Недействующий


ЗАКОН

КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Об охране труда в Кировской области

(с изменениями на 4 декабря 2007 года)
__________________________________________________
Документ утратил силу в соответствии с
Законом Кировской области от 03.03.2008 № 221-ЗО
__________________________________________________

     ____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     Законом Кировской области от 03.10.2002 № 102-ЗО
     Законом Кировской области от 02.05.2006  № 6-ЗО
     Законом Кировской области от 04.05.2007 № 123-ЗО
     Законом Кировской области от 04.12.2007 № 193-ЗО
     ____________________________________________________________________

Принят Кировской областной Думой
21 сентября 2000 года


Настоящий Закон "Об охране труда в Кировской области" принят  в  соответствии с Конституцией Российской Федерации в развитие Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17.07.99 г. № 181-ФЗ и в  целях реализации полномочий области, как субъекта Российской Федерации.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Законодательство об охране  труда.

1 На территории Кировской области отношения в области охраны труда  регулируются  Конституцией  Российской  Федерации, законодательством Российской  Федерации, настоящим Законом и   другими Законами области,  а также принятыми в   соответствии с ними нормативными правовыми актами органов государственной власти области, и органов местного самоуправления.

2 Настоящий Закон направлен на реализацию  государственной политики в области охраны труда и   регулирует отношения в данной области между органами государственной власти области, органами местного самоуправления, юридическими  лицами,  независимо  от  организационно-правовой формы,  гражданами Российской Федерации и других государств, а также лицами без гражданства.

3. Настоящий Закон осуществляет правовое регулирование  отношений по охране труда, обеспечивающее реализацию конституционных прав работников области на  здоровые и безопасные условия труда,  профилактику травматизма   и профессиональных  заболеваний,  сохранение  жизни, здоровья и работоспособности в процессе трудовой деятельности.

     

    Статья 2. Государственная политика в области охраны труда.

 

Органы государственной власти, органы местного самоуправления Кировской области, объединения работодателей, профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы проводят согласованную государственную политику по улучшению условий и охраны труда, предупреждению  производственного  травматизма  и  профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.

Глава II. Компетенция органов государственной власти области в сфере охраны труда.

Статья 3. Полномочия Законодательного Собрания Кировской области.

Законодательное собрание Кировской области в пределах своей компетенции:

принимает законы и иные нормативные правовые акты по вопросам охраны труда, обеспечению безопасности производственных  объектов, территорий и населения, осуществляет толкование  принятых ею законов, вносит в них изменения и дополнения;

утверждает размеры бюджетного финансирования областных программ по охране и улучшению условий труда;

предоставляет налоговые льготы;

наделяет органы местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями Кировской области по  управлению  охраной труда. Наделение государственными полномочиями Кировской области по управлению  охраной труда органов местного самоуправления муниципальных образований осуществляется  в  соответствии с законодательством области.

(ст. 3 с изменениями, внесенными Законом Кировской области от 03.10.2002 № 102-30)

Статья 4. Полномочия Правительства области в регулировании вопросов охраны труда.

Правительство Кировской области осуществляет регулирование в области охраны труда и обеспечивает на территории области исполнение законодательства об охране труда:

обеспечивает реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда;

в соответствии с федеральным и  областным  законодательством разрабатывает и издает нормативные правовые акты по вопросам  охраны труда;

предусматривает в проекте бюджета отдельной  строкой финансирование областных целевых программ по охране труда;

входит  с  законодательной инициативой в  областную Думу о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями Кировской области по  управлению  охраной труда;

образует областной орган исполнительной власти по труду - комитет по труду Кировской области (далее комитет по труду);

обеспечивает взаимодействие органов государственной власти области, местного  самоуправления,  территориальных  подразделений  федеральных органов надзора и контроля, а также служб охраны труда работодателей;

утверждает областные целевые программы по охране труда и осуществляет контроль за их реализацией.

(ст. 4 с изменениями, внесенными Законом Кировской области от 03.10.2002 № 102-30)

Статья 5. Государственное управление охраной труда.

1. Государственное управление охраной труда заключается в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, разработке нормативных правовых актов в этой области, требований к средствам производства, технологиям и организации труда.

2. Комитет по труду осуществляет государственное управление охраной труда на территории области в пределах своей компетенции:

готовит предложения Правительству области по реализации государственной политики в области охраны труда;

организует разработку и исполнение областных программ по охране труда, а также разделов по охране труда в программах социально-экономического развития области;

разрабатывает проекты законов и иных нормативных правовых актов по охране труда для внесения их в установленном порядке на рассмотрение Законодательного собрания Кировской области;

участвует в формировании здорового образа жизни населения области через систему мер, позволяющих создать здоровые и безопасные условия труда и быта на предприятиях и в организациях области;

подготавливает ежегодные отчеты о состоянии охраны труда и мерах по её улучшению, представляет их в Правительство области и в Министерство труда и социального развития Российской Федерации;

координирует работу учебных центров, проводящих обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда лиц, ответственных за обеспечение безопасности труда;

организует работу межведомственной комиссии по охране труда Кировской области, созданной и утвержденной постановлением Правительства области;

осуществляет методическое руководство и координацию деятельности служб охраны труда на предприятиях области и оказывает помощь в организации их работы;

содействует информированию предприятий и организаций области о нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда;

организует и осуществляет государственную экспертизу условий труда, сертификацию работ по охране труда в организациях;

осуществляет иные полномочия в соответствии с положением, утверждаемым Правительством области.

Должностные лица комитета по труду имеют право беспрепятственного посещения организаций и предприятий всех организационно-правовых форм и форм собственности, доступа к необходимой информации по вопросам охраны труда.

3. Взаимодействие областного органа исполнительной власти по труду и территориальных подразделений органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда. Порядок деятельности и персональный  состав  межведомственной комиссии  определяется  высшим органом исполнительной  власти области при участии Федерации профсоюзных организаций области.

(ст. 5 с изменениями, внесенными Законом Кировской области от 03.10.2002 № 102-30)

Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления.

Органы  местного  самоуправления  обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий,  а также полномочий,  которыми наделяют их органы государственной власти области в установленном порядке.

Статья 7. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

Органы государственной  власти области гарантируют право на охрану труда работникам,  обеспечивая:

- недопустимость изменения законодательства области об охране труда в сторону ограничения установленных прав работника на охрану труда;

- постоянное совершенствование  нормативной  правовой  базы области по охране труда;

- разработку и реализацию   областных   программ улучшения условий и охраны труда, направленных на улучшение условий труда и повышения его безопасности на рабочих местах;

- признание и обеспечение защиты  прав  профсоюзов  и  иных уполномоченных работниками представительных органов  в  отношении их деятельности по охране труда работников .

Глава III. Обеспечение охраны труда.

Статья 8. Управление охраной труда в организациях.

Управление охраной труда в организациях осуществляет работодатель.

Индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, использующие наемный труд, лично  осуществляют управление охраной труда.

Статья 9. Служба охраны труда в организациях.

В каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью работников более 50 человек создается  служба  охраны  труда  или  вводится  должность специалиста по охране труда.  Расчет численности службы охраны труда производится в соответствии с Межотраслевыми нормативами численности работников служб охраны труда на предприятии.

В   организации,   осуществляющей   производственную деятельность,  с  численностью  50  и  менее  работников решение  о  создании  службы  охраны  труда  или  введении должности  специалиста  по  охране  труда  принимается работодателем  с  учетом  специфики  деятельности  данной организации.

При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста  по  охране  труда)  работодатель  заключает договор   со   специалистами   или   с   организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

Служба  охраны  труда  подчиняется  непосредственно руководителю организации.  На должность  специалиста по охране труда,   как  правило,   должны допускаться лица, имеющие диплом о присвоении квалификации   инженера по охране труда, либо лица, имеющие специальное  образование согласно   производственного   назначения, либо опыт работы в данной области  с  обязательной последующей переподготовкой  в  высших  учебных  заведениях  по  специальности "инженер по охране труда".

Специалисты службы охраны труда имеют право выдавать руководителям структурных  подразделений  и  должностным лицам  данной  организации  обязательные  для - исполнения предписания по устранению недостатков,  получать от них необходимые   информацию и   документацию,  объяснения  (в том числе в письменном  виде)  по  вопросам  охраны труда, требовать отстранения от работы лиц, которые не прошли медицинский осмотр, обучение,  инструктаж,   проверку знаний по охране труда и  не имеют допуска к соответствующим работам,   не  применяют  средства индивидуальной защиты или не выполняют требования охраны труда.

Специалисты службы охраны труда   имеют   право направлять работодателю  представления о привлечении к дисциплинарной ответственности  должностных лиц, нарушающих требование по охране труда.

Предписание специалиста службы охраны труда  руководитель организации может отменить только в письменном виде.

Службы охраны труда в  организациях   осуществляют свою  деятельность во взаимодействии с другими службами, комитетами (комиссиями) по охране труда,  уполномоченными (доверенными)   лицами  по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива,  а также с органами исполнительной власти области и местного самоуправления, государственной экспертизы, надзора и  контроля за охраной труда.

(ст. 9 с изменениями, внесенными Законом Кировской области от 04.05.2007 № 123-ЗО)

Статья 10. Комитеты (комиссии) по охране труда

В организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа.

Решения комитета (комиссии) имеют рекомендательный характер.

Основными  задачами  комитета  (комиссии)  по  охране труда являются:

разработка, на основе предложений сторон, программы совместных   действий   работодателей,   профессиональных союзов     и     иных     уполномоченных     работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда,  предупреждению  производственного  травматизма  и профессиональных заболеваний;

разработка мероприятий для подготовки проекта соответствующего раздела коллективного договора или соглашения по охране труда,"

анализ  существующего  состояния  условий  и  охраны труда в организации и подготовка соответствующих предложений в пределах своей компетенции по решению проблем охраны труда;

информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся работникам средств индивидуальной защиты, компенсациях и льготах за работу в неблагоприятных условиях труда.

По требованию трудового коллектива г к работе комитета (комиссии) по охране труда могут привлекаться специалисты органов надзора и контроля, центра профпатологии (по согласованию с ними).

(ст. 10 с изменениями, внесенными Законом Кировской области от 03.10.2002 № 102-30)

Статья 11. Экономический механизм обеспечения охраны труда.

Работодатель:

- обеспечивает финансирование мероприятий по охране труда в объемах, определяемых коллективными договорами и соглашениями по охране труда;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»