ЗАКОН
КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(с изменениями на 4 декабря 2007 года)
__________________________________________________
Документ утратил силу в соответствии с
Законом Кировской области от 03.03.2008 № 221-ЗО
__________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Кировской области от 03.10.2002 № 102-ЗО
Законом Кировской области от 02.05.2006 № 6-ЗО
Законом Кировской области от 04.05.2007 № 123-ЗО
Законом Кировской области от 04.12.2007 № 193-ЗО
____________________________________________________________________
Принят Кировской областной Думой
21 сентября 2000 года
Настоящий Закон "Об охране труда в Кировской области" принят в соответствии с Конституцией Российской Федерации в развитие Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17.07.99 г. № 181-ФЗ и в целях реализации полномочий области, как субъекта Российской Федерации.
1 На территории Кировской области отношения в области охраны труда регулируются Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и другими Законами области, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов государственной власти области, и органов местного самоуправления.
2 Настоящий Закон направлен на реализацию государственной политики в области охраны труда и регулирует отношения в данной области между органами государственной власти области, органами местного самоуправления, юридическими лицами, независимо от организационно-правовой формы, гражданами Российской Федерации и других государств, а также лицами без гражданства.
3. Настоящий Закон осуществляет правовое регулирование отношений по охране труда, обеспечивающее реализацию конституционных прав работников области на здоровые и безопасные условия труда, профилактику травматизма и профессиональных заболеваний, сохранение жизни, здоровья и работоспособности в процессе трудовой деятельности.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления Кировской области, объединения работодателей, профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы проводят согласованную государственную политику по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
Законодательное собрание Кировской области в пределах своей компетенции:
принимает законы и иные нормативные правовые акты по вопросам охраны труда, обеспечению безопасности производственных объектов, территорий и населения, осуществляет толкование принятых ею законов, вносит в них изменения и дополнения;
утверждает размеры бюджетного финансирования областных программ по охране и улучшению условий труда;
предоставляет налоговые льготы;
наделяет органы местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями Кировской области по управлению охраной труда. Наделение государственными полномочиями Кировской области по управлению охраной труда органов местного самоуправления муниципальных образований осуществляется в соответствии с законодательством области.
(ст. 3 с изменениями, внесенными Законом Кировской области от 03.10.2002 № 102-30)
Правительство Кировской области осуществляет регулирование в области охраны труда и обеспечивает на территории области исполнение законодательства об охране труда:
обеспечивает реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда;
в соответствии с федеральным и областным законодательством разрабатывает и издает нормативные правовые акты по вопросам охраны труда;
предусматривает в проекте бюджета отдельной строкой финансирование областных целевых программ по охране труда;
входит с законодательной инициативой в областную Думу о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями Кировской области по управлению охраной труда;
образует областной орган исполнительной власти по труду - комитет по труду Кировской области (далее комитет по труду);
обеспечивает взаимодействие органов государственной власти области, местного самоуправления, территориальных подразделений федеральных органов надзора и контроля, а также служб охраны труда работодателей;
утверждает областные целевые программы по охране труда и осуществляет контроль за их реализацией.
(ст. 4 с изменениями, внесенными Законом Кировской области от 03.10.2002 № 102-30)
1. Государственное управление охраной труда заключается в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, разработке нормативных правовых актов в этой области, требований к средствам производства, технологиям и организации труда.
2. Комитет по труду осуществляет государственное управление охраной труда на территории области в пределах своей компетенции:
готовит предложения Правительству области по реализации государственной политики в области охраны труда;
организует разработку и исполнение областных программ по охране труда, а также разделов по охране труда в программах социально-экономического развития области;
разрабатывает проекты законов и иных нормативных правовых актов по охране труда для внесения их в установленном порядке на рассмотрение Законодательного собрания Кировской области;
участвует в формировании здорового образа жизни населения области через систему мер, позволяющих создать здоровые и безопасные условия труда и быта на предприятиях и в организациях области;
подготавливает ежегодные отчеты о состоянии охраны труда и мерах по её улучшению, представляет их в Правительство области и в Министерство труда и социального развития Российской Федерации;
координирует работу учебных центров, проводящих обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда лиц, ответственных за обеспечение безопасности труда;
организует работу межведомственной комиссии по охране труда Кировской области, созданной и утвержденной постановлением Правительства области;
осуществляет методическое руководство и координацию деятельности служб охраны труда на предприятиях области и оказывает помощь в организации их работы;
содействует информированию предприятий и организаций области о нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда;
организует и осуществляет государственную экспертизу условий труда, сертификацию работ по охране труда в организациях;
осуществляет иные полномочия в соответствии с положением, утверждаемым Правительством области.
Должностные лица комитета по труду имеют право беспрепятственного посещения организаций и предприятий всех организационно-правовых форм и форм собственности, доступа к необходимой информации по вопросам охраны труда.
3. Взаимодействие областного органа исполнительной власти по труду и территориальных подразделений органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда. Порядок деятельности и персональный состав межведомственной комиссии определяется высшим органом исполнительной власти области при участии Федерации профсоюзных организаций области.
(ст. 5 с изменениями, внесенными Законом Кировской области от 03.10.2002 № 102-30)
Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий, а также полномочий, которыми наделяют их органы государственной власти области в установленном порядке.
Органы государственной власти области гарантируют право на охрану труда работникам, обеспечивая:
- недопустимость изменения законодательства области об охране труда в сторону ограничения установленных прав работника на охрану труда;
- постоянное совершенствование нормативной правовой базы области по охране труда;
- разработку и реализацию областных программ улучшения условий и охраны труда, направленных на улучшение условий труда и повышения его безопасности на рабочих местах;
- признание и обеспечение защиты прав профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов в отношении их деятельности по охране труда работников .
Управление охраной труда в организациях осуществляет работодатель.
Индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, использующие наемный труд, лично осуществляют управление охраной труда.
В каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью работников более 50 человек создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. Расчет численности службы охраны труда производится в соответствии с Межотраслевыми нормативами численности работников служб охраны труда на предприятии.
В организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью 50 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.
При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.
Служба охраны труда подчиняется непосредственно руководителю организации. На должность специалиста по охране труда, как правило, должны допускаться лица, имеющие диплом о присвоении квалификации инженера по охране труда, либо лица, имеющие специальное образование согласно производственного назначения, либо опыт работы в данной области с обязательной последующей переподготовкой в высших учебных заведениях по специальности "инженер по охране труда".
Специалисты службы охраны труда имеют право выдавать руководителям структурных подразделений и должностным лицам данной организации обязательные для - исполнения предписания по устранению недостатков, получать от них необходимые информацию и документацию, объяснения (в том числе в письменном виде) по вопросам охраны труда, требовать отстранения от работы лиц, которые не прошли медицинский осмотр, обучение, инструктаж, проверку знаний по охране труда и не имеют допуска к соответствующим работам, не применяют средства индивидуальной защиты или не выполняют требования охраны труда.
Специалисты службы охраны труда имеют право направлять работодателю представления о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, нарушающих требование по охране труда.
Предписание специалиста службы охраны труда руководитель организации может отменить только в письменном виде.
Службы охраны труда в организациях осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими службами, комитетами (комиссиями) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива, а также с органами исполнительной власти области и местного самоуправления, государственной экспертизы, надзора и контроля за охраной труда.
(ст. 9 с изменениями, внесенными Законом Кировской области от 04.05.2007 № 123-ЗО)
В организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа.
Решения комитета (комиссии) имеют рекомендательный характер.
Основными задачами комитета (комиссии) по охране труда являются:
разработка, на основе предложений сторон, программы совместных действий работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
разработка мероприятий для подготовки проекта соответствующего раздела коллективного договора или соглашения по охране труда,"
анализ существующего состояния условий и охраны труда в организации и подготовка соответствующих предложений в пределах своей компетенции по решению проблем охраны труда;
информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся работникам средств индивидуальной защиты, компенсациях и льготах за работу в неблагоприятных условиях труда.
По требованию трудового коллектива г к работе комитета (комиссии) по охране труда могут привлекаться специалисты органов надзора и контроля, центра профпатологии (по согласованию с ними).
(ст. 10 с изменениями, внесенными Законом Кировской области от 03.10.2002 № 102-30)
Работодатель:
- обеспечивает финансирование мероприятий по охране труда в объемах, определяемых коллективными договорами и соглашениями по охране труда;