ЗАКОН
КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
___________________________________________________
Документ утратил силу в соответствии со
ст. 70 Закона Кировской области от 28.07.2005 № 346-ЗО
___________________________________________________
Принят Законодательным
Собранием Кировской
области 23 сентября 2004 года
Статья 1. Общие положения
1. Настоящим Законом определяются гарантии реализации гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Кировской области, конституционного права на участие в выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления, проводимых на территории муниципальных образований в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), федеральными законами, Уставом Кировской области, настоящим Законом, уставами соответствующих муниципальных образований.
2. Настоящий Закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Кировской области.
Статья 2. Основные термины и понятия
Основные термины и понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том значении, что и в Федеральном законе.
Статья 3. Обязательность проведения выборов
Выборы глав соответствующих муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, установленные уставами этих муниципальных образований на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья 4. Срок полномочий глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления
1. Срок, на который избираются главы муниципальных образований и другие выборные должностные лица местного самоуправления, устанавливается уставами соответствующих муниципальных образований и не может составлять более пяти лет.
2. Изменение (продление или сокращение) срока полномочий избранного главы муниципального образования и другого выборного должностного лица местного самоуправления не допускается. Норма об изменении (продлении или сокращении) установленного Федеральным законом, Уставом области, законом области, уставами соответствующих муниципальных образований срока, на который избираются главы муниципальных образований и другие должностные лица местного самоуправления, может применяться только к данным выборным лицам, избранным на выборах, назначенных после официального опубликования такой нормы.
3. Если срок полномочий глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления истекает в период действия чрезвычайного или военного положения, то они исполняют свои полномочия до прекращения действия чрезвычайного или военного положения и избрания новых глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления.
Статья 5. Назначение выборов
1. Выборы глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления назначаются представительными органами местного самоуправления. Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны главы муниципальных образований и другие должностные лица местного самоуправления. В случае досрочного прекращения полномочий глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц местного самоуправления выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня прекращения полномочий.
2. Голосование на выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления должно быть проведено не позднее чем через 80 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Днем голосования на выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления является второе воскресенье месяца, в котором истекает срок их полномочий. Срок, на который избираются главы муниципальных образований и другие должностные лица местного самоуправления, исчисляется со дня их избрания. Днем избрания глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления является день голосования, в результате которого они были избраны. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
3. Если представительный орган местного самоуправления не назначит выборы в сроки, предусмотренные законом, а также в случае отсутствия указанного органа выборы назначаются и проводятся избирательной комиссией муниципального образования или территориальной избирательной комиссией, на которую возложены функции комиссии муниципального образования в соответствии со статьей 10 Федерального закона.
4. Если избирательная комиссия муниципального образования не назначит в установленный срок выборы главы муниципального образования и других должностных лиц местного самоуправления или если избирательная комиссия муниципального образования отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном настоящим Законом, выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора района (города) назначаются районным судом. При этом выборы организует и проводит временная Избирательная комиссия, которая формируется для подготовки и проведения данных выборов избирательной комиссией области в количестве не более 15 членов с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, установленных статьями 22 - 24, 29 Федерального закона, в течение 7 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Статья 6. Регистрация (учет) избирателей
1. Основанием для регистрации (учета) избирателей является факт нахождения места жительства гражданина Российской Федерации на территории муниципального образования, который устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации.
2. Регистрация (учет) избирателей осуществляется главой муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления), командиром воинской части, дислоцированной на территории соответствующего муниципального образования, по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Регистрация (учет) избирателей осуществляется в порядке, установленном положением о государственной системе регистрации (учета) избирателей, которое утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Статья 7. Составление списков избирателей
1. В списки избирателей на избирательных участках на выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Кировской области включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом.
2. Если на основании международного договора и в порядке, установленном законом, иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, то в списки избирателей при проведении выборов глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления включаются иностранные граждане, достигшие на день голосования возраста 18 лет, обладающие активным избирательным правом и постоянно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся указанные выборы.
3. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, включаются в списки избирателей в случае, если до призыва на военную службу они были зарегистрированы на территории муниципального образования (избирательного округа), где проводятся выборы глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления.
4. Составление списков избирателей производится избирательными комиссиями муниципальных образований в соответствии со статьей 17 Федерального закона.
Статья 8. Образование избирательных участков
1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки.
2. Избирательные участки образует глава муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления) по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 45 дней до дня голосования с учетом местных и других условий, в соответствии с Федеральным законом.
3. Избирательные участки образуются с учетом следующих требований:
на территории каждого избирательного участка должно быть зарегистрировано не более 3000 избирателей;
границы избирательных участков не должны пересекать границ административно-территориального деления муниципального образования.
4. В местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях избирательные участки могут образовываться в срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях, по согласованию с вышестоящей комиссией, - не позднее чем за пять дней до дня голосования.
5. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В воинских частях избирательные участки могут образовываться командирами воинских частей в случаях, а также в порядке и сроки, которые установлены законом.
6. Списки избирательных участков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, -лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления) не позднее чем за 40 дней до дня голосования.
Статья 9. Система и статус избирательных комиссий
1. Подготовку и проведение выборов глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления осуществляют следующие избирательные комиссии:
- избирательная комиссия муниципального образования;
- территориальные (районные, городские) комиссии, которые могут выполнять и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований в порядке, предусмотренном Федеральным законом;
- участковые комиссии.
2. Общие условия формирования избирательных комиссий, полномочия, организация деятельности, статус членов избирательных комиссий и иные вопросы регулируются Федеральным законом и Законом Кировской области "Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Кировской области".
3. На всех заседаниях комиссии, а также при осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, с бюллетенями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами указанным лицам не требуется дополнительное
разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и к работе с указанными избирательными документами. На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации.
4. С момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать лица, указанные в части 3 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.
5. При проведении выборов наблюдатель может быть назначен зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры.
6. Доступ в помещение участковой комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, следственном изоляторе и изоляторе временного содержания, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке должен быть обеспечен всем членам участковой комиссии, лицам, указанным в части 3 настоящей статьи, а также наблюдателям.
7. Наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных комиссиях при проведении ими досрочного голосования, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
8. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе (а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом - и проставление печати) не требуются. Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.
9. Документ, указанный в части 8 настоящей статьи, может быть предъявлен в участковую комиссию в период, указанный в части 4 настоящей статьи, в территориальную или иную комиссию - в период досрочного голосования либо в период с начала голосования на избирательных участках до окончания составления итогового протокола на соответствующей территории. При этом не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, общественного объединения. Не допускается установление каких-либо иных, кроме установленных Федеральным законом, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий протоколов об итогах голосования.
10. Наблюдатели вправе:
а) знакомиться со списками избирателей;
б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в части 4 настоящей статьи;
в) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей, знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в части 4 настоящей статьи;
д) обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
е) знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов и документов либо изготавливать копии указанных протоколов и документов. По требованию наблюдателя комиссия обязана выдать указанные копии или заверить копии, изготовленные наблюдателем;
ж) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества
зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, избирательного блока, общественной организации, направивших наблюдателя в комиссию;
з) обжаловать в установленном порядке действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, Избирательную комиссию области, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;
и) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях.
11. Наблюдатель не вправе:
а) выдавать избирателям бюллетени;
б) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;
в) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени;
г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
д) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;
е) совершать действия, препятствующие работе комиссии;