Недействующий

ЗАКОН

КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Об областной целевой программе "Демографическое
развитие Кировской области" на 2008 - 2010 годы

(с изменениями на 1 июля 2009 года)
_____________________________________________________
Документ утратил силу в соответствии с
Законом Кировской области
от 01.02.2010 № 493-ЗО
_____________________________________________________

_______________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     Законом Кировской области от 24.12.2008 № 324-ЗО
     Законом Кировской области от 30.04.2009 № 359-ЗО
     Законом Кировской области от 01.07.2009 № 400-ЗО
_______________________________________________________________________


Принят Законодательным Собранием
Кировской области 27 сентября 2007 года



     Статья 1


Утвердить областную целевую программу "Демографическое развитие Кировской области" на 2008 - 2010 годы. Прилагается.

Статья 2

Объем финансирования мероприятий областной целевой программы "Демографическое развитие Кировской области" на 2008 - 2010 годы за счет средств областного бюджета определять при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.

Статья 3

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года.



Губернатор Кировской области
Н.И. Шаклеин

г.Киров
8 октября 2007 года
№ 172-ЗО

УТВЕРЖДЕНА
Законом Кировской области
"Об областной целевой программе
"Демографическое развитие
Кировской области"
на 2008-2010 годы"
(с изменениями, внесенными
законами Кировской области
от 24.12.2008 № 324-ЗО, от 30.04.2009 № 359-ЗО,
от 01.07.2009 № 400-ЗО)



ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Демографическое развитие Кировской области"
на 2008-2010 годы


Паспорт
областной целевой программы "Демографическое
развитие Кировской области" на 2008-2010 годы

Наименование Программы

Демографическое развитие Кировской области

Дата принятия решения о разработке Программы

распоряжение Правительства области от 14.08.2007 № 344 "О концепции областной целевой программы "Демографическое развитие Кировской области" на 2008-2010 годы"

Государственный заказчик - координатор Программы

Правительство Кировской области

Государственные заказчики Программы

департамент образования Кировской области, администрация Правительства Кировской области, департамент здравоохранения Кировской области, департамент социального развития Кировской области, департамент культуры Кировской области, департамент информационной работы Кировской области, управление по делам молодежи Кировской области, департамент строительства и архитектуры Кировской области

Разработчик Программы

аппарат заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы демографии

Цель Программы

сокращение естественной убыли населения и создание условий для постепенного роста его численности при увеличении ожидаемой продолжительности жизни

Задачи Программы

поддержка семей с детьми, создание благоприятных условий для развития семейных форм воспитания и становления личности ребенка;

формирование в сознании населения отношения к семье как хранительнице человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактору стабильности и развития, источнику любви, уважения, солидарности и привязанности, формирование у молодого поколения потребности иметь детей;

содействие устройству на воспитание в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

снижение смертности от управляемых причин, заболеваний, определяющих высокую смертность населениями профессиональных заболеваний;

регулирование процессов миграции

Важнейшие целевые показатели Программы

сокращение ежегодной убыли населения;

увеличение общего и суммарного коэффициентов рождаемости;

снижение общего коэффициента смертности;

увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении; уменьшение отрицательного сальдо миграции

Сроки и этапы реализации Программы

2008-2010 годы

 Объемы и источники финансирования Программы

общий объем финансирования - 6137807,0 тыс. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 1252634,9 тыс. рублей;

средства областного бюджета - 1617903,4 тыс. рублей, из них:

в рамках реализации программных мероприятий - 175236,0 тыс. рублей;

средства Фонда социального страхования Российской Федерации - 3267268,7 тыс. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социальной эффективности

2006

год

2008 год

2009 год

2010 год

убыль населения (тыс.человек)

16,0

14,1

13,2

12,4

общий коэффициент

рождаемости (человек на 1000 населения)

9,7

11,0

11,3

11,7



суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной за репродуктивный период)

- 1,25

1,30

1,32

1,34

общий коэффициент смертности (человек на 1000 населения)

17,7

17,4

17,2

17,1

ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет)

65,8

66,1

66,2

66,4

сальдо миграции (тыс. человек)

-4,6

-5,1

-5,0

-5,0

     (с изменениями, внесенными законами Кировской области от 24.12.2008 № 324-ЗО, от 01.07.2009 № 400-ЗО)

   1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Существенное улучшение демографической ситуации является общенациональным приоритетом, ибо издержки демографического развития препятствуют решению кардинальных социально-экономических задач, эффективному обеспечению национальной безопасности.

В Кировской области ведется большая работа в этом направлении, основу которой составляют положительные изменения в экономике области, достигнутые в 2005 - 2006 годах.

На решение проблем демографического развития в той или иной мере нацелены все реализуемые в области приоритетные национальные проекты, областные целевые программы, такие как "Развитие системы здравоохранения в Кировской области" на 2009-2011 годы, "Дети Кировской области" на 2009-2011 годы, "Развитие физической культуры и спорта в Кировской области" на 2007-2009 годы, "Социальное развитие села" на 2004-2012 годы и другие.

В целях улучшения демографической ситуации в Кировской области только в феврале 2007 года приняты законы области, регулирующие размер

оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемным семьям, порядок и размер ежемесячной выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну (попечителю), начисление и выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Несмотря на некоторые позитивные сдвиги, произошедшие в 2005-2006 годах, демографическая ситуация в области остается неблагополучной: основные параметры демографического развития продолжают ухудшаться. За период с 1970 по 2007 год общая численность населения сократилась почти на 294,7 тыс. человек. Уровень рождаемости в Кировской области, начиная с 1987 года, остается стабильно ниже общероссийского. Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной за репродуктивный период) снизился за двадцать лет более чем на треть (на 37,7%): с 2,07 в 1985 году до 1,23 в 2005 году, и не обеспечивает даже простого замещения поколений родителей детьми. По уровню рождаемости в 2006 году среди регионов России Кировская область занимала 61-е место.

Причины низкой рождаемости многочисленны. К ним относятся: отсутствие у многих молодых людей хорошо оплачиваемой работы, надлежащих жилищных условий, наличие у них во многом обоснованных сомнений в собственных возможностях обеспечить будущему ребенку достойный уровень медицинских услуг, качественное образование.

Для изменения демографической динамики, обеспечения в будущем хотя бы простого воспроизводства населения недостаточно мер демографической политики, направленных на создание семьям условий для рождения желаемого количества детей. Необходимо искать и реализовывать способы воздействия на формирование у молодежи потребности в детях.

Вызывает тревогу деформация института семьи. К более низким репродуктивным ориентациям может вести либерализация отношения молодежи к государственной регистрации брака.

Число разводов в области снижается, но остается пока весьма высоким.

Негативное воздействие на формирование будущего репродуктивного поведения молодежи оказывает воспитание детей в неполных семьях. В 2006 году численность таких семей по сравнению с 2005 годом возросла на 6%. В 32018 неполных семьях воспитывается 40786 детей.

Значительная часть семей испытывают серьезные материальные затруднения. В 2006 году 73,4 тыс. семей были признаны органами социальной защиты малоимущими.

Некоторое повышение рождаемости, начиная с 2000 года, сопровождается повышением уровня смертности. Причем общий коэффициент рождаемости в 2006 году относительно 1990 года снизился на 23,6%, а коэффициент смертности вырос за это же время на 50%, почти в два раза превысив коэффициент рождаемости. Показатель смертности в области в 2006 году превышал общероссийский уровень.

Высокой остается смертность населения в трудоспособном возрасте. В 2006 году ее основными причинами стали: травмы и отравления (38,8%), болезни системы кровообращения (30,8%), новообразования (11,6%), болезни органов пищеварения (4,9%), болезни органов дыхания (4,0%).

Значительное число смертей обусловлено злоупотреблением алкоголем: в 2003-2006 годах по этой причине скончались 23,5% мужчин и 8,2% женщин в возрасте 20-59 лет от общего числа умерших. Важно отметить возрастающую алкоголизацию женщин в возрасте 20-39 лет: их смертность от алкогольных отравлений возросла в 2005 году по сравнению с 1989 годом в 13,3 раза.

В результате высокой смертности такой важный демографический показатель, как ожидаемая продолжительность жизни при рождении, несмотря на некоторый его рост, остается ниже уровня 2000 года.

Сформировавшиеся тенденции в области естественного и миграционного движения населения предопределяют дальнейшее сокращение численности населения области в среднем на 12-14 тыс. человек ежегодно, причем размер убыли будет определяться как разницей между смертностью и рождаемостью, так и величиной миграционной убыли.

Область постоянно теряет население в результате миграции: в 2006 году миграционная убыль из области увеличилась на 14,1% и составила 4,6 тыс. человек.

Наиболее сложная ситуация складывается на селе. На 1 января 2007 года численность населения 40% сельских населенных пунктов, имеющих постоянное население, не превышала 10 человек.

Прогнозируется обострение демографической ситуации в Арбажском, Богородском, Верхошижемском, Даровском, Кикнурском, Кильмезском, Санчурском районах.

В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Кировской области на период до 2010 года в области ожидается некоторый рост общего коэффициента рождаемости и снижение общего коэффициента смертности. Однако, общую тенденцию сокращения численности населения переломить непросто.

Численность постоянного населения на начало 2008 года ориентировочно составит около 1413 тыс. человек, к 2010 году - 1384 тыс. человек.

В то же время, начиная с 2010-2011 годов, прогнозируется осложнение демографической ситуации. Процесс депопуляции усилится из-за негативных изменений возрастного состава населения.

     Прогнозные изменения демографических показателей

 Демографические показатели

2008 год

2010 год

2016 год

2026 год

Численность постоянного населения на начало года (тыс. человек)

1413

1384

1327

1237

Численность населения в трудоспособном возрасте (тыс. человек)

891,1

860

756

667

Коэффициент демографической нагрузки (число нетрудоспособных на 1000 человек трудоспособного возраста) на конец года

583

621

755

855

Коэффициенты естественного движения населения (на 1000 человек населения):

общий коэффициент рождаемости

11,0

11,7

10,9

8,4

общий коэффициент смертности

17,4

17,1

17,0

16,4

коэффициент естественного прироста (убыли)

-6,4

-5,4

-6,1

-8,0

ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет)

66,1

66,4

66,8

67,8


Демографическую ситуацию будут определять две тенденции, ведущие к сокращению численности населения области и ухудшению его качественных характеристик: предполагаемое сокращение рождаемости и предполагаемое старение населения.

Первая тенденция обусловлена следующим объективным фактором: рост рождаемости в 2006 году был связан с достижением детородного возраста женщин, родившихся в первой половине 1980-х годов, во времена, когда рождаемость была наивысшей за последние 40 лет. Снижение числа женщин наиболее детородного возраста (20 - 29 лет) начнет сокращаться через 4 года, когда скажутся последствия весьма низкой рождаемости 1990 -2004 годов. Таким образом, возникнет "дефицит матерей".

Вторая тенденция также довольно предсказуема. Если в странах Европы снижение уровня рождаемости сопровождалось снижением уровня смертности, то в Кировской области, как и в России в целом, падение числа и интенсивности рождений происходило на фоне роста числа смертей, что способствовало формированию суженного воспроизводства населения, его демографическому старению.

Согласно классификации ООН, население считается старым, если доля людей старше 65 лет в общей численности населения превышает 7%. В Кировской области к началу 2006 года этого возраста достигли 14,4% жителей.

На начало 2006 года средний возраст жителей области составлял 39,5 лет против 35 в 1979 году и 35,7 в 1989 году, в том числе средний возраст женщины составлял 42 года, мужчин - 36,6 лет.

Процесс старения населения в нашей области идет пока низкими темпами, но можно прогнозировать его ускорение в силу двух основных обстоятельств. В течение 10 лет неуклонно будет расти число лиц в возрасте старше трудоспособного, родившихся в период максимальной послевоенной рождаемости 1950-х - 60-х годов. С каждым годом число пенсионеров будет расти, и данный процесс достигнет максимума в 2018 году.

Успешная эффективная реализация приоритетного национального проекта "Здоровье" и улучшение медицинского обслуживания населения будут способствовать увеличению продолжительности жизни людей всех возрастов, в том числе, представителей старших возрастов. В то же время из-за низкой рождаемости категория трудоспособного населения будет сокращаться. Результатом этого процесса будет повышение демографической нагрузки на работающее население.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»