ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ОТ 05.10.2010 № 72/492
Об областной целевой Программе
"Комплексная программа модернизации и реформирования
жилищно-коммунального хозяйства Кировской области"
на 2011 - 2012 годы
(с изменениями на 21 июня 2011 года)
______________________________________________________
Документ утратил силу в соответствии с
постановлением Правительства Кировской области
от 21.09.2011 № 121/439
______________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
постановлением Правительства Кировской области от 21.06.2011 № 109/251
_______________________________________________________________________________
В соответствии с концепцией областной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Кировской области" на 2011 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства области от 17.08.2010 № 296 "О концепции областной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Кировской области" на 2011 - 2020 годы", Правительство Кировской области
постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Кировской области" на 2011 - 2012 годы (далее - Программа). Прилагается.
2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы департамент жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (Князькин Л.И.).
(п. 2 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 21.06.2011 № 109/251)
3. Утвердить Порядок отбора объектов коммунальной инфраструктуры для предоставления субсидий на реализацию областной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Кировской области" на 2011 - 2012 годы, имущества залогового фонда (государственных гарантий) Кировской области. Прилагается.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Горсткина А.П.
Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области Н.Ю.Белых
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Кировской области
от 05.10.2010 № 72/492
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Комплексная программа модернизации и реформирования
жилищно-коммунального хозяйства Кировской области"
на 2011 - 2012 годы
Паспорт
областной целевой программы
"Комплексная программа модернизации и реформирования
жилищно-коммунального хозяйства Кировской области"
на 2011 - 2012 годы (с изменениями, внесенными постановлением
Правительства Кировской области от 21.06.2011 № 109/251)
Наименование Программы | "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Кировской области" |
Основание принятия решения о разработке Программы | |
Государственный заказчик - координатор Программы | департамент жилищно-коммунального хозяйства Кировской области |
Государственные заказчики Программы | департамент жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, департамент финансов Кировской области" |
Разработчик Программы | департамент жилищно-коммунального хозяйства Кировской области |
Цель Программы | повышение комфортности проживания, обеспечение собственников помещений многоквартирных домов коммунальными услугами нормативного качества, обеспечение доступной стоимости коммунальных услуг при надежной и эффективной работе коммунальной инфраструктуры |
Задачи Программы | обеспечение разработки и принятие нормативных правовых актов по реформированию жилищно-коммунального хозяйства; развитие государственно-частного партнерства в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг; увеличение объемов капитального ремонта жилищного фонда и реконструкции многоквартирных домов; обеспечение модернизации объектов коммунальной инфраструктуры; обеспечение доступности для населения стоимости жилищно-коммунальных услуг; содействие самоорганизации населения по эффективному управлению многоквартирными домами |
Важнейшие показатели эффективности Программы | доля многоквартирных домов с физическим износом от 31% до 65% к общему числу многоквартирных домов; доля многоквартирных домов с физическим износом более 65% к общему числу многоквартирных домов; доля многоквартирных домов, полностью оборудованных общедомовыми приборами учета электроэнергии, холодной и горячей воды и тепла, к общему числу многоквартирных домов, оборудованных соответствующими коммунальными услугами; доля собственников - граждан в оплате стоимости работ по капитальному ремонту и реконструкции многоквартирных домов, построенных до 1992 года; количество аварий и инцидентов в год на 1 км сетей организаций коммунального комплекса в сфере тепло- и водоснабжения в процентах к 2008 году; доля утечек и неучтенного расхода воды в суммарном объеме воды, поданной в сеть; доля потерь тепловой энергии в суммарном объеме отпуска тепловой энергии; доля расходов на жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе семьи; доля семей, получающих жилищные субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, в общем количестве семей в субъекте Российской Федерации; доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют способ управления посредством товарищества собственников жилья |
Срок реализации Программы | 2011 - 2012 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | общий объем финансирования - 2744,4 млн. рублей (при условии возможности финансирования в ходе исполнения областного бюджета на соответствующий год), в том числе: средства федерального бюджета - 300,0 млн. рублей; средства областного бюджета - 1812,3 млн. рублей (при условии возможности финансирования в ходе исполнения областного бюджета на соответствующий год); предоставление имущества залогового фонда Кировской области (государственных гарантий) - 190,0 млн. рублей; средства местных бюджетов - 103,3 млн. рублей (по соглашениям); внебюджетные средства - 338,8 млн. рублей, из них: собственные (инвестиционные) средства организаций - 338,8 млн. рублей (по соглашениям) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | в 2012 году планируется: снизить долю многоквартирных домов с физическим износом от 31% до 65% к общему числу многоквартирных домов до 52,1%; не допустить роста в сравнении с 2010 годом доли многоквартирных домов с физическим износом более 65% к общему числу многоквартирных домов свыше 23%; увеличить долю многоквартирных домов, полностью оборудованных общедомовыми приборами учета электроэнергии, холодной и горячей воды и тепла, к общему числу многоквартирных домов, оборудованных соответствующими коммунальными услугами, до 90,0%; увеличить долю собственников - граждан в оплате стоимости работ по капитальному ремонту и реконструкции многоквартирных домов, построенных до 1992 года, до 15%; сократить количество аварий и инцидентов в год на 1 км сетей организаций коммунального комплекса в сфере тепло- и водоснабжения в процентах к 2008 году до 77,0%; снизить в сравнении с 2010 годом долю утечек и неучтенного расхода воды в суммарном объеме воды, поданной в сеть, до 29,0%; снизить в сравнении с 2010 годом долю потерь тепловой энергии в суммарном объеме отпуска тепловой энергии до 12,0%; увеличить долю расходов на жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе семьи до 10,2%; снизить долю семей, получающих жилищные субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, в общем количестве семей в субъекте Российской Федерации до 8,2%; увеличить долю многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют способ управления посредством товарищества собственников жилья, до 11,8% |
1. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа
Настоящая Программа разрабатывается для выполнения стратегической цели и приоритетных задач социально-экономического развития Кировской области в соответствии со "Стратегией социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года", принятой постановлением Правительства области от 12.08.2008 № 142/319 "О "Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года" (с изменением, внесенным постановлением Правительства области от 06.12.2009 № 33/432), а также в соответствии с концепцией областной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Кировской области" на 2010 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства области от 17.08.2010 № 296.
Жилищно-коммунальное хозяйство Кировской области функционирует в условиях большой энергозатратности производства услуг при низком уровне доходов населения (18,3% от общей численности населения области имеют доход ниже областной величины прожиточного минимума) и при высокой жилищной обеспеченности на одного жителя - 21,9 кв. метра.
Общая площадь жилищного фонда области составляет 30,4 млн. кв. метров, 41% площади жилищного фонда выполнен в деревянном исполнении, 56% площади жилищного фонда - в каменном, кирпичном, панельном, монолитном и блочном исполнении.
В жилых помещениях, не оборудованных водопроводом, проживает 311,8 тыс. человек (22,4%), не оборудованных отоплением, - 591,2 тыс. человек (42,5%).
Свыше 19% от общего числа жилых домов и многоквартирных домов имеют износ свыше 65%, и 54% домов имеют износ от 31% до 65%.
Анализ структуры жилищного фонда показывает, что более половины жилищного фонда подлежит капитальному ремонту.
Несмотря на проводимую модернизацию (за 2006 - 2009 годы направлено бюджетных средств в сумме 513,0 млн. рублей), объекты коммунальной инфраструктуры также находятся в изношенном состоянии, на 01.01.2010 износ объектов коммунальной инфраструктуры в разрезе муниципальных образований составляет от 50% до 91%.
Коммунальное хозяйство Кировской области существенно отличается по уровню развития в городских и сельских поселениях, от 85% до 92% коммунальных услуг предоставляются в городских поселениях.
Услуги по теплоснабжению предоставляются 1441 источником тепла, эксплуатируется 2139 км тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении, из них 40% сетей нуждается в замене. Доля потерь тепловой энергии составляет 11,9%. Фактический расход топлива на единицу тепла превышает нормативный на 1,7% (норма - 190,3 кг/Гкал, фактический расход - 193,6 кг/Гкал). Фактический расход электроэнергии по теплоснабжению превышает нормативный на 5% (норма 34,1 кВт.ч/Гкал, фактический расход 35,8 кВт.ч/Гкал).
Водоснабжение населенных пунктов обеспечивает 1315 водопроводов, 2086 насосных станций первого подъема, 16 открытых водозаборов, протяженность водопроводных сетей 7055 км, из них 44,4% сетей нуждается в замене. Доля утечек и неучтенного расхода воды составляет 27,6%. Фактический расход электроэнергии превышает допустимые пределы на 11,8% при допустимом значении 0,85 кВт.ч/куб. м, фактический расход - 0,95 кВт.ч/куб. м.
Отведение сточных вод осуществляется 268 канализациями, 230 канализационными насосными станциями, протяженность канализационных сетей 2050,9 км, из них 35% нуждается в замене. 95% сточных вод проходит через очистные сооружения, из них нормативно очищается 83,4%. Фактический расход электроэнергии превышает допустимые пределы на 74,5% при допустимом значении 0,55 кВт.ч/куб. м, фактический расход составляет 0,96 кВт.ч/куб. м. Основной причиной перерасхода энергоресурсов является наличие устаревшего оборудования и неполная загрузка очистных сооружений канализации, которая составляет 54% от их пропускной способности.
Представленная характеристика жилищно-коммунального хозяйства Кировской области показывает, что отказ от решения проблем программно-целевым методом приведет к инерционному развитию жилищно-коммунального хозяйства, в условиях которого показатели надежности обслуживания, ресурсной эффективности, условия жизни населения будут ухудшаться.
Реализация на территории области мероприятий областной целевой программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Кировской области" на 2007 - 2010 годы позволила добиться экономии энергоресурсов.
По сравнению с базовым 2006 годом сократился расход топлива на единицу услуги на 3,2%, расход электроэнергии в водопроводно-канализационном хозяйстве - на 13,2%.
Увеличилась надежность коммунальных систем, сократилось число аварий на сетях теплоснабжения с 0,2 аварии на 1 км сети в год в 2008 году до 0,1 аварии на 1 км сети в год в 2009 году, на сетях водоснабжения и водоотведения с 0,58 аварии на 1 км сети в год в 2008 году до 0,47 аварии на 1 км сети в год в 2009 году.
Одновременно за 2009 год в сравнении с 2008 годом увеличилась доля утечек и неучтенного расхода воды с 19,9% до 27,6% и доля потерь тепловой энергии с 9,2% до 11,9% за счет муниципального образования "Город Киров", которому не выделялись субсидии на модернизацию инженерных сетей коммунальной инфраструктуры.
Стабилизировалась численность работающих в отрасли, снижение по сравнению с базовым значением составило 9,1%, по сравнению с фактом 2008 года - 5,2%.
Незначительные положительные изменения произошли по критериям доступности жилищно-коммунальных услуг. За счет увеличения совокупного дохода семьи на 0,5 процентных пункта снизилась доля семей, получающих субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, - с 9,1% до 8,6%, одновременно увеличилась с 8,2% до 9,4% доля платежей населения в совокупном доходе семьи. На данный показатель оказало влияние увеличение уровня платежей населения, сокращение бюджетного финансирования текущей деятельности и рост тарифа на жилищно-коммунальные услуги.
Острота проблем качества, надежности и экологической безопасности коммунального обслуживания, их влияние на комфортность проживания населения, улучшение жилищных условий требуют системной разработки и реализации программных мероприятий, поиска новых путей модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда.
Учитывая низкую платежеспособность потребителей, предприятия отрасли оказались в сложном экономическом положении, не имея достаточных доходов от предоставленных жилищно-коммунальных услуг, не привлекались инвестиции в основные производственные фонды в объемах, необходимых не только для развития инфраструктуры, но и для ее поддержки. Все это привело к ряду проблем, основными из которых являются:
недостаточное развитие коммунальных систем и неравномерное распределение мощностей, приводящее к неэффективному использованию ресурсов;
низкая ресурсная эффективность коммунальной инфраструктуры (за 2009 год 130 теплоснабжающих предприятий допустили перерасход топлива и 103 предприятия допустили перерасход электроэнергии);
высокий уровень морального и физического износа коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, который составляет в разрезе муниципальных образований от 50% до 91%;
сверхплановые потери коммунального ресурса в процессе производства и транспортировки до потребителей (доля утечек и неучтенного расхода воды в суммарном объеме воды, поданной в сеть, составляет 27,6%, по России - 20,1%, по Приволжскому федеральному округу - 18,3%, доля потерь тепловой энергии в суммарном объеме отпуска тепловой энергии составляет 11,9%, по России - 10,1%, по Приволжскому федеральному округу - 8,5%);
низкая доля инвестиционных составляющих коммунальных тарифов (по водоснабжению - 14,3%, по водоотведению - 12,8%, по теплоснабжению - 6,4%, при нормативном значении от 20% до 30%);
низкая эффективность системы управления в жилищно-коммунальном хозяйстве, преобладание административных методов хозяйствования над рыночным.
Недостаточные инвестиции в модернизацию коммунальной инфраструктуры ведут к снижению качества и надежности обслуживания потребителей, ресурсной эффективности производства жилищно-коммунальных услуг, а в конечном итоге к снижению качества и комфортности проживания.
Учитывая комплекс проблем в жилищно-коммунальной сфере и необходимость выработки системного решения, обеспечивающего комфортность проживания, при одновременном повышении ресурсной эффективности производства жилищно-коммунальных услуг, необходимо использовать программно-целевой метод решения указанных проблем.
2. Основная цель и задачи Программы. Срок реализации
и показатели эффективности, характеризующие достижение
поставленной цели и решение задач Программы
Основная цель Программы - повышение комфортности проживания, обеспечение собственников помещений многоквартирных домов коммунальными услугами нормативного качества, обеспечение доступной стоимости коммунальных услуг при надежной и эффективной работе коммунальной инфраструктуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
обеспечение разработки и принятие нормативных правовых актов по реформированию жилищно-коммунального хозяйства;
развитие государственно-частного партнерства в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг;
увеличение объемов капитального ремонта жилищного фонда и реконструкции многоквартирных домов;
обеспечение модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;
обеспечение доступности для населения стоимости жилищно-коммунальных услуг;
содействие самоорганизации населения по эффективному управлению многоквартирными домами.
Срок реализации Программы - 2011 - 2012 годы.
Разделение реализации Программы на этапы не предусматривается.
Основными показателями эффективности реализации Программы являются:
доля многоквартирных домов с физическим износом от 31% до 65% к общему числу многоквартирных домов;
доля многоквартирных домов с физическим износом более 65% к общему числу многоквартирных домов;
доля многоквартирных домов, полностью оборудованных общедомовыми приборами учета электроэнергии, холодной и горячей воды и тепла, к общему числу многоквартирных домов, оборудованных соответствующими коммунальными услугами;
доля собственников - граждан в оплате стоимости работ по капитальному ремонту и реконструкции многоквартирных домов, построенных до 1992 года;
количество потребляемой воды в сутки на одного человека;
доля утечек и неучтенного расхода воды в суммарном объеме воды, поданной в сеть;