В целях реализации государственной политики, направленной на повышение эффективности оказания медицинской помощи населению Кировской области:
1. Утвердить Концепцию модернизации здравоохранения Кировской области. Прилагается.
2. Признать утратившим силу распоряжение Правительства области от 26.03.2007 N 126 "О концепции политики по повышению эффективности здравоохранения Кировской области на 2007 - 2011 годы".
3. Департаменту информационной работы Кировской области (Урматская Е.А.) опубликовать распоряжение в официальных средствах массовой информации.
Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области
Н.Ю.БЕЛЫХ
КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Охрана здоровья населения, доступность и качество оказания медицинской помощи являются сегодня приоритетными направлениями социально-экономической политики государства.
Выполнение задачи по улучшению состояния здоровья нации, поставленной Президентом Российской Федерации, требует модернизации здравоохранения Кировской области. Ее целью является предоставление всем гражданам России независимо от места жительства и социального статуса качественной медицинской помощи, включая самые современные методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, реализация которых позволит снизить уровни заболеваемости, инвалидизации, смертности, увеличить рождаемость и продолжительность жизни.
Настоящая Концепция модернизации здравоохранения Кировской области разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, принятой постановлением Правительства области от 12.08.2008 N 142/319 и одобренной постановлением Законодательного Собрания Кировской области от 25.09.2008 N 28/194.
За последние 5 лет прирост рождаемости составил 21,5%. Общая рождаемость, по предварительным данным, в 2009 году составила 11,4 на 1000 населения, в 2005 году - 9,3.
В течение 5 лет заметна и положительная тенденция к снижению общего коэффициента смертности, изменившегося в сравнении с 2005 годом с 19,0 до 16,6 на 1000 населения к 2009 году. Однако высоким остается уровень смертности от болезней системы кровообращения и превышает общероссийский показатель на 23,1% (в трудоспособном возрасте - на 10%), от болезней органов дыхания - на 46,6% (в трудоспособном возрасте - на 11,3%), смертность от внешних причин (в том числе в трудоспособном возрасте) - 40%.
Отмечается тенденция к росту заболеваемости среди всех возрастов (в 2005 году - 763,2 на 1000 населения; в 2009 году - 780,9 на 1000 населения). За последние 5 лет этот показатель вырос на 5,7%, что в том числе объясняется и улучшением выявляемости заболеваний вследствие реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье" на территории области.
В структуре общей заболеваемости населения Кировской области 1-е место занимают болезни органов дыхания, 2-е место - болезни системы кровообращения, 3-е место - травмы и отравления.
Система здравоохранения Кировской области экономически неустойчива, дефицит Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Кировской области на 2010 год (далее - Территориальная программа) составляет более 30%.
В структуре источников финансирования Территориальной программы 60% составляют средства обязательного медицинского страхования, 21% - средства муниципальных бюджетов, 19% - областной бюджет. Территориальная программа обязательного медицинского страхования на 40% дотируется за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Совокупная доля федеральных источников финансирования (федеральный бюджет и дотации Федерального фонда обязательного медицинского страхования) составляет более 30% государственного финансирования здравоохранения Кировской области.
Несмотря на увеличение объемов финансирования здравоохранения Кировской области за последние 5 лет в два раза, финансовые нормативы единицы медицинской помощи ниже нормативов, установленных федеральной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, в 1,5 - 1,9 раза. Далека от оптимальной структура расходов: расходы на амбулаторно-поликлиническую помощь составляют 26,2%, стационарную - 57,6%.
Износ основных фондов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения области составляет более 50%: транспорта - 40%, зданий - 55%, медицинского оборудования - более 60%. Из 752 фельдшерско-акушерских пунктов около 400 размещаются в неприспособленных зданиях без центрального водо-, теплоснабжения и канализации, с низким уровнем телефонизации. Более 70% зданий стационаров и амбулаторно-поликлинических подразделений требуют капитального ремонта и реконструкции, а имеющееся диагностическое и лечебное оборудование не обеспечивает оказание медицинских услуг населению в соответствии со стандартами.
В настоящее время в здравоохранении Кировской области работают более 34 тысяч человек, в том числе около 5 тысяч врачей и около 15,5 тысячи среднего медицинского персонала. Обеспеченность кадрами на 31.12.2009 составила:
врачами - 35,6 на 10 тыс. населения, что на 18,7% ниже уровня по Российской Федерации в целом (в 2008 году в Российской Федерации - 43,8 врача на 10 тыс. населения);
средним медицинским персоналом - 112,5 человека на 10 тыс. населения (в 2008 году в Российской Федерации - 94,1).
В сельской местности обеспеченность врачебными кадрами составляет не более 6,5 на 10 тыс. населения. Не укомплектованы врачебными кадрами 2 участковые больницы из 43 и 7 врачебных амбулаторий из 20. В медицинских учреждениях вакантны 294 врачебные ставки.
На фоне продолжающегося снижения численности населения остается высоким показатель обеспеченности круглосуточными койками. Снизившись в сравнении с 2005 года с 135,5 на 10 тыс. населения до 112,4 на 10 тыс. населения к 2009 году, этот показатель остается выше среднего по Российской Федерации на 19,6%.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
3.1. Модернизация системы управления отраслью здравоохранения.
3.2. Модернизация системы оказания медицинской помощи населению области: приоритетное развитие амбулаторно-поликлинической помощи, модернизация стационарной медицинской помощи, совершенствование системы оказания скорой медицинской помощи, формирование здорового образа жизни, управление качеством медицинской помощи.
3.3. Совершенствование системы подготовки кадров для медицинских учреждений и кадровой политики.
3.4. Совершенствование организации лекарственной помощи населению области.
3.5. Модернизация материально-технической базы здравоохранения.
3.6. Развитие медицинских информационных технологий и систем мониторинга.
3.7. Совершенствование финансового управления здравоохранением.
Реализация задач по модернизации здравоохранения будет проводиться поэтапно, с учетом приоритетов государственной политики в области здравоохранения, прежде всего направленной на повышение ответственности государства за охрану здоровья населения, сохранение и поддержку государственного и муниципального секторов системы здравоохранения.
Реальностью современного состояния здравоохранения области является снижение уровня управляемости отраслью, что выражается в недостаточном развитии стратегического и текущего планирования, отсутствии действенных рычагов влияния на эффективность деятельности медицинских организаций, децентрализация системы управления и финансирования здравоохранения.
Система управления отраслью должна развиваться в двух направлениях.
Основные направления деятельности департамента здравоохранения Кировской области:
определение стратегии с учетом приоритетов развития здравоохранения и Стратегии социально-экономического развития Кировской области;
координация деятельности муниципальных органов управления здравоохранением, государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и организаций здравоохранения частных форм собственности;
оказание информационной и организационно-методической помощи.
Основные направления деятельности медицинских учреждений Кировской области:
реализация приоритетных направлений развития здравоохранения, программ в рамках Стратегии социально-экономического развития Кировской области;
увеличение объема мероприятий по профилактике заболеваний;
сокращение сроков восстановления утраченного здоровья населения путем внедрения в медицинскую практику современных методов профилактики, диагностики и лечения;
повышение эффективности использования ресурсов;
внедрение стандартов диагностики и лечения пациентов.
Модернизация системы оказания медицинской помощи должна проводиться на основе стратегического плана формирования рациональной сети медицинских учреждений, разработанного с учетом показателей здоровья населения, половозрастной структуры населения, территориального расселения, транспортной доступности, сложившихся потоков пациентов, наличия подготовленных медицинских кадров, возможности диагностических служб на территории и т.д.
Основными показателями эффективности системы оказания медицинской помощи следует считать:
снижение уровней преждевременной и предотвратимой смертности от всех причин;
улучшение показателей здоровья новорожденных и детей;
снижение частоты социально значимых болезней;