ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10.02.2009 № 2/5

О внесении изменений в постановление
Правительства области от 11.01.2009 № 158/565

     

В соответствии с Соглашением о реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, заключенным между Федеральной службой по труду и занятости и Правительством Кировской области от 05.02.2009, и в связи с увеличением объемов финансирования данных мероприятий Правительство Кировской области

постановляет:

1. Внести в постановление Правительства области от 11.01.2009 № 158/565 "Об утверждении областной целевой программы "О реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Кировской области в 2009 году" следующие изменения:

1.1. Утвердить областную целевую программу "О реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Кировской области в 2009 году" (далее - Программа) в новой редакции. Прилагается.

1.2. Дополнить пунктом 3-1 следующего содержания:

"3-1. Управлению государственной службы занятости населения Кировской области (Лаптев Ю.Н.):

3-1.1. Разработать проект порядка предоставления и расходования средств на финансирование мероприятий Программы и в срок до 23.02.2009 представить его на утверждение Правительству области.

3-1.2. Своевременно осуществлять подготовку проектов правовых актов Правительства области по изменению в зависимости от ситуации на региональном рынке труда перечня предприятий (организаций), участвующих в соответствующих мероприятиях Программы".

1.3. Пункт 5 изложить в следующей редакции:

"5. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства области Носкова Э.А. и заместителя Председателя Правительства области Галицких А.А.".

2. Департаменту информационно-аналитической работы и связей с общественностью Кировской области (Урматская Е.А.) опубликовать постановление в официальных средствах массовой информации.

Губернатор
Кировской области
 Н.Ю.Белых

УТВЕРЖДЕНА
 постановлением Правительства
 Кировской области
 от 10.02.2009 №2/5

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"О реализации дополнительных мероприятий, направленных на
снижение напряженности на рынке труда Кировской области в 2009 году"


ПАСПОРТ
областной целевой программы "О реализации дополнительных мероприятий,
направленных на снижение напряженности на рынке труда Кировской области в 2009 году"


Наименование Программы

"О реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Кировской области в 2009 году"

Основания для разработки Программы

Закон Российской Федерации от 19.04.91 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 25.12.2008 № 287-ФЗ); постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 1089 "О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"

Государственный заказчик Программы

управление государственной службы занятости населения Кировской области

Разработчик Программы

управление государственной службы занятости населения Кировской области

Цель Программы'

снижение напряженности на региональном рынке труда, сдерживание темпов роста безработицы

Задачи Программы

организация опережающего профессионального обучения работников предприятий и организаций в случае массового увольнения; организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, работников в случае угрозы массового увольнения; содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости (организации собственного дела) безработных граждан.

Важнейшие показатели эффективности Программы

количество созданных рабочих мест для организации общественных работ, временного трудоустройства и стажировки безработных граждан; количество работников, находящихся под угрозой массового увольнения и прошедших опережающее профессиональное обучение; количество граждан, трудоустроенных на временные и общественные работы, на рабочие места для стажировки; количество безработных граждан, получивших субсидии на организацию собственного дела или на самозанятость; количество замещенных иностранных работников высвобожденными работниками с предприятий и организаций; уровень регистрируемой безработицы; коэффициент напряженности на рынке труда

Сроки и этапы реализации Программы

2009 год; 1 этап - январь-февраль 2009 года; 2 этап - март 2009 года; 3 этап - апрель-декабрь 2009 года

Объемы и источники финансирования Программы

общий объем финансирования Программы -684 224,8 тыс. рублей, в том числе из средств: федерального бюджета - 650 014,8 тыс. рублей; областного бюджета - 26 510 тыс. рублей; местных бюджетов - 7 700 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

количество созданных рабочих мест для организации общественных работ, временного трудоустройства и стажировки безработных граждан- 10 500; количество работников, находящихся под угрозой массового увольнения и прошедших опережающее профессиональное обучение -4 067; количество граждан, трудоустроенных на временные и общественные работы, на рабочие места для стажировки - 32 223;

количество безработных граждан, получивших субсидии на организацию собственного дела или на самозанятость - 265; сокращение численности привлекаемых иностранных работников на 703 человека; уровень регистрируемой безработицы - не более 2,6% экономически активного населения; коэффициент напряженности на рынке труда -2,0.

     

1. Характеристика проблемы,
 на решение которой направлена Программа


До начала мирового финансового кризиса ситуация с занятостью населения Кировской области имела тенденцию к стабилизации. Под влиянием демографических факторов и в результате структурных преобразований численность занятых в экономике с 2005 года уменьшилась на 19,6 тыс. человек. Общая численность безработных за этот период сократилась с 56,5 тыс. человек до 48,0 тыс. человек, численность безработных, зарегистрированных в службе занятости, - с 22,8 тыс. человек до 10,9 тыс. человек. Уровень общей безработицы уменьшился с 7,1% до 6,0% экономически активного населения, уровень регистрируемой безработицы - с 2,9% до 1,4%.

Ситуация на региональном рынке труда, складывающаяся в последнее время, отражает те трудности, с которыми столкнулся реальный сектор экономики в связи с разрастающимся в мире экономическим кризисом.

В IV квартале 2008 года - начале 2009 года 160 предприятий с численностью работающих 53,0 тыс. человек, среди которых ряд градообразующих и социально значимых для региона, заявили о предстоящем в 2009 году сокращении 5,2 тыс. человек, или 10,0% персонала.

Как следствие экономических трудностей, количество вакансий, сведения о которых предприятия подают в органы службы занятости населения, уменьшилось с 20 500 на 01.10.2008 до 5 200 на 23.01.2009.

Нарастает также число обращений граждан в органы службы занятости населения. Только за две рабочие недели января 2009 года в органы службы занятости населения в поисках работы обратилось 5,3 тыс. человек, из них уволенных по сокращению - 1,0 тыс. человек, по собственному желанию - 2,0 тыс. человек, по соглашению сторон - 0,5 тыс. человек. Это в 2-2,5 раза больше, чем в аналогичный период 2008 года.

В период с 01.10.2008 по 01.01.2009 численность безработных увеличилась с 10,4 тыс. человек до 10,9 тыс. человек, в течение первых двух рабочих недель января - еще на 1,2 тыс. человек, и на 23.01.2009 составила 12,1 тыс. человек.

Среди обращающихся растет число тех, кто работал без оформления трудовых отношений, вахтовым методом за пределами Кировской области, а также тех, кто был уволен по собственному желанию или по соглашению сторон.

На 01.01.2009 более 20% зарегистрированных в органах службы занятости населения безработных составили инвалиды, 15% - лица предпенсионного возраста, более 24% - уволенные с предприятий в результате сокращения численности или штата работников, 30% - уволенные по собственному желанию или соглашению сторон. Более 60% зарегистрированных в органах службы занятости населения - женщины, 48% - проживают в сельской местности.

В Кировской области постоянно ведется мониторинг процессов, связанных с высвобождением работников, отслеживается ситуация с занятостью на 96 крупных и социально значимых предприятиях. Результаты мониторинга показывают, что особую остроту ситуация с занятостью приобретает в населенных пунктах с монопроизводством (градообразующими предприятиями).

На основе поступающей информации принимаются меры по стабилизации ситуации на рынке труда, содействию занятости и социальной поддержке населения, включая дополнительные меры по снижению напряженности в населенных пунктах с монопроизводством (г. Луза, г. Белая Холуница, пгт Песковка).

Правительством Кировской области разработаны План действий по обеспечению устойчивого функционирования экономики Кировской области в 2008 - 2009 годах, План действий по сохранению рабочих мест, замещению вакантных рабочих мест высвобождаемыми работниками, содействию трудоустройству граждан в Кировской области, мероприятия которых успешно реализуются.

В каждом муниципальном образовании области организовано взаимодействие органов службы занятости населения, органов местного самоуправления, работодателей и профсоюзов по проведению предувольнительных консультаций на предприятиях, трудоустройству высвобождаемых работников, их профессиональной подготовке (переподготовке), досрочному выводу работников на пенсию, организованы и работают "горячие линии" в центрах занятости населения.

Осуществляется также комплекс мер по информированию о положении на рынке труда, включающий регулярное освещение ситуации с занятостью населения во всех средствах массовой информации, предоставление информации по запросам заинтересованных структур, размещение ее на Интернет-ресурсе, проведение личного приема и консультирование граждан специалистами органов службы занятости населения, Государственной инспекции труда по Кировской области, прокуратуры, других ведомств, по вопросам, связанным с высвобождением работников.

На заседаниях Комитета устойчивого развития Кировской области, созданного постановлением Правительства области от 09.12.2008 № 155/480, рассматриваются наиболее острые проблемы по вопросу занятости населения, возникающие на крупных, градообразующих предприятиях, принимаются оперативные меры по их решению.

В ходе реализации Программы содействия занятости населения Кировской области на 2008-2010 годы, утвержденной приказом управления государственной службы занятости населения Кировской области от 28.09.2007 № 68 (далее - Программа содействия занятости населения), оказаны услуги для 145 тыс. граждан и более чем 9 тыс. работодателей, 39,6 тыс. человек трудоустроены на постоянные и временные работы, 6,4 тыс. человек приняли участие в общественных работах, 16,0 тыс. подростков, или 24% общей их численности, имели возможность работать в свободное от учебы время. Услуги по профессиональной ориентации предоставлены 25,0 тыс. граждан, по профессиональному образованию - 3,8 тыс. безработных, по социальной адаптации - 4,6 тыс. граждан. Осуществлено 120 выездов мобильных центров занятости в удаленные населенные пункты 31 района области, в том числе для оперативного проведения предувольнительных консультаций на предприятиях, заявляющих о массовых увольнениях персонала.

В 2009 году ожидается продолжение процесса высвобождения рабочей силы с предприятий всех отраслей экономики, численность безработных граждан может достичь 15 тыс. человек. Под риском увольнения находятся 38,3 тыс. человек, которые работают в режиме неполной занятости, включая тех, кто находится в отпуске по инициативе работодателя (в течение года их количество может увеличиться до 50 тыс. человек). Возвращение с заработков жителей области, работающих в других регионах Российской Федерации (46 тыс. человек), выход на рынок труда более 25 тыс. выпускников учреждений профессионального образования, многие из которых получают не востребованные на рынке труда специальности, также обострит ситуацию на региональном рынке труда. Активизируется в поисках заработка и социальной поддержки со стороны государства часть населения, ранее экономически пассивного. В органы службы занятости населения будут обращаться граждане, испытывающие трудности с выплатой ипотечных кредитов.

Все это обусловит увеличение напряженности на рынке труда и рост безработицы как общей, так и регистрируемой.

Если ситуация с занятостью населения будет развиваться по оптимистическому сценарию (мировой финансовый кризис будет непродолжительным, его негативное влияние на экономику и занятость не будет острым), то общая численность безработных (по методологии Международной организации труда) в 2009 году может возрасти с 48 тыс. человек до 55 тыс. человек, уровень безработицы может подняться с 6,0% до 6,9% экономически активного населения. Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения, может вырасти с 11,8 тыс. человек (1,5% экономически активного населения) до 18,0 тыс. человек (2,3% экономически активного населения).

Если же кризис будет продолжительным и его пик придется на 2009 год (пессимистический сценарий развития событий, который наиболее вероятен), то общая численность безработных может вырасти до 75 тыс. человек (9,5% экономически активного населения), численность безработных, зарегистрированных в службе занятости, - до 36,6 тыс. человек (4,6% экономически активного населения). С целью нейтрализации негативных последствий финансового кризиса в области занятости населения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 1089 "О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение
     
     напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"
разработана настоящая Программа, реализация которой (целевой сценарий развития событий) позволит создать за счет выделяемых из федерального бюджета субсидий 10500 рабочих мест для организации общественных работ, временного трудоустройства и стажировки 32223 высвобождаемых работников и граждан, находящихся под риском увольнения. Она позволит также использовать не менее 2560 учебных мест для опережающего обучения тех же категорий граждан и оказать содействие самозанятости и развитию предпринимательства.

При проведении всего комплекса мероприятий по содействию в трудоустройстве высвобождаемых и находящихся под риском увольнения работников необходимо учитывать их профессионально-квалификационный состав: около 13% - руководители органов власти и управления, 28% -специалисты высшего и среднего уровня квалификации, 21% квалифицированные рабочие, 15% - неквалифицированные рабочие.

Осуществление намеченных мер вкупе с мероприятиями, реализуемыми в рамках Программы содействия занятости населения, финансируемыми за счет субвенций федерального бюджета, позволит на 95% компенсировать потерю рабочих мест из-за финансового кризиса и удержать уровень регистрируемой безработицы в пределах 2,6% экономически активного населения (приложение № 1).

2. Основные цели и задачи Программы,
 сроки и этапы ее реализации, показатели эффективности,  характеризующие
достижение поставленных целей
 и решение задач Программы


2.1. Основной целью Программы является снижение напряженности на региональном рынке труда, сдерживание темпов роста безработицы.

2.2. Основными задачами Программы являются:

2.2.1. Организация опережающего профессионального обучения работников предприятий и организаций в случае массового увольнения.

2.2.2. Организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, работников в случае угрозы массового увольнения.

2.2.3. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости (организации собственного дела) безработных граждан.

2.3. Срок реализации Программы - 2009 год.

2.4. Этапы реализации Программы:

2.4.1. Январь-февраль 2009 года - разработка и принятие нормативных правовых актов по вопросу сдерживания темпов безработицы, соглашения о реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Кировской области.

2.4.2. Март 2009 года - корректировка банка предприятий и организаций, участвующих в организации общественных и временных работ,

а также опережающего обучения, заключение договоров на реализацию мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Кировской области.

2.4.3. Апрель-декабрь 2009 года - реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Кировской области.

2.5. Показателями, которые будут характеризовать достижение поставленных целей и решение задач, являются:

количество созданных рабочих мест для организации общественных работ, временного трудоустройства и стажировки безработных граждан;

количество работников, находящихся под угрозой массового увольнения и прошедших опережающее профессиональное обучение;

количество граждан, трудоустроенных на временные и общественные работы, на рабочие места для стажировки;

количество безработных граждан, получивших субсидии на организацию собственного дела или на самозанятость;

количество замещенных иностранных работников высвобожденными работниками с предприятий и организаций;

уровень регистрируемой безработицы;

коэффициент напряженности на рынке труда.

3. Перечень программных мероприятий и участников их реализации


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»