______________________________
Утратил силу на основании
Постановления Правительства Калужской области от 29 августа 2014 года N 517
______________________________
___________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства Калужской области от 12 мая 2012 года N 237;
Постановлением Правительства Калужской области от 9 июля 2013 года N 351.
___________________________________________
В целях организации комплексного подхода к процессу сбора и утилизации отходов производства и потребления для обеспечения экологической безопасности на территории Калужской области Правительство Калужской области
постановляет:
Утвердить долгосрочную целевую программу "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Калужской области на 2012-2016 годы" (прилагается).
Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов
Приложение
к Постановлению
Правительства Калужской области
от 31 октября 2011 года N 592
ПАСПОРТ
долгосрочной целевой программы "Развитие системы обращения
с отходами производства и потребления в Калужской области
на 2012-2016 годы"
1. Наименование | Долгосрочная целевая программа "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Калужской области на 2012-2016 годы" (далее - Программа) | ||||||||
2. Заказчик Программы | Министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области - заказчик-координатор Программы; министерство экономического развития Калужской области | ||||||||
3. Разработчик | Министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области | ||||||||
4. Дата принятия | Поручение Президента Российской Федерации от 29.03.2011 N Пр-781; распоряжение Губернатора Калужской области от 13.10.2011 N 102-р "О разработке долгосрочной целевой программы "Развитие системы обращения с отходами производства и | ||||||||
5. Цель и задачи | Основной целью Программы является снижение нагрузки от отходов на окружающую среду, повышение экологической безопасности населения за счет развития комплексной системы обращения с отходами, включающей их переработку и ликвидацию накопленного экологического ущерба от объектов захоронения отходов, обновление подвижного состава, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования, за счет утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств (в редакции Постановления Правительства Калужской области от 9 июля 2013 года N 351) . - формирование условий для стимулирования утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств, осуществляющих транспортное обслуживание населения автомобильным транспортом. (абзац дополнительно введен на основании Постановления Правительства Калужской области от 9 июля 2013 года N 351) | ||||||||
6. Целевые индикаторы и | Целевые индикаторы и показатели | Базовый | Значение | ||||||
Количество комплексов по сортировке и | Отсутствуют | 6 | |||||||
Количество мусоросортировочных станций | 1 | 9 | |||||||
Количество мусороперегрузочных станций | 2 | 5 | |||||||
Ликвидация накопленного экологического | Отсутствуют | 7 | |||||||
Количество оборудованных мест для | 60 | 120 | |||||||
Количество утилизированных транспортных средств | отсутствуют | 6 (планируется на конец 2013 года) | |||||||
7. Сроки и этапы | 2012-2016 годы | ||||||||
8. Перечень основных | В Программе предусмотрены мероприятия по следующим группам: (абзац дополнительно введен на основании Постановления Правительства Калужской области от 9 июля 2013 года N 351) | ||||||||
9. Объемы и источники | Источник | Сумма, | В том числе по годам (тыс. руб.) | ||||||
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | |||||
Всего, в том | 4656127 | 469882 | 1302905 | 1209340 | 1130500 | 543500 | |||
Областной бюджет | 185200 | 38400 | 38400 | 38400 | 36500 | 33500 | |||
Из них | 30000 | 0 | 0 | 0 | 16500 | 13500 | |||
Из них субсидии | 155200 | 38400 | 38400 | 38400 | 20000 | 20000 | |||
Муниципальные | 952940 | 162200 | 330940 | 275600 | 119600 | 64600 | |||
Внебюджетные | 3517987 | 269282 | 933565 | 895340 | 974400 | 445400 | |||
<*> Объемы финансовых средств, направляемые на реализацию Программы из областного бюджета, ежегодно уточняются законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. | |||||||||
10. Ожидаемые конечные | В результате реализации Программы к 2016 году предполагается построить: утилизировать 6 транспортных средств (абзац дополнительно введен на основании Постановления Правительства Калужской области от 9 июля 2013 года N 351) | ||||||||
11. Система организации | Контроль за исполнением Программы осуществляется в соответствии с Порядком принятия решения о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядком проведения и критериями оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, утвержденными постановлением Правительства Калужской области от 30.11.2007 N 315 (в ред. постановления Правительства Калужской области от 31.03.2009 N 111) |
В Калужской области сложилась неблагоприятная обстановка в сфере обращения с отходами производства и потребления. Большинство городских и районных свалок и полигонов твердых бытовых отходов (далее - ТБО) находится в неудовлетворительном состоянии.
В связи с неэффективными способами захоронения ТБО на большинстве свалок происходит их быстрое заполнение, несмотря на небольшие объемы поступающих ТБО и значительные площади, выделенные под их захоронение.
Неудовлетворительная организация сбора и вывоза отходов приводит к росту количества несанкционированных свалок и захламлению территории бесхозяйными отходами, что является мощным источником вторичного загрязнения окружающей среды. Размещаемые, как правило, в оврагах, несанкционированные свалки имеют прямую связь с водоемами, загрязняют атмосферный воздух, почву.
В районах размещения отходов происходит загрязнение всех компонентов природной среды: загрязняются и захламляются земли, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух. Образующийся в результате биохимических процессов гниения в теле полигона (свалки) биогаз загрязняет приземную атмосферу и часто является причиной возникновения взрыво- и пожароопасных ситуаций. Помимо отчуждения больших количеств земель сельскохозяйственного назначения, свалки являются источниками загрязнения окружающей среды весьма токсичными элементами. Многие токсичные вещества в составе отходов обладают кумулятивным действием, поэтому вредное воздействие размещаемых отходов на окружающую среду и, как следствие, на здоровье населения с каждым годом усиливается.
В настоящее время не менее существенный вред окружающей среде наносится выхлопными газами от автомобилей. В особенности это относится к самортизированным транспортным средствам, работающим на изношенных двигателях.
(абзац дополнительно введен на основании Постановления Правительства Калужской области от 9 июля 2013 года N 351)
Средний амортизационный износ автобусов, работающих на регулярных маршрутах, проходящих по территории Калужской области, на 1 января 2013 года составляет 65,8%. Обновление автобусного парка составляет приблизительно 8% от существующего, причем 90% всех новых автобусов принадлежит частным лицам. Автопредприятиями обновляется автобусный парк в очень ограниченном количестве. Данная проблема требует скорейшего решения, поскольку географическое положение области, нахождение ее на транзитных направлениях европейской части России (север-юго-запад и север-юг), а также непосредственное примыкание к Московскому региону сформировали высокий транспортный потенциал территории. Область обладает развитой транспортной системой. Транспортная политика Калужской области направлена на реализацию мероприятий, предусматривающих согласованное развитие всех видов транспорта общего пользования как составных частей единой транспортной системы. В условиях реформирования экономики усиливается взаимосвязь комплексного развития транспорта с другими отраслями хозяйства и социальной сферы, которая определяет требования к транспорту в отношении направлений, объемов и качества перевозок, возможные пути развития.
(абзац дополнительно введен на основании Постановления Правительства Калужской области от 9 июля 2013 года N 351)
В этой связи развитие и модернизация пассажирского транспорта являются факторами, стимулирующими социально-экономическое развитие Калужской области. Стратегией социально-экономического развития Калужской области до 2030 года, одобренной постановлением Правительства Калужской области от 29.06.2009 N 250 "О Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года" (в ред. постановления Правительства Калужской области от 13.07.2012 N 353), предусмотрено развитие сети общественного транспорта, в том числе развитие автобусного сообщения.
(абзац дополнительно введен на основании Постановления Правительства Калужской области от 9 июля 2013 года N 351)
Таким образом, с целью недопущения пагубного влияния на окружающую среду, а также сокращения выброса в нее вредных веществ Программой предусматривается замена самортизированных транспортных средств, работающих на изношенных двигателях, новыми транспортными средствами.
(абзац дополнительно введен на основании Постановления Правительства Калужской области от 9 июля 2013 года N 351)
Исходные показатели:
- площадь территории Калужской области - 2977731 гектар;
- численность населения Калужской области по состоянию на 1 января 2011 года составила 1011,6 тыс. человек, из них городского населения - 772,3 тыс. человек, сельского - 239,3 тыс. человек;
- административное деление - 316 муниципальных образований: 2 городских округа, 24 муниципальных района, 28 городских поселений, 264 сельских поселения.
По состоянию на 1 октября 2011 года в государственный реестр объектов размещения отходов производства и потребления в Калужской области включены 34 объекта, в том числе:
- 6 специализированных полигонов (хранилищ) промышленных отходов (в том числе 1-2 класса опасности);
- 28 объектов по захоронению ТБО (полигонов, свалок);
- площадь, занятая полигонами и свалками ТБО, - 140 гектаров;
- годовой объем размещения ТБО на полигонах и свалках составил: в 2007 году - 1,996 млн. куб. метров; в 2008 году - 2,16 млн. куб. метров; в 2009 году - 2,214 млн. куб. метров; в 2010 году - 2,39 млн. куб. метров.
Прогнозируемый к 2016 году объем ТБО составит более 3,5 млн. куб. метров в год.
По состоянию на 1 января 2011 года накоплено на полигонах (свалках) ТБО - 8,6 млн. тонн.
Ключевыми проблемами в обращении с ТБО в Калужской области, требующими программного решения, являются:
- отсутствие в муниципальных районах Калужской области современно оборудованных полигонов;
- окончание расчетного срока эксплуатации большинства полигонов и свалок в ближайшие 3-5 лет;
- значительный объем направляемых на захоронение бытовых отходов при низком уровне извлечения из них вторичных ресурсов;
- слабое развитие системы предприятий для переработки отходов производства и потребления при недостаточном участии в этой сфере субъектов малого предпринимательства.
Таким образом, сложившуюся в настоящее время практику обращения с ТБО в муниципальных образованиях Калужской области следует охарактеризовать как несовершенную, требующую программных плановых методов ее решения.
Прогноз развития сложившейся проблемной ситуации без использования программно-целевого метода.
На текущий момент из 28 полигонов (свалок), включенных в государственный реестр объектов размещения отходов производства и потребления:
- для планируемой сертификации аэродрома "Грабцево" требуется закрытие и рекультивация Ждамировского полигона ТБО г. Калуги;
- требуется закрытие и рекультивация по решению суда одного объекта;
- исчерпали свой ресурс, но продолжают эксплуатацию два объекта;
- исчерпают свой ресурс в 2012-2016 годах еще 16 свалок ТБО (из них два полигона ТБО - в Юхновском и Дзержинском (пос. Товарково) районах - расположены в крайне неблагоприятном с точки зрения гидрогеологии месте).
К 2016 году, с учетом имеющейся тенденции роста объемов образования ТБО ввиду предполагаемого проектами схем территориального планирования муниципальных районов и генеральных планов муниципальных образований Калужской области роста численности населения, объем образования ТБО увеличится в 1,5-2 раза.
Введение в эксплуатацию основных промышленных объектов в созданных индустриальных парках Калужской области значительно увеличит нагрузку на полигоны ТБО от отходов производства, приравненных к бытовым.
Без экстренных мер по изменению ситуации с переработкой и захоронением отходов после 2016 года сможет работать не более 10 мелких районных свалок ТБО, которые не в состоянии принять растущие объемы бытовых отходов.
Значимость проблемы и ее соответствие приоритетам и целям социально-экономического развития Калужской области.
Несмотря на незначительную долю Калужской области в суммарном объеме образования отходов производства и потребления субъектов Центрального федерального округа и развитую нормативную методическую базу, отходоперерабатывающая отрасль в Калужской области существенно отстает в развитии и не имеет положительной динамики несмотря на активную инвестиционную деятельность в регионе.
Сложившаяся в Калужской области система работы с ТБО, включающая в себя деятельность по их сбору, транспортировке, обезвреживанию, использованию и размещению, не соответствует современным требованиям. Кроме того, в Калужской области отсутствуют предприятия по переработке ТБО, слабо развита отрасль по рециклингу вторичных материальных ресурсов и производству из них конкурентоспособной товарной продукции.
Изучение проблемы в масштабах области показало, что для ее комплексного решения необходима Программа.
Основными факторами, обусловливающими программно-целевой подход в решении ключевых проблем, являются: