Недействующий

Об утверждении государственной программы Кировской области "Управление государственными финансами и регулирование межбюджетных отношений" на 2013 - 2021 годы (утратил силу в соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 25.12.2019 № 695-П)

1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

В рамках реализованной бюджетной реформы в области выстроена современная система управления государственными финансами: создана необходимая нормативная правовая база; расширен горизонт финансового планирования; бюджетный процесс организован с учетом безусловного исполнения действующих обязательств, оценки объемов принимаемых обязательств и ресурсных возможностей областного бюджета; при формировании проекта областного бюджета применяется программно-целевой метод, бюджетные ассигнования планируются на основании перечня государственных услуг (работ), по которым должен производиться учет потребности в их предоставлении (выполнении),внедрена казначейская система исполнения областного бюджета, обеспечивающая эффективный учет и исполнение действующих обязательств, управление единым счетом областного бюджета, формирование достоверной и прозрачной бюджетной отчетности;усовершенствована система государственных (муниципальных) закупок, в межбюджетных отношениях используются единые принципы и формализованные методики.

Несмотря на проведенную работу по реформированию бюджетной системы, не все инструменты бюджетирования, ориентированные на результат, работают в полную силу. В целях дальнейшей реализации применения инструментов бюджетирования, ориентированных на результат, а также повышения эффективности бюджетных расходов министерством финансов Кировской области (далее - департамент финансов) разработана Программа повышения эффективности бюджетных расходов Кировской области на 2011- 2013 годы, утвержденная постановлением Правительства Кировской области от 23.05.2011 №105/199 "Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов Кировской области на 2011 - 2013 годы".

Программа повышения эффективности бюджетных расходов Кировской области на 2011 - 2013 годы направлена на создание условий для повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти Кировской области по выполнению государственных функций и обеспечению потребностей граждан, юридических лиц и общества в государственных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Кировской области.

Одним из основных исполнителей запланированных Программой повышения эффективности бюджетных расходов Кировской области на 2011- 2013 годы мероприятий, связанных с управлением государственными финансами, является департамент финансов.

Управление государственными финансами представляет собой важную часть бюджетной политики и определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета, а также контролем за его исполнением.

При формировании основных параметров областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период определяются приоритеты и основные направления бюджетной и налоговой политики, которые находят свое отражение в ежегодных бюджетных посланиях Губернатора Кировской области.

Основой для расчета параметров доходной части бюджета в соответствии с Бюджетным  Российской Федерации являются показатели социально-экономического развития территории.

В последние годы существенно улучшены методики расчета прогнозных показателей, прогнозирование строится на разработке разных вариантов сценария социально-экономического развития страны. И все же качество среднесрочного прогнозирования показателей социально-экономического развития области пока оставляет желать лучшего, о чем свидетельствует их значительное отклонение от реальных условий, в которых происходит развитие экономики и социальной сферы.

Прогноз поступления доходных источников бюджета области основывается на основных показателях прогноза социально-экономического развития: уровне инфляции, фонде оплаты труда, росте средней заработной платы по отраслям экономики, прибыли прибыльных предприятий. Изменение этих показателей по сравнению с учтенными при формировании бюджета приводит к систематическому пересмотру утвержденных параметров объема доходов относительно утвержденных показателей.

В условиях ежегодного формирования бюджетов с предельным дефицитом неточность прогнозирования доходных источников создает серьезные риски для исполнения расходных обязательств не только областного бюджета, но и бюджетов муниципальных образований.

В целях обеспечения единых подходов к прогнозированию доходов областного бюджета планирование доходов в 2013 - 2016 годах осуществлялось главными администраторами доходов областного бюджета в соответствии с  формирования налоговых и неналоговых доходов областного бюджета, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 31.07.2012 № 164/444 "Об утверждении Методики формирования налоговых и неналоговых доходов областного бюджета".

Также в целях соблюдения бюджетного законодательства и единых подходов для составления областного бюджета по расходам министерством финансов утверждена Методика планирования бюджетных ассигнований областного бюджета, в которой учитываются изменения, вносимые в бюджетное законодательство.

В период формирования проекта областного бюджета проводится составление реестра расходных обязательств области (далее - реестр). Включение расходного обязательства в реестр подтверждает его соответствие установленным полномочиям области, служит основанием для планирования бюджетных обязательств.

Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики в области для обеспечения стабильности и сбалансированности областного бюджета невозможно без соблюдения бюджетных ограничений по уровню дефицита областного бюджета.

В соответствии со  Бюджетного кодекса Российской Федерации дефицит бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Для соблюдения требований бюджетного законодательства необходим постоянный контроль уровня дефицита областного бюджета.

Одним из основных инструментов обеспечения экономической и финансовой стабильности является продуманная и взвешенная долговая политика в области, которая ориентирована на минимизацию долговых обязательств областного бюджета и расходов на обслуживание государственного долга.

В этих целях министерством финансов ежегодно формируется предельный объем государственного долга Кировской области, формируется и исполняется программа государственных внутренних заимствований, осуществляется привлечение заимствований на конкурсной основе.

По состоянию на 01.01.2012 государственный долг Кировской области составил 10 137,8 млн. рублей(49,3% от фактического объёма доходов областного бюджета без учёта безвозмездных поступлений).

Структура государственного долга на 01.01.2012 сложилась следующим образом: кредиты кредитных организаций - 69,0% от общего объёма государственного долга, обязательства перед федеральным бюджетом -20,2%, государственные гарантии Кировской области - 10,8%.

Кредиты кредитных организаций являются основным инструментом привлечения заёмных средств для целей областного бюджета. Использование механизма открытых торгов позволяет существенно снижать процентные ставки по банковским кредитам. Оперативность, отсутствие финансовых посредников, возможность использования различных кредитных инструментов с применением гибких графиков привлечения и погашения основного долга в зависимости от текущей потребности областного бюджета делает в настоящее время банковские кредиты наиболее эффективной формой государственных заимствований для Кировской области. С учётом этого в 2007 - 2011 годах было принято решение отказаться от размещения областных облигационных займов. Такое решение принято и в 2012 году. Вместе с тем в связи со значительной потребностью областного бюджета в заёмных средствах данный механизм может быть востребован в будущем в зависимости от ситуации на рынке заёмного капитала.

Наряду с банковскими кредитами область в 2009 - 2011 годах привлекла несколько федеральных бюджетных кредитов на общую сумму 2368,6 млн. рублей.

Безусловно, бюджетные кредиты - наиболее дешевый вид заимствований (годовая процентная ставка по кредитам - ? - ? учетной ставки Центрального банка Российской Федерации), и период использования данных кредитов составляет 3 - 5 лет, но их доступность для областного бюджета порой бывает ограничена, поэтому их доля в составе государственного долга Кировской области значительно ниже доли банковских кредитов.

На сегодняшний день 10,8% общего объёма долговых обязательств Кировской области - это государственные гарантии. Обязательства по государственным гарантиям являются условными, но вместе с тем наиболее рискованными, так как ответственность по ним возникает ввиду обстоятельств, не зависящих от гаранта. В последнее время доля данного вида обязательств в общем объёме государственного долга Кировской области значительно снизилась в связи с тем, что в 2011 и 2012 годах было принято решение приостановить предоставление государственных гарантий юридическим лицам. В качестве альтернативного способа государственной поддержки предприятий реального сектора экономики был задействован механизм залогового фонда Кировской области.

При достаточно высоком для региона уровне государственного долга Кировская область тратит сравнительно небольшие средства на его обслуживание. Расходы в 2011 году на обслуживание государственного внутреннего долга Кировской области составили 203,8 млн. рублей, что составило 0,55% от общего объёма фактических расходов областного бюджета. Минимизация расходов на обслуживание государственного долга достигнута за счет досрочного погашения части банковских кредитов, привлечения новых обязательств в конце финансового года и понижения процентных ставок по привлеченным кредитам.

В целях повышения эффективности управления государственным долгом необходимо вести работу по оптимизации структуры государственного долга Кировской области, использованию доступных механизмов управления ликвидностью областного бюджета, применению рыночных механизмов заимствований областного бюджета.

Одной из мер управления государственными финансами является своевременное и качественное составление сводной бюджетной росписи областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период и своевременное доведение показателей сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей средств областного бюджета. Это неотъемлемая часть работы департамента финансов (с 01.07.2015 министерства финансов), выполнение которой вносит значительный вклад в обеспечение качественной организации исполнения областного бюджета.

Выполнение данной работы предполагает организационное и методическое руководство по обеспечению исполнения областного бюджета в соответствии с порядками, утвержденными министерством финансов.

Для обеспечения эффективной организации кассового исполнения областного бюджета необходимо качественное составление и ведение кассового плана. Упорядочение подходов по формированию кассового плана позволяет исключить возможность возникновения кассовых разрывов при исполнении областного бюджета и синхронизирует потоки поступления доходов и осуществления расходов.

Существенную роль в эффективном и равномерном использовании бюджетных средств играет размещение государственных закупок.