ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
ОТ 26.04.2013 № 109
(с изменениями на 19 января 2018 года)
____________________________________________________________________
Документ утратил силу в соответствии с
распоряжением Правительства Кировской области
от 20.09.2019 № 251
____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
распоряжением Правительства Кировской области от 19.01.2018 № 7
___________________________________________________________________________
В целях совершенствования государственной политики Кировской области в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения:
1. Утвердить Концепцию развития особо охраняемых природных территорий Кировской области на период до 2020 года согласно приложению № 1.
2. Утвердить Перспективную схему развития особо охраняемых природных территорий регионального значения Кировской области согласно приложению № 2.
3. Департаменту по вопросам внутренней и информационной политики Кировской области опубликовать распоряжение в официальных средствах массовой информации.
4. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства области Кочеткова М.Н.
(п. 4 с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Кировской области от 19.01.2018 № 7)
Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области Н.Ю. Белых
Приложение № 1
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Кировской области
от 26.04.2013 № 109
Концепция развития особо охраняемых природных территорий Кировской области на период до 2020 года (далее - Концепция) определяет основные направления деятельности органов государственной власти Кировской области по сохранению природных систем, комплексов и объектов как необходимого условия экологической безопасности и поддержания соответствующего качества окружающей среды на территории Кировской области.
В указанной сфере Концепция формирует приоритеты в разработке и реализации комплекса мер, направленных на повышение эффективности государственного управления в вопросах развития особо охраняемых природных территорий регионального значения (далее - особо охраняемые природные территории), на долгосрочный период, систематизирует механизмы и условия реализации государственной политики в аспектах ее методологического, организационного, правового и финансового (ресурсного) обеспечения.
Концепция разработана в соответствии с положениями Экологической доктрины Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 № 1225-р "Об Экологической доктрине Российской Федерации", Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, принятой постановлением Правительства Кировской области от 12.08.2008 № 142/319 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года". Реализует и учитывает положения и условия реализации Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 2322-р "Об утверждении Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года".
В настоящей Концепции используются понятия, закрепленные Федеральным законом от 04.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Законом Кировской области от 08.10.2007 № 169-ЗО "Об особо охраняемых природных территориях Кировской области".
На 01.01.2013 существующую сеть особо охраняемых природных территорий в Кировской области формирует 201 объект общей площадью 395,2 тыс. гектаров (3,28% площади территории области). В структуру охраняемых природных объектов и комплексов входят: 1 государственный природный заповедник (федерального значения), 3 государственных природных заказника регионального значения, 175 памятников природы регионального значения, 2 лечебно-оздоровительных местности и курорта регионального значения, зеленая зона городов Кирова, Кирово-Чепецка и Слободского, 21 особо охраняемая природная территория местного значения, в том числе 2 лечебно-оздоровительных местности.
Распределение особо охраняемых природных территорий по муниципальным районам области, видовой состав охраняемых природных объектов и комплексов, а также их площадь и режимы особой охраны существенно различаются.
Территориальной охраной, осуществляемой специальными службами охраны, обеспечены 4 особо охраняемые территории: государственный природный заповедник "Нургуш" и государственные природные заказники регионального значения "Былина", "Пижемский" и "Бушковский лес".
Особо охраняемые природные территории служат опорной площадкой для ведения мониторинга окружающей среды и научных разработок, в том числе в аспектах изучения биологического разнообразия. Значительное число особо охраняемых природных территорий используется населением в рекреационных целях. В целом на территории Кировской области сформирована и функционирует сеть особо охраняемых природных территорий, выполняющих функции сохранения отдельных компонентов природных комплексов и систем.
Тем не менее необходимость принятия дополнительных системных мер, связанных с перспективным развитием имеющейся сети особо охраняемых природных территорий, имеет объективный характер.
Так, территориальная схема охраны особо охраняемых природных территорий нуждается в оптимизации организационных процессов, поскольку не обеспечивает эффективную охрану всех имеющихся охраняемых природных объектов и комплексов.
Текущая оценка состояния, системная инвентаризация и мониторинг природных комплексов фрагментарны, что исключает возможность объективной оценки степени деградации природных экосистем, а также принятия достаточных мер по их сохранению.
Меры по сохранению ненарушенных экосистем имеют экстенсивный характер, поскольку незначительная площадь большего числа особо охраняемых природных территорий не в состоянии повлиять на процессы антропогенной деградации природных комплексов и систем.
Существующий правовой статус и режимы особой охраны отдельных особо охраняемых природных территорий не соответствуют реальной потребности, занижая или завышая природоохранную значимость и ценность данных охраняемых природных объектов и комплексов.
Ведение туристской и рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях носит стихийный характер. Оценка уровня их посещаемости и степени воздействия, оказываемого в процессе рекреационной деятельности, не ведется. Рекреационная нагрузка и допустимая пропускная способность особо охраняемых природных территорий не рассчитана. Отмечается тенденция изоляции особо охраняемых природных территорий от процессов оптимизации экономических структур региона.
Потенциальные для использования в научно-исследовательских, эколого-просветительских и туристско-рекреационных целях возможности особо охраняемых природных территорий изучены фрагментарно и в настоящее время не могут быть реализованы в полном объеме.
Накопленные проблемы сформировали ситуацию, при которой сущест-вующая региональная сеть особо охраняемых природных территорий в долгосрочной перспективе не сможет оказать существенного влияния на процессы деградации экосистем Кировской области, выполнить компенсирующие функции, стать органичной частью экономики и культурного наследия области.
Одним из направлений государственной политики в области охраны окружающей среды является выведение из хозяйственного оборота (использования) природных комплексов, сохранивших свою естественную целостность и ценность. Сохранение ценных природных комплексов обеспечивается приданием им правового статуса особо охраняемых природных территорий в соответствии с нормами и требованиями действующего законодательства. Это решает вопросы сохранения отдельных природных объектов, комплексов и позволяет создать разрозненную сеть особо охраняемых природных территорий.
Однако цели государственной политики предполагают в качестве основных принципов необходимость принятия мер не только по сохранению отдельных природных объектов, но и поддержанию их жизнеобеспечивающих функций в долгосрочной перспективе для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, обеспечения экологической безопасности.
В качестве методологической основы достижения этих основных принципов Концепция определяет необходимость формирования системы взаимодополняющих (комплектарных) особо охраняемых природных территорий, выполняющих функции экологического буфера, компенсирующего текущие и потенциальные последствия техногенного изменения окружающей среды.
С учетом основных принципов и методологических основ Концепция формирует условия для развития существующей сети охраняемых природных объектов на территории Кировской области в региональную систему особо охраняемых природных территорий. Определяет параметры ее развития как комплекса взаимодополняющих, функционально и территориально взаимосвязанных особо охраняемых природных территорий, в вопросах осуществления природоохранных функций, а также унитарных методов, способов, приемов и средств их выполнения.
Основной целью Концепции является обеспечение комплексного формирования и развития системы особо охраняемых природных территорий Кировской области, а также создания условий реализации ее экономического и рекреационного потенциала в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей населения Кировской области, в том числе в активном полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к природе и культурным ценностям.
К числу основных задач, решаемых Концепцией, относятся:
сохранение целостности естественных экосистем, эталонных, типичных и уникальных природных объектов и комплексов, а также иных объектов природного и культурно-исторического наследия, объектов растительного, животного мира и среды их обитания;
реализация всей полноты функций особо охраняемых природных территорий;
осуществление государственной поддержки научно-исследовательских работ на объектах природно-заповедного фонда области;
совершенствование организационных форм и методов государственного управления в вопросах организации и обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий;
интеграция особо охраняемых природных территорий в экономику региона посредством формирования условий развития эколого-туристической деятельности в системе особо охраняемых природных территорий.
Основные направления реализации Концепции формируются исходя из целей и задач, определяя необходимость реализации системы мероприятий организационно-методического, правового, финансового, социально-экономического, научно-исследовательского и прикладного характера в сфере отношений, связанных с организацией функционирования особо охраняемых природных территорий.
Структурированные задачи Концепции, основные направления и мероприятия по ее реализации приведены в таблице.
Таблица
№ п/п | Задачи Концепции | Основные направления реализации Концепции | Мероприятия по реализации |
1 | Сохранение целостности естественных экосистем, эталонных, типичных и уникальных природных комплексов, а также иных объектов природного и культурно-исторического наследия, объектов растительного, животного мира и среды их обитания | формирование на территории Кировской области системы взаимодополняющих особо охраняемых природных территорий, обеспечивающих максимальное выполнение природоохранных функций; концентрация создаваемых производств на уже трансформированных землях в районах с развитой инфраструктурой; учет задач по сохранению целостности природных комплексов в процессе территориального планирования | масштабирование отдельных охраняемых природных объектов посредством формирования их охранных зон с регулируемым режимом хозяйственного использования; изменение категорий отдельных особо охраняемых природных территорий в целях усиления природоохранного статуса; изменение регионального статуса отдельных особо охраняемых природных территорий на статус особо охраняемых природных территорий местного значения; проектирование и организация новых особо охраняемых природных территорий; определение и установление границ особо охраняемых природных территорий в соответствии с нормами земельного законодательства; резервирование на основе эколого-экономического обоснования, в том числе исключение из хозяйственного использования, территорий, еще не освоенных или мало затронутых хозяйственной деятельностью; формирование правовых условий, исключающих безвозвратную антропогенную трансформацию экосистем, связанную с превышением экологической емкости природных систем, при освоении этих территорий |
2 | Реализация всей полноты функций особо охраняемых природных территорий | создание условий для решения задач сохранения ландшафтного и биологического разнообразия на территории Кировской области, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности | эколого-экономическая оценка природно-ресурсного потенциала особо охраняемых природных территорий, в том числе определение стоимости природных объектов с учетом их средообразующей функции; исследование биологических систем особо охраняемых природных территорий по параметрам средообразующих функций в целях определения пределов их экологической устойчивости и емкости; ведение экологического мониторинга компонентов ок-ружающей среды в целях оценки достаточности принятых мер по сохранению компонентов окружающей среды; инвентаризация особо охраняемых природных территорий для выявления и специальной охраны земель, пригодных для производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции, водных объектов со стратегическими запасами питьевой воды, природных комплексов, выполняющих особо важные средообразующие функции и обладающих особым рекреационно-оздоровительным потенциалом |
3 | Совершенствование организационных форм и методов государст-венного управления в вопросах организации и обеспечения функ-ционирования особо | оптимизация системы управления в сфере отношений, связанных с организацией, функционированием и развитием особо охраняемых природных территорий, в целях наиболее эффективного их сохранения; | разработка и совершенствование правовых актов Кировской области, регулирующих вопросы образования, организации функционирования особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, а также механизмы обеспечения режима их особой охраны; разработка и внедрение требований по рекреационному |
охраняемых природных территорий | обеспечение нормирования и регулирования использования особо охраняемых природных территорий; формирование условий вывода рекреационного потенциала особо охраняемых природных территорий из теневой экономики | обустройству особо охраняемых природных территорий; разработка механизмов регулирования и контроля за степенью воздействия, оказываемого на особо охраняемые территории в процессе рекреационной деятельности; разработка, внедрение правил охраны и использования особо охраняемых природных территорий и контроль за их исполнением; формирование эффективной системы охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения, включая формирование правового статуса службы охраны особо охраняемых природных территорий, осуществление общественного контроля за состоянием особо охраняемых природных территорий; консолидация финансовых, материально-технических, трудовых, информационных и иных ресурсов в само-стоятельном органе управления, обеспечивающая эффективное функционирование и комплексное развитие особо охраняемых природных территорий | |
4 | Интеграция особо охраняемых природных территорий в экономику региона посредством формирования условий развития эколого-туристической деятельности в системе | формирование условий для вовлечения природно-ресурсного и рекреационно-оздоровительного потенциалов особо охраняемых природных территорий в социально-экономические отношения; | разработка и издание презентационных материалов об особо охраняемых природных территориях и их привлекательности (буклеты, календари, сувенирная продукция и прочее); формирование и развитие экспозиционного потенциала особо охраняемых природных территорий, в том числе в рамках проектов, ориентированных на дизайнерские решения при оформлении рекреационных и туристических |
особо охраняемых природных территорий | комплексное развитие информационной составляющей особо охраняемых природных территорий, являющихся существующими объектами рекреационного и туристического спроса; разработка и реализация механизмов привлечения внебюджетных средств для достижения целей создания и решения задач особо охраняемых природных территорий | объектов с ориентацией на потребительский спрос определенных социальных групп; развитие на особо охраняемых природных территориях форм и методов предоставления населению сервисных услуг природоохранного назначения; формирование в натурных условиях особо охраняемых природных территорий, востребованных в познавательных, эстетических и рекреационных целях визуализированных образов (экспонатов) живой природы; формирование условий использования особо охраняемых природных территорий в качестве источников первичной научной информации, в том числе извлечения коллекционных экспонатов; развитие рекламного потенциала особо охраняемых природных территорий, реализующего возможности использования имиджа особо охраняемых природных территорий в продвижении региональных товаропроизводителей на рынках сбыта продукции |
Участниками реализации Концепции являются Правительство Кировской области, органы исполнительной власти Кировской области и подведомственные им учреждения, органы местного самоуправления муниципальных образований Кировской области, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на территории особо охраняемых природных территорий или планирующие осуществление деятельности в их границах, а также общественные организации и объединения граждан.
Предусматриваются следующие механизмы реализации Концепции:
учет положений Концепции органами исполнительной власти Кировской области, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами при планировании и осуществлении деятельности в границах сущест-вующих и перспективных особо охраняемых территорий в Кировской облас-ти;
совершенствование нормативной правовой базы в сфере создания, организации деятельности и развития особо охраняемых природных территорий;
расширение существующей сети особо охраняемых природных территорий на основе природных объектов и комплексов с преобладанием естест-венных процессов саморегуляции и жизнедеятельности;
формирование региональной системы особо охраняемых природных территорий разного уровня и режима особой охраны как неотъемлемого компонента развития региона, сохранения его уникальных природных комплексов;
организация деятельности и перспективное развитие особо охраняемых природных территорий на основе прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий как объектов природного достояния, культурного наследия и рекреационно-оздоровительного значения;
реализация мероприятий по обеспечению режима особой охраны, текущему содержанию, организации функционирования и комплексного развития особо охраняемых природных территорий, осуществляемых самостоятельным бюджетным учреждением на основе консолидации финансовых, материально-технических, трудовых, информационных и иных ресурсов;
разработка и реализация программ по формированию и развитию региональной системы особо охраняемых природных территорий;
разработка и реализация муниципальных целевых программ по формированию и развитию особо охраняемых природных территорий местного значения;
реализация на территории области инвестиционных проектов, направленных на комплексное развитие особо охраняемых природных территорий;
сохранение уникальных природных комплексов Кировской области и создание условий для повышения их доступности в целях удовлетворения потребностей населения Кировской области в активном и полноценном отдыхе, приобщении к культурным ценностям.
Формы и методы управления реализацией областных программ и муниципальных целевых программ, а также количественные показатели эффективности их реализации будут определяться при разработке и утверждении соответствующих программ.
Реализация Концепции охватывает период до 2020 года и включает три этапа: