ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 22 декабря 2011 года N 2322-р

[Об утверждении Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года и плана мероприятий по реализации по реализации Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года]


1. Утвердить прилагаемые:

Концепцию развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года;

план мероприятий по реализации Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года.

     

     

2. Минприроды России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти обеспечить реализацию Концепции.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации учитывать положения Концепции, утвержденной настоящим распоряжением, при разработке и утверждении региональных программ развития особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

     

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 22 декабря 2011 года N 2322-р

Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года


I. Общие положения

Настоящая Концепция определяет основные направления развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения (далее - особо охраняемые природные территории), а также меры, направленные на повышение эффективности государственного управления в указанной сфере.

Концепция разработана в соответствии с положениями Экологической доктрины Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года N 1225-р, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р, а также с учетом российского и международного опыта в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий.

II. Система особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации

В Российской Федерации создание особо охраняемых природных территорий является традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности. Экологическая доктрина Российской Федерации рассматривает создание и развитие особо охраняемых природных территорий разных уровней и режима в числе основных направлений государственной политики в области экологии. Развитие и совершенствование сети особо охраняемых природных территорий обеспечивает выполнение Российской Федерацией международных обязательств в сфере охраны окружающей среды.

Особо охраняемые природные территории, полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, имеют исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы. С учетом возрастания угрозы природных катастроф и изменения природной среды в результате хозяйственной деятельности основным предназначением особо охраняемых природных территорий является предоставление востребованных обществом услуг в области:

поддержания экологической стабильности территорий, существенно измененных хозяйственной деятельностью;

воспроизводства в естественных условиях ценных возобновляемых природных ресурсов;

поддержания здоровой среды для жизни людей и создания условий для развития регулируемого туризма и рекреации;

реализации эколого-просветительских программ;

проведения фундаментальных и прикладных исследований в области естественных наук.

В настоящее время в Российской Федерации создано около 12 тыс. особо охраняемых природных территорий различных уровней и категорий.

Основу системы особо охраняемых природных территорий составляют 102 государственных природных заповедника (далее заповедники), 42 национальных парка и 70 государственных природных заказников федерального значения (далее - федеральные заказники), которые вместе занимают 2,7 процента общей площади территории Российской Федерации.

Функционирование всех заповедников и национальных парков (а также ряда федеральных заказников) обеспечивают соответствующие федеральные государственные учреждения, имеющие материальную базу, профессиональные кадры, многолетние опыт и традиции природоохранной, научной и просветительской работы. Формирование уникальной системы особо охраняемых природных территорий является одним из наиболее значимых природоохранных достижений нашей страны.

Опыт последних 20 лет отчетливо выявил сильные и слабые стороны сложившейся системы особо охраняемых природных территорий и необходимость решения проблем, препятствующих эффективному функционированию этих территорий в политических и социально-экономических условиях современной России.

III. Цель, задачи и принципы реализации Концепции

Целью настоящей Концепции является развитие системы особо охраняемых природных территорий путем повышения эффективности государственного управления в сфере организации и функционирования системы особо охраняемых природных территорий в интересах устойчивого развития Российской Федерации, обеспечения экологической безопасности, охраны биологического и ландшафтного разнообразия, сохранения и рационального использования природного и культурного наследия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

продолжение формирования репрезентативной географической сети особо охраняемых природных территорий, в первую очередь создание новых заповедников и национальных парков;

обеспечение эффективной системы охраны природных и историко-культурных комплексов и объектов на особо охраняемых природных территориях;

развитие эколого-просветительской деятельности заповедников и национальных парков в масштабах страны;

вовлечение особо охраняемых природных территорий в развитие экологического туризма;

обеспечение востребованности научной продукции заповедников и национальных парков и результатов проводимого ими экологического мониторинга;

интегрирование особо охраняемых природных территорий в сферу социально-экономического развития регионов;

повышение роли особо охраняемых природных территорий в формировании позитивного международного имиджа России.

Реализация настоящей Концепции основывается на следующих принципах:

приоритетность сохранения природных и историко-культурных комплексов и объектов над иными задачами особо охраняемых природных территорий;

научная обоснованность принятия управленческих решений;

учет социально-экономических аспектов при принятии управленческих решений;

системное и комплексное решение задач в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий;

открытость и доступность информации в рассматриваемой сфере.

IV. Основные направления развития системы особо охраняемых природных территорий

1. Развитие географической сети особо охраняемых природных территорий

В России в 1992-2011 годах было создано 28 новых заповедников, 25 национальных парков и 10 федеральных заказников, территории еще 25 заповедников, 1 национального парка и 1 федерального заказника были расширены. В результате этой работы общая площадь заповедников, национальных парков и федеральных заказников была увеличена почти на 80 процентов.

В целях дальнейшего развития географической сети особо охраняемых природных территорий до 2020 года предусматривается:

создать 11 заповедников, 20 национальных парков и 3 федеральных заказника;

провести расширение территорий существующих 11 заповедников и 1 национального парка;

рассмотреть предложения о возможности преобразования в национальные парки ряда особо охраняемых природных территорий иных категорий;

обеспечить наличие охранных зон вокруг территорий всех заповедников и национальных парков.

2. Совершенствование законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях

В Российской Федерации в целом сформирована правовая база, регулирующая отношения в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий. В то же время ряд актуальных вопросов в указанной сфере требует более четкого нормативного правового обеспечения. Для этого необходимо:

внести в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" изменения в части:

порядка образования и функционирования биосферных полигонов заповедников;

совершенствования регулирования земельных отношений на особо охраняемых природных территориях;

регламентации режима особой охраны земельных участков, включенных в границы национальных парков без изъятия из хозяйственной эксплуатации;

организации рекреационного обслуживания посетителей в национальных парках, включая предоставление в аренду земельных участков для этих целей;

развития познавательного туризма, в том числе в заповедниках;

создания и функционирования охранных зон заповедников и национальных парков;

особенности организации и функционирования природных парков;

порядка изменения границ, статуса и категорий особо охраняемых природных территорий;

создания и внедрения экономических механизмов функционирования заповедников и национальных парков;

уточнения особенности режима особой охраны отдельных категорий особо охраняемых природных территорий;

уточнения перечня категорий особо охраняемых природных территорий;

совершенствования вопросов государственного управления в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий, в том числе установления возможности преобразования отдельных федеральных заказников в заказники регионального значения;

приведения положений отдельных статей указанного Федерального закона в соответствие с другими законодательными актами;

внести в Лесной кодекс Российской Федерации изменения в части:

уточнения особенности осуществления рекреационной деятельности в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях;

уточнения правового режима лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях;

внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях изменения в части:

усиления административной ответственности за нарушение режима особо охраняемых природных территорий;

расширения полномочий должностных лиц по пресечению экологических правонарушений в сфере охраны животного мира и особо охраняемых природных территорий;

определить в уголовном законодательстве Российской Федерации понятие значительного ущерба на особо охраняемых природных территориях и критерии его оценки;

внести в законодательство Российской Федерации об экологической экспертизе изменение, устанавливающее обязательность проведения государственной экологической экспертизы в случае предполагаемого изменения границ, статуса и (или) категории особо охраняемых природных территорий;

разработать проект законодательного акта, регулирующего вопросы обязательного государственного страхования государственных инспекторов по охране территорий заповедников и национальных парков;

инициировать периодическое проведение пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам практики применения судами и арбитражными судами законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.

3. Совершенствование государственного управления

Реализация настоящей Концепции требует эффективного государственного управления в рассматриваемой сфере.

В целях совершенствования государственного управления системой особо охраняемых природных территорий необходимо:

создать на базе федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, центр координации и организации научно-исследовательской, просветительской, эколого-туристической, учебной, проектно-изыскательской и информационно-аналитической деятельности в сфере особо охраняемых природных территорий;

сформировать при Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации экспертный совет для выработки решений по стратегическим вопросам развития системы особо охраняемых природных территорий и важным проблемам, касающимся отдельных особо охраняемых природных территорий, обеспечить его постоянную работу;

сосредоточить в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации все государственные природные заповедники;

реорганизовать систему федеральных заказников, в том числе путем преобразования части федеральных заказников в региональные;

внедрить методически единую обязательную систему разработки среднесрочных (5-летних) планов управления для каждого заповедника и национального парка;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»