Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15.07.2003 № 48/185


Об областной целевой программе
 «Реформирование и модернизация
жилищно-коммунального комплекса
Кировской области» на 2004-2008 годы

_____________________________________________________
Документ утратил силу в соответствии с
постановлением Правительства Кировской области
от 28.09.2007 № 107/396

_____________________________________________________

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2001 № 797 «О подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», а также в целях реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса области Правительство Кировской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить областную целевую программу «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Кировской области» на 2004-2008 годы (далее - Программа). Прилагается.

2. Провести эксперимент по внедрению экономической модели реформы жилищно-коммунального хозяйства в городе Кирово-Чепецке, в Омутнинском, Белохолуницком и Кильмезском районах.

3. Департаменту жилищно-коммунального комплекса и социальной инфраструктуры Кировской области (Князькин Л.И.):

3.1. Обеспечить участие Кировской области в федеральной подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

3.2. Ежегодно до 1 сентября текущего года представлять в финансовое управление Кировской области проекты бюджетных заявок на реализацию мероприятий Программы с обоснованием объемов их финансирования в очередном финансовом году и обеспечивать своевременное проведение этих мероприятий.

4. Департаменту экономики при Правительстве области (Куимова Л.М.) ежегодно на основании предварительных бюджетных заявок включать Программу в перечень областных целевых программ, реализуемых на территории области.

5. Финансовому управлению Кировской области (Помаскин A.M.) ежегодно при формировании областного бюджета предусматривать финансирование мероприятий Программы.

6. Рекомендовать органам местного самоуправления области:

6.1. Разработать муниципальные программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса на 2004-2010 годы (далее -программы).

6.2. Создать необходимые условия для реализации программ и обеспечить их финансирование.

7. Постановление Правительства области от 12.11.2002 № 29/360 «Об областной целевой программе «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Кировской области» на 2002-2010 годы» признать утратившим силу.

8. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Могилюка А.Л.



Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области В.Н. Сергеенков

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
 Кировской области
 от 15.07.2003 № 48/185


ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Реформирование и модернизация жилищно-
коммунального комплекса Кировской области»
на 2004 - 2008 годы



Паспорт областной целевой программы
«Реформирование и модернизация жилищно-коммунального
 комплекса Кировской области» на 2004-2008 годы

Наименование Программы

«Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Кировской области»

Основание для принятия решения о разработке Программы

распоряжение Правительства области от 07.03.2002 № 67 «О подготовке программы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Кировской области на 2002-2010 годы»

Заказчик Программы

департамент жилищно-коммунального комплекса и социальной инфраструктуры Кировской области

Основной разработчик Программы

департамент жилищно-коммунального комплекса и социальной инфраструктуры Кировской области

Цели Программы

повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения населения; привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс; улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением их себестоимости; адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг с использованием системы персонифицированных социальных счетов граждан

Задачи Программы

обеспечение финансового оздоровления отрасли жилищно-коммунального хозяйства (далее -отрасль ЖКХ); создание условий для снижения себестоимости и повышения качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг; обеспечение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса; оказание государственной поддержки модернизации жилищно-коммунального комплекса

Сроки и этапы реализации Программы

2004-2008 годы:

1-й этап - 2004-2005 годы;

2-й этап - 2006- 2008 годы

Мероприятия Программы

обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса; совершенствование механизма предоставления гражданам льгот и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг; формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса; модернизация и техническое переоснащение жилищно-коммунального комплекса; формирование условий для привлечения инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс

Предполагаемый объём финансирования Программы

предполагаемый объём финансирования мероприятий по модернизации и техническому переоснащению жилищно-коммунального комплекса - 11650,7 млн. рублей

Основные источники финансирования Программы

субвенции и субсидии из федерального бюджета; средства областного бюджета; средства бюджетов муниципальных образований (по согласованию); другие источники финансирования

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса; улучшение качества и повышение надежности жилищно-коммунального обслуживания потребителей (в том числе населения); проведение модернизации и технического переоснащения жилищно-коммунального комплекса; обеспечение надежности работы коммунальных систем жизнеобеспечения, комфортности и безопасности условий проживания граждан; повышение эффективности работы организаций жилищно-коммунального хозяйства (далее -организации ЖКХ) и снижение себестоимости жилищно-коммунальных услуг; предотвращение критического уровня износа



основных фондов в жилищно-коммунальном комплексе; повышение хозяйственной самостоятельности организаций ЖКХ и их ответственности за качество обслуживания потребителей; создание эффективного механизма, стимулирующего экономное использование организациями ЖКХ энергетических и материальных ресурсов, а также сокращение нерационального потребления коммунальных услуг при гарантийном и бесперебойном их предоставлении; повышение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса; социальная защита наиболее нуждающейся части населения при оплате жилищно-коммунальных услуг

Основные исполнители мероприятий Программы

департамент жилищно-коммунального комплекса и социальной инфраструктуры Кировской области; финансовое управление Кировской области; органы местного самоуправления в случае финансирования мероприятий Программы из областного бюджета (по согласованию - в случае отсутствия финансирования из областного бюджета)

Система организации контроля за исполнением Программы

департамент жилищно-коммунального комплекса и социальной инфраструктуры Кировской области, государственная жилищная инспекция Кировской области и другие органы исполнительной власти области осуществляют контроль за реализацией Программы в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства области от 05.02.2002 № 9/28 «О порядке разработки, утверждения и реализации целевых программ на территории области». Органы местного самоуправления в случае финансирования мероприятий Программы из областного бюджета (по согласованию - в случае отсутствия финансирования из областного бюджета) ежеквартально и по итогам деятельности за отчетный год представляют в департамент жилищно-коммунального комплекса и социальной инфраструктуры Кировской области информацию о финансировании и выполнении мероприятий Программы. Департамент жилищно-коммунального комплекса и социальной инфраструктуры Кировской области ежеквартально и по итогам деятельности за отчетный год представляет информацию о финансировании и выполнении мероприятий Программы в департамент экономики при Правительстве области и Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу


1. Введение

Настоящая Программа рассчитана на период с 2004 по 2008 год и включает в себя комплекс мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения и качественное предоставление населению жилищно-коммунальных услуг, а также мероприятий, способствующих ликвидации дотационности жилищно-коммунального комплекса и обеспечению режима устойчивого и достаточного финансирования.

Кроме того, Программа предусматривает решение вопросов, касающихся модернизации жилищно-коммунального комплекса и ликвидации сверхнормативно изношенных основных фондов, использования ресурсосбе-регающих технологий, разработки и широкого внедрения мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования организаций ЖКХ, а также обеспечения инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса.

С учетом анализа эффективности выполнения мероприятий Программы будет разработана Программа на период с 2009 по 2010 год с предполагаемым объемом финансирования мероприятий по модернизации и техническому переоснащению жилищно-коммунального комплекса в размере 3600 млн. рублей.

2. Содержание проблемы, существующей в жилищно-коммунальном комплексе, и обоснование необходимости решения ее программными методами

2.1. Анализ технического состояния жилищно-коммунального комплекса

Отрасль ЖКХ является ведущей отраслью муниципальной инфраструктуры. Стоимость основных фондов жилищно-коммунального комплекса составляет 56 млрд. рублей, это примерно 36 % всех основных фондов области. На 01.01.2003 на территории области имеется 29,9 млн. квадратных метров жилищного фонда, из них 16,1 млн. квадратных метров находится в муниципальной собственности. Ветхий и аварийный жилищный фонд составляет 1,56 млн. квадратных метров.

Жилищный фонд области оборудован различными видами благоустройства в среднем на 58,8 %, в том числе холодным водоснабжением - на 74%, горячим водоснабжением - на 45 %, водоотведением - на 51 %, теплоснабжением - на 50 %, газоснабжением - на 78 %.

Износ основных фондов жилищно-коммунального комплекса на 01.01.2003 составил: жилищного фонда - 36 %;

объектов теплового хозяйства и тепловых сетей - 45 %; объектов водопроводного хозяйства - 64 %;

объектов канализационного хозяйства и сетей - 45 %; объектов дорожно-мостового хозяйства - 50 %; автомобильной и специальной техники - 90 %.

Ежегодный износ основного фонда жилищно-коммунального комплекса составляет 4-5%.

В настоящее время ввиду недостаточности финансовых средств планово-предупредительный ремонт в жилищно-коммунальном комплексе фактически заменен проведением аварийно-восстановительных работ, затраты на которые в 2-3 раза выше. Ежедневно в области на объектах жилищно-коммунального хозяйства происходит от 30 до 50 аварийных ситуаций. В результате этого возникла насущная проблема, связанная со своевременностью проведения текущего и капитального ремонта жилищного фонда, качественным снабжением населения питьевой водой, модернизацией коммунальных систем жизнеобеспечения, ремонтом дорог и благоустройством придомовых территорий.

2.2. Анализ финансового состояния жилищно-коммунального комплекса

Анализ обеспеченности финансовыми средствами жилищно-коммунального комплекса области за последние 5 лет показывает, что наблюдается устойчивая тенденция снижения объемов финансирования на 1 кв. метр общей площади жилого помещения при одновременном увеличении количества обслуживаемого жилищного фонда.


Обеспеченность средствами на содержание отрасли ЖКХ в период с 1998 по 2002 год

Площадь муниципального жилищного фонда (тыс. кв. метров)
Предусмотрено финансовых средств - всего (млн.рублей)
Объем финансирования на 1 кв.метр жилья в действующих ценах (рублей)
Объем финансирования на 1 кв.метр жилья в ценах 1997 года (рублей)


Из диаграммы видно, что объем финансирования содержания жилищно-коммунального комплекса в 2002 году по сравнению с 1998 годом возрос на 14,3 %, фактически финансовое обеспечение составило с учетом роста потребительских цен 36,2 рубля на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения, или 62,2 % от выполненных работ в 1998 году. В 2002

году общая потребность в финансовых средствах на предоставление населению жилищно-коммунальных услуг составила 2603,3 млн. рублей, а фактически было выделено (с учетом платежей населения) всего 2164 млн. рублей.

Ситуация в жилищно-коммунальном комплексе усугубляется еще и накопившейся задолженностью бюджетов всех уровней, образовавшейся из-за невыполнения ими своих обязательств перед организациями ЖКХ (на 01.01.2003 она равнялась 1660,5 млн. рублей).

Кредиторская задолженность организаций ЖКХ на 01.01.2003 составила 2773,8 млн. рублей (из них по налоговым платежам в бюджет и внебюджетные фонды - 758,2 млн. рублей, перед ОАО «Кировэнерго» за потребленные энергоресурсы - 675,6 млн. рублей) и превысила дебиторскую задолженность в 1,9 раза (всего дебиторская задолженность - 1423,8 млн. рублей, из них задолженность бюджетных учреждений - 236,7 млн. рублей, населения - 329,8 млн. рублей). При этом по отношению к 2001 году рост кредиторской задолженности составил 470,1 млн. рублей, или 20,4 %.

Систематическое бюджетное недофинансирование привело к тому, что практически все муниципальные унитарные предприятия ЖКХ в настоящее время находятся на грани банкротства. В целом по отрасли убытки на 01.01.2003 составили 725,0 млн. рублей (в том числе за прошлые годы - 487,3 млн. рублей), а задолженность муниципальных унитарных предприятий ЖКХ по выдаче заработной платы достигла 65,1 млн. рублей, в том числе по срокам задержки - от 2 до 3 месяцев. Из-за критического финансового состояния жилищно-коммунального комплекса, низкой заработной платы (средняя заработная плата составляет 2725,2 рубля - это 89,5 % от средней заработной платы, сложившейся в области на 01.01.2003) и несвоевременности ее выплаты текучесть кадров (особенно квалифицированных) в 2002 году превысила 45 %. Восполнение потерянных кадров потребует от организаций ЖКХ не только дополнительных финансовых средств, но и времени для подготовки новых кадров.

2.3. Система экономических отношений в жилищно-коммунальном комплексе и её основные проблемы

Действующая система экономических отношений в жилищно-коммунальном комплексе характеризуется рядом недостатков, без устранения которых невозможна нормализация функционирования отрасли ЖКХ, повышение надежности, качества и снижение стоимости жилищно-коммунальных услуг:

2.3.1. На сегодняшний день основой экономических отношений в жилищно-коммунальном комплексе по-прежнему остается система бюджетного дотирования организаций ЖКХ. Наличие дотационности отрасли ЖКХ, отсутствие у потребителей жилищно-коммунальных услуг реальной возможности влиять на их количество и качество, а также сохра-

пившееся со времен административной экономики централизованное управление деятельностью организаций ЖКХ и практически полное отсутствие конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг - вот главные причины, которые приводят к хроническому дефициту финансовых ресурсов, высокой себестоимости жилищно-коммунальных услуг, отсутствию экономических стимулов снижения издержек, неэффективной и нерентабельной работе организаций ЖКХ, высокому уровню потерь энергетических и других ресурсов.

Многие проблемы бюджетного финансирования жилищно-комму-нального комплекса изначально кроются в самой системе планирования расходов на оказываемые жилищно-коммунальные услуги, причем как на федеральном и областном, так и муниципальном уровнях. Например, при планировании бюджетного финансирования на очередной финансовый год ожидаемый рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги в полном объеме практически не учитывается, потому что расходы бюджета рассчитываются исходя из планируемого индекса инфляции и роста потребительских цен, которые иногда бывают занижены. Именно поэтому утвержденные федеральные, областные и муниципальные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, как правило, не являются экономически обоснованными, да и устанавливаются они зачастую не до, а после утверждения федерального (областного, местного) бюджета. Кроме того, при утверждении бюджетов всех уровней в их расходную часть из года в год накопившаяся бюджетная задолженность за выполненные организациями ЖКХ работы и услуги включается не в полном объеме.

Обостряют ситуацию также не соответствующие областным стандартам перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг установленные органами местного самоуправления финансово не обеспеченные муниципальные стандарты. В результате разницы между областными и муниципальными стандартами убытки организаций ЖКХ только в 2002 году составили 68,2 млн. рублей.


Сравнительная диаграмма изменения стандартов уровня платежей населения с 2000 по 2002 год


Областной стандарт уровня платежей населения (%)
Фактический стандарт уровня платежей населения в муниципальных образованиях (%)

Фактический уровень платежей населения (%)


На основании изложенного можно сделать вывод: тарифная политика в отрасли ЖКХ и бюджетный процесс фактически существуют независимо друг от друга. С одной стороны, органы государственной власти и органы местного самоуправления не в полной мере пользуются тарифной политикой как инструментом оптимизации бюджетных расходов; с другой стороны, при утверждении тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг не учитываются реальные финансовые возможности бюджета.

Помимо вышеперечисленного отрицательно сказывается на финансовом положении жилищно-коммунального комплекса неполная компенсация расходов на предоставленные населению субсидии и льготы на оплату жилья и коммунальных услуг, к тому же последние установлены федеральным и областным законодательством либо совсем без указания источников финансирования, либо с недостаточным объемом финансирования. На 01.01.2003 задолженность бюджетов всех уровней по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот, составила 306,7 млн. рублей, в том числе за 2002 год - 201,2 млн. рублей (профинансирован был лишь 31 %), а с предоставлением субсидий - 121,9 млн. рублей, в том числе за 2002 год - 62,6 млн. рублей (профинансировано было только 76,4 %).

Таким образом, несовершенство планирования расходов на содержание жилищно-коммунального комплекса приводит к росту бюджетной задолженности и ухудшению качества предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг.

2.3.2. За период проведения жилищно-коммунальной реформы не удалось полностью обеспечить в жилищно-коммунальном комплексе разграничение функций управления и хозяйственной деятельности. На территории области на 01.01.2003 всего создано 20 управлений «Служба заказчика» (в оперативное управление им передано 11,5 млн. квадратных метров жилищного фонда, что составляет 75 % муниципального жилищного фонда). В результате работы управлений (особенно в части совершенствования договорных отношений между исполнителями и потребителями жилищно-коммунальных услуг и систематического контроля за качеством и надежностью оказываемых услуг) был получен экономический эффект в сумме 30 млн. рублей.

2.3.3. Недостаточно активно в области развивается процесс создания управленческих организаций кондоминиумом в виде товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ) и иных объединений собственников жилья. На 01.01.2003 зарегистрировано всего 80 кондоминиумов и 63 ТСЖ. Основными причинами, сдерживающими их создание, являются отсутствие на федеральном и областном уровнях механизмов экономической заинтересованности, позволяющих эффективно управлять кондоминиумом, а также несовершенство жилищного и гражданского законодательства, регламентирующего деятельность ТСЖ и иных объединений собственников.

2.3.4. В муниципальных образованиях неэффективно проводится работа по заключению с нанимателями жилого помещения договоров социального найма, а с собственниками жилья - договоров технического обслуживания жилищного фонда. По состоянию на 01.01.2003 заключено: договоров найма с 34,5 % нанимателей, договоров технического обслуживания жилищного фонда с 30% собственников жилья. Одной из причин отсутствия договорных отношений является то, что федеральные типовые договоры по своему содержанию устарели и нет смысла их заключать, а новые типовые договоры Правительством Российской Федерации до сих пор не утверждены.

2.4. Система социальной защиты населения

Установление областных и муниципальных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг осуществляется с учетом уровня доходов граждан, величины прожиточного минимума и проведения мероприятий по социальной защите малоимущих слоев населения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»