Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОТ 22.08.2011 № 117/380


Об утверждении областной целевой программы "Развитие системы
обращения с отходами производства и потребления на территории
Кировской области" на 2012 - 2017 годы

(с изменениями на 30 декабря 2013 года)

__________________________________________________________________________

Документ с изменениями. внесенными
постановлением Правительства Кировской области от 18.06.2012 № 156/346
постановлением Правительства Кировской области от 29.10.2012 № 177/662
постановлением Правительства Кировской области от 28.12.2012 № 189/905
постановлением Правительства Кировской области от 29.04.2013 № 207/249
постановлением Правительства Кировской области от 26.11.2013 № 237/766
постановлением Правительства Кировской области от 30.12.2013 № 242/956

__________________________________________________________________________


В целях исполнения поручения Президента Российской Федерации от 06.06.2010 № Пр-1640 об обеспечении подготовки долгосрочных инвестиционных программ обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в субъектах Российской Федерации, в соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 19.07.2011 № 182 "Об утверждении концепции областной целевой программы "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Кировской области" на 2012 - 2017 годы", а также в целях предотвращения и ликвидации вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и здоровье населения Правительство Кировской области

постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Кировской области" на 2012 - 2017 годы (далее - Программа). Прилагается.

2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы департамент экологии и природопользования Кировской области (Албегова А.В.).

3. Департаменту финансов Кировской области (Ковалёва Е.В.) ежегодно при формировании областного бюджета предусматривать выделение денежных средств на реализацию Программы.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области предусмотреть в местных бюджетах средства, необходимые для реализации Программы.

5. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Щерчкова С.В.

Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области Н.Ю. Белых


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Кировской области
от 22.08.2011 № 117/380




ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие системы обращения с отходами производства
и потребления на территории Кировской области"
на 2012-2017 годы


ПАСПОРТ
областной целевой программы "Развитие системы обращения с
отходами производства и потребления на территории Кировской

области" на 2012 - 2017 годы
(с изменениями, внесенными постановлением
Правительства Кировской области от 18.06.2012 № 156/346,
от 29.10.2012 № 177/662, от 28.12.2012 № 189/905,
от 29.04.2013 № 207/249, от 26.11.2013 № 237/766,
от 30.12.2013 № 242/956)

Наименование Программы

"Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Кировской области"

Основание принятия решения о разработке Программы

распоряжение Правительства Кировской области от 19.07.2011 № 182 "О концепции областной целевой программы "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Кировской области"

Государственный заказчик - координатор Программы

департамент экологии и природопользования Кировской области

Государственные заказчики Программы

департамент экологии и природопользования Кировской области, департамент по вопросам внутренней и информационной политики Кировской области, департамент образования Кировской области, департамент культуры Кировской области

Основные разработчики Программы

департамент экологии и природопользования Кировской области

Цели Программы

сокращение вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду;

максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот

Задачи Программы

совершенствование системы государственного регулирования в сфере обращения с отходами;

повышение экологического сознания и уровня экологической культуры населения в сфере обращения с отходами;

ликвидация накопленного экологического ущерба в части объектов размещения бытовых отходов;

создание эффективных механизмов управления сферой обращения с отходами производства и потребления

Важнейшие показатели эффективности Программы

количество муниципальных образований, охваченных системами раздельного сбора бытовых отходов;

доля бытовых отходов, собираемых в качестве вторичных материальных ресурсов, к общему объёму собираемых бытовых отходов;

число муниципальных районов, охваченных системой двухэтапного вывоза твердых бытовых отходов;

количество закрытых (в том числе ликвидированных или рекультивированных) свалок бытовых отходов;

доля перерабатываемых твёрдых бытовых отходов в общем объёме ежегодно образуемых бытовых отходов;

количество проведённых мероприятий, обеспечивающих экологическое просвещение населения в сфере обращения с отходами

Срок реализации Программы

2012 - 2017 годы

Объёмы и источники финансирования Программы

объём финансирования Программы составит 982229,4 тыс. рублей, в том числе:

средства областного бюджета - 35509 тыс. рублей;

средства местного бюджета - 5615,3 тыс. рублей (привлекаются на основании соглашений);

внебюджетные средства - 941105,1 тыс. рублей (привлекаются по согласованию).

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

в результате реализации Программы к концу 2017 года планируется:

увеличить количество муниципальных образований, охваченных системами раздельного сбора бытовых отходов, до 2;

увеличить долю бытовых отходов, собираемых в качестве вторичных материальных ресурсов, к общему объему собираемых бытовых отходов до 8%;

увеличить число муниципальных районов, охваченных системой двухэтапного вывоза твердых бытовых отходов, до 2 единиц;

увеличить количество закрытых (в том числе ликвидированных или рекультивированных) свалок бытовых отходов на 32 единицы;

увеличить долю перерабатываемых твёрдых бытовых отходов в общем объеме ежегодно образуемых бытовых отходов до 10%;

провести не менее 70 мероприятий, обеспечивающих экологическое просвещение населения в сфере обращения с отходами за период реализации Программы


1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Одной из проблем человечества является нарастание объемов отходов производства и потребления (далее - отходов). Темпы роста образования отходов опережают их переработку, обезвреживание и утилизацию. Ежегодно в Российской Федерации образуется более 7 млрд. тонн бытовых, сельскохозяйственных, промышленных и иных видов отходов. Из них 30 млн. тонн (150 млн. куб. метров) - твердые бытовые отходы. Около 85% твердых бытовых отходов складируется на полигонах различного типа и многочисленных свалках, 5% проходит вторичную переработку и около 10% теряется при транспортировке.

С одной стороны, накопление отходов приносит огромный экологический, экономический и социальный ущерб. С другой стороны, концентрация источников образования отходов, которые одновременно представляют собой вторичные материальные ресурсы, является положительным фактором, способствующим организации перерабатывающих производств, способных значительно уменьшить загрязнение территории и обеспечить выпуск востребованной на рынке продукции.

Из бытовых отходов можно использовать в качестве вторичных материальных ресурсов следующие виды отходов: пищевые отходы, бумагу, картон, дерево, металлы черные и цветные, текстиль, стекло, кожу, резину, пластмассу, полиэтилен, бой керамики и т.д. Как показывают исследования Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова и зарубежный опыт, около 55% твердых бытовых отходов и более 70% коммерческих отходов (твердые бытовые отходы, образующиеся в офисных зданиях, магазинах, бытовых помещениях предприятий и т.д.) может быть вовлечено в хозяйственный оборот в виде вторичного сырья.

В настоящий момент на территории Кировской области отсутствуют эффективные модели обращения с отходами производства и потребления. При этом известны положительные результаты внедрения опыта стран Европейского Союза в сфере обращения с отходами, государств Восточной Европы (Германия, Чехия, Польша и пр.) и Российской Федерации (Республика Чувашия, Ульяновская область, Пензенская область), что обуславливает целесообразность применения передового опыта регионов на территории Кировской области с учетом местных особенностей, действующей нормативной правовой базы, социально-экономической ситуации и тенденций их изменения.

Экологическая ситуация в сфере обращения с отходами в Кировской области по сравнению с другими субъектами Российской Федерации не является благополучной.

Начиная с 2004 года федеральным законодательством полномочия по организации сбора, удаления, переработки и утилизации отходов производства и потребления закреплены за органами местного самоуправления. Отсутствие административного ресурса и достаточных средств в местных бюджетах привело к неисполнению органами местного самоуправления вверенных им полномочий.

Управление отходами производства и потребления на территории муниципальных образований Кировской области осуществляется в соответствии с их нормативными правовыми актами. В настоящее время в муниципальных образованиях принято около 500 нормативных актов в части благоустройства, земельного контроля и обращения с отходами. Все они носят разрозненный характер и не позволяют организовать систему управления отходами на территории муниципальных образований должным образом. Принимаемые администрациями городских округов и муниципальных районов меры носят локальный характер, что также не позволяет использовать преимущества кооперации в создании межмуниципальной инженерной инфраструктуры по переработке и утилизации отходов, современных технологий обращения с отходами, и по этой причине не способны кардинально изменить в ближайшие годы положение к лучшему.

По данным формы статистического наблюдения 2-ТП (отходы производства и потребления), утвержденной постановлением Федеральной службы государственной статистики от 30.12.2004 № 157 "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления", ежегодно в Кировской области образуется около 4,5 млн. тонн отходов. Более 1,7 млн. тонн из них представлены твердыми бытовыми отходами. Источниками образования твердых бытовых отходов на территории области являются организации и промышленные предприятия, население области и объекты инфраструктуры. На долю населения приходится около 500 тыс. тонн.

Более 80% образующихся в Кировской области твердых бытовых отходов несанкционированно размещается в окружающей среде.

Существующая система сбора твердых бытовых отходов не позволяет в полной мере удалять их из мест образования. В свою очередь, это приводит к несанкционированному размещению твердых бытовых отходов в окружающей среде и к значительным потерям вторичных ресурсов.

Объекты размещения твердых бытовых отходов, находящиеся практически возле каждого крупного населенного пункта, в основном представляют собой свалки без каких - либо сооружений по защите окружающей среды. Перекрыта проектная мощность первой карты полигона твердых бытовых отходов в п. Костино, в связи с чем возникает необходимость ее закрытия и рекультивации.

Сортировка твердых бытовых отходов на территории области не осуществляется, поэтому все утильные фракции, содержащиеся в твердых бытовых отходах, отправляются на свалки и полигоны.

Анализ существующей ситуации в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории области позволил выделить ряд проблем и причины их возникновения:

1.1. Большое число объектов размещения бытовых отходов и их функционирование с нарушениями природоохранного законодательства. В соответствии с Концепцией обращения с отходами производства и потребления на территории Кировской области, утвержденной распоряжением Правительства Кировской области от 25.01.2010 № 10 "Об утверждении Концепции обращения с отходами производства и потребления на территории Кировской области" (далее - Концепция обращения с отходами производства и потребления на территории Кировской области), наибольшая концентрация свалок отмечена в центральной части области (г. Киров и прилегающие к областному центру районы области) и районах, расположенных к югу и юго-западу от областного центра. Вновь построенные объекты размещения отходов при отсутствии генеральной схемы очистки территории решают проблему захоронения отходов лишь в районных центрах, тогда как на территории всего района количество свалок не сокращается. Бесконтрольная деятельность на несанкционированных объектах размещения твердых бытовых отходов ведет к увеличению площадей, занимаемых свалками. На 2010 год на объектах размещения захоронено около 12,5 млн. тонн бытовых отходов, ежегодно данная цифра увеличивается на 0,5 млн. тонн. В настоящее время лишь 18% твердых бытовых отходов захоронено на полигонах, отвечающих природоохранным требованиям.

1.2. Сложившаяся система сбора и удаления отходов на территории областного центра и ряда муниципальных образований, а также значительный износ технической инфраструктуры, используемой в сфере обращения с отходами, требуют скорейшей модернизации. В большинстве случаев система сбора и удаления отходов исторически сложилась только на территории административных центров муниципальных районов и не развивается на всей территории муниципальных образований. Отсутствие систем двустадийного вывоза отходов не позволяет охватывать близлежащие населенные пункты, прилегающие к районным центрам, несмотря на то, что именно в них образуется зачастую до 50% объемов твердых бытовых отходов. Кроме того, отсутствие действенной системы учета и анализа потоков отходов на всех уровнях их образования приводит к отсутствию достоверных сведений у органов исполнительной власти для принятия грамотных управленческих решений.

1.3. Низкая экологическая культура населения в сфере обращения с отходами из-за недостаточной информативности.

1.4. Отсутствие системы раздельного сбора ценных компонентов бытовых отходов и, как следствие, их переработки приводит к сокращению срока эксплуатации полигонов, увеличению объемов отходов поступающих на захоронение, потере ценных вторичных материальных ресурсов и загрязнению окружающей среды. Сократить поток отходов на объекты их захоронения можно только одним способом - масштабным и своевременным выделением из твердых бытовых отходов ресурсов, пригодных для вторичного использования, строительством мусоросортировочных комплексов и завода по переработке мусора.

1.5. Отсутствие системы сбора наиболее опасных для окружающей среды и человека ртутьсодержащих отходов (осветительных устройств) на территории области приводит к их поступлению в окружающую среду и ее загрязнению. Ежегодно на территории области, по данным формы 2-ТП (отходы производства и потребления), образуется 79 тонн ртутьсодержащих отходов. По экспертным оценкам масса образования таких отходов может быть в 2-3 раза больше. На территории г. Кирова имеется специализированное предприятие по обезвреживанию ртутьсодержащих отходов - ОАО "Куприт", однако отсутствие систем сбора опасных отходов на территории области инициирует их попадание в окружающую среду. С введением в действие Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" необходимо создавать системы сбора ртутьсодержащих отходов, и в том числе от населения, поскольку в результате бытового применения люминесцентных энергосберегающих ламп также образуются ртутьсодержащие отходы, подлежащие обезвреживанию.

1.6. Отсутствие законодательного регулирования на федеральном уровне в сфере обращения с биологическими отходами. Необходимо проработать вопрос нормативно-правового обеспечения в данной сфере.

Следовательно, на территории области не решается проблема ликвидации накопленного экологического ущерба. В сфере обращения с отходами накопленный экологический ущерб выражен свалками бытовых отходов и нарушенными в результате эксплуатации свалок землями. Остаются нерешенными проблемы в сфере повышения уровня экологической культуры населения. Не созданы условия для развития переработки вторичных ресурсов. Сложившаяся в области система правового регулирования не выделяет переработку вторичных ресурсов в качестве автономного объекта управления. Следовательно, на обращение с вторичными ресурсами распространяются требования нормативных правовых документов, регламентирующих обращение с отходами в целом.

Анализ проблем в сфере обращения с отходами на территории области свидетельствует, что в ближайшей перспективе в случае непринятия адекватных мер может произойти дестабилизация экологической обстановки. Экологическая ситуация в сфере обращения с отходами будет ухудшаться, произойдет рост негативного воздействия от обращения с отходами на природные комплексы, что повлечет за собой негативные проявления состояния окружающей среды и здоровья населения.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", главная цель экологической политики государства на среднесрочную перспективу в сфере обращения с отходами производства и потребления - создание эффективной системы утилизации отходов производства и потребления, повышение экологических стандартов, улучшение состояния окружающей среды. Для достижения цели планируется развивать следующие направления:

Первое направление - экология производства - поэтапное сокращение уровней воздействия на окружающую среду всех антропогенных источников. Основными элементами этого направления должны стать создание развитой индустрии утилизации отходов и расширение использования возобновляемых источников энергии. Будут активно стимулироваться процессы модернизации производства, ориентированные на снижение энергоемкости и материалоемкости, а также сокращение и вторичное использование отходов, разработка и внедрение новых эффективных технологий производства электрической и тепловой энергий, сопряженных с экологически безопасной утилизацией отходов этих производств, сдерживание объемов антропогенной эмиссии парниковых газов.

Второе направление - экология человека - создание экологически безопасной и комфортной обстановки в местах проживания населения, его работы и отдыха. Это направление включает в себя ликвидацию накопленного загрязнения, восстановление эродированных (нарушенных в результате эксплуатации свалок бытовых отходов земель), захламленных территорий, обеспечение эффективной санитарии, управление бытовыми отходами, пропаганду здорового образа жизни.

Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления в Кировской области осуществляется:

законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

законами и иными нормативными правовыми актами Кировской области;

муниципальными правовыми актами.

Приоритет в регулировании деятельности по обращению с отходами производства и потребления принадлежит Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", который определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления на территории Российской Федерации.

Закон Кировской области от 06.06.2007 № 131-ЗО "Об отходах производства и потребления в Кировской области" закрепляет полномочия органов государственной власти Кировской области и органов местного самоуправления в области обращения с отходами производства и потребления на территории региона в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В целях развития и совершенствования системы учета и обращения с отходами в Кировской области постановлением Правительства Кировской области от 13.10.2010 № 73/504 "Об утверждении Положения о порядке ведения регионального кадастра отходов производства и потребления на территории Кировской области" утверждено Положение о порядке ведения регионального кадастра отходов производства и потребления на территории Кировской области.

Стратегия социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, принятая постановлением Правительства Кировской области от 12.08.2008 № 142/319 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Кировской области до 2020 года", обозначила существующие проблемы в сфере обращения с отходами, к числу которых отнесено наличие практически во всех населенных пунктах области проблем с размещением и утилизацией твердых бытовых отходов. Стратегия определила, что целью региональной экологической политики является улучшение качества окружающей природной среды, обеспечение благоприятной среды проживания населения и формирование экологически ориентированной экономики, а также указала основные направления обеспечения экологической устойчивости региона посредством предотвращения негативных экологических последствий хозяйственной деятельности, строительства мусоросортировочного (мусороперерабатывающего) комплекса для Кировской агломерации, внедрения установок по утилизации отходов, поддержки повторного использования и вторичной переработки промышленных товаров, стимулирования деятельности по сбору, сортировке, переработке и использованию отходов в качестве вторичного сырья и энергоносителей, повышения уровня экологической культуры населения области, внедрения технологий раздельного сбора бытовых отходов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»