ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОТ 10.12.2013 № 239/802


Об утверждении Программы по повышению эффективности
управления государственными финансами Кировской области
до 2018 года

(с изменениями на 29 декабря 2016 года)

_________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными
постановлением Правительства Кировской области от 05.02.2014 № 247/86
постановлением Правительства Кировской области от 24.02.2014 № 250/134
постановлением Правительства Кировской области от 23.04.2014 № 259/270
постановлением Правительства Кировской области от 24.07.2014 № 272/489
постановлением Правительства Кировской области от 12.12.2014 № 15/193
постановлением Правительства Кировской области от 13.05.2015 № 38/245
постановлением Правительства Кировской области от 09.11.2015 № 69/744
постановлением Правительства Кировской области от 29.12.2016 № 36/310

_________________________________________________________________________


В целях реализации подпункта 1.2 плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Кировской области и сокращению государственного долга Кировской области, утвержденного распоряжением Правительства Кировской области от 18.01.2013 № 7 "Об утверждении плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Кировской области и сокращению государственного долга Кировской области", Правительство Кировской области

постановляет:

1. Утвердить Программу по повышению эффективности управления государственными финансами Кировской области до 2018 года (далее - Программа)согласно приложению.

2. Органам исполнительной власти области, участвующим в реализации Программы, в срок до 01.02.2014 разработать и утвердить планы реализации Программы.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2014.

(п. 3 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 05.02.2014 № 247/86)

Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области Н.Ю. Белых


Приложение


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Кировской области
от 10.12.2013 № 239/802

     


ПРОГРАММА
по повышению эффективности управления государственными
финансами Кировской области до 2018 года

    

1. Исходное состояние бюджетной сферы и задачи на перспективу

     

На протяжении последних лет в Кировской области осуществляется планомерный процесс реформирования общественных финансов, основной целью которого является повышение эффективности бюджетных расходов.

Серьезные преобразования в бюджетной сфере области были проведены благодаря реализованной в период с 2005 по 2006 год Программе реформирования системы управления общественными финансами в Кировской области, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 25.10.2004 № 19/238 "Об утверждении Программы реформирования системы управления общественными финансами в Кировской области" и постановлением Законодательного Собрания Кировской области от 28.10.2004 № 41/189 "Об утверждении Программы реформирования системы управления общественными финансами в Кировской области".

В последующие годы работа по совершенствованию бюджетного процесса в области была продолжена.При этом каждый из прошедших этапов бюджетной реформы становился базой для последующих преобразований.

Начиная с 2011 года реализуется Программа повышения эффективности бюджетных расходов Кировской области на 2011 - 2013 годы, утвержденная постановлением Правительства Кировской области от 23.05.2011 № 105/199 "Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов Кировской области на 2011 - 2013 годы", разработанная в соответствии с  Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 1101-р "Об утверждении ы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года", реализация мероприятий которой позволила осуществить серьезные преобразования в бюджетной сфере. Преобразования в Кировской области также позволили повысить качество управления средствами областного бюджета, в рамках которых:

осуществлен переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, начиная с 2012 года областной бюджет утверждается сроком на три года;

начиная с 2013 года формируется "программный" бюджет,расходы областного бюджета формируются в рамках государственных программ Кировской области, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Кировской области 19.06.2012 № 180 "Об утверждении перечня государственных программ Кировской области";

создана система управления объемами и качеством государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) за счет средств областного бюджета;

итоги исполнения консолидированного бюджета области по поступлению налоговых и неналоговых доходов за 2012 год свидетельствуют о повышении качества прогнозирования показателей социально-экономического развития, а, соответственно, и собственных доходов;

проводится работа по совершенствованию правового положения областных государственных учреждений, в целях осуществления контроля финансово-хозяйственной деятельности ежеквартально осуществляется мониторинг результатов деятельности областных государственных бюджетных и автономных учреждений;

произведено поэтапное сокращение доли субсидии на выравнивание обеспеченности в объеме средств, предоставляемом из областного бюджета бюджетам муниципальных образований области на выравнивание бюджетной обеспеченности, при формировании областного бюджета учтено снижение данной доли на 2013 год по сравнению с 2012 годом с 0,49 до 0,42;

при формировании областного бюджета на 2013 годдостигнуто сокращение величины разрыва уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований Кировской области с 4,0 до 1,8;

проводится конкурсное распределение принимаемых расходных обязательств Кировской области, учитываемых при составлении проекта областного бюджета;

ежеквартально проводится оценка качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях области;

усилен контроль за расходованием бюджетных средств на всех стадиях осуществления государственных закупок;

проводится оценка эффективности использования субсидий, предоставляемых из областного бюджета местным бюджетам в рамках областных целевых программ;

осуществляется контроль за соблюдением норматива формирования расходов на содержание органов государственной власти области;

проводится мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств;

ведется постоянная работа по автоматизации бюджетного процесса.

Вместе с тем не все мероприятия были реализованы в полной мере и дали ожидаемый эффект. На практике не удалось увязать стратегическое планирование с бюджетным планированием, недостаточно активно внедряются способы оптимизации бюджетных расходов. Отсутствуют действенные методы оценки деятельности государственных учреждений, а также методы оценки эффективности использования ими бюджетных средств. Необходимо принять дополнительные меры по повышению эффективности распределения бюджетных средств, обоснованию принятия новых и увеличению действующих расходных обязательств.

Характерной чертой бюджетной политики на современном этапе является повышение эффективности и результативности бюджетных расходов. В этом направлении необходимо повысить эффективность государственного управления, обеспечить выполнение расходных обязательств в полном объеме и решить приоритетные задачи социально-экономического развития области в условиях ограниченности ресурсов.

Для обеспечения системности таких преобразований, а также в целях реализации Бюджетного послания Губернатора Кировской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов и в продолжение работы, проводимой в рамках  повышения эффективности бюджетных расходов Кировской области на 2011 - 2013 годы, разработана Программа по повышению эффективности управления государственными финансами Кировской области до 2018 года (далее - Программа). План мероприятий по оздоровлению государственных финансов Кировской области представлен в приложении № 1.

Главными инструментами решения проблем, стоящих перед финансовой системой области, остаются повышение прозрачности бюджетного процесса и совершенствование финансового контроля, которые также нашли отражение в представленной Программе.

Цель Программы-повышение качества жизни населения области за счет создания условий для обеспечения граждан доступными и качественными государственными услугами (работами).

Исходя из текущей экономической ситуации и задач, озвученных Президентом и Правительством Российской Федерации, достижение поставленной цели будет осуществляться посредством решения задач Программы по следующим направлениям:

обеспечению сбалансированности и устойчивости областного бюджета;

приоритизации бюджетных расходов, в том числе связанных с реализацией указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012;

повышению качества и доступности предоставляемых государственных услуг (выполняемых работ);

повышению эффективности расходования бюджетных средств;

усилению "программной" ориентированности областного бюджета;

оптимизации бюджетных расходов;

усилению стимулирующей роли межбюджетных отношений;

усилению роли финансового контроля в управлении бюджетным процессом.

2.Обеспечение сбалансированности и устойчивости областного бюджета


Решение задач социально-экономического развития области будет осуществляться в условиях, призванных обеспечить долгосрочную сбалансированность областного бюджета и минимизацию бюджетных рисков.

Необходимым условием достижения целей социально-экономического развития области является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы. Эффективная и ответственная бюджетная политика является важнейшей предпосылкой для улучшения качества жизни населения.

социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года (далее - Стратегия) в качестве главной стратегической цели ставит повышение качества жизни населения до уровня лидеров Приволжского федерального округа на основе развития приоритетных отраслей экономики и модернизации социальной сферы. Достижение этой цели может быть обеспечено при наличии благоприятных условий для жизни населения, а также эффективной деятельности органов исполнительной власти области, что требует обоснованной оценки ресурсного потенциала области в достижении поставленной цели.

Модель постоянного роста бюджетных расходов, особенно учитывая принятие решений об увеличении "длящихся" социальных обязательств, исчерпала свои возможности. В сложившейся ситуации принятие финансово необеспеченных решений, какими бы полезными они не были, приведет к потере устойчивости областного бюджета, недоверию к проводимой финансовой политике в регионе.

Для обеспечения долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости областного бюджета необходимо скоординировать действия органов исполнительной власти области для усовершенствования действующей системы социально-экономического и бюджетного планирования.

Разработка бюджетной стратегии, определяющей долгосрочную политику в сфере управления доходной и расходной частями областного бюджета, управления государственным долгом области и в сфере межбюджетных отношений, является важным направлением повышения эффективности бюджетных расходов.

При этом показатели бюджетной стратегии, прогноза социально-экономического развития области и  должны быть взаимоувязаны,в результате чего будут увязаны показатели стратегического и бюджетного планирования в долгосрочной и среднесрочной перспективе, повысится обоснованность принимаемых стратегических решений с точки зрения требуемых бюджетных и иных связанных с ними ресурсов, стратегические ориентиры развития области будут четко определять приоритетные направления расходования бюджетных средств.

Исходя из вышеизложенного при формировании областного бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 - 2018 годов необходимо следующее:

2.1. Скорректировать цели и задачи  с учетом изменившихся приоритетов развития социальной сферы в Российской Федерации.

2.2. Расширить "горизонт" планирования прогноза социально-экономического развития области на срок до 2030 года.Разработка долгосрочного прогноза социально-экономического развития области должна стать необходимым условием для разработки бюджетной стратегии на соответствующий период.

2.3. Разработать бюджетную стратегию на период до 2030 года,которая должна определить финансовые возможности достижения основных целей и результатов государственной политики, прежде всего, в социальной сфере, при обеспечении долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы и повышении эффективности бюджетных расходов.

2.4. Скорректировать мероприятия и показатели государственных программ Кировской области с учетом показателей  и прогноза социально-экономического развития области. Предельные объемы прогнозных расходов бюджета на реализацию каждой государственной программы на весь срок ее реализации должны быть определены бюджетной стратегией. Предельные объемы ("потолки") расходов позволят определить среднесрочные приоритеты в распределении бюджетных расходов, сформировать полноценные, обеспеченные финансированием государственные программы, создать стимулы для ответственных исполнителей по выявлению и использованию резервов для перераспределения расходов, и, следовательно, повышения эффективности использования бюджетных средств.

Политика управления государственным долгом должна решать задачу сбалансированности бюджета, обеспечивать соответствие параметров по государственному долгу нормам бюджетного законодательства. План мероприятий по сокращению государственного долга Кировской области представлен в приложении № 2.

В целях снижения рисков рефинансирования краткосрочных банковских кредитов, обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости областного бюджета, равномерного распределения долговой нагрузки по годам ставится задача использования для целей обеспечения сбалансированности областного бюджета среднесрочных и долгосрочных заемных источников финансирования дефицита областного бюджета. Выбор инструментов среднесрочных и долгосрочных заимствований (кредиты кредитных организаций, государственные ценные бумаги) будет осуществляться в зависимости от текущей ситуации на финансовом рынке.

3. Приоритизация бюджетных расходов, в том числе связанных
с реализацией указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012


Бюджетная политика в сфере расходов будет направлена на безусловное исполнение действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов.

Четкая приоритизация расходов областного бюджета будет направлена на изменение структуры бюджетных расходов в пользу расходов, направленных на развитие Кировской области с четким определением объемов бюджетного финансирования, необходимых для достижения конкретных количественно определенных целей государственной социально-экономической политики.

Основные направления бюджетных расходов будут ориентированы на обеспечение мероприятий по исполнению указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012, так как в них обозначены основные направления развития страны на ближайшие годы. В настоящее время большая часть расходов областного бюджета предусмотрена на реализацию 8государственных программ Кировской области в области социальной сферы, направленных на ее развитие и модернизацию, на повышение качества и доступности оказываемых населению области государственных услуг (выполняемых работ).

В соответствии с целью Программы на среднесрочную перспективу в качестве приоритетов определены бюджетные расходы по следующим направлениям:

3.1. В сфере образования.

Бюджетная политика в сфере образования будет направлена на реализацию задачи повышения доступности качественного образования при эффективном использовании имеющихся в системе ресурсов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»