ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 05.03.2002 г. № 11/81
Об утверждении концепции социально-экономического
развития Кировской области на период до 2004 года
и комплексного плана мероприятий Правительства
области по реализации ее основных положений
(с изменениями на 03.06.2003)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства Кировской области от 03.06.2003 № 44/147
____________________________________________________________________
В целях формирования условий, обеспечивающих последовательное повышение благосостояния населения на основе устойчивого экономического развития экономики Кировской области, Правительство Кировской области постановляет:
1. Утвердить Концепцию социально - экономического развития Кировской области на период до 2004 года (далее - Концепция). Прилагается.
2. Утвердить Комплексный план мероприятий Правительства области по реализации основных положений Концепции социально - экономического развития Кировской области на период до 2004 года с последующим представлением на утверждение областной Думой. Прилагается.
3. Органам исполнительной власти области обеспечить своевременное выполнение намеченных мероприятий по социально - экономическому развитию области.
4. Рекомендовать главам администраций муниципальных образований области, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти обеспечить реализацию организационных и практических мер по выполнению Концепции.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления области разработать программы (концепции) социально - экономического развития муниципальных образований на 2002 - 2004 годы и соответствующие планы действий по их реализации.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства области Пинаева А.А.
Первый заместитель
Председателя Правительства
Кировской области А.А. Пинаев
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства области
от 5 марта 2002 г. № 11/81
КОНЦЕПЦИЯ
социально-экономического развития Кировской области на период до 2004 года
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Основные итоги социально - экономического развития Кировской области в 1997 - 2000 годах, предварительные итоги 2001 года.
Проблемные вопросы.
Основные предпосылки социально - экономического развития области.
Основные задачи, приоритеты и направления развития области на период до 2004 года.
1. Развитие отраслей материального производства.
1.1. Промышленная политика.
1.1.1. Топливно - энергетический комплекс.
1.1.2. Машиностроение и металлообработка.
1.1.3. Лесопромышленный комплекс.
1.1.4. Химическая и нефтехимическая промышленность.
1.1.5. Металлургическая промышленность.
1.1.6. Промышленность строительных материалов.
1.1.7. Пищевая и перерабатывающая промышленность.
1.1.8. Легкая промышленность.
1.2. Связь.
1.3. Транспорт.
1.4. Агропромышленный комплекс.
1.5. Строительный комплекс. Жилищное строительство.
2. Развитие малого предпринимательства.
3. Инвестиционная политика.
4. Налогово - бюджетная и денежно - кредитная политика.
5. Развитие рынка ценных бумаг.
6. Развитие страхового рынка.
7. Управление государственным имуществом.
8. Потребительский рынок.
9. Внешнеэкономическая деятельность.
10. Социальная политика.
10.1. Трудовые отношения и занятость. Доходы населения.
10.2. Развитие образования.
10.3. Реформирование системы здравоохранения.
10.4. Развитие культуры и искусства.
10.5. Развитие физической культуры и спорта.
10.6. Социальная поддержка населения.
10.7. Молодежная политика.
11. Реформа жилищно - коммунального хозяйства.
12. Экологическая политика и природопользование.
13. Научно - техническая политика.
14. Информационная политика.
15. Укрепление правопорядка и законности.
Основные прогнозируемые параметры социально - экономического развития области на период до 2004 года.
Введение
Концепция социально - экономического развития Кировской области на период до 2004 года (далее - Концепция) и Комплексный план мероприятий Правительства области по реализации основных положений Концепции социально - экономического развития Кировской области на период до 2004 года разработаны в соответствии с Уставом Кировской области и Программой социально - экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 № 910-р.
Концепция является продолжением и развитием основных идей и направлений Концепции социально - экономического развития Кировской области на период до 2000 года (далее - Концепция до 2000 года).
Цель Концепции - определение основных направлений социально - экономической деятельности Правительства области на 2002 - 2004 годы, механизмов и мер по преодолению негативных и закреплению положительных тенденций, обеспечению устойчивого поступательного социально - экономического развития области.
Комплексный план мероприятий Правительства области по реализации основных положений Концепции содержит необходимые нормативные правовые документы, мероприятия и меры как инструмент государственного регулирования социально - экономических процессов в рамках действующего законодательства.
Основные итоги социально - экономического развития
Кировской области в 1997 - 2000 годах,
предварительные итоги 2001 года
Социально - экономическое развитие Кировской области в 1997 - 2000 годах определялось теми основными тенденциями, которые сформировались в экономике страны за последние годы.
Это период социально - экономических потрясений 1997 - 1998 годов: бюджетный и финансовый кризисы, спад промышленного производства, значительное снижение уровня жизни населения, пик безработицы; постепенный переход экономики к концу 1999 года из кризисного состояния в состояние стабилизации.
За 1999 - 2000 годы в результате принимаемых мер по выполнению основных положений Концепции до 2000 года произошли значительные изменения в экономике области: сформировалась положительная динамика промышленного производства, поступлений налоговых доходов в бюджетную систему области, улучшились финансово - экономическое положение предприятий и ситуация на рынке труда, начала формироваться тенденция роста реальных денежных доходов населения, укрепились позиции и расширились сферы влияния самостоятельных региональных коммерческих банков.
В рамках реализации Концепции до 2000 года приоритетное развитие получили отрасли экономики: машиностроение, в том числе оборонно - промышленный комплекс (далее - ОПК), лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно - бумажная промышленность, легкая промышленность, агропромышленный комплекс.
В 1999 году был обеспечен рост валового регионального продукта - 104,7% к уровню 1998 года, а в 2000 году - 108,6% к уровню 1999 года.
В экономике области ведущее место принадлежит промышленности, на долю которой в 2000 году приходилось 40,7% валового регионального продукта и 56,5% поступлений в бюджетную систему налоговых платежей.
В целом по области за четыре последних года (1997 - 2000) прирост промышленного производства составил 22,8%.
Наиболее высокие темпы роста объемов производства достигнуты в машиностроении, химической и нефтехимической промышленности, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно - бумажной, легкой и пищевой промышленности, черной и цветной металлургии.
В наиболее сложной ситуации к началу 1997 года оказались предприятия оборонных отраслей промышленности (далее - ООП), на которые тяжелым бременем легли долги Министерства обороны Российской Федерации за выполненный государственный заказ, затраты на выполнение конверсионных программ.
Для поддержки ООП была разработана Региональная целевая программа реструктуризации и конверсии предприятий ООП на 1998 - 2000 годы, результатом реализации которой явилось значительное увеличение выпуска продукции на данных предприятиях - в 3,2 раза в сопоставимых ценах к уровню 1996 года. Удельный вес продукции оборонных предприятий в общем объеме продукции машиностроения поднялся с 41% в 1996 году до 77% в 2000 году.
Рост объемов производства на предприятиях ООП привел к более полной занятости рабочих, к сокращению простоев. Численность промышленно - производственного персонала в целом по машиностроению увеличилась за 1998 - 2000 годы на 1100 человек.
Важнейшим направлением в работе предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности явилось освоение новых видов продукции. Увеличился удельный вес новых видов изделий в общем объеме товарной продукции, который за 1999 год составил 13% в химической и 80% - в нефтехимической промышленности, за 2000 год - соответственно, 5% и 80%.
Несмотря на падение объемов производства в нефтехимической промышленности в 1998 году из-за роста в несколько раз цен на сырье и материалы, производимые отечественными и зарубежными предприятиями (особенно каучук), в 1999 году удалось восстановить объемы выпуска шин и обеспечить дальнейшие перспективы роста.
В 2000 году индекс физического объема в химической и нефтехимической отрасли промышленности составил 108,1%.
В результате реализации программы реструктуризации лесного комплекса Кировской области на 1997 - 2005 годы и Концепции реформирования предприятий лесопромышленного комплекса Кировской области до 2005 года была обеспечена более полная загрузка мощностей деревообрабатывающих предприятий, созданы на их базе комплексы с законченным циклом работы от лесозаготовки до выпуска и реализации готовой продукции.
За счет увеличения доли продукции глубокой переработки древесины получены дополнительные налоговые поступления в областной и местный бюджеты.
Индекс физического объема по отрасли составил в 1998 году 100,4%, в 1999 году - 114,6%, в 2000 году - 105,5%.
За четыре года более чем на 25% увеличился выпуск деловой древесины, бумаги, лыж, в 2 раза - фанеры клееной, древесноволокнистых и древесностружечных плит, в 5,5 раза - спичек, в 3 раза - картона. Область по темпам роста объемов заготовки и переработки леса вышла на 4-е место по России.
Легкая промышленность к началу 1997 года находилась на грани разрушения. Проводимые "реформы" сильно ударили по кожевенно - обувной и меховой подотраслям. Производственные мощности по производству обуви использовались на 7,8%, по производству юфти - не были задействованы полностью, по производству меховых изделий мощности использовались от 10% до 20%.
Одной из основных задач Программы развития легкой промышленности на 1997 - 2000 годы стало увеличение производства конкурентоспособной продукции на базе расширения и обновления ассортимента, реконструкции и технического перевооружения предприятий. В соответствии с Программой осуществлен процесс реформирования крупных производств, неспособных реагировать на изменение потребительского спроса в рыночных условиях, путем создания на их базе мелких и средних предприятий.
Меры, принимаемые руководителями предприятий при поддержке администрации области, позволили стабилизировать положение в отрасли и начать ее подъем. В 1999 году темп роста объемов производства по отрасли составил 142,3%, в 2000 году - 111,2%.
Благодаря разработке и реализации в области Программы развития народных художественных промыслов, были возрождены и получили дальнейшее развитие уникальные народные промыслы и ремесла Вятского края.
Уверенно развивается пищевая промышленность, удельный вес которой в 2000 году составил 14,4% в объеме промышленного производства области. Прирост объемов производства по отрасли составил в 1999 году 4,6% к уровню 1998 года, в 2000 году - 6,6% к уровню 1999 года и 9,5% к уровню 1996 года.
В сельском хозяйстве области, как и в целом по России, получили широкое развитие негативные процессы, которые затронули практически все отрасли агропромышленного комплекса (далее - АПК).
Объемы валовой продукции сельского хозяйства за годы реформ (с 1990 года) сократились почти на 32% (по России - на 39%). Выведено из оборота сельхозпредприятий более 400 тыс. гектаров сельхозугодий (в процентном отношении - на уровне среднероссийских показателей), в том числе около 300 тыс. гектаров пашни. Снизились посевные площади под сельскохозяйственные культуры, сократились объемы производства.
В 1999 году администрация области, учитывая нарастание негативных процессов в АПК, определила своей первостепенной задачей комплексное переустройство сельскохозяйственного производства, достижение стабилизации производства сельхозпродукции, продовольственной независимости региона, дальнейшее реформирование села путем интеграции и кооперации. В основе реформирования села - создание интегрированных формирований, работающих по единой технологической схеме: производство - переработка - торговля.
Меры, принимаемые администрацией области по преодолению кризисных процессов в агропромышленном комплексе, дальнейшему проведению аграрной реформы, позволили стабилизировать ситуацию в АПК и заложить основу рентабельного ведения отрасли.
В 2000 году производство валовой продукции сельского хозяйства к уровню 1999 года составило 98,2%, в сельхозпредприятиях - 101,1% (из них в растениеводстве - 112,3%, в животноводстве - 95,3%).
Увеличилось производство зерна во всех категориях хозяйств на 26,2%, яиц - 4,1%. В общественном секторе животноводческой отрасли повысилась продуктивность коров. Надоено молока за год от одной коровы по 2532 кг, что на 35 кг, или на 1,4% больше, чем в 1999 году.
В 1999 году область занимала по объему валовой продукции 23 место в России, по объему производства зерна - 29 место, картофеля - 12 место, овощей - 5 место, мяса (в живом весе) - 18 место, молока - 15 место, яиц - 32 место, меда - 13 место.
По темпам прироста продуктивности молочного стада область в 2001 году занимает лидирующее место среди регионов Российской Федерации.
Но, несмотря на принимаемые меры, коренного перелома в развитии АПК не произошло. Наряду с положительными итогами, в сельскохозяйственном производстве имеется и много проблем, решение которых возможно только при поддержке из федерального бюджета, и прежде всего в вопросах технического перевооружения села.
Начиная с 1997 года, основой проведения региональной политики в области поддержки и развития малого предпринимательства стала Комплексная программа поддержки и развития малого предпринимательства, основная цель которой - создание благоприятного инвестиционного климата и организационно - правовых условий для устойчивого и динамичного развития малого предпринимательства.
В области разработана нормативно - правовая база развития и поддержки малого предпринимательства. За четыре года принято 36 нормативно - правовых актов.
Создана развитая инфраструктура поддержки малого предпринимательства. Действует 5 бизнес - центров, 19 бизнес - школ, 2 бизнес - инкубатора, вошедшие в число 10-ти лучших в России. Большой перечень консалтинговых услуг оказывает Вятская торгово - промышленная палата Кировской области - одна из ведущих в Российской Федерации. Образовано 19 общественных объединений, среди них: областной Совет предпринимателей, постоянно действующая комиссия по поддержке и развитию предпринимательства.
С 1997 года в малом бизнесе организовано около 30 тыс. рабочих мест. В настоящее время в сфере малого предпринимательства занято 15% экономически активного населения.