Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОТ 05.10.2010 № 72/492


Об областной целевой Программе
"Комплексная программа модернизации и реформирования
жилищно-коммунального хозяйства Кировской области"
на 2011 - 2012 годы

(с изменениями на 21 июня 2011 года)
______________________________________________________
Документ утратил силу в соответствии с
постановлением Правительства Кировской области
от 21.09.2011 № 121/439
______________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными
постановлением Правительства Кировской области от 21.06.2011 № 109/251

_______________________________________________________________________________


В соответствии с концепцией областной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Кировской области" на 2011 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства области от 17.08.2010 № 296 "О концепции областной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Кировской области" на 2011 - 2020 годы", Правительство Кировской области

постановляет:

1. Утвердить областную целевую программу "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Кировской области" на 2011 - 2012 годы (далее - Программа). Прилагается.

2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы департамент жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (Князькин Л.И.).

(п. 2 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Кировской области от 21.06.2011 № 109/251)

3. Утвердить Порядок отбора объектов коммунальной инфраструктуры для предоставления субсидий на реализацию областной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Кировской области" на 2011 - 2012 годы, имущества залогового фонда (государственных гарантий) Кировской области. Прилагается.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Горсткина А.П.

Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области Н.Ю.Белых


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Кировской области
от 05.10.2010 № 72/492

     

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Комплексная программа модернизации и реформирования
жилищно-коммунального хозяйства Кировской области"
на 2011 - 2012 годы

     

Паспорт
областной целевой программы
"Комплексная программа модернизации и реформирования
жилищно-коммунального хозяйства Кировской области"
на 2011 - 2012 годы (с изменениями, внесенными постановлением
Правительства Кировской области от 21.06.2011 № 109/251)

Наименование  Программы

"Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Кировской области"

Основание принятия решения о разработке Программы

распоряжение Правительства области от 17.08.2010 № 296 "О концепции областной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Кировской области" на 2011 - 2020 годы"

Государственный  заказчик - координатор Программы

департамент жилищно-коммунального хозяйства Кировской области

Государственные  заказчики  Программы

департамент жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, департамент финансов Кировской области"

Разработчик Программы

департамент жилищно-коммунального хозяйства Кировской области

Цель Программы

повышение комфортности проживания, обеспечение собственников помещений многоквартирных домов коммунальными услугами нормативного качества, обеспечение доступной стоимости коммунальных услуг при надежной и эффективной работе коммунальной инфраструктуры

Задачи Программы

обеспечение разработки и принятие нормативных правовых актов по реформированию жилищно-коммунального хозяйства;  развитие государственно-частного партнерства в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг;  увеличение объемов капитального ремонта жилищного фонда и реконструкции многоквартирных домов;  обеспечение модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;  обеспечение доступности для населения стоимости жилищно-коммунальных услуг;  содействие самоорганизации населения по эффективному управлению многоквартирными домами

Важнейшие показатели эффективности  Программы

доля многоквартирных домов с физическим износом от 31% до 65% к общему числу многоквартирных домов;  доля многоквартирных домов с физическим износом более 65% к общему числу многоквартирных домов;  доля многоквартирных домов, полностью оборудованных общедомовыми приборами учета электроэнергии, холодной и горячей воды и тепла, к общему числу многоквартирных домов, оборудованных соответствующими коммунальными услугами;  доля собственников - граждан в оплате стоимости работ по капитальному ремонту и реконструкции многоквартирных домов, построенных до 1992 года;  количество аварий и инцидентов в год на 1 км сетей организаций коммунального комплекса в сфере тепло- и водоснабжения в процентах к 2008 году;  доля утечек и неучтенного расхода воды в суммарном объеме воды, поданной в сеть;  доля потерь тепловой энергии в суммарном объеме отпуска тепловой энергии;  доля расходов на жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе семьи;  доля семей, получающих жилищные субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, в общем количестве семей в субъекте Российской Федерации;  доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют способ управления посредством товарищества собственников жилья

Срок реализации Программы

2011 - 2012 годы

Объемы и источники финансирования  Программы

общий объем финансирования - 2744,4 млн. рублей (при условии возможности финансирования в ходе исполнения областного бюджета на соответствующий год), в том числе:  средства федерального бюджета - 300,0 млн. рублей;  средства областного бюджета - 1812,3 млн. рублей (при условии возможности финансирования в ходе исполнения областного бюджета на соответствующий год);  предоставление имущества залогового фонда Кировской области (государственных гарантий) - 190,0 млн. рублей;  средства местных бюджетов - 103,3 млн. рублей (по соглашениям);  внебюджетные средства - 338,8 млн. рублей, из них:  собственные (инвестиционные) средства организаций - 338,8 млн. рублей (по соглашениям)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

в 2012 году планируется:  снизить долю многоквартирных домов с физическим износом от 31% до 65% к общему числу многоквартирных домов до 52,1%;  не допустить роста в сравнении с 2010 годом доли многоквартирных домов с физическим износом более 65% к общему числу многоквартирных домов свыше 23%; увеличить долю многоквартирных домов, полностью оборудованных общедомовыми приборами учета электроэнергии, холодной и горячей воды и тепла, к общему числу многоквартирных домов, оборудованных соответствующими коммунальными услугами, до 90,0%;  увеличить долю собственников - граждан в оплате стоимости работ по капитальному ремонту и реконструкции многоквартирных домов, построенных до 1992 года, до 15%;  сократить количество аварий и инцидентов в год на 1 км сетей организаций коммунального комплекса в сфере тепло- и водоснабжения в процентах к 2008 году до 77,0%;  снизить в сравнении с 2010 годом долю утечек и неучтенного расхода воды в суммарном объеме воды, поданной в сеть, до 29,0%;  снизить в сравнении с 2010 годом долю потерь тепловой энергии в суммарном объеме отпуска тепловой энергии до 12,0%;  увеличить долю расходов на жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе семьи до 10,2%;  снизить долю семей, получающих жилищные субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, в общем количестве семей в субъекте Российской Федерации до 8,2%;  увеличить долю многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют способ управления посредством товарищества собственников жилья, до 11,8%



1. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа


Настоящая Программа разрабатывается для выполнения стратегической цели и приоритетных задач социально-экономического развития Кировской области в соответствии со "Стратегией социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года", принятой постановлением Правительства области от 12.08.2008 № 142/319 "О "Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года" (с изменением, внесенным постановлением Правительства области от 06.12.2009 № 33/432), а также в соответствии с концепцией областной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Кировской области" на 2010 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства области от 17.08.2010 № 296.

Жилищно-коммунальное хозяйство Кировской области функционирует в условиях большой энергозатратности производства услуг при низком уровне доходов населения (18,3% от общей численности населения области имеют доход ниже областной величины прожиточного минимума) и при высокой жилищной обеспеченности на одного жителя - 21,9 кв. метра.

Общая площадь жилищного фонда области составляет 30,4 млн. кв. метров, 41% площади жилищного фонда выполнен в деревянном исполнении, 56% площади жилищного фонда - в каменном, кирпичном, панельном, монолитном и блочном исполнении.

В жилых помещениях, не оборудованных водопроводом, проживает 311,8 тыс. человек (22,4%), не оборудованных отоплением, - 591,2 тыс. человек (42,5%).

Свыше 19% от общего числа жилых домов и многоквартирных домов имеют износ свыше 65%, и 54% домов имеют износ от 31% до 65%.

Анализ структуры жилищного фонда показывает, что более половины жилищного фонда подлежит капитальному ремонту.

Несмотря на проводимую модернизацию (за 2006 - 2009 годы направлено бюджетных средств в сумме 513,0 млн. рублей), объекты коммунальной инфраструктуры также находятся в изношенном состоянии, на 01.01.2010 износ объектов коммунальной инфраструктуры в разрезе муниципальных образований составляет от 50% до 91%.

Коммунальное хозяйство Кировской области существенно отличается по уровню развития в городских и сельских поселениях, от 85% до 92% коммунальных услуг предоставляются в городских поселениях.

Услуги по теплоснабжению предоставляются 1441 источником тепла, эксплуатируется 2139 км тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении, из них 40% сетей нуждается в замене. Доля потерь тепловой энергии составляет 11,9%. Фактический расход топлива на единицу тепла превышает нормативный на 1,7% (норма - 190,3 кг/Гкал, фактический расход - 193,6 кг/Гкал). Фактический расход электроэнергии по теплоснабжению превышает нормативный на 5% (норма 34,1 кВт.ч/Гкал, фактический расход 35,8 кВт.ч/Гкал).

Водоснабжение населенных пунктов обеспечивает 1315 водопроводов, 2086 насосных станций первого подъема, 16 открытых водозаборов, протяженность водопроводных сетей 7055 км, из них 44,4% сетей нуждается в замене. Доля утечек и неучтенного расхода воды составляет 27,6%. Фактический расход электроэнергии превышает допустимые пределы на 11,8% при допустимом значении 0,85 кВт.ч/куб. м, фактический расход - 0,95 кВт.ч/куб. м.

Отведение сточных вод осуществляется 268 канализациями, 230 канализационными насосными станциями, протяженность канализационных сетей 2050,9 км, из них 35% нуждается в замене. 95% сточных вод проходит через очистные сооружения, из них нормативно очищается 83,4%. Фактический расход электроэнергии превышает допустимые пределы на 74,5% при допустимом значении 0,55 кВт.ч/куб. м, фактический расход составляет 0,96 кВт.ч/куб. м. Основной причиной перерасхода энергоресурсов является наличие устаревшего оборудования и неполная загрузка очистных сооружений канализации, которая составляет 54% от их пропускной способности.

Представленная характеристика жилищно-коммунального хозяйства Кировской области показывает, что отказ от решения проблем программно-целевым методом приведет к инерционному развитию жилищно-коммунального хозяйства, в условиях которого показатели надежности обслуживания, ресурсной эффективности, условия жизни населения будут ухудшаться.

Реализация на территории области мероприятий областной целевой программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Кировской области" на 2007 - 2010 годы позволила добиться экономии энергоресурсов.

По сравнению с базовым 2006 годом сократился расход топлива на единицу услуги на 3,2%, расход электроэнергии в водопроводно-канализационном хозяйстве - на 13,2%.

Увеличилась надежность коммунальных систем, сократилось число аварий на сетях теплоснабжения с 0,2 аварии на 1 км сети в год в 2008 году до 0,1 аварии на 1 км сети в год в 2009 году, на сетях водоснабжения и водоотведения с 0,58 аварии на 1 км сети в год в 2008 году до 0,47 аварии на 1 км сети в год в 2009 году.

Одновременно за 2009 год в сравнении с 2008 годом увеличилась доля утечек и неучтенного расхода воды с 19,9% до 27,6% и доля потерь тепловой энергии с 9,2% до 11,9% за счет муниципального образования "Город Киров", которому не выделялись субсидии на модернизацию инженерных сетей коммунальной инфраструктуры.

Стабилизировалась численность работающих в отрасли, снижение по сравнению с базовым значением составило 9,1%, по сравнению с фактом 2008 года - 5,2%.

Незначительные положительные изменения произошли по критериям доступности жилищно-коммунальных услуг. За счет увеличения совокупного дохода семьи на 0,5 процентных пункта снизилась доля семей, получающих субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, - с 9,1% до 8,6%, одновременно увеличилась с 8,2% до 9,4% доля платежей населения в совокупном доходе семьи. На данный показатель оказало влияние увеличение уровня платежей населения, сокращение бюджетного финансирования текущей деятельности и рост тарифа на жилищно-коммунальные услуги.

Острота проблем качества, надежности и экологической безопасности коммунального обслуживания, их влияние на комфортность проживания населения, улучшение жилищных условий требуют системной разработки и реализации программных мероприятий, поиска новых путей модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда.

Учитывая низкую платежеспособность потребителей, предприятия отрасли оказались в сложном экономическом положении, не имея достаточных доходов от предоставленных жилищно-коммунальных услуг, не привлекались инвестиции в основные производственные фонды в объемах, необходимых не только для развития инфраструктуры, но и для ее поддержки. Все это привело к ряду проблем, основными из которых являются:

недостаточное развитие коммунальных систем и неравномерное распределение мощностей, приводящее к неэффективному использованию ресурсов;

низкая ресурсная эффективность коммунальной инфраструктуры (за 2009 год 130 теплоснабжающих предприятий допустили перерасход топлива и 103 предприятия допустили перерасход электроэнергии);

высокий уровень морального и физического износа коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, который составляет в разрезе муниципальных образований от 50% до 91%;

сверхплановые потери коммунального ресурса в процессе производства и транспортировки до потребителей (доля утечек и неучтенного расхода воды в суммарном объеме воды, поданной в сеть, составляет 27,6%, по России - 20,1%, по Приволжскому федеральному округу - 18,3%, доля потерь тепловой энергии в суммарном объеме отпуска тепловой энергии составляет 11,9%, по России - 10,1%, по Приволжскому федеральному округу - 8,5%);

низкая доля инвестиционных составляющих коммунальных тарифов (по водоснабжению - 14,3%, по водоотведению - 12,8%, по теплоснабжению - 6,4%, при нормативном значении от 20% до 30%);

низкая эффективность системы управления в жилищно-коммунальном хозяйстве, преобладание административных методов хозяйствования над рыночным.

Недостаточные инвестиции в модернизацию коммунальной инфраструктуры ведут к снижению качества и надежности обслуживания потребителей, ресурсной эффективности производства жилищно-коммунальных услуг, а в конечном итоге к снижению качества и комфортности проживания.

Учитывая комплекс проблем в жилищно-коммунальной сфере и необходимость выработки системного решения, обеспечивающего комфортность проживания, при одновременном повышении ресурсной эффективности производства жилищно-коммунальных услуг, необходимо использовать программно-целевой метод решения указанных проблем.

2. Основная цель и задачи Программы. Срок реализации
и показатели эффективности, характеризующие достижение
поставленной цели и решение задач Программы


Основная цель Программы - повышение комфортности проживания, обеспечение собственников помещений многоквартирных домов коммунальными услугами нормативного качества, обеспечение доступной стоимости коммунальных услуг при надежной и эффективной работе коммунальной инфраструктуры.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

обеспечение разработки и принятие нормативных правовых актов по реформированию жилищно-коммунального хозяйства;

развитие государственно-частного партнерства в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг;

увеличение объемов капитального ремонта жилищного фонда и реконструкции многоквартирных домов;

обеспечение модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;

обеспечение доступности для населения стоимости жилищно-коммунальных услуг;

содействие самоорганизации населения по эффективному управлению многоквартирными домами.

Срок реализации Программы - 2011 - 2012 годы.

Разделение реализации Программы на этапы не предусматривается.

Основными показателями эффективности реализации Программы являются:

доля многоквартирных домов с физическим износом от 31% до 65% к общему числу многоквартирных домов;

доля многоквартирных домов с физическим износом более 65% к общему числу многоквартирных домов;

доля многоквартирных домов, полностью оборудованных общедомовыми приборами учета электроэнергии, холодной и горячей воды и тепла, к общему числу многоквартирных домов, оборудованных соответствующими коммунальными услугами;

доля собственников - граждан в оплате стоимости работ по капитальному ремонту и реконструкции многоквартирных домов, построенных до 1992 года;

количество потребляемой воды в сутки на одного человека;

доля утечек и неучтенного расхода воды в суммарном объеме воды, поданной в сеть;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»