ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

ОТ 17.08.2010 № 296


О концепции областной целевой программы
"Комплексная программа модернизации и реформирования
жилищно-коммунального хозяйства Кировской области"
на 2011 - 2020 годы

(с изменениями на 9 июня 2012 года)

_____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными
распоряжением Првительства Кировской области от 13.09.2012 № 250
распоряжением Правительства Кировской области от 09.06.2012 № 159

_____________________________________________________________________


В соответствии с постановлением Правительства области от 14.03.2008 № 124/67 "О разработке, формировании и реализации целевых программ на территории Кировской области" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства области от 11.01.2009 № 158/558) и с учетом Концепции федеральной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 № 102-р, решения консультативного совета по инвестиционной политике при Правительстве Кировской области (протокол от 09.07.2010 № 4):

1. Утвердить концепцию областной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Кировской области" на 2011 - 2020 годы (далее - Концепция). Прилагается.

1-1. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (Князькин Л.И.) разработать проект областной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Кировской области" на 2012-2015 годы" и внести на утверждение Правительству Кировской области.

(п. 1-1 введен  распоряжением Првительства Кировской области от 13.09.2012 № 250)

1-2. Установить предельный объем финансирования областной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Кировской области" на 2012-2015 годы" из средств областного бюджета в размере 3577,508 млн. рублей.

(п. 1-2  введен  распоряжением Првительства Кировской области от 13.09.2012 № 250, с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Кировской области от 09.06.2012 № 159)

2. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (Князькин Л.И.) разработать проект областной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Кировской области" на 2011 - 2012 годы (далее - Программа) и внести на утверждение Правительству области.

(п.2 утратил силу в соответствии с распоряжением Првительства Кировской области от 13.09.2012 № 250)

3. Установить предельный объем финансирования Программы из средств областного бюджета в размере 675,0 млн. рублей.

(п.3 утратил силу в соответствии с распоряжением Првительства Кировской области от 13.09.2012 № 250)

4. Определить государственным заказчиком Программы департамент жилищно-коммунального хозяйства Кировской области (Князькин Л.И.).

5. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства области Горсткина А.П.

Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области Н.Ю.Белых

УТВЕРЖДЕНА

распоряжением Правительства
Кировской области
от 17.08.2010 № 296



КОНЦЕПЦИЯ
областной целевой программы
"Комплексная программа модернизации и реформирования
жилищно-коммунального хозяйства Кировской области"
на 2011 - 2020 годы



1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Кировской области

Настоящая Программа разрабатывается для выполнения стратегической цели и приоритетных задач социально-экономического развития Кировской области в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, принятой постановлением Правительства области от 12.08.2008 № 142/319 "О "Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года" (с изменением, внесенным постановлением Правительства области от 06.12.2009 № 33/432), а также в соответствии с Концепцией федеральной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 № 102-р.

Острота проблем качества, надежности и экологической безопасности коммунального обслуживания, их влияние на комфортность проживания населения, улучшение жилищных условий требуют системной разработки и реализации программных мероприятий, поиска новых путей модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда.

Учитывая низкую платежеспособность потребителей, предприятия отрасли оказались в сложном экономическом положении, не имея достаточных доходов от предоставленных жилищно-коммунальных услуг, не привлекались инвестиции в основные производственные фонды в объемах, необходимых не только для развития инфраструктуры, но и для её поддержки. Всё это привело к ряду проблем, основными из которых являются:

недостаточное развитие коммунальных систем и неравномерное распределение мощностей, приводящее к неэффективному использованию ресурсов;

низкая ресурсная эффективность коммунальной инфраструктуры (за 2009 год 130 теплоснабжающих предприятий допустили перерасход топлива и 103 предприятия допустили перерасход электроэнергии);

высокий уровень морального и физического износа коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, который составляет в разрезе муниципальных образований от 50% до 91%;

сверхплановые потери коммунального ресурса в процессе производст-ва и транспортировки до потребителей (доля утечек и неучтенного расхода воды в суммарном объеме воды, поданной в сеть, составляет 27,6%, по России - 20,1%, по Приволжскому федеральному округу - 18,3%, доля потерь тепловой энергии в суммарном объеме отпуска тепловой энергии составляет 11,9%, по России - 10,1%, по Приволжскому федеральному округу - 8,5%);

низкая доля инвестиционных составляющих коммунальных тарифов (по водоснабжению - 14,3%, по водоотведению - 12,8%, по теплоснабжению - 6,4%, при нормативном значении от 20% до 30%);

низкая эффективность системы управления в жилищно-коммунальном хозяйстве, преобладание административных методов хозяйствования над рыночным.     

2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

Реализация на территории области мероприятий областной целевой программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Кировской области" на 2007-2010 годы позволила добиться экономии энергоресурсов.

По сравнению с базовым 2006 годом сократился расход топлива на единицу услуги на 3,2%, расход электроэнергии в водопроводно-канализационном хозяйстве - на 13,2%.

Увеличилась надежность коммунальных систем, сократилось число аварий на сетях теплоснабжения с 0,2 аварии на 1 км сети в год в 2008 году до 0,1 - в 2009 году, на сетях водоснабжения и водоотведения с 0,58 аварии на 1 км сети в год в 2008 году до 0,47 - в 2009 году.

Одновременно за 2009 год в сравнении с 2008 годом увеличилась доля утечек и неучтенного расхода воды с 19,9% до 27,6% и доля потерь тепловой энергии с 9,2% до 11,9% за счет муниципального образования "Город Киров", которому не выделялись субсидии за счет Программы.

Стабилизировалась численность работающих в отрасли, снижение по сравнению с базовым значением составило 9,1%, и снижение по сравнению с фактом 2008 года - 5,2%.

Незначительные положительные изменения произошли по критериям доступности жилищно-коммунальных услуг. За счет увеличения совокупного дохода семьи на 0,5 процентных пункта снизилась доля семей, получающих субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, - с 9,1% до 8,6%, одновременно увеличилась с 8,2% до 9,4% доля платежей населения в совокупном доходе семьи. На данный показатель оказало влияние увеличение уровня платежей населения, сокращение бюджетного финансирования текущей деятельности и рост тарифа на жилищно-коммунальные услуги.

Поскольку финансовая обеспеченность мероприятий областной целевой программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Кировской области" на 2007-2010 годы составила 22% от предусмотренных источников финансирования, то не все показатели эффективности выполнены в полном объеме, тем не менее в целом основные показатели эффективности имеют положительную динамику.

Недостаточные инвестиции в модернизацию коммунальной инфраструктуры ведут к снижению качества и надежности обслуживания потребителей, ресурсной эффективности производства жилищно-коммунальных услуг, а в конечном итоге к снижению качества и комфортности проживания. Очевидно, что модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства в Кировской области с целью повышения качества жизни населения требуют комплексного и системного подхода.

Учитывая комплекс проблем в жилищно-коммунальной сфере и необходимость выработки системного решения, обеспечивающего комфортность проживания, при одновременном повышении ресурсной эффективности производства жилищно-коммунальных услуг, необходимо использовать программно-целевой метод решения указанных проблем, поскольку они:

входят в число приоритетов для формирования областных целевых программ, а их решение позволяет обеспечить возможность улучшения жилищных условий и качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения, а также создать условия для устойчивого и эффективного развития жилищно-коммунального хозяйства области;

имеют межотраслевой и межведомственный характер и не могут быть решены без участия органов государственной власти Кировской области;

не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют привлечения бюджетных средств;

носят комплексный характер, а их решение окажет положительное влияние на экономическое развитие области и социальное благополучие населения.

Кроме того, без наличия Программы не выделяются средства из федерального бюджета.

3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации
в сфере жилищно-коммунального хозяйства без использования программно-целевого метода


Жилищно-коммунальное хозяйство Кировской области функционирует в условиях большой энергозатратности производства услуг при низком уровне доходов населения (18,3% от общей численности населения области имеют доход ниже областной величины прожиточного минимума) и при высокой жилищной обеспеченности на одного жителя - 21,9 кв. метра.

Общая площадь жилищного фонда области составляет 30,4 млн. кв. метров, 41% площади жилищного фонда выполнено в деревянном исполнении, 56% площади жилищного фонда - в каменном, кирпичном, панельном, монолитном и блочном исполнении.

В жилых помещениях, не оборудованных водопроводом, проживает 311,8 тыс. человек (22,4%), не оборудованных отоплением - 591,2 тыс. человек (42,5%).

Свыше 19% от общего числа жилых домов и многоквартирных домов имеют износ свыше 65%, и 54% домов имеют износ от 31% до 65%.

Анализ структуры жилищного фонда показывает, что более половины жилищного фонда подлежит капитальному ремонту.

Несмотря на проводимую модернизацию (за 2006-2009 годы направлено бюджетных средств в сумме 513,0 млн. рублей), объекты коммунальной инфраструктуры также находятся в изношенном состоянии, на 01.01.2010 износ объектов коммунальной инфраструктуры в разрезе муниципальных образований составляет от 50% до 91%.

Коммунальное хозяйство Кировской области существенно отличается по уровню развития в городских и сельских поселениях, от 85% до 92% коммунальных услуг предоставляются в городских поселениях.

Услуги по теплоснабжению предоставляются 1441 источником тепла, эксплуатируется 2139 км тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении, из них 40% сетей нуждается в замене. Доля потерь тепловой энергии составляет 11,9%. Фактический расход топлива на единицу тепла превышает нормативный на 1,7% (норма - 190,3 кг/Гкал, фактический расход - 193,6 кг/Гкал). Фактический расход электроэнергии по теплоснабжению превышает нормативный на 5% (норма 34,1 кВт.ч/Гкал, фактический расход - 35,8 кВт.ч/Гкал).

Водоснабжение населенных пунктов обеспечивает 1315 водопроводов, 2086 насосных станций первого подъёма, 16 открытых водозаборов, протяженность водопроводных сетей 7055 км, из них 44,4% сетей нуждается в замене. Доля утечек и неучтенного расхода воды составляет 27,6%. Фактический расход электроэнергии превышает допустимые пределы на 11,8% при допустимом значении 0,85 кВт.ч/куб. м, фактический расход - 0,95 кВт.ч/куб. м.

Отведение сточных вод осуществляется 268 канализациями, 230 канализационными насосными станциями, протяженность канализационных сетей 2050,9 км, из них 35% нуждаются в замене. 95% сточных вод проходит через очистные сооружения, из них нормативно очищается 83,4%. Фактический расход электроэнергии превышает допустимые пределы на 74,5% при допустимом значении 0,55 кВт.ч/куб. м, фактический расход составляет 0,96 кВт.ч/куб. м. Основной причиной перерасхода энергоресурсов является наличие устаревшего оборудования и неполная загрузка очистных сооружений канализации, которая составляет 54% от их пропускной способности.

Представленная характеристика жилищно-коммунального хозяйства Кировской области показывает, что отказ от решения проблем программно-целевым методом приведет к инерционному развитию жилищно-коммунального хозяйства, в условиях которого показатели надежности обслуживания, ресурсной эффективности, условия жизни населения будут ухудшаться.

В результате проведенного анализа функционирования жилищно-коммунального хозяйства определены основные направления развития жилищно-коммунальной отрасли.

Первым направлением развития жилищно-коммунального хозяйства является развитие конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда, содействие самоорганизации населения по эффективному управлению многоквартирными домами и обеспечение комфортно-го проживания граждан за счет осуществления работ по капитальному ремонту и реконструкции жилищного фонда.

В настоящее время 70% жилищного фонда находится в частной собственности, на собственников жилых помещений возлагается ответственность за содержание жилого помещения и общего имущества дома в надлежащем состоянии.

На 01.01.2010 в 92 % многоквартирных домов собственники помещений выбрали способ управления домом, в том числе в 10,9% от общего числа многоквартирных домов выбран способ управления товариществом собственников жилья. Собственники жилых помещений активно приняли участие в реализации на территории области Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в редакции Федерального закона от 09.03.2010 № 25-ФЗ) в части выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.

Вторым направлением является развитие системы управления имущественным комплексом коммунальной инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства, проведение комплексной модернизации за счет всех источников финансирования.

На 01.01.2010 доля государственного и муниципального имущества, переданного в управление, аренду организациям коммунального комплекса частной формы собственности, в общем объеме государственного, муниципального имущества коммунального хозяйства составила 67,1%, что расценивается как положительный фактор (по России - 12,9%, по Приволжскому федеральному округу - 13,4%).

Третьим направлением является развитие системы ресурсосбережения. Определение объема коммунального ресурса должно осуществляться по показаниям общедомового и индивидуального приборов учета. Установка общедомовых приборов учета будет выполняться за счет средств, выделяемых на капитальный ремонт жилищного фонда.

По итогам работы за 2009 год отпущено потребителям по показаниям приборов учета 99,8% электрической энергии, 98,2% газа, 38,9% холодной воды, 28,1% горячей воды и 43,4% тепловой энергии.

В сравнении с общероссийскими показателями наблюдается отставание по установке приборов учета на холодное и горячее водоснабжение (10-е место по Приволжскому федеральному округу), по установке приборов учета на теплоснабжение Кировская область опережает среднероссийский показатель (37%) и показатель по Приволжскому федеральному округу (33,6%).

4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков,
возникающих при различных вариантах решения проблемы


Решение проблемы модернизации может быть обеспечено применением двух вариантов развития жилищно-коммунального хозяйства, отличающихся по темпам реализации, механизмам государственной поддержки, объему и структуре финансирования.

Инструментами для выполнения мероприятий должны являться муниципальные программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (далее - программа комплексного развития), единые муниципальные базы информационных ресурсов, переход к долгосрочным тарифам и заключение соглашений о государственно-частном партнерстве.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»