Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 августа 2009 года N 309


Об утверждении долгосрочной целевой программы
«Поддержка одаренных детей Калужской области и их наставников на 2010-2015 годы»

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Калужской области от 14.02.2014 N 102, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликовано в сетевом издании "Сайт "Газеты Калужской области "Весть" http://www.vest-news.ru - 17.02.2014).
____________________________________________________________________

(с изменениями на 15 января 2014 года)

__________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства Калужской области от 18 мая 2010 года N 185;
Постановлением Правительства Калужской области от 24 ноября 2010 года N 469;
Постановлением Правительства Калужской области от 9 февраля 2011 года N 56;
Постановлением Правительства Калужской области от 16 мая 2011 года N 268;
Постановлением Правительства Калужской области от 18 июля 2011 года N 385;
Постановлением Правительства Калужской области от 25 ноября 2011 года N 625;
Постановлением Правительства Калужской области от 9 февраля 2012 года N 58;
Постановлением Правительства Калужской области от 20 апреля 2012 года N 197;
Постановлением Правительства Калужской области от 29 июня 2012 года N 327;
Постановлением Правительства Калужской области от 29 ноября 2012 года N 597;
Постановлением Правительства Калужской области от 21 февраля 2013 года N 90;
Постановлением Правительства Калужской области от 15 июля 2013 года N 361;
Постановлением Правительства Калужской области от 19 ноября 2013 года N 615;

 Постановлением Правительства Калужской области от 15 января 2014 года N 12

__________________________________________               


В целях создания условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей, приумножения творческого потенциала Калужской области Правительство Калужской области


  постановляет:


Утвердить долгосрочную целевую программу «Поддержка одаренных детей Калужской области и их наставников на 2010-2015 годы».


Губернатор Калужской области
 А.Д.Артамонов


Утверждена
постановлением Правительства
Калужской области
от 03 августа 2009 года N 309

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ И ИХ НАСТАВНИКОВ НА 2010-2015 ГОДЫ»

Паспорт долгосрочной целевой программы
«Поддержка одаренных детей Калужской области и их наставников на 2010-2015 годы»

1. Наименование

«Поддержка одаренных детей Калужской области и их наставников на 2010-2015 годы» (далее - Программа)

2. Заказчик Программы

Министерство образования и науки Калужской области

3. Разработчик Программы

Министерство образования и науки Калужской области

4. Дата принятия решения о разработке

12 января 2009 года
План мероприятий по реализации в Калужской области основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 года, утвержденный Губернатором Калужской области

5. Цель и задачи Программы

Цель программы - создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей.
Задачи Программы:
1. Создать механизм адресной поддержки одаренных детей по результатам достижений, грантовой поддержки одаренных детей.
2. Создать механизм адресной поддержки педагогов, работающих с одаренными детьми.
3. Создать службу психологической, методической и информационной помощи родителям.
4. Повысить эффективность работы образовательных учреждений путем внедрения инновационных образовательных программ обучения, переподготовки преподавательского состава.

6. Целевые индикаторы и показатели

Целевыми индикаторами и показателями являются:
1. Доля детей, включенных в государственную систему выявления, развития и поддержки одаренных детей, в общей численности школьников Калужской области.
2. Количество одаренных детей школьного возраста - победителей всероссийских конкурсов, соревнований, олимпиад, конференций, чтений, турниров интеллектуальной и творческой направленности.
3. Количество педагогов, внедряющих инновационные технологии, применяемые в работе с одаренными детьми.
4. Количество педагогов, получивших поддержку по результатам участия их воспитанников в олимпиадах, конкурсах, мероприятиях интеллектуальной и творческой направленности регионального и федерального уровней.
5. Количество образовательных учреждений, предоставляющих услугу по работе с одаренными детьми.
6. Количество подготовленных методических пособий, сборников, информационных буклетов, видеоматериалов.

7. Сроки и этапы реализации

Срок реализации программы: 2010-2015 гг.

8. Перечень основных мероприятий

Мероприятия Программы включают в себя:
1. Создание социально-образовательных условий, гарантирующих реализацию творческого потенциала детей области на основе свободного выбора образовательных программ. Действия в этом направлении должны включать раннее распознавание способностей ребенка для создания ему оптимальных условий обучения и развития.
2. Поддержка деятельности одаренных детей, преподавателей и образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми, оказание информационной, психологической и методической помощи родителям.

9. Объемы      
финансирования

  Источники   
финансирования

       Объемы финансирования (тыс. руб.)       

 Всего

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Областной     
бюджет        

5948,65

3221,65

2955,0

10000,0

12573,0

12433,0

47131,3

(пункт 9 в редакции Постановления Правительства Калужской области от 21 февраля 2013 года N 90)

10. Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий Программы позволит:
- сформировать механизм выявления и поддержки одаренных детей;
- оказать адресную поддержку одаренным детям по результатам достижений, грантовую поддержку;
- повысить эффективность работы учреждений путем внедрения инновационных образовательных программ обучения, переподготовки преподавательского состава, работающего с одаренными детьми;
- обеспечить рост инвестиционной привлекательности региона за счет увеличения количества детей - лауреатов международных и всероссийских конкурсов, фестивалей и олимпиад;
- обеспечить ежегодную выплату денежных вознаграждений одаренным детям за успехи в области образовательной деятельности;
- обеспечить ежегодную поддержку участия одаренных детей во всероссийских, международных конкурсах, фестивалях и олимпиадах;
- обеспечить ежегодную поддержку повышения квалификации преподавателей, работающих с одаренными детьми;
- обеспечить ежегодную финансовую поддержку преподавателей по результатам достижений учащихся (участия учеников в конкурсах и фестивалях);
- обеспечить ежегодное проведение мастер-классов для учащихся и преподавателей;
- создать банк данных одаренных детей региона;
- создать систему широкого освещения проблем и направлений работы с одаренными детьми, в том числе в средствах массовой информации.

11. Система организации контроля за исполнением

Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 30.11.2007 № 315 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета» (в ред. постановления Правительства Калужской области от 31.03.2009 № 111).



1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом

Законодательством Российской Федерации регламентируются направления развития системы образования по поиску и поддержке одаренных детей, предусматривается реализация системы мер по созданию благоприятных условий для их развития и обучения. Процесс выявления, обучения и развития одаренных и талантливых детей составляет одну из важнейших задач современного образования.

Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: осознанием обществом человеческого потенциала как важнейшей предпосылки и основного ресурса своего развития; ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий; требованиями социума к профессиональной деятельности личности, которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высоко образованной. Особое место в деле формирования такой личности занимает психолого-педагогическая работа с одаренными детьми.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, обозначены приоритетные направления государственной политики, направленные на улучшение положения обучающихся и педагогов.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 года провозглашена образовательная инициатива «Наша новая школа», одним из ключевых направлений которой является система поддержки талантливых детей. В данном направлении определена задача, смысл которой заключается в предоставлении одаренному ребенку возможности раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Для решения этой задачи должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Проблемы детской одаренности и ее развития решаются на разных уровнях. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 № 172 утверждена федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 годы, составной частью которой является подпрограмма «Одаренные дети». Указанная подпрограмма предусматривает реализацию системы мер по созданию благоприятных условий для развития и обучения одаренных детей, что позволит им самореализоваться и использовать творческие возможности и уникальные результаты собственной деятельности.

В Калужской области функционирует 406 муниципальных общеобразовательных учреждений, в которых обучается около 83 тысяч детей. Среди общеобразовательных учреждений области можно выделить учреждения, реализующие общеобразовательные программы повышенного уровня сложности: 6 лицеев, 5 гимназий. 7 школ с углубленным изучением отдельных предметов.

Кроме того, в области развита сеть детских музыкальных школ, школ искусств, хоровых и художественных школ, детских юношеских спортивных школ, являющихся базовыми, которые не только выполняют функции образования и воспитания детей, но и обеспечивают возможность выявления таланта и одаренности, а также создания условий для их профессионального становления.

Ежегодно около 10 тысяч детей области принимают участие в региональных конкурсах, олимпиадах и фестивалях, из них около 200 человек являются победителями и призерами всероссийских и международных конкурсов, получают премии по поддержке талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Однако для Калужской области с ее инвестиционным потенциалом этого недостаточно.

В рамках областной целевой программы «Комплексная программа развития системы образования Калужской области в 2006-2010 гг.», утвержденной Законом Калужской области от 27.06.2005 № 91-ОЗ, осуществляются мероприятия по выявлению одаренных детей во время их участия в конкурсах, конференциях, чтениях, олимпиадах и иных мероприятиях. На региональном уровне создан механизм поиска неординарно мыслящих учащихся в области предметных и надпредметных знаний, одаренных детей в области спорта, культуры и искусства. Расширилась сеть учреждений дополнительного образования, участвующих в творческих проектах с привлечением большего числа участников.

В настоящее время из 478 образовательных учреждений Калужской области 103 образовательных учреждения предоставляют услугу по работе с одаренными детьми. В 2009 году из 83 тысяч школьников Калужской области 10 тысяч детей были включены в государственную систему выявления, развития и поддержки одаренных детей.

Из областного бюджета осуществляется финансирование мероприятий по поддержке талантливой молодежи. Одаренной молодежи области ежегодно выплачиваются премии и стипендии на сумму 1 144 920 рублей. На проведение областных олимпиад, а также на участие во всероссийских предметных олимпиадах из средств областного бюджета ежегодно выделяется 2 197 840 рублей.

Поддержка педагогов осуществляется посредством премирования за подготовку победителей и призеров мероприятий федерального уровня, за победу в фестивалях, научных чтениях, конференциях и конкурсах профессионального мастерства. На данные мероприятия в областном бюджете ежегодно выделяется 2 437 790 рублей. В 2009 году из 525 педагогов 246 получили поддержку по результатам участия их воспитанников в олимпиадах, конкурсах, мероприятиях интеллектуальной и творческой направленности регионального и федерального уровней.

Для учителей, желающих продолжить обучение в аспирантуре, проводится конкурсный целевой набор. На реализацию данного направления из областного бюджета ежегодно направляется 337 500 рублей.

Несмотря на достигнутые в предыдущие годы результаты, в деятельности по поддержке и сопровождению одаренных детей Калужской области и их наставников остается много проблем, которые требуют решения на областном уровне программным методом.

Анализ состояния проводимой в Калужской области работы с одаренными детьми и результаты, которые получены в этом направлении в последние годы, позволили определить ряд проблемных вопросов:

- при наличии перечня мероприятий по поиску одаренных детей и их финансовой поддержке отсутствует системный подход;

- при наличии муниципальных программ поддержки талантливых обучающихся отсутствует межведомственное взаимодействие по вопросам поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей;

- при наличии программ повышения квалификации педагогов, одним из модулей в которых обозначена работа с одаренными детьми и решение задач повышенного уровня сложности, отсутствует система подготовки преподавателей для работы с одаренными детьми;

- при наличии в школах компьютерного и учебно-наглядного оборудования, технических средств обучения сохраняется недостаток необходимого специального оборудования и техники для поддержания мотивации к обучению;

- при наличии мероприятий по стимулированию педагогов к работе с одаренными детьми по результатам их достижений сохраняется несовершенство мер стимулирования педагогов, постоянно работающих с одаренными детьми;

- при наличии вариативных программ обучения ощутим недостаток в инновационных программах, вводимых в систему обучения детей, позволяющих выявлять одаренность в разных сферах урочной и внеурочной деятельности на разных уровнях обучения;

- при наличии множества диагностических материалов по выявлению одаренности отсутствует пакет психолого-педагогических, социальных методик по диагностированию состояния и динамики развития одаренных детей;

- при возможности системной работы с родителями одаренных детей существует слабая информированность родителей в вопросах выявления способностей ребенка и их реализации.

Инновационный характер разрабатываемой Программы позволит:

- организовать научно-исследовательскую, творческую работу, основное предназначение которой заключается в опережающем научном прогнозировании и обеспечении путей решения проблем поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей Калужской области и их наставников;

- разработать в рамках бюджетного финансирования научно и экономически обоснованные программные меры, направленные на повышение эффективности управления Программой;

- повысить уровень ресурсного обеспечения Программы, информационное, техническое, нормативно-методическое и правовое обеспечение управления в системе выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей Калужской области и их наставников.

Для реализации мероприятий программы будет создан механизм поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей Калужской области и их наставников, организационный механизм форм взаимодействия исполнителей Программы.

2 . Цели и задачи Программы


Основной целью Программы является создание системы выявления, развития, поддержки и сопровождения одаренных детей и их наставников.

Основные задачи, которые необходимо решить для достижения цели в ходе реализации данной программы:

1. Создать механизм адресной поддержки одаренных детей по результатам достижений, грантовой поддержки одаренных детей.

2. Создать механизм адресной поддержки педагогов, работающих с одаренными детьми.

3. Создать службу психологической, методической и информационной помощи родителям.

Степень достижения цели и задач Программы будет определяться на основе следующих целевых показателей:

Наименование показателя

Единицы измерения

Базовый показатель (по состоянию на 2009 год)

2010
год

2011
год

2012
год

2013
год

2014
год

2015
год

Доля детей, включенных в государственную систему выявления, развития и поддержки одаренных детей, в общей численности школьников Калужской области

%

12

12

14

16

18

20

22

Количество одаренных детей школьного возраста - победителей всероссийских конкурсов, соревнований, олимпиад, конференций, чтений, турниров интеллектуальной и творческой направленности

чел.

150

155

160

165

170

175

180

Количество педагогов, внедряющих инновационные технологии, применяемые в работе с одаренными детьми

чел.

823

900

950

1000

1050

1100

1150

Количество педагогов, получивших поддержку по результатам участия их воспитанников в олимпиадах, конкурсах, мероприятиях интеллектуальной и творческой направленности регионального и федерального уровней

%

2,1

2,4

2,7

3,0

3,3

3,6

4,0

Количество образовательных учреждений, предоставляющих услугу по работе с одаренными детьми

учреждения

103

113

123

134

144

155

165

Количество подготовленных методических пособий, сборников, информационных буклетов, видеоматериалов

экземпляры

0

0

0

1500

3000

4500

6000

Доля победителей и призеров от общей        
численности школьников Калужской области,   
участвовавших в заключительном и         
международном этапах всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам                

(строка дополнительно введена на основании Постановления Правительства Калужской области от 21 февраля 2013 года N 90)     

%         

         -

   -

   -

   -

 28  

 30  

 32  

Доля педагогов, проводящих научные       
исследования и разработку программ педагогического и психологического       
сопровождения одаренных детей                    

(строка дополнительно введена на основании Постановления Правительства Калужской области от 21 февраля 2013 года N 90)          

%         

         -

   -

   -

   -

 0,3

 1,6

3,5

Доля одаренных детей, имеющих возможность
получать дополнительные образовательные услуги в специализированных классах, профильных лагерных сменах, в том числе с использованием дистанционных            
образовательных технологий                    

(строка дополнительно введена на основании Постановления Правительства Калужской области от 21 февраля 2013 года N 90)     

%         

         -

   -

   -

   -

 0,8

 1,5

   2  

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»