1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом
В Калужской области семейная политика является одним из приоритетных направлений социальной политики, основанной на принципах признания ценности семьи, ее всемерной поддержки и сохранении достигнутых социальных гарантий. Начиная с 1994 года, реализация семейной политики основывается на осуществлении комплекса мер, предусмотренных областными целевыми программами «Детство», «Семья и дети (2001-2003 годы)», «Семья и дети (2004-2006 годы)», «Семья и дети (2007-2009 годы)» в совокупности с действующей в Калужской области системой мер поддержки семьи, материнства и детства.
За годы реализации программы «Семья и дети (2007-2009 годы)» на 25 % увеличилось количество семей, получивших различные виды социальных услуг и адресной социальной поддержки, сформировалась система учреждений социального обслуживания семьи и детей, что позволило повысить доступность услуг семьям с детьми, особенно в сельских районах, наметилась устойчивая тенденция к сокращению в регионе количества беспризорных и безнадзорных детей (в 2003 году удельный вес безнадзорных детей от общего числа детского населения составлял 3,4 %; в 2008 году - 2,6 %).
Благодаря реализации программных мероприятий сделан серьезный шаг по преодолению межведомственных барьеров при решении вопросов, касающихся улучшения положения детей-инвалидов. Для комплексной работы с детьми-инвалидами создано два реабилитационных центра (г. Калуга, г. Обнинск), которые оснащены современным оборудованием. Значительно увеличился удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги (2003 год - 25 %; 2008 год - 42 %). В целом по области количество детей-инвалидов уменьшилось с 3625 человек по состоянию на начало 2004 года до 2555 человек по состоянию на 1 января 2009 года.
В рамках реализации программных мероприятий осуществляются меры, направленные на пропаганду здоровой семьи, поощрение многодетных родителей за достойное воспитание детей, оказывается помощь одаренным детям.
Большую поддержку населения получили такие социально значимые мероприятия, ставшие традиционными, как День семьи, День матери, областной фестиваль-конкурс «Семья года».
За годы реализации программ сложился определенный порядок взаимодействия Правительства Калужской области с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по привлечению федеральных средств на реализацию мероприятий программ.
В рамках федеральной целевой программы «Дети России» для учреждений социального обслуживания семьи и детей Калужской области ежегодно поступает автотранспорт и оборудование, выделяются санаторно-курортные путевки для оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Всего за 2007-2008 годы в рамках реализации областной целевой программы «Семья и дети (2007-2009 годы)» привлечено свыше 17 млн. рублей из средств федерального бюджета.
Вместе с тем необходимо отметить, что в течение последних лет наблюдается тенденция ослабления семейных связей, падения авторитета родителей и семьи в подростковой среде. Растет количество так называемых «гражданских браков», остается значительным число разводов. В области имеются семьи, в которых родители не могут создать необходимые условия для воспитания детей. Вызывает тревогу состояние здоровья молодых людей, которые в ближайшем будущем станут родителями. Существует проблема распространения пивного алкоголизма среди подростков. Остается сложной ситуация в семьях, где родители злоупотребляют спиртными напитками, не устранена проблема с выплатой отдельными родителями алиментов, они скрывают свои доходы и имущественное положение, в результате чего страдают дети.
На учете в органах социальной защиты населения Калужской области на 01.01.2009 состоят свыше 19 тысяч неполных семей, в которых проживают 23,9 тыс. детей (в том числе 9,8 тыс. семей одиноких матерей, воспитывающих почти 11,0 тыс. детей); в 2,4 тыс. семей воспитываются 2,5 тыс. детей-инвалидов; в 4,1 тыс. многодетных семей воспитываются 14,1 тыс. детей; на особом контроле - 2,4 тыс. семей, находящихся в социально опасном положении, в которых проживают 4,4 тыс. детей.
Остается высоким уровень противоправных действий в отношении детей, только за 2008 год против детей Калужской области совершено 968 преступлений, из них 30 % связаны с насилием, жестокостью, побоями детей. Значительное число семей с детьми, в основном с тремя и более, имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.
Отсутствие эффективных мер по противодействию вышеназванным негативным явлениям может привести к утрате достигнутых к настоящему времени некоторых положительных результатов и дальнейшему росту детского и семейного неблагополучия, безнадзорности детей.
В условиях разграничения полномочий между уровнями власти отдельные, не скоординированные меры семейной политики не смогут обеспечить эффективность принимаемых в регионе мер социальной поддержки семей с детьми, обеспечить полноценную защиту прав и интересов детей. Решение проблем семейной политики программным методом позволит переходить от политики выживания, проводимой в переходный период развития экономики, к политике семейного благополучия, экономической устойчивости семей, обеспечению им соответствующих современным стандартам качества и уровня жизни.
Приоритетность решаемой проблемы неоднократно обозначалась в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. В выступлении Президента Российской Федерации Д.А. Медведева 16 марта 2009 года на совещании по вопросам борьбы с преступлениями против детей еще раз сказано о необходимости совершенствования работы с неблагополучными семьями, в том числе о деятельности социальных учреждений, отвечающих за взаимодействие с неблагополучными семьями.
Практика реализации предыдущих целевых программ показала, что они являются эффективным инструментом комплексного решения на региональном уровне проблем семейной политики.
В связи с изложенным становится очевидной необходимость принятия новой долгосрочной целевой программы Калужской области «Семья и дети» на период" 2009-2013 годов, предусматривающей комплекс скоординированных общегосударственных и региональных мер социального, правового и организационного характера.