнозируемое значение показателя в 2017 году - 9,7 человека, в 2018 году - 9,9 человека. Норматив числа получателей услуг на одного социального работника в 2016 году и в плановом периоде на 2017 и 2018 годы рассчитан с учетом Методических рекомендаций по определению норм нагрузки социального работника в сфере социального обслуживания, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.10.2015 № 725 "Об утверждении Методических рекомендаций по определению норм нагрузки социального работника в сфере социального обслуживания".
В связи с оптимизацией штатной численности социальных работников уменьшилась среднесписочная численность социальных работников с 1906 человек в 2013 году до 1606 человек в 2016 году. Прогнозируемая численность социальных работников к 2017 году составит 1493 человека. Средства, высвобожденные в результате проведенных мероприятий по оптимизации численности социальных работников, направляются на повышение заработной платы социальных работников.
Во-вторых, оптимизация расходов на содержание организаций социального обслуживания происходит путем передачи отдельных их функций на аутсорсинг. С 2013 года социальная услуга по предоставлению питания получателям социальных услуг в стационарных организациях социального обслуживания для пожилых и инвалидов стала предоставляться на условиях аутсорсинга. В 2013 году услуга по организации питания на условиях аутсорсинга предоставлялась в 6 организациях, в 2014 году - в 7 организациях, в 2015 году - в 8 организациях, в 2016 году - в 15 стационарных организациях социального обслуживания. В 2017 году социальную услугу по предоставлению питания планируется перевести на условия аутсорсинга еще в 2 организациях. Высвобождение штатных единиц кухонных работников позволяет направлять фонд оплаты их труда на повышение средней заработной платы социальных работников.
В-третьих, в период 2013 - 2015 годов ликвидированы 4 организации социального обслуживания путем слияния с сокращением административно-управленческого персонала, высвобожденный фонд оплаты труда направлен на повышение заработной платы социальных работников.
В-четвертых, были приняты меры к расселению граждан из зданий с низкой степенью огнестойкости. Для создания безопасных и более комфортных условий проживания проведено поэтапное закрытие 5 стационарных отделений комплексных центров социального обслуживания населения на 177 койко-мест и одного социального приюта для детей и подростков на 15 койко-мест. Получатели социальных услуг по личному заявлению переведены в иные стационарные организации социального обслуживания.
По результатам проведенных мероприятий по оптимизации сети и штатной численности организаций социального обслуживания Кировской области в период с 2013 по 2016 годы высвобождено 738,0 штатных единиц. Общий экономический эффект от проведенных мероприятий составил более 85 млн. рублей, 66% высвобожденного фонда оплаты труда направлено на повышение заработной платы социальных работников, 44% направлено на:
создание во всех 14 стационарных организациях социального обслуживания пожилых и инвалидов социально-реабилитационных отделений, специалисты которых осуществляют предоставление и учет социально-бытовых, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых услуг получателям социальных услуг. Создание данных отделений позволило активизировать работу по включению получателей социальных услуг в различные виды досуга, художественного и прикладного творчества, что также отразилось на повышении качества предоставления социальных услуг и повышении реабилитационного потенциала получателей услуг;