Недействующий


ЗАКОН

КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О внесении изменений в
Закон Кировской области
"Об областной целевой программе
 "Экология и природные ресурсы
Кировской области" на 2004 - 2010 годы"

(с изменениями на 25 декабря 2009 года)
_____________________________________________________
Документ утратил силу в соответствии с
Законом Кировской области
от 25.12.009 № 486-ЗО
_____________________________________________________

Принят Законодательным
 Собранием Кировской области
23 июня 2005 года

Статья 1

Внести в Закон Кировской области от 03.06.2004 года № 246-ЗО "Об областной целевой программе "Экология и природные ресурсы Кировской области" на 2004-2010 годы" (Сборник основных нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области, 2004, № 4 (56), ст. 2405) следующие изменения:

1. Утвердить в новой редакции областную целевую программу "Экология и природные ресурсы Кировской области" на 2004 - 2010 годы. Прилагается.

2. Статью 2 изложить в следующей редакции:

"Статья 2. Объем финансирования мероприятий областной целевой программы "Экология и природные ресурсы Кировской области" на 2004 - 2010 годы за счет средств областного бюджета определять при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.".

3. Статью 3 исключить.

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Губернатор Кировской
 области Н.И. шаклеин

г. Киров
30 июня 2005 года
№ 342-ЗО

УТВЕРЖДЕНА
Законом Кировской области
от 30.06.2005 г. № 342-ЗО

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
НА 2004 - 2010 ГОДЫ

 


ПАСПОРТ
областной целевой программы
"Экология и природные ресурсы Кировской области"
на 2004 - 2010 годы

Наименование программы

"Экология и природные ресурсы Кировской области" на 2004 - 2010 годы

Перечень подпрограмм

 "Минерально-сырьевые ресурсы";

"Регулирование качества окружающей среды";

"Отходы";

"Поддержка особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории Кировской области";

"Сохранение биологического разнообразия";

"Экологическая культура населения";

"Гидрометеорологическое обеспечение безопасной жизнедеятельности и рационального природопользования"

Основание для принятия решения о разработке программы

 Постановления Правительства Кировской области

 от 05.03.2002 № 11/81 "Об утверждении концепции социально-экономического развития Кировской области на период до 2004 года",

 от 19.06.2003 № 46/161 "Об утверждении перечня областных целевых программ, предлагаемых для финансирования из областного бюджета в 2004 году"

Государственный заказчик - координатор программы

Правительство Кировской области

Государственные заказчики подпрограмм

"Минерально-сырьевые ресурсы":

управление охраны окружающей среды и природопользования Кировской области;

территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере недропользования.

"Регулирование качества окружающей среды":

управление охраны окружающей среды и природопользования Кировской области;

департамент строительства и архитектуры Кировской области;

органы местного самоуправления.

"Отходы":

управление охраны окружающей среды и природопользования Кировской области;

департамент энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области;

органы местного самоуправления.

"Поддержка особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории Кировской области":

управление охраны окружающей среды и природопользования Кировской области;

территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере природопользования;

органы местного самоуправления.

"Сохранение биологического разнообразия":

управление охраны окружающей среды и природопользования Кировской области;

управление охраны и использования животного мира Кировской области;

департамент сельского хозяйства и продовольствия Кировской области.

"Экологическая культура населения":

управление охраны окружающей среды и природопользования Кировской области;

департамент образования Кировской области;

департамент культуры, информации и общественных связей Кировской области.

"Гидрометеорологическое обеспечение безопасной жизнедеятельности и рационального природопользования":

государственное учреждение "Кировский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды";

управление охраны окружающей среды и природопользования Кировской области

Основные разработчики программы

Управление охраны окружающей среды и природопользования Кировской области;

территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды и природопользования;

государственное учреждение "Кировский областной центр охраны окружающей среды и природопользования";

государственное учреждение "Кировский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"

Цель программы

Сбалансированное развитие природно-сырьевой базы для удовлетворения потребностей экономики области в минеральных ресурсах,

обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду,

сохранение устойчивого экологического равновесия,

формирование экологической культуры населения,

повышение эффективности прогнозирования опасных природных (гидрометеорологических) явлений,

высоких и экстремально высоких уровней загрязнения окружающей среды в интересах Кировской области

Задачи программы

 Обеспечение потребностей экономики области в различных видах природных ресурсов на принципах их комплексного и рационального использования;

осуществление мер по охране и воспроизводству природных ресурсов как компонентов окружающей среды;

стабилизация экологической обстановки в Кировской области и ее улучшение в районах с наиболее высоким уровнем загрязнения окружающей среды;

предотвращение деградации и сохранение природных комплексов;

развитие сети особо охраняемых природных территорий и территорий с уникальными природными ресурсами, сохранение биоразнообразия;

формирование территориальной системы комплексного экологического мониторинга состояния природных ресурсов и окружающей среды;

формирование и развитие экологического просвещения населения области;

научное и технико-технологическое обеспечение развития природно-ресурсного потенциала и системы охраны окружающей среды;

проведение работ регионального назначения в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды на дополнительной наблюдательной сети регионального уровня

Сроки и этапы реализации программы

2004 - 2010 годы:

I этап - 2004 - 2006 годы;

II этап - 2007 - 2010 годы

Исполнители подпрограмм и основных мероприятий

Органы исполнительной власти,

органы местного самоуправления,

предприятия,

учреждения,

организации,

физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, в том числе определяемые на конкурсной основе

Объемы и источники финансирования программы

Общий объем финансирования на 2004 - 2010 годы в ценах 2004 года - 3116,058 млн. рублей,

в том числе:

на I этапе - 1004,959 млн. рублей;

на II этапе - 2111,099 млн. рублей.

Источники финансирования:

средства федерального бюджета, предусматриваемые на реализацию программы, всего - 916,318 млн. рублей,

из них:

"Минерально-сырьевые ресурсы" - 201,354 млн. руб;

"Регулирование качества окружающей среды" - 616,400 млн. руб;

"Поддержка особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории Кировской области" - 39,464 млн. руб;

"Гидрометеорологическое обеспечение безопасной жизнедеятельности и рационального природопользования" - 59,100 млн. руб.

Средства областного бюджета, необходимые для реализации программы, всего - 452,954 млн. рублей,

из них: "Минерально-сырьевые ресурсы" - 70,860 млн. руб;

"Регулирование качества окружающей среды" - 193,811 млн. руб;

"Отходы" - 67,190 млн. руб;

"Поддержка особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории Кировской области" - 40,132 млн. руб;

"Сохранение биологического разнообразия" - 23,607 млн. руб;

"Экологическая культура населения" - 25,809 млн. руб;

"Гидрометеорологическое обеспечение безопасной жизнедеятельности и рационального природопользования" - 31,545 млн. руб.

Средства бюджетов муниципальных образований (по согласованию), необходимые для реализации программы, - 178,246 млн. рублей,

из них:

"Регулирование качества окружающей среды" - 41,900 млн. руб;

"Отходы" - 107,883 млн. руб;

"Сохранение биологического разнообразия" - 0,955 млн. руб;

"Экологическая культура населения" - 26,708 млн. руб;

"Гидрометеорологическое обеспечение безопасной жизнедеятельности и рационального природопользования" - 0,800 млн. руб.

Средства внебюджетных источников, необходимые для реализации программы, - 1568,540 млн. рублей,

из них:

"Минерально-сырьевые ресурсы" - 788,532 млн. руб;

"Регулирование качества окружающей среды" - 410,005 млн. руб;

"Отходы" - 349,636 млн. руб;

"Поддержка особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории Кировской области" - 4,750 млн. руб;

"Сохранение биологического разнообразия" - 9,370 млн. руб;

 "Экологическая культура населения" - 1,192 млн. руб;

"Гидрометеорологическое обеспечение безопасной жизнедеятельности и рационального природопользования" - 5,055 млн. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

По подпрограмме "Минерально-сырьевые ресурсы":

обеспечение экономики области минерально-сырьевыми ресурсами;

выявление и локализация прогнозных ресурсов полезных ископаемых;

создание опережающего поисково-разведочного задела полезных ископаемых, необходимого уровня прироста запасов полезных ископаемых и оптимального соотношения между приростом и добычей;

прирост поступления всех видов налогов и платежей при пользовании недрами в областной бюджет;

предупреждение развития негативных техногенных геологических процессов на площади около 800 кв. км.

По подпрограмме "Регулирование качества окружающей среды":

стабилизация объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на уровне 130 тыс. тонн в год;

снижение сбросов загрязняющих веществ в водные объекты - до 150 тыс. тонн в год;

развитие территориальной комплексной системы мониторинга состояния природных ресурсов и окружающей среды;

обеспечение безопасности гидротехнических сооружений.

По подпрограмме "Отходы":

снижение объемов складируемых отходов на 0,1 млн. тонн в год;

снижение площадей земель под несанкционированными свалками - до 138,4 га.

По подпрограмме "Сохранение биологического разнообразия":

сохранение и увеличение численности охотничьих видов животных и среды их обитания, а также водных биологических ресурсов;

сохранение и позитивная стабилизация биологического разнообразия Кировской области;

оптимизация отношений в сфере охотничьего и рыболовного хозяйства.

По подпрограмме "Поддержка особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории Кировской области":

увеличение площади территорий природно-заповедного фонда Кировской области на 20 - 25 тыс. га;

сохранение редких и исчезающих видов животных и растений;

сохранение уникальных памятников и объектов окружающей среды.

По подпрограмме "Экологическая культура населения":

повышение уровня экологической культуры населения.

По подпрограмме "Гидрометеорологическое обеспечение безопасной жизнедеятельности и рационального природопользования":

улучшение информационного обеспечения о состоянии окружающей среды для реализации межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности

Система организации контроля за исполнением
программы

Контроль за исполнением программы осуществляют

Законодательное Собрание Кировской области,

Контрольно-счетная палата Кировской области,

Правительство Кировской области,

управление охраны окружающей среды и природопользования Кировской области в установленном порядке

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В современных условиях окружающая среда испытывает огромную антропогенную нагрузку, истощены природные ресурсы. Вызывает серьезную озабоченность то обстоятельство, что на окружающую среду оказывают воздействие более 200 крупных промышленных объектов, действующих на территории области.

Пристального внимания к себе и рачительного хозяйствования требует вятский лес - основное природное богатство и главный экономический ресурс области. Лесистость территории по области составляет 62%, однако этот потенциал используется недостаточно. По сравнению с началом 90-х годов объем заготовок древесины снизился более чем в 2 раза, что привело к накоплению перестойной части лесов с одновременным снижением их качества. Возросла опасность массовых вспышек болезней леса и лесных пожаров.

Неоценимо значение водных ресурсов для обеспечения социально-экономического развития области. Для удовлетворения потребностей населения и экономики области в водных ресурсах существует 1005 прудов и водохранилищ. Однако состояние многих водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений неудовлетворительно, в ряде случаев является аварийным, велик их физический износ. Широкое развитие получили эрозия берегов, подтопление земель, а также загрязнение водных источников.

Особенности геологического строения и недостаточная геологическая изученность территории области определили качественный и количественный состав минерально-сырьевых ресурсов области.

К настоящему времени минерально-сырьевую базу области составляют месторождения нефти, фосфоритов, стекольных песков, тугоплавких глин и глин для минеральной ваты, минеральных и пресных подземных вод, общераспространенных полезных ископаемых: карбонатных пород, песчано-гравийных смесей, строительных песков, глин различного назначения, торфа, лечебных грязей.

При существующем уровне развития горнодобывающей промышленности области обеспеченность запасами по отдельным видам минерального сырья составляет десятки и сотни лет.

В то же время освоенность месторождений и годовые уровни добычи сырья крайне низкие, что объясняется следующими основными причинами:

низкая изученность геологического строения территории области и технологических свойств минерального сырья;

размещение большей части месторождений в неблагоприятных географо-экономических или горно-геологических условиях;

отсутствие устойчивого спроса или низкая платежеспособность основного потребителя минерального сырья;

отсутствие инвестиций в освоение разведанных месторождений.

Основными экологическими проблемами в области по-прежнему являются:

загрязнение водных объектов, особенно реки Вятки в зоне санитарной охраны водозабора г. Кирова;

загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов промышленных предприятий городов Кирова, Кирово-Чепецка, Вятских Полян, Слободского и других;

постоянно увеличивающееся количество отходов производства и потребления, в том числе опасных;

загрязнение почв, деградация растительного покрова на многих территориях области, сокращение видового состава объектов животного и растительного мира.

Недостаточно внимания уделяется вопросу сохранения биологического разнообразия на территории области. Сокращение биоразнообразия может привести к утрате целостности биосферы и ее способности поддерживать важнейшее качество среды, необходимое для жизни человека.

Так, в последние годы наблюдается уменьшение численности видов охотничьих животных по многим объектам охоты (лось, кабан и другие), сокращается их добыча. Нерационально организован промысел диких копытных животных, отсутствует объективный учет. Растет браконьерство.

Нет объективных сведений о состоянии ресурсов ихтиофауны области. Не решен вопрос о развитии лицензируемой деятельности по организации спортивного и любительского рыболовства. Не проведен расчет запасов гидробионтов по области в целом, не завершена работа по определению ценных мест нерестилищ, не разработана системы мер, направленных на их охрану.

Редкие и исчезающие виды животных и растений играют важную роль в различных биосистемах. Последние списки охраняемых, редких и исчезающих видов животных и растений в области были утверждены в 2000 году, включают 117 видов растений, 110 видов животных, 20 видов грибов, которые занесены в Красную книгу Кировской области. Особое внимание требуется уделять охране наиболее типичных для редких и исчезающих животных и растений, к которым на территории области отнесены выхухоль, лесной подвид северного оленя, орлан-белохвост, полярная сова, минога, кувшинка четырехгранная, пухонос альпийский, калипсо луковичная, ковыль перистый.

Охрана всего видового разнообразия животных и растений в целом по области организована слабо. Сохранение биологического разнообразия в большей степени определяется созданием сети особо охраняемых природных территорий.

По формированию сети особо охраняемых природных территорий существуют организационные, научно-практические и финансовые проблемы. Существующая сеть особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории области, практически не выполняет своего предназначения по сохранению биоразнообразия и поддержанию экологического равновесия в регионе. Их суммарная площадь составляет 1,5% от территории области, что недостаточно для выполнения ресурсосберегающих и средообразующих функций. Вопрос создания и расширения сети особо охраняемых природных территорий, несмотря на его приоритетность в деле охраны окружающей среды, еще не нашел должного внимания в общественном сознании и в органах управления. Основным сдерживающим фактором в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий является недостаточное финансирование мероприятий из бюджетных источников.

В конце 90-х годов в области была разработана и осуществлена целевая комплексная программа по охране окружающей среды и природопользованию, направленная на оздоровление экологической обстановки в области, воспроизводство и охрану природных ресурсов. Из-за недостатка финансовых ресурсов ее реализация была затруднена, многие мероприятия остались не невыполненными, в результате чего достичь намеченных целей в полной мере не удалось. Тем не менее общий спад объемов производства повлиял и на экологическую обстановку в области - в целом достигнута стабилизация качества окружающей среды на территории области.

Начавшийся рост промышленного производства в области может обострить экологическую обстановку, а также увеличить вероятность возникновения техногенных аварий с негативными экологическими последствиями. Возникает необходимость принятия соответствующих мер, обеспечивающих подготовку природно-ресурсной базы области для удовлетворения растущих экономических потребностей, сохранение и воспроизводство ресурсного потенциала, снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Необходимым условием управления экологической ситуацией в области, принятия обоснованных управленческих решений является обеспечение оперативной информацией о состоянии окружающей среды, климатических условиях и прогноза их изменения. В настоящее время в области существует разрозненная ведомственная сеть мониторинга, поэтому основной проблемой в области является создание единой территориальной системы экологического мониторинга и разработка программы его осуществления. Одной из наиболее важных проблем гидрометеорологического обеспечения, мониторинга загрязнения окружающей среды является восстановление и техническое перевооружение государственной службы наблюдения за состоянием окружающей среды.

На решение указанных проблем направлена областная целевая программа "Экология и природные ресурсы Кировской области" на 2004 - 2010 годы (далее именуется - программа).

2. Цель, основные задачи и сроки реализации программы


Цель и основные задачи программы изложены в паспорте программы.

Программа рассчитана на период с 2004 по 2010 год. На I этапе (2004 - 2006 годы) осуществляются мероприятия межмуниципального характера по охране окружающей среды с целью стабилизации уровня ее загрязнения на территории области, охране и воспроизводству минеральных ресурсов для обеспечения текущих потребностей экономики и населения области.

На II этапе (2007 - 2010 годы) будут осуществлены мероприятия межмуниципального характера по снижению уровня загрязнения окружающей среды с целью коренного улучшения ее состояния и работы по обеспечению экологической безопасности, устойчивого воспроизводства природных и сырьевых ресурсов в объемах, обеспечивающих среднесрочные и долгосрочные внутренние и экспортные потребности области.

3. Система программных мероприятий


Мероприятия программы направлены на достижение намеченной цели, решение поставленных задач и предусматривают концентрацию ресурсов и привлечение средств из различных источников финансирования.

Программа включает в себя 7 подпрограмм:

"Минерально-сырьевые ресурсы" (приложение 1);

"Регулирование качества окружающей среды" (приложение 2);

"Отходы" (приложение 3);

"Поддержка особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории Кировской области" (приложение 4);

"Сохранение биологического разнообразия" (приложение 5);

"Экологическая культура населения" (приложение 6);

"Гидрометеорологическое обеспечение безопасной жизнедеятельности и рационального природопользования" (приложение 7).

Мероприятия в рамках подпрограмм изложены в следующем порядке:

мероприятия по решению долгосрочных наиболее важных проблем регионального значения;

мероприятия, направленные на научно-методическое, технологическое и нормативно-правовое обеспечение решения природно-ресурсных и экологических проблем;

текущие работы, связанные с решением программных задач.

4. Научное и информационное обеспечение программы


Научно-исследовательские работы в соответствии с задачами программы направлены на достижение следующих целей:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»