ЗАКОН
КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(с изменениями на 23 декабря 2014 года)
_________________________________________________________________________
Документ утратил силу в соответствии с
Законом Кировской области
от 07.10.2015 № 566-ЗО
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
Законом Кировской области от 04.04.2012 № 137-ЗО
Законом Кировской области от 01.11.2012 № 209-ЗО
Законом Кировской области от 23.12.2014 № 497-ЗО
__________________________________________________________________
Принят Законодательным Собранием
Кировской области 27 сентября 2007 года
Настоящий Закон в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кировской области регулирует отношения в области создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения и устанавливает порядок определения особо охраняемых природных территорий местного значения в Кировской области.
1. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:
1) государственные природные заказники;
2) природные парки;
3) памятники природы;
4) лечебно-оздоровительные местности и курорты;
5) дендрологические парки и ботанические сады.
2. Правительство Кировской области, органы местного самоуправления муниципальных образований могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие).
(ч. 2 утратила силу в соответствии с Законом Кировской области от 23.12.2014 № 497-ЗО)
3. Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью Кировской области и находятся в ведении органов государственной власти области.
Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.
4. Особо охраняемые природные территории регионального значения определяются Правительством Кировской области.
Особо охраняемые природные территории местного значения
определяются в порядке, установленном настоящим Законом.
Решение об образовании особо охраняемой природной территории может быть принято только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
5. В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Размеры охранной зоны определяются для каждой особо охраняемой природной территории индивидуально в зависимости от ее функционального назначения и конкретных объектов охраны.
6. Границы всех особо охраняемых природных территорий и их охранных зон обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками по периметру.
7. Все особо охраняемые природные территории и их охранные зоны в обязательном порядке учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки. Создание особо охраняемой природной территории является основанием для корректировки текущих и перспективных планов лесохозяйственной, охотохозяйственной и иной деятельности в границах особо охраняемой природной территории.
8. Порядок создания, реорганизации и снятия статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения определяется Правительством Кировской области.
9. В целях обеспечения сохранности природных комплексов и объектов на основании перспективной схемы развития особо охраняемых природных территорий регионального значения, Правительство Кировской области принимает решение о резервировании земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями регионального значения с ограничением на них хозяйственной деятельности на период проведения обследований, оформления документации и принятия соответствующего решения о создании особо охраняемой природной территории.
1. Особо охраняемые природные территории местного значения (далее в настоящей статье - особо охраняемые территории) организуются по предложениям органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, граждан и общественных объединений.
Граждане и юридические лица, заинтересованные в организации особо охраняемых территорий, подают в органы местного самоуправления муниципального образования соответствующее заявление с приложением пояснительной записки, обосновывающей необходимость образования особо охраняемой территории, схемы размещения предполагаемой особо
охраняемой территории с указанием ее границ.
2. При решении вопроса организации особо охраняемой территории органами местного самоуправления муниципального образования определяется соответствие данной территории значениям, установленным федеральным законодательством для особо охраняемых природных территорий, а также соответствие размещения особо охраняемой территории требованиям градостроительного законодательства.
Органы местного самоуправления готовят финансово-экономическое заключение об организации особо охраняемой территории с указанием необходимых затрат, в том числе размера компенсации убытков, возникающих в связи с изъятием земель и (или) ограничением хозяйственной деятельности в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
3. Финансирование деятельности по проектированию особо охраняемой территории и оформлению документации осуществляется из соответствующих бюджетов муниципальных образований.
Управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляется Правительством области, специально уполномоченным органом исполнительной власти области в сфере охраны окружающей среды и природопользования и органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с действующим законодательством.
(статья 4 с изменениями, внесенными Законом Кировской области от 01.11.2012 № 209-ЗО)
Граждане и юридические лица, включая общественные и религиозные объединения, вправе оказывать содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по созданию и обеспечению охраны особо охраняемых природных территорий. Государственные органы учитывают при осуществлении этих мероприятий предложения граждан и общественных объединений.
Статья 5_1. Государственный надзор и муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
1. На особо охраняемых природных территориях регионального значения государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется специально уполномоченным органом исполнительной власти области в сфере охраны окружающей среды и природопользования в порядке, установленном Правительством области.
2. На особо охраняемых природных территориях местного значения уполномоченными органами местного самоуправления осуществляется муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
(статья 5_1 введена Законом Кировской области от 04.04.2012 № 137-ЗО, с изменениями, внесенными Законом Кировской области от 01.11.2012 № 209-ЗО)
1. Государственный природный заказник - природная территория, имеющая особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
2. Государственные природные заказники в зависимости от объектов охраны могут иметь различный профиль (комплексные, биологические,
палеонтологические, гидрологические, геологические).
3. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия земельных участков у пользователей, владельцев и собственников.
4. Охрану территории государственных природных заказников регионального значения осуществляют государственные учреждения, подведомственные специально уполномоченному органу исполнительной власти области в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
(ч. 4 с изменениями, внесенными Законом Кировской области от 04.04.2012 № 137-ЗО)
1. Государственные природные заказники регионального значения образуются Правительством области по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.
2. При образовании государственного природного заказника с изъятием земельных участков у пользователей, владельцев и собственников эти земли предоставляются в пользование государственному природному заказнику в соответствии с федеральными законами.
1. Государственные природные заказники могут создаваться в форме природоохранного учреждения.
2. Государственные природные заказники находятся в ведении специально уполномоченного органа исполнительной власти области в сфере охраны окружающей среды и природопользования, финансируются за счет средств областного бюджета и других не запрещенных законом источников.
3. Для обеспечения функционирования двух и более государственных природных заказников может создаваться их дирекция со службами охраны конкретных государственных природных заказников.
1. На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны каждого государственного природного заказника устанавливаются Положением о нем.
2. Положение о государственном природном заказнике утверждается Правительством области по представлению специально уполномоченного органа исполнительной власти области в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
3. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, расположенных в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный на территории конкретного государственного природного заказника режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законодательством ответственность.
1. Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении Кировской области, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
2. Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников.
3. На природные парки возлагаются следующие задачи:
1) сохранение природной среды, природных ландшафтов;
2) создание условий для отдыха (в том числе массового);
3) сохранение рекреационных ресурсов;
4) разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.
1. Решение об образовании природных парков принимает Правительство области по представлению федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
2. Создание природных парков, связанное с изъятием земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, осуществляется постановлением Правительства области по согласованию с Правительством Российской Федерации.
Природные парки являются юридическими лицами, некоммерческими организациями и создаются в форме природоохранного учреждения, финансируемого за счет средств областного бюджета и других не запрещенных законом источников.