ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12.11.2002 № 29/360
Об областной целевой программе
«Реформирование и модернизация
жилищно-коммунального комплекса
Кировской области» на 2002-2010 годы
___________________________________________
Документ утратил силу на основании
Постановления Правительства Кировской
области от 15.07.2003 № 48/185
___________________________________________
В целях реализации реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Кировской области, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 17.11.2001 №797«О подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» Правительство Кировской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить областную целевую программу «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Кировской области» на 2002-2010 годы (далее - Программа). Прилагается.
2. Направить Программу на утверждение Законодательным Собранием области.
3. Утвердить проведение эксперимента по внедрению экономической модели реформы жилищно-коммунального хозяйства в г. Кирово-Чепецке, Омутнинском, Белохолуницком, Кильмезском районах.
4. Финансовому управлению Кировской области (Помаскин А.М.) ежегодно при формировании областного бюджета предусматривать финансирование мероприятий, утвержденных в Программе. Установить, что мероприятия Программы и объемы их финансирования подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета области.
5. Департаменту экономики при Правительстве области (Куимова Л.М.) ежегодно на основании предварительных бюджетных заявок включать Программу в перечень областных целевых программ, реализуемых на территории области.
6. Департаменту жилищно-коммунального комплекса и социальной инфраструктуры Кировской области (Князькин Л.И.) направлять ежегодно в департамент экономики при Правительстве области перечень мероприятий Программы, подлежащих финансированию из федерального и областного бюджетов, и осуществлять контроль за их реализацией.
7. Рекомендовать органам местного самоуправления области:
7.1. Разработать программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса в муниципальных образованиях на 2002-2010 годы (далее - программы) в срок до 01.12.2002.
7.2. Создать необходимые условия для реализации программ и обеспечить финансирование их мероприятий за счет средств местных бюджетов и населения.
8. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Могилюка А.Л.
Первый заместитель
Председателя Правительства
Кировской области А.А. Пинаев
Наименование Программы | «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Кировской области» |
Обоснование принятия решения о разработке Программы | распоряжение Правительства области от 07.03.2002 №67 |
Заказчик Программы | департамент жилищно-коммунального комплекса и социальной инфраструктуры Кировской области |
Основные разработчики Программы | департамент жилищно-коммунального комплекса и социальной инфраструктуры Кировской области |
Цели Программы | повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением их себестоимости, исполнение обязательств всеми сторонами процесса предоставления и получения жилищно-коммунальных услуг, адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг |
Задачи Программы | обеспечение финансового оздоровления жилищно-коммунальной отрасли; обеспечение условий для снижения издержек и повышения качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг; обеспечение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса; оказание государственной поддержки модернизации жилищно-коммунального хозяйства области |
Сроки и этапы реализации Программы | 2002-2010 годы: 1-й этап - 2002-2003 годы; 2-й этап - 2004-2005 годы; 3-й этап - 2006-2010 годы |
Мероприятия Программы | программные мероприятия включают в себя: обеспечение финансовой стабильности и достаточности финансирования затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг; совершенствование ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве; формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального хозяйства; обеспечение социальной защиты семей с низкими доходами при переходе на полную оплату жилищно-коммунальных услуг; формирование законодательной базы, способствующей эффективному функционированию жилищно-коммунальной отрасли; модернизацию и техническое переоснащение жилищно-коммунального комплекса и внедрение современных энергосберегающих технологий |
Объем финансирования Программы | объём финансирования Программы составляет: на мероприятия по модернизации и техническому переоснащению жилищно-коммунального комплекса 15250,7 млн. рублей; на развитие системы подготовки кадров для жилищно-коммунальной отрасли 40,7млн. рублей |
Источники финансирования | средства областного бюджета, средства федерального бюджета (по согласованию), средства бюджета муниципальных образований (по согласованию), другие источники финансирования |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | обеспечение повышения эффективности, качества жилищно-коммунального обслуживания; надежность работы инженерных систем жизнеобеспечения; комфортность и безопасность условий проживания населения области; социальная защита наиболее нуждающейся части населения при оплате жилищно-коммунальных услуг. Эти цели будут достигнуты за счет: финансового оздоровления предприятий жилищно-коммунального комплекса, демонополизации и развития конкурентных отношений, совершенствования договорных отношений и тарифного регулирования естественных локальных монополий, государственной поддержки модернизации жилищно-коммунального комплекса |
Исполнители основных мероприятий Программы | органы местного самоуправления (по согласованию), департамент жилищно-коммунального комплекса и социальной инфраструктуры Кировской области, финансовое управление Кировской области, департамент экономики при Правительстве области, комитет ценовой политики Кировской области |
Система организации контроля за исполнением Программы | департамент жилищно-коммунального комплекса и социальной инфраструктуры Кировской области, государственная жилищная инспекция Кировской области и другие органы исполнительной власти области осуществляют контроль за реализацией Программы в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства области от 05.02.2002 № 9/28 «О порядке разработки, утверждения и реализации целевых программ на территории области». Органы местного самоуправления (по согласованию) ежеквартально и по итогам за отчетный год представляют в департамент жилищно-коммунального комплекса и социальной инфраструктуры Кировской области информацию о финансировании и выполнении мероприятий Программы. Департамент жилищно-коммунального комплекса и социальной инфраструктуры Кировской области ежеквартально и по итогам за отчетный год представляет информацию о финансировании и выполнении мероприятий Программы в департамент экономики при Правительстве области и Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу |
Настоящая Программа включает в себя комплекс мероприятий, повышающих надежность функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, направленных на ликвидацию дотационности жилищно-коммунального комплекса и способствующих режиму его устойчивого достаточного финансирования, а также обеспечивающих комфортные и безопасные условия проживания людей.
Программа предусматривает как решение задач ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий, так и разработку и широкое внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных предприятий, максимального использования ими всех доступных ресурсов, включая собственные, для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей.
В результате решения этих задач повысится качество жилищно-коммунального обслуживания населения, эффективность и надежность работы систем тепло-, водоснабжения и канализации.
2.1. Анализ технического состояния жилищно-коммунального комплекса области
Жилищно-коммунальный комплекс области является ведущей отраслью муниципальной инфраструктуры. Стоимость его основных фондов составляет 56 млрд. рублей (36 % основных фондов области). Структура основных фондов приведена в приложении 1.
Все объекты жизнеобеспечения, за исключением объектов «большой энергетики», в 44 муниципальных образованиях содержат и обслуживают 20 «Служб заказчика» и 187 предприятий ЖКХ (21864 работника отрасли). Основным потребителем предоставляемых услуг является население (70 %). Весь жилищный фонд области (30 млн. кв. м жилья) оборудован различными видами благоустройства в среднем на 62 %.
Жилищно-коммунальный комплекс области находится в глубоком кризисе. Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса области обусловлено неэффективной системой управления, связанной с оказанием жилищных и коммунальных услуг, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.
Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким уровнем износа, высокой степенью аварийности, низким коэффициентом полезного действия оборудования. Износ коммунальной инфраструктуры достигает в среднем 55 % согласно приложению 1.
Планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше.
Следствием этого стало обострение проблем ремонта жилья, снабжения населения области питьевой водой, перерасход топливно-энергетических ресурсов, разрушение дорожно-мостового хозяйства.
2.2. Анализ финансового состояния жилищно-коммунального комплекса области
Анализ обеспеченности средствами отрасли за последние 5 лет показывает, что наблюдается устойчивая тенденция к снижению объемов выполняемых работ при увеличении количества обслуживаемого жилищного фонда.
Обеспеченность средствами на содержание жилищно-коммунальной
отрасли области в период с 1997 по 2001 год
|
Из диаграммы видно, что обеспеченность средствами на содержание ЖКХ области в 2001 году по сравнению с 1997 годом увеличилась на 28,4 процента, но реальное финансовое обеспечение с учетом роста индекса потребительских цен составило 41,9 рубля на 1 квадратный метр, или 38,8 процента от выполненных работ в 1997 году
В 2001 году по Кировской области общая потребность в финансовых средствах на предоставление услуг населению составляла 2 млрд 220 млн рублей
Источники финансирования позволяли покрыть 1 млрд 418 млн рублей
Таким образом, планово-расчетный недостаток в финансовых средствах для содержания объектов ЖКХ сложился в размере 801,9 млн рублей
Фактически же из-за неполного финансирования (льготы финансируются на 88,6 %, субсидии - на 43%) недостаток в финансовых средствах сложился в размере 898 млн рублей В результате отрасль по разным причинам недополучила в 2001 году 40 % необходимых средств
Проблема усугубляется огромным объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере, образовавшейся в первую очередь в ре-
зультате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней, которая на 01.01.2002 составила 1049,3 млн. рублей.
Кредиторская задолженность на 01.01.2002 составила 2302,7 млн. рублей и превысила дебиторскую в 2,3 раза. По отношению к соответствующему периоду прошлого года рост составил 546,5 млн. рублей, или 31 %. Задолженность в ЖКХ является источником неплатежей, которые охватывают практически все отрасли экономики.
Большинство муниципальных предприятий ЖКХ является банкротами. В целом по отрасли убытки на 01.01.2002 составили 515,8 млн. рублей.
Задолженность по заработной плате на предприятиях ЖКХ на 01.01.2002 составила 55 млн. рублей, по срокам - от 3 до 6 месяцев.
Одной из наиболее опасных тенденций сегодняшнего дня является потеря квалифицированного персонала. Текучесть кадров в 2001 году составила 55 %. Необходимость заполнения вакансии потребует дополнительных финансовых средств и времени для подготовки новых специалистов.
2.3. Система экономических взаимоотношений в жилищно-коммунальном комплексе области, её основные проблемы
Действующая система управления ЖКХ характеризуется рядом недостатков, без устранения которых невозможно вести речь о нормализации функционирования отрасли, повышении надежности и качества, а также обеспечении стабильной стоимости жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ).
Основой экономических отношений в отрасли остается система бюджетного дотирования предприятий ЖКХ.
Дотационность отрасли и отсутствие у получателей услуг возможности влиять на их количество и качество в сочетании с сохранившейся со времен административной экономики централизацией управления коммунальными предприятиями и отсутствием конкуренции являются основными причинами существующих проблем коммунального хозяйства: хронического дефицита финансирования, высокой затратности и отсутствия экономических стимулов снижения издержек, неэффективной и бесприбыльной работы предприятий жилищно-коммунального комплекса, высокого уровня потерь ресурсов. Бюджетные ограничения обусловливают отсутствие средств для модернизации и развития ЖКХ.
Система дотирования жилищно-коммунальных предприятий в отличие от прямого субсидирования малообеспеченных семей не позволяет реализовать адресность выделяемых субсидий.
Многие проблемы бюджетного финансирования жилищно-коммунального комплекса коренятся в планировании соответствующих расходов на областном и муниципальном уровне. При планировании бюджетного финансирования на очередной финансовый год не учитывается в полном объеме фактический рост тарифов на ЖКУ.
Утвержденные Правительством Российской Федерации стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг регионам не всегда являются экономически обоснованными. Главный недостаток стандартов в том, что они не связаны с тарифной политикой. При прогнозировании тарифов действующий
стандарт учитывается с учетом индекса инфляции Рост фактической стоимости ЖКУ значительно выше, чем рост инфляции, так как зависит от тарифов предприятий-монополистов.
Кроме того, при планировании бюджетных расходов не включается накопившаяся в прошлом задолженность бюджетов всех уровней за выполняемые работы и оказанные услуги.
Установленный областной уровень оплаты ЖКУ населением значительно отличается от фактических уровней, принятых в муниципальных образованиях.
В результате разницы между областным стандартом и фактическим уровнем оплаты ЖКУ источники финансирования ни в одном бюджете не предусматриваются. Выпадающие платежи (убытки предприятий ЖКХ) в 2001 году составили 156 млн. рублей.
Сравнительная диаграмма изменения стандартов
уровня платежей с 2000 по 2002 год
|
Таким образом, тарифная политика и бюджетный процесс существуют независимо друг от друга С одной стороны, муниципальные образования не пользуются тарифной политикой как инструментом оптимизации бюджетных расходов. С другой стороны, при утверждении тарифов не учитываются финансовые возможности бюджета.
Отрицательно сказывается неполная компенсация расходов, связанная с предоставлением льгот населению по предоставлению ЖКУ, которые установлены федеральным и региональным законодательством. За 2000 год задолженность бюджета по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот, составила 112,8 млн рублей, за 2001 год соответственно 153,5 млн рублей, за 1 полугодие 2002 года - 121,5млн. рублей.
Таким образом, несовершенство планирования расходов на ЖКХ приводит к разбалансированности финансовых потоков, росту задолженности и ухудшению качества предоставляемых населению услуг
В жилищной сфере не удалось в полной мере воспользоваться преимуществами конкурентных отношений в сфере управления и эксплуатации жилья, поскольку в условиях нестабильного и недостаточного финансирования оказалось невозможным добиться полноценных договорных отношений. Совмещение функций собственника жилищного фонда и хозяйственной деятельности по управлению данным фондом и его обслуживанию создает серьезный внутренний конфликт интересов, результатом которого является отсутствие стимулов для повышения эффективности управления жилищным фондом и его эксплуатации.
В результате разделения функций управления и хозяйствования в сфере ЖКХ в области создано 20 «Служб заказчика», в оперативном управлении которых находится 11 млн. кв. метров жилья (75 % всего муниципального жилищного фонда области).
Деятельность «Служб заказчика» по совершенствованию нормативно-правовой базы муниципальных образований в сфере ЖКХ, организации процесса оказания услуг потребителям и финансирования предприятий ЖКХ, контролю качества предоставляемых услуг населению позволила за 4 года получить экономический эффект в размере 26 млн. рублей.
Из-за недостаточного финансового обеспечения накапливается объем невыполненных работ по ремонту жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства, задолженность за выполненные работы и оказанные услуги составляет 1125,7 млн. рублей. Неактивно проводится работа по заключению договоров с нанимателями, владельцами, арендаторами, собственниками жилья и оснащению приборами учета воды и тепловой энергии объектов потребителей и производителей ЖКУ.
2.4. Система социальной защиты населения
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» от 24.12.92. № 4218-1 с 1993 года в России действует система социальной защиты населения при изменении уровня оплаты ЖКУ
Действующая система предоставления субсидий ставит предприятия ЖКХ в зависимость от бюджета и отрицательно влияет на их хозяйственную деятельность. Бюджет компенсировал в 2001 году лишь 43 % затрат предприятий на предоставление субсидий Предприятия недополучили 62 млн рублей финансовых средств.
Диаграмма зависимости роста убытков предприятий
ЖКХ области от повышения стандарта уровня
платежей населения
Фактически компенсировано Убытки предприятий ЖКХ от предоставления субсидий (млн рублей) |