Концепция областной целевой программы "Повышение инвестиционной привлекательности, привлечение инвестиций и новых технологий в экономику Кировской области" на 2007-2009 годы (далее -Концепция) разработана в целях реализации целей и задач, определенных в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 года и Послании Губернатора Кировской области Н.И.Шаклеина депутатам Законодательного Собрания области "Об итогах социально-экономического развития области в 2005 году и задачах на 2006 год", в соответствии с Законом Кировской области от 28.12.2005 № 399-ЗО "О регулировании инвестиционной деятельности в Кировской области", требованиями постановления Правительства области от 30.06.2005 № 37/155 "О разработке, утверждении и реализации целевых программ на территории Кировской области".
Концепция учитывает положительный опыт инвестиционной деятельности, осуществляемой в рамках областной целевой программы "Повышение инвестиционной привлекательности Кировской области" на 2002 - 2007 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 12.11.2002 № 29/357 "Об утверждении областной целевой программы "Повышение инвестиционной привлекательности Кировской области" на 2002-2007 годы" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства области от 19.07.2005 № 39/181, от 11.04.2006 № 56/65, от 13.06.2006 N62/131).
Концепция разработана на период до 2009 года. В ней определена основная проблематика уровня инвестиционной привлекательности Кировской области, задачи, которые необходимо решить для достижения цели областной целевой программы "Повышение инвестиционной привлекательности, привлечение инвестиций и новых технологий в экономику Кировской области" на 2007-2009 годы (далее - Программа), целевые показатели, характеризующие реализацию Программы по годам до 2009 года, необходимые объемы и источники финансирования Программы. При этом рассмотрение вопроса решения проблемы проводилось как в рамках инерционной динамики, которая не дает должных оснований надеяться на существенный положительный сдвиг в формировании привлекательного инвестиционного климата и приводит к сохранению существующей динамики инноваций и инвестиций в экономику Кировской области с возможным в перспективе падением темпов роста показателей инвестиционной активности, так и в рамках активного сценария, связанного с реализацией Программы и ее основных мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности Кировской области, создание эффективной инновационной и инвестиционной инфраструктуры и стимулирование широкой технологической модернизации отраслей экономики.
Основные понятия и термины, используемые в Концепции и Программе
Инвестиционная привлекательность регионов России определяется двумя основными характеристиками: инвестиционным риском и инвестиционным потенциалом.
Инвестиционный риск показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Складывается из семи видов риска (экономического, финансового, политического, социального, экологического, криминального, законодательного).
Экономический риск отражает тенденции в экономическом развитии региона. С точки зрения инвестора, данный показатель характеризует опасность недоразвития основных (базисных для ожидаемого развития предполагаемого бизнеса) экономических факторов региона, определяющих техническую и технологическую осуществимость проекта, а также достижимость его основных экономических показателей.
Финансовый риск отражает степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий.
Политический риск отражает распределение политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов, авторитетность местной власти. Он, в частности, говорит о возможности власти контролировать ситуацию, о преемственности политики, в том числе экономической, реализуемой в регионе.
Социальный риск отражает уровень социальной напряженности. Для инвестора уровень социального риска - это вероятность социальных конфликтов, а также возможность развития кадрового потенциала.
Экологический риск отражает уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное.
Криминальный риск отражает уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений.
Законодательный риск отражает юридические условия инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства. При расчете этого риска учитывались как федеральные, так и региональные законы и нормативные акты, а также документы, непосредственно регулирующие инвестиционную деятельность или затрагивающие ее косвенно.
Инвестиционный потенциал учитывает основные
макроэкономические характеристики, такие, как насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие показатели. Складывается из восьми частных потенциалов (ресурсно-сырьевого, производственного, трудового, инновационного, институционального, инфраструктурного, финансового, потребительского).
Ресурсно-сырьевой потенциал отражает средневзвешенную обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов.
Производственный потенциал отражает совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе.
Трудовой потенциал отражает обеспеченность трудовыми ресурсами и их образовательный уровень.
Инновационный потенциал отражает уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе.
Институциональный потенциал отражает степень развития ведущих институтов рыночной экономики.
Инфраструктурный потенциал отражает экономико-географическое положение региона и его инфраструктурную обеспеченность.
Финансовый потенциал отражает объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона.
Потребительский потенциал отражает совокупную покупательную способность населения региона.
Ранг - место среди регионов Российской Федерации (от 1 до 89). Ранг каждого региона по каждому виду потенциала зависит от количественной оценки величины его потенциала как доли (в процентах) в суммарном потенциале всех российских регионов. Ранг региона по каждому виду риска определяется в результате упорядочения регионов по значению индекса инвестиционного риска - относительному отклонению от среднероссийского уровня риска (принят за единицу).
Плоскость риск-потенциал определяется следующими градациями: потенциал - высокий, средний и низкий; риск - низкий, средний, высокий и очень высокий.