(5) В целях организации эффективного управления муниципальным образованием и его финансовой системой необходимо иметь четкое представление об оплачиваемых из бюджета муниципального образования "Город Киров" общественных услугах. Само составление их перечня позволяет провести оценку их необходимости и общественной значимости.
Перечень бюджетных услуг может быть подготовлен специалистами экономического управления и согласован с отраслевыми управлениями. Перечень утверждается постановлением главы администрации города.
Порядок проведения ежегодной оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг также утверждается постановлением главы администрации города. Он будет представлять собой регламент и график документооборота рассмотрения результатов оценки. Это позволит упорядочить и систематизировать процедуру оценки потребности в услугах, а также обеспечит возможность учета потребности в период разработки проекта бюджета.
В директивных документах должно содержаться указание финансовому управлению учитывать результаты ежегодной оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг при формировании расходов на очередной финансовый год. Без такого указания проведение оценки потребностей не будет иметь практического значения.
Публикация материалов оценки в СМИ ставит в известность жителей муниципального образования "Город Киров" о составе услуг, которые им могут быть предоставлены с оплатой за счет средств бюджета, и приоритетах в их финансировании. При несоответствии перечня общественных услуг и приоритетов в их финансировании интересам населения публикация этих материалов активизирует гражданскую инициативу, что в конечном итоге обеспечит необходимые корректировки финансовой политики муниципального образования "Город Киров".
(6) Инвентаризация действующих нормативных правовых актов с точки зрения наличия стандартов качества предоставления бюджетных услуг производится в процессе разработки этих стандартов. Результаты инвентаризации обобщаются в разделе стандарта "Нормативные ссылки" (в качестве примера см. утвержденные в 2005 году стандарты качества). Поскольку нормативная база в отношении бюджетных услуг постоянно меняется, то необходим ее систематический мониторинг. Это обеспечит своевременное внесение поправок в тексты стандартов.
Необходимость в разработке муниципального стандарта качества общественных услуг обусловлена потребностью в четком и детальном техническом задании для производителей общественных услуг.
К 1 июля 2007 года не менее 50% бюджетных расходов (без учета субвенций на исполнение делегированных полномочий) будут подкреплены стандартами качества предоставления бюджетных услуг.
В отношении стандартов качества в качестве альтернативы может рассматриваться введение повышенных требований к качеству услуг по сравнению с их уровнем, определенным на основе федерального законодательства и ведомственных нормативных актов. При этом нужно учитывать вероятность увеличения стоимости услуг в связи с повышением требований к их качеству и финансовые возможности бюджета.
(7) Важнейшее направление реформирования бюджетного процесса в соответствии с настоящей Программой реформирования - переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами политики муниципального образования "Город Киров".
Бюджет муниципального образования на предстоящий год должен строиться на основе среднесрочных отраслевых целевых программ. Только в этом случае будет повышено качество бюджетного планирования и соответственно качество общественных услуг. В этом случае муниципальное образование "Город Киров" сможет реально претворять в жизнь свои перспективные планы.
Каждая отрасль по оказанию бюджетных услуг должна иметь четкие и конкретные плановые задания, имеющие количественное выражение. При этом контрольные цифры в отношении ведомств должны устанавливаться исходя из перечня тактических задач, решаемых для достижения стратегических целей развития муниципального образования "Город Киров".
Утверждение порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, индикаторов оценки результативности и планируемых результатов, а также корректировки предоставляемых ведомствам бюджетных средств исходя из уровня достижения результатов может быть осуществлено с использованием материалов постановления Правительства Кировской области от 21 июня 2005 года № 36/137 "О применении программно-целевых методов в бюджетном планировании" и "Перечня количественных показателей для оценки результатов осуществления функций и тактических задач субъектов бюджетного планирования в Кировской области", который был утвержден распоряжением Правительства Кировской области от 30 июня 2005 года № 203. В этих целях также могут быть использованы постановления Правительства РФ от 22 мая 2004 года № 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов" и от 19 апреля 2005 года № 239 "Об утверждении положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ".
Среднесрочные целевые программы развития социальных отраслей должны быть доступны для общественности. Их открытое обсуждение до момента принятия бюджета позволяет своевременно внести в программы коррективы, подготовленные с учетом общественного мнения.
В свою очередь отраслевые управления (ведомства) в соответствии с утвержденными ведомственными программами и стандартами качества должны обеспечивать разработку и доведение до бюджетных учреждений требований к результатам работы бюджетных учреждений в соответствии со стандартами качества предоставления бюджетных услуг.
Отсутствие у бюджетных учреждений права по самостоятельному распоряжению бюджетными средствами допускает возможность возникновения дополнительных финансовых издержек по причине отсутствия поля для финансового маневра. Например, своевременно перераспределив ассигнования с одного, менее важного на данный момент, на другое, более проблемное направление расходов, можно избежать предъявления штрафных санкций или осуществить закупку на более выгодных условиях. Если финансирование бюджетных учреждений будет поставлено в зависимость от конечного результата, то решение вопроса о предоставлении им права самостоятельного распоряжения "заработанными" средствами имеет определенную логику.
Перспективы социально-экономического развития должны иметь твердую финансовую основу, и поэтому разработка качественного перспективного финансового плана позволит принимать взвешенные инвестиционные решения, вести планомерную и обоснованную социальную политику. Утверждение обязательного порядка учета показателей среднесрочного финансового плана при подготовке решения о бюджете на очередной финансовый год и утверждение методики формирования среднесрочного финансового плана может быть обеспечено принятием единого постановления главы администрации города. В последствии указанные требования будут закреплены в Положении о бюджетном процессе.
Среднесрочный финансовый план будет разрабатываться с учетом положений об утверждении показателей на очередной финансовый год путем корректировки утвержденного в предыдущем финансовом году.