ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 октября 2012 года N 517


О Стратегии действий в интересах детей в Калужской области на 2012-2017 годы


В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" Правительство Калужской области


  постановляет:


Одобрить Стратегию действий в интересах детей в Калужской области на 2012-2017 годы (прилагается).

Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов

Приложение
к Постановлению
Правительства Калужской области
от 10 октября 2012 года N 517

СТРАТЕГИЯ
 действий в интересах детей в Калужской области на 2012-2017 годы


Введение


Социальная политика в отношении улучшения положения детей является приоритетом государственной политики Калужской области.

Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства является реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", федеральных и региональных долгосрочных целевых программ, касающихся улучшения различных сторон жизни детей.

Осуществление на территории Калужской области мероприятий в рамках действующих долгосрочных целевых программ: "Улучшение демографической ситуации в Калужской области (2011-2015 годы)", "Семья и дети (2009-2013 годы)", "Право ребенка на семью (2010-2014 годы)", "Доступная среда в Калужской области (2011-2015 годы)", "Совершенствование организации питания, медицинского обеспечения и формирование здорового образа жизни в общеобразовательных учреждениях Калужской области на 2011-2013 годы", "Модернизация дошкольного образования Калужской области на 2011-2015 годы", "Развитие физической культуры и спорта в Калужской области на 2011-2015 годы", "Организация отдыха и оздоровления детей и подростков Калужской области в 2010-2015 годах", "Комплексная программа профилактики правонарушений в Калужской области (2010-2012 годы)", "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы", "Содействие занятости населения Калужской области на 2011-2013 годы", "Молодежь Калужской области (2010-2015 годы)" - способствует сохранению, модернизации и развитию социальной инфраструктуры для детей, которая включает государственные учреждения в сфере образования, здравоохранения, социального обслуживания, физкультуры и спорта, молодежной политики, детского творчества, досуга, отдыха и оздоровления для детей; совершенствованию региональной модели поддержки различных целевых групп семей с детьми, созданию социальных служб, акцентирующих свою работу на профилактике семейного и детского неблагополучия на ранних его этапах, сохранению и восстановлению семейного окружения для ребенка, обеспечению доступности социальных услуг для семей, проживающих в отдаленных населенных пунктах.

В Калужской области увеличился объем финансирования социальных расходов из регионального бюджета. В Калужской области приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми (выплата средств регионального материнского капитала, ежемесячная денежная выплата при рождении третьего или последующих детей, предоставление земельных участков многодетным семьям и др.). В 2011 году создан институт Уполномоченного по правам ребенка в Калужской области.

В результате принятых мер наметились положительные тенденции увеличения рождаемости, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования, повышения качества медицинской помощи детям, уменьшения числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, увеличения числа устроенных в семьи детей, увеличения количества многодетных семей и снижения количества детей и семей, оказавшихся в социально опасном положении.

Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют остроту и далеки от окончательного решения. В целях формирования единого подхода органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению принципов, целей, задач, приоритетных направлений и мер по реализации политики Калужской области в отношении улучшения положения детей обусловлена необходимость принятия стратегических управленческих решений.

Стратегия действий в интересах детей в Калужской области на 2012-2017 годы (далее - Стратегия) разработана на период до 2017 года с учетом международных правовых документов Организации Объединенных Наций, содержащих основные требования к государственной политике в отношении семьи и детей, Конституции Российской Федерации, гарантирующей государственную поддержку семьи, материнства и детства, посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Главная цель Стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики Калужской области в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.

Стратегия предусматривает следующие основные направления:

- семейная политика детствосбережения;

- доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей;

- здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни;

- равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства;

- создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия;

- дети - участники реализации Стратегии.

Стратегия является основой для разработки органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными учреждениями, институтами гражданского общества, бизнес-сообществами, гражданами и самими детьми программ, проектов, мер, направленных на улучшение положения детей.

Основные проблемы в сфере детства


Сокращение доли детей в общей численности населения.

Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка.

Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях.

Распространенность семейного неблагополучия.

Неравенство между городом и селом в отношении объема и качества доступных услуг для детей и их семей.

Значительная доля детей, нуждающихся в особой заботе государства.

Недостаточный уровень доступности социальных услуг, неблагоприятные условия социальной среды для полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов.

Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей.

Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.

Раздел I. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИИ


Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье.

Защита прав каждого ребенка. Формирование системы, обеспечивающей реагирование на нарушение прав каждого ребенка, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение.

Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. Создание условий для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.

Сбережение здоровья каждого ребенка. Принятие мер, направленных на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях.

Технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые при поддержке государства. Внедрение эффективных технологий социальной работы, предполагающих опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений.

Особое внимание уязвимым категориям детей. Особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении). Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество.

Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей. Необходимо обеспечить условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации специалистов, работающих с детьми.

Партнерство во имя ребенка. Политика в области детства должна опираться на технологии социального партнерства, общественно-профессиональную экспертизу, реализовываться с участием бизнес-сообщества с привлечением общественных организаций и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей. Необходимо принимать меры, направленные на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей.

Раздел II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ


Глава 1. СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА ДЕТСТВОСБЕРЕЖЕНИЯ

1.1. Краткий анализ ситуации


Структура численности детского населения на 1 января 2012 года составила: 0-17 лет - 163757 чел., в том числе: 0-14 лет - 135137 чел., из них: 0-4 г. - 49766 чел., 5-9 лет - 44472 чел., 10-14 лет - 40899 чел., 15-17 лет - 28620 чел.

В Калужской области численность родившихся в 2011 году составила 11028 человек и была меньше, чем в 2010 году, на 103 человека. По итогам 2011 года коэффициент рождаемости в Калужской области составил 10,9 на 1000 человек населения (2009 г. - 10,5, 2010 г. - 11,0). Повышение рождаемости в 2010 году произошло, главным образом, по вторым рождениям. За первое полугодие 2012 года численность родившихся составила 5723 человека, что больше на 683 человека, чем за аналогичный период 2011 года. Наметившийся рост числа родившихся с 2006 года не означает коренного изменения сложившихся тенденций, так как суммарный коэффициент рождаемости в области заметно ниже черты простого воспроизводства. По Калужской области этот показатель не превышает 1,4666, т.е. ниже необходимого уровня. В настоящее время сохраняется высокая численность населения области в наиболее репродуктивном возрасте 20-29 лет. Однако не может не обратить на себя внимание тот факт, что в ближайшие годы в репродуктивный возраст вступят малочисленные поколения 10-19-летних граждан.

Современное репродуктивное поведение населения ориентировано в основном на рождение двух детей. На отрицательную демографическую стратегию (планируют 1 ребенка или не планируют вообще) ориентировано менее 33% калужан. Основные препятствия к рождению желаемого числа детей в Калужской области - материальные трудности (63,5%), неуверенность в завтрашнем дне (60,6%), жилищная проблема (59,5%). Высокий уровень занятости женщин, расширение диапазона интересов и круга социального общения, стремление к финансовой независимости отодвигают рождение детей в семьях на более поздний возрастной период.

Семейная структура населения Калужской области характеризуется увеличением числа семей с двумя и более детьми, неполных семей. Доля неполных семей увеличивается вследствие роста внебрачной рождаемости.

Матери и одинокие родители, имеющие несовершеннолетних детей, испытывают сложности при трудоустройстве на достойно оплачиваемую работу. Наиболее острой для семей с детьми остается жилищная проблема.

Систематически в Калужской области проводятся мероприятия по выявлению и устройству безнадзорных несовершеннолетних. В 2011 году территориальными органами Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калужской области (далее - УМВД России по Калужской области) на районном уровне совместно с заинтересованными ведомствами выявлено 659 безнадзорных подростков (2010 г. - 993). В органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних направляется информация с предложениями по устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям среди несовершеннолетних (2011 г. - 878, 2010 г. - 813).

На начало 2012 года на учете в территориальных органах УМВД России по Калужской области в Калужской области состояло 467 родителей, не исполняющих обязанности по воспитанию детей, в текущем году дополнительно на учет поставлено 159 родителей. Силами сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних, участковыми уполномоченными полиции во взаимодействии с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с данными родителями проводилась индивидуально-профилактическая работа, направленная на предотвращение и недопущение отрицательного влияния на детей, профилактику семейного неблагополучия. Результатом проводимой работы в 2011 году является снятие с учета более 200 родителей, отрицательно влияющих на своих несовершеннолетних детей. В случаях несвоевременного выявления и неоказания эффективной профилактической помощи семьям с детьми на ранних этапах основными мерами по защите прав ребенка становятся лишение и ограничение родительских прав. За 2011 год сотрудниками территориальных органов УМВД России по Калужской области на районном уровне принято участие в подготовке 140 материалов для решения вопроса о лишении родительских прав.

Основными причинами семейного неблагополучия являются алкоголизм, пьянство, наркозависимость родителей, трансформация семейных ценностей.

1.2. Основные задачи


Сокращение бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода, активизация экономической активности малообеспеченных граждан путем трудоустройства и развития самозанятости.

Повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми.

Обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним.

Обеспечение профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, основанной на раннем выявлении проблем семьи, адресной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, приоритете воспитания ребенка в родной семье.

1.3. Первоочередные меры


Организация на межведомственной основе системы раннего выявления социального неблагополучия семей с детьми и комплексной работы с ними.

Разработка стандартов оказания социальных услуг.

Разработка и обеспечение внедрения и распространения современных технологий профилактической и реабилитационной работы с семьей и детьми.

Создание и распространение информации о правах и обязанностях ребенка, адаптированной для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей.

Кадровое, методическое, финансовое обеспечение деятельности учреждений социальной помощи семье и детям в целях предоставления качественных социальных услуг семьям и детям.

Формирование системы мониторинга и статистического учета для оценки эффективности региональной семейной и социальной политики в сфере материнства и детства.

1.4. Меры, направленные на сокращение бедности
среди семей с детьми


Первоочередная поддержка социально уязвимых, многодетных и молодых семей.

Разработка механизмов социальной поддержки семьи при рождении детей в целях обеспечения наиболее благоприятных условий жизнедеятельности семьи с несколькими детьми в решении жилищной проблемы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»