ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 14.08.2007 № 344

О концепции областной целевой программы
"Демографическое развитие Кировской области"
на 2008-2010 годы

В целях осуществления на территории Кировской области государственной политики по улучшению демографической ситуации, в соответствии с Порядком разработки, утверждения и реализации областных целевых программ и участия в формировании и реализации федеральных целевых программ на территории Кировской области, утвержденным постановлением Правительства области от 30.06.2005 № 37/155 "О разработке, утверждении и реализации целевых программ на территории Кировской области" (с изменением, внесенным постановлением Правительства области от 10.04.2007 № 91/166), и решением консультативного совета по инвестиционной политике при Правительстве Кировской области (протокол от 22.06.2007 № 8):

1. Утвердить концепцию областной целевой программы "Демографическое развитие Кировской области" на 2008 - 2010 годы (далее - Концепция). Прилагается.

2. Создать рабочую группу для разработки проекта областной целевой программы "Демографическое развитие Кировской области" на 2008 - 2010 годы (далее - рабочая группа) и утвердить ее состав. Прилагается.

3. Установить предельный объем финансирования областной целевой Программы "Демографическое развитие Кировской области" на 2008 - 2010 годы (далее - Программа) из областного бюджета в размере 188785,0 тыс. рублей.

4. Определить государственным заказчиком - координатором Программы департамент образования Кировской области, государственными заказчиками: департамент здравоохранения Кировской области, департа-

мент социального развития Кировской области, департамент образования Кировской области, департамент информационно - аналитической работы и связей с общественностью Кировской области, департамент культуры и искусства Кировской области, управление государственной службы занятости населения Кировской области, управление по делам молодежи Кировской области.

5. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства области Галицких А. А.



Губернатор Кировской области
Н.И. Шаклеин


ОДОБРЕНА
решением консультативного совета
по инвестиционной политике
при Правительстве
Кировской области
от 22.06.2007 № 8

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Кировской области
от 14.08.2007 № 344



КОНЦЕПЦИЯ
областной целевой программы "Демографическое
развитие Кировской области" на 2008-2010 годы

1. Основные понятия и термины, используемые в Концепции:

Постоянное население - категория населения, объединяющая людей, для которых данный населенный пункт или территория представляет место обычного проживания в данное время.

Демографическая нагрузка - обобщенная количественная характеристика возрастной структуры населения, показывающая нагрузку на общество непроизводительным населением. Рассчитываются, как правило, следующие показатели демографической нагрузки: отношение общего числа детей, числа лиц пенсионного возраста и общей их совокупности к численности населения трудоспособного возраста.

Сальдо миграции - миграционный прирост (убыль) населения.

Общий коэффициент рождаемости - отношение общего числа родившихся живыми в течение календарного года к среднегодовой численности населения.

Суммарный коэффициент рождаемости - показатель среднего числа детей, которых родила бы одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода (15 - 49 лет) при сохранении в каждом возрасте уровня рождаемости того года, для которого вычисляется показатель.

Общий коэффициент смертности - отношение числа умерших в течение года к среднегодовой численности населения.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении - число лет, которое предстояло бы прожить одному человеку из поколения родившихся при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения уровень смертности в каждом возрасте останется таким, как в годы, для которых вычислен показатель.

Общий (брутто) коэффициент воспроизводства женского населения - показатель замещения поколений женщин, не учитывающий смертности; равен произведению суммы возрастных коэффициентов рождаемости на долю девочек, среди родившихся в те годы, для которых вычислен коэффициент.

Экономически активное население - часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Включает в себя занятых и безработных.

2. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетам социально - экономического развития Кировской области

Существенное улучшение демографической ситуации провозглашено Президентом Российской Федерации В.В.Путиным общенациональным приоритетом, ибо издержки демографического развития препятствуют решению кардинальных социально - экономических задач, эффективному обеспечению национальной безопасности.

Кировская область в своем развитии не может находиться вне общих для страны социально-экономических и демографических координат, вне единых геополитических интересов государства. Демографическое развитие области должно осуществляться в русле той цели и тех задач, которые стоят перед страной в настоящее время.

В своем ежегодном послании Законодательному Собранию области 5 апреля 2007 года Губернатор Кировской области Н.И.Шаклеин особо подчеркнул, что решение задач социально - экономического развития нацелено на повышение качества жизни каждого конкретного человека.

Несмотря на некоторые позитивные сдвиги, демографическая ситуация в области остается неблагополучной. Основные параметры демографического развития продолжают ухудшаться.

За период с 1970 по 2007 год общая численность населения на начало года сократилась на 300,4 тыс. человек. Уровень рождаемости в Кировской области начиная с 1987 года остается стабильно ниже общероссийского. Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной за репродуктивный период) снизился за двадцать лет более чем на треть (на 37,7%): с 2,07 в 1985 году до 1,23 в 2005 году и не обеспечивает даже простого замещения поколений родителей детьми. По уровню рождаемости в 2006 году среди регионов России Кировская область занимала 61 место, среди регионов Приволжского федерального округа - 4 место.

Причины низкой рождаемости многогранны. Отрицательно сказывается отсутствие у многих молодых людей хорошо оплачиваемой работы, надлежащих жилищных условий, наличие у них во многом обоснованных сомнений в собственных возможностях обеспечить будущему ребенку достойный уровень медицинских услуг, качественное образование.

Есть другой аспект - психологический. Результаты обследования "Семья и рождаемость", проведенного Федеральной службой государственной статистики совместно с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в первом квартале 2006 года в ряде регионов страны, свидетельствуют о низкой "ценности" второго и третьего ребенка в системе ценностных ориентаций как молодых мужчин, так и женщин.

По итогам обследования делается вывод: для изменения демографической динамики, обеспечения в будущем хотя бы простого воспроизводства населения будет недостаточно мер демографической политики, направленных на создание семьям условий для того, чтобы они могли иметь желаемое число детей. Необходимо искать и реализовывать способы воздействия на формирование у молодежи потребности в детях.

Вызывает тревогу деформация института семьи. Низкие репродуктивные ориентации могут быть обусловлены либерализацией отношения к регистрации брака. Число разводов снижается, но остается весьма высоким. Так, в 2006 году процент разводов к зарегистрированным бракам составил 54,9%, что почти в два раза больше, чем в 1983 году.

Негативное воздействие на формирование будущего репродуктивного поведения молодежи может оказывать воспитание детей в неполных семьях. В 2006 году численность таких семей по сравнению с 2005 годом возросла на 6%. В 32018 неполных семьях воспитывается 40786 детей. 15850 детей воспитывается одинокими матерями, и число таких детей растет.

Значительная часть семей испытывают серьезные материальные затруднения. 73,4 тыс. семей состоят на учете в органах социальной защиты как малоимущие.

Некоторое повышение рождаемости начиная с 2000 года сопровождается повышением уровня смертности. Причем общий коэффициент рождаемости в 2006 году относительно 1990 года снизился на 34%, а коэффициент смертности вырос на 46,2% и почти в два раза превышает коэффициент рождаемости. Показатель смертности в области в 2006 году превышал общероссийский уровень на 16%.

Высокой остается смертность населения в трудоспособном возрасте. В 2006 году ее основными причинами стали: 38,8% - травмы и отравления, 30,8% - болезни системы кровообращения, 11,6% - новообразования, 4,9% -болезни органов пищеварения, 4,0% - болезни органов дыхания.

Значительное число смертей обусловлено злоупотреблением алкоголем. Чрезмерное увлечение алкоголем привело к смерти 18% мужчин и 17% женщин в возрасте 20-59 лет из общего числа умерших в 2003 - 2006 годах. Настораживает возрастающая алкоголизация женщин в возрасте 20 - 39 лет. Их смертность от алкогольных отравлений возросла в 2005 году по сравнению с 1989 годом в 18,8 раза.

В результате высокой смертности такой важный демографический показатель, как ожидаемая продолжительность жизни при рождении, несмотря на некоторый его рост, остается ниже уровня 2000 года.

Сформировавшиеся тенденции в области естественного и миграционного движения населения предопределяют дальнейшее сокращение численности населения области в среднем на 12-14 тыс. человек ежегодно, причем размер убыли будет определяться как разницей между смертностью и рождаемостью, так и величиной миграционной убыли.

Область постоянно теряет население и в результате миграции. В 2006 году миграционная убыль из области увеличилась на 14,1% и составила 4,6 тыс. человек.

Наиболее сложная ситуация складывается на селе. На 1 января 2007 года численность населения 32,7% сельских населенных пунктов не превышала 10 человек.

Прогнозируется обострение демографической ситуации в Арбажском, Богородском, Верхошижемском, Даровском, Кикнурском, Кильмезском, Санчурском районах.

В условиях прогнозируемого экономического роста сокращение численности экономически активного населения вызовет дефицит трудовых ресурсов.

Депопуляцию необходимо расценивать в качестве одного из наиболее серьезных барьеров и рисков социально-экономического развития области.

Обозначенная выше проблемная ситуация обуславливает необходимость активизации государственного регулирования демографических процессов в целях постепенной стабилизации численности населения за счет создания условий для повышения рождаемости, сокращения смертности и оттока населения из области.

Концепция областной целевой программы "Демографическое развитие Кировской области" на 2008 - 2010 годы разработана в целях мобилизации ресурсного и административного потенциала на реализацию одного из приоритетных направлений развития области.

Данный подход будет способствовать социально - экономическому развитию области, повышению человеческого потенциала, качественной смене имиджа области.

3. Обоснование целесообразности решения проблемы программно -целевым методом

Фактически в Кировской области ведется большая работа по улучшению демографической ситуации.

Демографическую направленность имеют все реализуемые на территории области приоритетные национальные проекты.

Вопросы, связанные с демографическим развитием области, в той или иной мере решаются практически во всех действующих областных целевых программах. Среди них: "Защита населения Кировской области от туберкулеза" на 2007 - 2011 годы, "Вакцинопрофилактика" на 2004 - 2008 годы, "Предупреждение распространения заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции, СПИД)" на 2002 - 2007 годы, "Здоровый ребенок" на 2003 - 2007 годы, "Сахарный диабет" на 2007 - 2011 годы, "Развитие физической культуры и спорта в Кировской области" на 2007 -2009 годы, "Дом для молодой семьи" на 2007 год, "Студенчество Вятки" на 2004 - 2008 годы, "Развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Кировской области" на 2006 - 2008 годы, "Газификация Кировской области" на 2003 - 2007 годы, "Развитие сети телевизионного вещания Кировской области" на 2005 - 2008 годы и другие.

В целях улучшения демографической ситуации Законодательным Собранием области в феврале 2007 года приняты следующие законы Кировской области в сфере демографической политики:

от 21.02.2007 № 78 - ЗО "О внесении изменения в Закон Кировской области "Об установлении порядка и размера ежемесячной выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну (попечителю)";

от 21.02.2007 № 80 - ЗО "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кировской области отдельными государственными полномочиями по назначению и выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью";

от 21.02.2007 № 81-ЗО "О внесении изменений в Закон Кировской области "Об образовании в Кировской области";

от 21.02.2007 № 82 - ЗО "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кировской области отдельными государственными полномочиями по начислению и выплате компенсации части родительской платы за содержание ребенка в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования";

от 21.02.2007 № 83 - ЗО "О внесении изменений в Закон Кировской области "О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемным семьям". "

Практически все действия Правительства области по развитию региона направлены на решение демографических задач. Социодемографическая динамика - конечный результат деятельности органов государства, основной показатель эффективности этой деятельности.

В то же время необходимо с учетом специфики региона сформировать четкое представление о региональной демографической политике как целенаправленной деятельности государственных органов власти в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.

Демография - наиболее сложный объект государственного регулирования. Использование программно - целевого метода в данном случае обуславливается масштабностью проблемы. Мероприятия по стабилизации демографической ситуации прямо или косвенно затрагивают основную часть населения на всей территории области.

Демографическая политика в Кировской области на период до 2010 года должна быть направлена на стабилизацию демографической ситуации на основе:

роста рождаемости,

снижения смертности,

увеличения ожидаемой продолжительности жизни,

улучшения состояния здоровья населения, в том числе репродуктивного,

совершенствования миграционной политики, оптимизации миграционных потоков, а также регламентации временной трудовой миграции, оптимизации процессов расселения внутри области.

Проблема демографии носит межотраслевой характер. Реализация провозглашаемой политики возможна лишь при активном участии большинства органов исполнительной власти области и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также при четкой координации их деятельности.

В рамках концепции областной целевой программы "Демографическое развитие Кировской области" на 2008 - 2010 годы (далее - Программа) управленческая деятельность органов исполнительной власти области и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в сфере демографии будет основана на конкретных пространственно - временных параметрах и приобретет системный, скоординированный характер.

Программно - целевой метод позволит органам исполнительной власти области:

определить приемлемый сценарий развития тенденций демографического развития области;

определить приоритетные меры государственного воздействия на демографическую ситуацию, наметить конкретные мероприятия;

обеспечить мониторинг результатов реализуемых действий и демографической ситуации в целом в непосредственной увязке с мерами по социально-экономическому развитию области.

Областная целевая программа "Демографическое развитие Кировской области" на 2008 - 2010 годы (далее - Программа) не будет дублировать и подменять действующие областные целевые и ведомственные программы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»