(в редакции Постановления Правительства Калужской области от 22.05.2012 N 255)
В целях обеспечения первичной медико-санитарной помощью жителей сельской местности в Калужской области функционируют 24 центральные районные больницы, 48 поликлиник самостоятельных и входящих в состав медицинских организаций, 3 центра здоровья в составе ЦРБ, 22 врачебные амбулатории, 13 участковых больниц, 42 офиса общей врачебной практики, 383 ФАПа (норматив 339).
Численность населения, проживающего в сельском населенном пункте | Количество сельских населенных пунктов Калужской области | Обеспеченность сельского населения учреждениями здравоохранения |
До 100 человек | 2732 (в том числе 451 пункт с численностью населения 0) | 2243, расположены в радиусе до 3-х км от ближайших ЛПУ |
От 100 до 300 человек | 270 | 383 ФАПа, 12 ВОП |
От 300 до 700 человек | 115 | |
Более 700 человек | 60 | 22 ВА, 8 ЦРБ, 30 ВОП |
Нормативы численности обслуживаемого населения | Нормативы числа учреждений | Факт, 2010 г. | Факт, 2011 г. | План, 2012 - 2013 гг. | |
Число амбулаторий | 3000 человек | 21 | 20 | 22 | 22 |
Число ОВОП | 1500 человек | 31 | 42 | 42 | 42 |
Число ФАПов | От 300 до 700 человек | 339 | 388 | 383 | 383 |
Число домовых хозяйств | Менее 100 человек | 38 | 0 | 29 | 38 |
В период с 2005 по 2010 год в рамках областной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" средства областного бюджета были направлены на укрепление первичного звена здравоохранения. В рамках этой программы проведен ремонт 36 ФАПов, поставлено медицинское оборудование в сельские лечебные учреждения, что позволило привести их в соответствие с табелем оснащения и включить в состав социокультурных центров. В рамках программы установлено 2 модуля для размещения ФАПа и завершено строительство 1 ФАПа.
ФАПы Калужской области обслуживают 13,3% населения области. Число их варьирует от 8 до 22 в районе в зависимости от численности и плотности населения, радиуса обслуживания и удаленности от ЦРБ (удаленность - до 75 км, радиус - до 31 км). Число посещений на ФАПы в 2009 г. составило 1113,3 тыс., в 2010 г. - 1042,9 тыс., в 2011 году - 991,1 тыс., в среднем 8 посещений на 1 прикрепленного жителя. С 2005 года сеть фельдшерско-акушерских пунктов приведена в соответствии с численностью обслуживаемого населения, размещение ФАПов основано на принципе обеспечения доступности населения первичной медико-санитарной помощью.
В 2011 году число ФАПов уменьшилось по сравнению с 2010 годом на 5, что связано с укрупнением ФАПов (не укомплектованных фельдшерами с численностью обслуживаемого населения менее 100 человек и радиусом обслуживания до 3 км). При этом доступность оказания медицинской помощи не ухудшилась, все укрупненные ФАПы обеспечены транспортными средствами и охвачены выездными формами работы как медицинскими учреждениями в зоне обслуживания, так и областными (специализированными) учреждениями. Проведена работа по телефонизации ФАПов и улучшению их материально-технического состояния. В 2012 году запланировано оснащение ФАПов современной аппаратурой для дистанционной передачи ЭКГ с целью ранней диагностики и своевременного проведения лечебных мероприятий при сердечно-сосудистых заболеваниях.
На территории Калужской области в 2011 году организовано 28 домовых хозяйств, на которые возложена функция оказания первой медицинской помощи (само- и взаимопомощь). Все домовые хозяйства оснащены средствами связи, перевязочными и иммобилизационными средствами для оказания первой медицинской помощи. Работники домовых хозяйств прошли обучение на базе медицинских учреждений по вопросам оказания первой помощи. В течение 2012 - 2013 гг. работа в данном направлении будет продолжена, количество домовых хозяйств увеличится до 38 (нормативные значения).
Данное направление по организации оказания первичной медико-санитарной помощи зарекомендовало себя с положительной стороны:
- сократилось необоснованное количество вызовов скорой медицинской помощи среди населения и более чем в 1,5 раза - время доезда бригады СМП;
- наиболее эффективно стала проводиться выездная и профилактическая работа на селе.
В целях доступности квалифицированной медицинской помощи сельских жителей сеть врачебных амбулаторий, которые функционируют в 10 районах области, сохранится. В 2011 году увеличилось число врачебных амбулаторий на 2 (общее количество - 22) по сравнению с 2010 годом (20). Из 16 сельских участковых больниц 1 будет закрыта в связи невозможностью модернизации материально-технической базы для реализации порядков оказания медицинской помощи и близостью других ЛПУ.
На сельские подразделения здравоохранения в рамках модернизации будут возложены дополнительные функции по медицинскому обеспечению граждан. К ним относятся совместно с органами социальной защиты патронаж маломобильных граждан, диспансеризация пациентов с хроническими заболеваниями и выполнение назначений врача, контроль приема лекарственных препаратов больных с туберкулезом, осуществление подворовых обходов, продажа лекарственных препаратов в соответствии с действующим законодательством по утвержденному перечню, проведение санитарно-гигиенической работы по формированию здорового образа жизни.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 ФЗ от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" на территории области в целях приближения лекарственной помощи населению удаленных сельских территорий организовано обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения в сельских поселениях, где отсутствуют аптечные учреждения. В ноябре 2010 года 367 ФАПов получили лицензии на фармацевтическую деятельность. Таким образом, жителям отдаленных сельских населенных пунктов организованы выписка и доставка льготных лекарственных средств медицинскими работниками ФАПов.
За последние годы в отрасли предприняты существенные меры по сохранению и развитию кадрового потенциала, повышению его профессионального уровня, оптимизации численности и состава. Проблема укомплектования медицинских учреждений, расположенных в сельской местности, решается путем установления работникам здравоохранения дополнительных мер социальной поддержки.
В целях реализации мероприятий по привлечению молодых специалистов для работы в учреждениях здравоохранения Калужской области в качестве мер социальной поддержки используются:
- выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (постановление Правительства Калужской области от 08.04.2010 N 121 (ред. от 03.06.2010) "Об утверждении Положения о порядке выплаты денежной компенсации медицинским работникам государственных учреждений здравоохранения Калужской области за наем (поднаем) жилых помещений");
- предоставление социальной выплаты для возмещения части процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам (постановление Правительства Калужской области от 08.04.2010 N 122 (ред. от 03.06.2010) "Об утверждении Порядка предоставления социальной выплаты для возмещения части процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам, привлеченным медицинскими работниками государственных учреждений здравоохранения, расположенных на территории Калужской области");
- выплаты молодым специалистам в первые три года работы (Закон Калужской области от 04.02.2005 N 25-ОЗ (ред. от 01.11.2008) "О молодом специалисте в Калужской области" (принят постановлением Законодательного Собрания Калужской области от 27.01.2005 N 56);
- выплаты специалистам, работающим в сельской местности (постановление Правительства Калужской области N 213 от 12.08.2003 (ред. от 25.10.2004) "Об установлении доплаты гражданам, работающим в лечебно-профилактических учреждениях муниципальных образований, расположенных в сельской местности");
- выплата в размере 1 млн. рублей молодым специалистам, прибывшим в сельскую местность (постановление от 13.02.2012 N 70 "О единовременной компенсационной выплате медицинским работникам, прибывшим на работу в сельскую местность в 2011 - 2012 годах");
- оплата за обучение (постановление Правительства Калужской области от 19.03.2012 N 123 "Об установлении денежных выплат студентам очной формы обучения образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающимся по договорам целевой контрактной подготовки, заключенным до 31 декабря 2011 года с муниципальными учреждениями здравоохранения");
- производится оплата за обучение при получении второй специальности (обязательства закреплены в коллективных договорах);
- установлены персональные надбавки к заработной плате отдельных категорий медицинских работников (нормативные акты, приняты в муниципальных образованиях области);