Действующий

Об утверждении Программы по повышению эффективности управления государственными финансами Кировской области до 2018 года (с изменениями на 29 декабря 2016 года)

    

1. Исходное состояние бюджетной сферы и задачи на перспективу

     

На протяжении последних лет в Кировской области осуществляется планомерный процесс реформирования общественных финансов, основной целью которого является повышение эффективности бюджетных расходов.

Серьезные преобразования в бюджетной сфере области были проведены благодаря реализованной в период с 2005 по 2006 год Программе реформирования системы управления общественными финансами в Кировской области, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 25.10.2004 № 19/238 "Об утверждении Программы реформирования системы управления общественными финансами в Кировской области" и постановлением Законодательного Собрания Кировской области от 28.10.2004 № 41/189 "Об утверждении Программы реформирования системы управления общественными финансами в Кировской области".

В последующие годы работа по совершенствованию бюджетного процесса в области была продолжена.При этом каждый из прошедших этапов бюджетной реформы становился базой для последующих преобразований.

Начиная с 2011 года реализуется Программа повышения эффективности бюджетных расходов Кировской области на 2011 - 2013 годы, утвержденная постановлением Правительства Кировской области от 23.05.2011 № 105/199 "Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов Кировской области на 2011 - 2013 годы", разработанная в соответствии с  Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 1101-р "Об утверждении ы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года", реализация мероприятий которой позволила осуществить серьезные преобразования в бюджетной сфере. Преобразования в Кировской области также позволили повысить качество управления средствами областного бюджета, в рамках которых:

осуществлен переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, начиная с 2012 года областной бюджет утверждается сроком на три года;

начиная с 2013 года формируется "программный" бюджет,расходы областного бюджета формируются в рамках государственных программ Кировской области, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Кировской области 19.06.2012 № 180 "Об утверждении перечня государственных программ Кировской области";

создана система управления объемами и качеством государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) за счет средств областного бюджета;

итоги исполнения консолидированного бюджета области по поступлению налоговых и неналоговых доходов за 2012 год свидетельствуют о повышении качества прогнозирования показателей социально-экономического развития, а, соответственно, и собственных доходов;

проводится работа по совершенствованию правового положения областных государственных учреждений, в целях осуществления контроля финансово-хозяйственной деятельности ежеквартально осуществляется мониторинг результатов деятельности областных государственных бюджетных и автономных учреждений;

произведено поэтапное сокращение доли субсидии на выравнивание обеспеченности в объеме средств, предоставляемом из областного бюджета бюджетам муниципальных образований области на выравнивание бюджетной обеспеченности, при формировании областного бюджета учтено снижение данной доли на 2013 год по сравнению с 2012 годом с 0,49 до 0,42;

при формировании областного бюджета на 2013 годдостигнуто сокращение величины разрыва уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований Кировской области с 4,0 до 1,8;

проводится конкурсное распределение принимаемых расходных обязательств Кировской области, учитываемых при составлении проекта областного бюджета;

ежеквартально проводится оценка качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях области;

усилен контроль за расходованием бюджетных средств на всех стадиях осуществления государственных закупок;

проводится оценка эффективности использования субсидий, предоставляемых из областного бюджета местным бюджетам в рамках областных целевых программ;

осуществляется контроль за соблюдением норматива формирования расходов на содержание органов государственной власти области;

проводится мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств;

ведется постоянная работа по автоматизации бюджетного процесса.

Вместе с тем не все мероприятия были реализованы в полной мере и дали ожидаемый эффект. На практике не удалось увязать стратегическое планирование с бюджетным планированием, недостаточно активно внедряются способы оптимизации бюджетных расходов. Отсутствуют действенные методы оценки деятельности государственных учреждений, а также методы оценки эффективности использования ими бюджетных средств. Необходимо принять дополнительные меры по повышению эффективности распределения бюджетных средств, обоснованию принятия новых и увеличению действующих расходных обязательств.

Характерной чертой бюджетной политики на современном этапе является повышение эффективности и результативности бюджетных расходов. В этом направлении необходимо повысить эффективность государственного управления, обеспечить выполнение расходных обязательств в полном объеме и решить приоритетные задачи социально-экономического развития области в условиях ограниченности ресурсов.

Для обеспечения системности таких преобразований, а также в целях реализации Бюджетного послания Губернатора Кировской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов и в продолжение работы, проводимой в рамках  повышения эффективности бюджетных расходов Кировской области на 2011 - 2013 годы, разработана Программа по повышению эффективности управления государственными финансами Кировской области до 2018 года (далее - Программа). План мероприятий по оздоровлению государственных финансов Кировской области представлен в приложении № 1.

Главными инструментами решения проблем, стоящих перед финансовой системой области, остаются повышение прозрачности бюджетного процесса и совершенствование финансового контроля, которые также нашли отражение в представленной Программе.

Цель Программы-повышение качества жизни населения области за счет создания условий для обеспечения граждан доступными и качественными государственными услугами (работами).

Исходя из текущей экономической ситуации и задач, озвученных Президентом и Правительством Российской Федерации, достижение поставленной цели будет осуществляться посредством решения задач Программы по следующим направлениям:

обеспечению сбалансированности и устойчивости областного бюджета;

приоритизации бюджетных расходов, в том числе связанных с реализацией указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012;

повышению качества и доступности предоставляемых государственных услуг (выполняемых работ);