____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Калужской области от 14.02.2014 N 102, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликовано в сетевом издании "Сайт "Газеты Калужской области "Весть" http://www.vest-news.ru - 17.02.2014).
____________________________________________________________________
(с изменениями на 15 января 2014 года)
__________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства Калужской области от 18 мая 2010 года N 185;
Постановлением Правительства Калужской области от 24 ноября 2010 года N 469;
Постановлением Правительства Калужской области от 9 февраля 2011 года N 56;
Постановлением Правительства Калужской области от 16 мая 2011 года N 268;
Постановлением Правительства Калужской области от 18 июля 2011 года N 385;
Постановлением Правительства Калужской области от 25 ноября 2011 года N 625;
Постановлением Правительства Калужской области от 9 февраля 2012 года N 58;
Постановлением Правительства Калужской области от 20 апреля 2012 года N 197;
Постановлением Правительства Калужской области от 29 июня 2012 года N 327;
Постановлением Правительства Калужской области от 29 ноября 2012 года N 597;
Постановлением Правительства Калужской области от 21 февраля 2013 года N 90;
Постановлением Правительства Калужской области от 15 июля 2013 года N 361;
Постановлением Правительства Калужской области от 19 ноября 2013 года N 615;
Постановлением Правительства Калужской области от 15 января 2014 года N 12
__________________________________________
В целях создания условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей, приумножения творческого потенциала Калужской области Правительство Калужской области
постановляет:
Утвердить долгосрочную целевую программу «Поддержка одаренных детей Калужской области и их наставников на 2010-2015 годы».
Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов
Утверждена
постановлением Правительства
Калужской области
от 03 августа 2009 года N 309
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ И ИХ НАСТАВНИКОВ НА 2010-2015 ГОДЫ»
Паспорт долгосрочной целевой программы
«Поддержка одаренных детей Калужской области и их наставников на 2010-2015 годы»
1. Наименование | «Поддержка одаренных детей Калужской области и их наставников на 2010-2015 годы» (далее - Программа) | |||||||
2. Заказчик Программы | Министерство образования и науки Калужской области | |||||||
3. Разработчик Программы | Министерство образования и науки Калужской области | |||||||
4. Дата принятия решения о разработке | 12 января 2009 года | |||||||
5. Цель и задачи Программы | Цель программы - создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей. | |||||||
6. Целевые индикаторы и показатели | Целевыми индикаторами и показателями являются: | |||||||
7. Сроки и этапы реализации | Срок реализации программы: 2010-2015 гг. | |||||||
8. Перечень основных мероприятий | Мероприятия Программы включают в себя: | |||||||
9. Объемы | Источники | Объемы финансирования (тыс. руб.) | Всего | |||||
2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | |||
Областной | 5948,65 | 3221,65 | 2955,0 | 10000,0 | 12573,0 | 12433,0 | 47131,3 | |
(пункт 9 в редакции Постановления Правительства Калужской области от 21 февраля 2013 года N 90) | ||||||||
10. Ожидаемые результаты | Реализация мероприятий Программы позволит: | |||||||
11. Система организации контроля за исполнением | Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 30.11.2007 № 315 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета» (в ред. постановления Правительства Калужской области от 31.03.2009 № 111). |
Законодательством Российской Федерации регламентируются направления развития системы образования по поиску и поддержке одаренных детей, предусматривается реализация системы мер по созданию благоприятных условий для их развития и обучения. Процесс выявления, обучения и развития одаренных и талантливых детей составляет одну из важнейших задач современного образования.
Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: осознанием обществом человеческого потенциала как важнейшей предпосылки и основного ресурса своего развития; ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий; требованиями социума к профессиональной деятельности личности, которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высоко образованной. Особое место в деле формирования такой личности занимает психолого-педагогическая работа с одаренными детьми.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, обозначены приоритетные направления государственной политики, направленные на улучшение положения обучающихся и педагогов.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 года провозглашена образовательная инициатива «Наша новая школа», одним из ключевых направлений которой является система поддержки талантливых детей. В данном направлении определена задача, смысл которой заключается в предоставлении одаренному ребенку возможности раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Для решения этой задачи должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Проблемы детской одаренности и ее развития решаются на разных уровнях. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 № 172 утверждена федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 годы, составной частью которой является подпрограмма «Одаренные дети». Указанная подпрограмма предусматривает реализацию системы мер по созданию благоприятных условий для развития и обучения одаренных детей, что позволит им самореализоваться и использовать творческие возможности и уникальные результаты собственной деятельности.
В Калужской области функционирует 406 муниципальных общеобразовательных учреждений, в которых обучается около 83 тысяч детей. Среди общеобразовательных учреждений области можно выделить учреждения, реализующие общеобразовательные программы повышенного уровня сложности: 6 лицеев, 5 гимназий. 7 школ с углубленным изучением отдельных предметов.
Кроме того, в области развита сеть детских музыкальных школ, школ искусств, хоровых и художественных школ, детских юношеских спортивных школ, являющихся базовыми, которые не только выполняют функции образования и воспитания детей, но и обеспечивают возможность выявления таланта и одаренности, а также создания условий для их профессионального становления.
Ежегодно около 10 тысяч детей области принимают участие в региональных конкурсах, олимпиадах и фестивалях, из них около 200 человек являются победителями и призерами всероссийских и международных конкурсов, получают премии по поддержке талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Однако для Калужской области с ее инвестиционным потенциалом этого недостаточно.
В рамках областной целевой программы «Комплексная программа развития системы образования Калужской области в 2006-2010 гг.», утвержденной Законом Калужской области от 27.06.2005 № 91-ОЗ, осуществляются мероприятия по выявлению одаренных детей во время их участия в конкурсах, конференциях, чтениях, олимпиадах и иных мероприятиях. На региональном уровне создан механизм поиска неординарно мыслящих учащихся в области предметных и надпредметных знаний, одаренных детей в области спорта, культуры и искусства. Расширилась сеть учреждений дополнительного образования, участвующих в творческих проектах с привлечением большего числа участников.
В настоящее время из 478 образовательных учреждений Калужской области 103 образовательных учреждения предоставляют услугу по работе с одаренными детьми. В 2009 году из 83 тысяч школьников Калужской области 10 тысяч детей были включены в государственную систему выявления, развития и поддержки одаренных детей.
Из областного бюджета осуществляется финансирование мероприятий по поддержке талантливой молодежи. Одаренной молодежи области ежегодно выплачиваются премии и стипендии на сумму 1 144 920 рублей. На проведение областных олимпиад, а также на участие во всероссийских предметных олимпиадах из средств областного бюджета ежегодно выделяется 2 197 840 рублей.
Поддержка педагогов осуществляется посредством премирования за подготовку победителей и призеров мероприятий федерального уровня, за победу в фестивалях, научных чтениях, конференциях и конкурсах профессионального мастерства. На данные мероприятия в областном бюджете ежегодно выделяется 2 437 790 рублей. В 2009 году из 525 педагогов 246 получили поддержку по результатам участия их воспитанников в олимпиадах, конкурсах, мероприятиях интеллектуальной и творческой направленности регионального и федерального уровней.
Для учителей, желающих продолжить обучение в аспирантуре, проводится конкурсный целевой набор. На реализацию данного направления из областного бюджета ежегодно направляется 337 500 рублей.
Несмотря на достигнутые в предыдущие годы результаты, в деятельности по поддержке и сопровождению одаренных детей Калужской области и их наставников остается много проблем, которые требуют решения на областном уровне программным методом.
Анализ состояния проводимой в Калужской области работы с одаренными детьми и результаты, которые получены в этом направлении в последние годы, позволили определить ряд проблемных вопросов:
- при наличии перечня мероприятий по поиску одаренных детей и их финансовой поддержке отсутствует системный подход;
- при наличии муниципальных программ поддержки талантливых обучающихся отсутствует межведомственное взаимодействие по вопросам поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей;
- при наличии программ повышения квалификации педагогов, одним из модулей в которых обозначена работа с одаренными детьми и решение задач повышенного уровня сложности, отсутствует система подготовки преподавателей для работы с одаренными детьми;
- при наличии в школах компьютерного и учебно-наглядного оборудования, технических средств обучения сохраняется недостаток необходимого специального оборудования и техники для поддержания мотивации к обучению;
- при наличии мероприятий по стимулированию педагогов к работе с одаренными детьми по результатам их достижений сохраняется несовершенство мер стимулирования педагогов, постоянно работающих с одаренными детьми;
- при наличии вариативных программ обучения ощутим недостаток в инновационных программах, вводимых в систему обучения детей, позволяющих выявлять одаренность в разных сферах урочной и внеурочной деятельности на разных уровнях обучения;
- при наличии множества диагностических материалов по выявлению одаренности отсутствует пакет психолого-педагогических, социальных методик по диагностированию состояния и динамики развития одаренных детей;
- при возможности системной работы с родителями одаренных детей существует слабая информированность родителей в вопросах выявления способностей ребенка и их реализации.
Инновационный характер разрабатываемой Программы позволит:
- организовать научно-исследовательскую, творческую работу, основное предназначение которой заключается в опережающем научном прогнозировании и обеспечении путей решения проблем поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей Калужской области и их наставников;
- разработать в рамках бюджетного финансирования научно и экономически обоснованные программные меры, направленные на повышение эффективности управления Программой;
- повысить уровень ресурсного обеспечения Программы, информационное, техническое, нормативно-методическое и правовое обеспечение управления в системе выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей Калужской области и их наставников.
Для реализации мероприятий программы будет создан механизм поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей Калужской области и их наставников, организационный механизм форм взаимодействия исполнителей Программы.
Основной целью Программы является создание системы выявления, развития, поддержки и сопровождения одаренных детей и их наставников.
Основные задачи, которые необходимо решить для достижения цели в ходе реализации данной программы:
1. Создать механизм адресной поддержки одаренных детей по результатам достижений, грантовой поддержки одаренных детей.
2. Создать механизм адресной поддержки педагогов, работающих с одаренными детьми.
3. Создать службу психологической, методической и информационной помощи родителям.
Степень достижения цели и задач Программы будет определяться на основе следующих целевых показателей:
Наименование показателя | Единицы измерения | Базовый показатель (по состоянию на 2009 год) | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
Доля детей, включенных в государственную систему выявления, развития и поддержки одаренных детей, в общей численности школьников Калужской области | % | 12 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 | 22 |
Количество одаренных детей школьного возраста - победителей всероссийских конкурсов, соревнований, олимпиад, конференций, чтений, турниров интеллектуальной и творческой направленности | чел. | 150 | 155 | 160 | 165 | 170 | 175 | 180 |
Количество педагогов, внедряющих инновационные технологии, применяемые в работе с одаренными детьми | чел. | 823 | 900 | 950 | 1000 | 1050 | 1100 | 1150 |
Количество педагогов, получивших поддержку по результатам участия их воспитанников в олимпиадах, конкурсах, мероприятиях интеллектуальной и творческой направленности регионального и федерального уровней | % | 2,1 | 2,4 | 2,7 | 3,0 | 3,3 | 3,6 | 4,0 |
Количество образовательных учреждений, предоставляющих услугу по работе с одаренными детьми | учреждения | 103 | 113 | 123 | 134 | 144 | 155 | 165 |
Количество подготовленных методических пособий, сборников, информационных буклетов, видеоматериалов | экземпляры | 0 | 0 | 0 | 1500 | 3000 | 4500 | 6000 |
Доля победителей и призеров от общей (строка дополнительно введена на основании Постановления Правительства Калужской области от 21 февраля 2013 года N 90) | % | - | - | - | - | 28 | 30 | 32 |
Доля педагогов, проводящих научные (строка дополнительно введена на основании Постановления Правительства Калужской области от 21 февраля 2013 года N 90) | % | - | - | - | - | 0,3 | 1,6 | 3,5 |
Доля одаренных детей, имеющих возможность (строка дополнительно введена на основании Постановления Правительства Калужской области от 21 февраля 2013 года N 90) | % | - | - | - | - | 0,8 | 1,5 | 2 |